Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Карнасевич Ю.А.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Мосоян А.С.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Толмачев И.А.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Соколова О.В.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России;
ФБГОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Фандеева О.М.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Судебно-медицинская школа профессора В.Л. Попова

Авторы:

Карнасевич Ю.А., Мосоян А.С., Толмачев И.А., Соколова О.В., Фандеева О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 480

Загрузок: 20


Как цитировать:

Карнасевич Ю.А., Мосоян А.С., Толмачев И.А., Соколова О.В., Фандеева О.М. Судебно-медицинская школа профессора В.Л. Попова. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(2):11‑14.
Karnasevich YuA, Mosoyan AS, Tolmachev IA, Sokolova OV, Fandeeva OM. Forensic school of professor V.L. Popov. Forensic Medical Expertise. 2023;66(2):11‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20236602111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Об учи­те­ле (на­уч­ное су­деб­но-ме­ди­цин­ское нас­ле­дие про­фес­со­ра М.И. Ав­де­ева). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):7-10

Фактически отсутствует четкое и однозначное определение понятия «научная школа». В то же время оно нередко употребляется в научной среде. В статье изложено авторское понимание этой дефиниции применительно к оценке более чем полувековой педагогической и научно-исследовательской деятельности профессора Вячеслава Леонидовича Попова.

На первый взгляд, научная школа — это научный руководитель и ряд специалистов, выполнивших и выполняющих научные исследования под его руководством. Однако, если ненадолго задуматься, это — итог, результат определенной целенаправленной многосторонней деятельности. Попробуем проследить типовую хронологию событий.

Все, как нам кажется, начинается со студенческой скамьи.

При всем многообразии медицинских дисциплин к IV—V курсу студенты определяются в своих специальных и клинических предпочтениях. К этому времени уже сформированы основы клинического компонента врачебного мышления.

С этим багажом на V курсе студенты приходят на кафедру судебной медицины, где им начинают прививать основы медицинского экспертного мышления, представления о социально-правовых аспектах в постдипломной деятельности врача.

Приступая к лекционным и практическим занятиям, профессорско-преподавательский состав кафедр судебной медицины общается с аудиторией, уже имеющей определенную медицинскую подготовку.

Лекции должны быть проблемными по существу и диалоговыми по своей форме.

Соответствуя учебной программе по дисциплине (судебная медицина), лекция должна иметь четко выверенный сценарий, срежиссированный в общей логически продуманной концепции, снабженный пояснительными схемами и наглядными материалами.

Все практические подтверждения (примеры) излагаемых теоретических положений должны быть подчинены и соответствовать учебному вопросу и быть рационально лаконичными. Каждый пример должен быть представлен в виде алгоритма решения какой-то прикладной задачи с объективным подтверждением каждого промежуточного вывода и резюме в целом. Такой методологический подход в процессе всего цикла лекционных и практических занятий должен обеспечить доказательную сущность судебной медицины, формируя экспертную составляющую врачебного мышления.

Именно так формируется интеллектуальная привлекательность судебной медицины. И именно на этой основе формируется студенческий интерес к выбранной специальности. Организационно он осуществляется в рамках студенческого научного кружка на кафедре судебной медицины. Здесь начинается более тесное соприкосновение студентов с судебной медициной в виде детального изучения различных повреждений с привлечением инструментальных методов, выявление условий постмортального периода и др.

В студенческих научных кружках закрепляются последипломные узкоспециальные предпочтения врача. Жизнь показывает, что, несмотря на численность студентов в научном кружке, до судебной медицины «добираются» единицы. Это позволяет в последипломном периоде максимально индивидуализировать формирование судебно-медицинского эксперта. На этом этапе в наибольшей степени проявляется значение научной школы, представляющей систему научно обоснованных взглядов на теорию и практику судебной медицины, присущих той или иной кафедре, тому или иному коллективу специалистов.

Так, например, сформировалась школа военных судебных медиков профессора М.И. Авдеева. В практическом отношении она отличалась всесторонним, во многом комплексным подходом к исследованию объекта экспертизы с научно обоснованной формулировкой выводов. С научной точки зрения школа отличалась обращением к наиболее острым и противоречивым проблемам, отличающимся выраженным прикладным характером.

М.И. Авдеев умер в 1978 г., но его идеи не угасли, в последующем они распространялись его последователями на кафедре судебной медицины Центрального института усовершенствования врачей (проф. Солохин А.А.), Киевского института усовершенствования врачей (проф. Хоменок В.П.), Военно-медицинской академии (проф. Попов В.Л.).

Если на первых двух кафедрах взгляды проф. М.И. Авдеева были сохранены в их оригинальном варианте, то на кафедре, возглавляемой проф. В.Л. Поповым, они продолжали развиваться и совершенствоваться.

Первым шагом на этом пути стало осмысление итогов аналитического этапа развития судебной медицины, что в свою очередь позволило приступить к заключительному этапу — синтезу судебно-медицинских знаний. К 1985 г. содержание судебной медицины было представлено в виде пяти связанных между собой разделов: теоретических основ судебной медицины, судебно-медицинского учения о повреждениях, судебно-медицинского учения о смерти и посмертных процессах, судебно-медицинской антропологии и судебно-медицинской экспертизы. Были разработаны основной понятийный аппарат, система методов познания в судебной медицине, сформулировано понятие о специальных методах судебной медицины — реконструкции условий возникновения повреждений и реконструкции условий постмортального периода, систематизировано многообразие повреждений и др. Приведен ряд оригинальных классификаций, касающихся изменчивости повреждений, отдельных видов повреждений, признаков личности и т.д.

В прикладном отношении была проделана большая работа по формулировке основных принципов экспертного исследования и объективных критериев, необходимых для обоснования конкретных выводов, касающихся свойств травмирующего предмета, механизма, прижизненности и давности возникновения повреждений.

Совокупность приведенных теоретических и практических положений составила систему научных взглядов, ставших характерными для школы судебно-медицинских экспертов, получавших образование в Военно-медицинской академии с 1976 по 1994 г. За этот период прошли специализацию и усовершенствование по судебной медицине и криминалистике практически все военные судебные медики, включая начальников военных судебно-медицинских учреждений; многими военными экспертами и гражданскими специалистами были подготовлены и успешно защищены 21 кандидатская и 15 докторских диссертаций.

Придерживаясь принципа устремленности научных исследований на решение практических задач и соблюдая приверженность баллистическому направлению, ведущему свои истоки со времен Н.И. Пирогова, в 1976—1994 г. кафедра судебной медицины сделала акцент на разработку актуальных проблем судебно-медицинской экспертизы огнестрельной травмы.

К началу этого периода судебные медики не имели возможности определять расстояние выстрела по характеру пулевых ранений, причиненных выстрелами с неблизкой дистанции. Особенность данного цикла работ — изначальное построение общей теоретической концепции. Ее исходной позицией стало предположение о наличии закономерной связи между характером пулевого ранения и энергией снаряда, образовавшего это ранение. Узловым стало введение в научный обиход нового понятия — «объем огнестрельного повреждения», представляющего собой метрическую характеристику пулевых повреждений различных биологических тканей. Этому вопросу были посвящены кандидатские диссертации Ю.В. Гальцева и Л.В. Беляева.

Для реализации упомянутой выше концепции была создана специальная научно-экспериментальная база, обеспечивавшая: а) использование различных образцов реального огнестрельного ручного стрелкового оружия; б) возможность работы с различными натуральными биологическими объектами-мишенями; в) проведение экспериментов с заданной начальной скоростью выбрасывания пули, соответствующей конкретному расстоянию выстрела; г) регистрацию контактной скорости пули в момент соприкосновения с мишенью в каждом единичном опыте.

Опираясь на абсолютные производные, линейные и угловые параметры пулевого ранения, экспериментируя с различными образцами длинноствольного и короткоствольного ручного огнестрельного оружия разных калибров, Ю.Д. Кузнецов, Т.В. Лазарев, В.В. Колкутин, А.В. Ковалев, И.А. Толмачев установили закономерную связь между контактной скоростью (скоростью в момент поражения) ранящего снаряда и объемом пулевого повреждения. Это и стало решающим моментом в определении расстояния выстрела на неблизкой дистанции.

Это же положение было реализовано в диссертационной работе Е.И. Услонцева, установившего закономерные соотношения между энергией ранящего снаряда и объемом повреждений, образующихся при взрыве от действия осколков, которые отличались материалом, формой и размерами.

Кроме того, в рамках основного научного направления кафедры были выполнены и защищены кандидатские диссертации, посвященные судебно-медицинской характеристике повреждений автоматической очередью выстрелов (Карнасевич Ю.А.), реконструкции условий взаимодействия пули с преградой (Мережко Г.В.), судебно-медицинским аспектам огнестрельных повреждений, причиненных выстрелами из пистолета с приспособлением для бесшумной стрельбы (Бабаян А.Э.), запреградным повреждениям внутренних органов и тканей при выстрелах через индивидуальные средства бронезащиты (Тюрин М.В.), особенностям огнестрельных повреждений, причиненных полуоболочечными пулями (Бондарь В.В.), специфике травмирующего действия повреждающих факторов взрыва (Лаврентюк Г.П.), пластической реконструкции условий взрывной травмы (Катков И.Д.), судебно-медицинской характеристике отложений микрочастиц вокруг входного пулевого отверстия при выстрелах с неблизкой дистанции (Исаков В.Д.) и др.

Баллистическую тематику завершили докторские диссертации, в ходе которых дано обоснование материалов и конструкций имитаторов биологических объектов, предназначенных для экспериментального изучения огнестрельных повреждений (Колкутин В.В.), механизмов образования повреждений и следов от воздействия некоторых повреждающих факторов выстрела (Исаков В.Д.), дифференциальной диагностике огнестрельных повреждений при выстрелах из пистолетов GLOCK и Макарова (Лепик Д., Эстония), особенностям поражающего действия на человека воздушной ударной волны при взрывах конденсированных и низкоплотных взрывчатых веществ в помещении и на открытом пространстве (Тюрин М.В.), механизмам и патоморфологии пулевых ранений при выстрелах из современных образцов ручного боевого стрелкового оружия (Озерецковский Л.Б.).

Результаты приведенных диссертационных исследований обобщены в монографиях «Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинские экспертизы» (авторы Молчанов В.И., Попов В.Л., Калмыков К.Н.), «Раневая баллистика» (авторы Попов В.Л., Дыскин Е.А.) и фундаментальном руководстве для экспертов «Судебно-медицинская баллистика» (авторы Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е.).

Школа кафедры судебной медицины Военно-медицинской академии не ограничивалась научными исследованиями только по «огнестрельной» тематике. Под научным руководством проф. В.Л. Попова и при его научной консультации были выполнены и другие диссертационные работы. К их числу можно отнести нижеперечисленные диссертации.

Кандидатские диссертации

Непосредственные причины смерти при травматической болезни изучил А.С. Сергеев. Для определения патогенетической роли посттравматических пневмоний в генезе смерти он проводил комплексное исследование легких, включавшее посмертную контрастную бронхографию, посмертную ангиопульмонографию и посегментарное гистологическое исследование легких.

Н.И. Прокопчук установил возможности использования методов медицинской иконики и рентгенографии с прямым увеличением изображения при верификации возраста человека.

В работе Г.Н. Зарафьянц впервые было выявлено и морфологически подтверждено первичное кардиогенное действие фосфорорганических соединений, что имеет не только судебно-медицинское, но и важное клиническое значение при оказании терапевтической помощи данной категории пострадавших.

Диссертация Н.Н. Дебоя отличается выраженным прикладным характером при решении целого ряда вопросов, касающихся автомобильной травмы, причиненной при различных вариантах столкновения человека с движущимся легковым автотранспортом.

Научная работа В.Г. Петухова защищена на соискание ученой степени кандидата юридических наук. В процессе ее выполнения установлены комплексы судебно-медицинских и криминалистических признаков, позволяющих объединить в единую серию ряд однотипных тяжких преступлений против жизни и половой неприкосновенности личности.

Докторские диссертации

В диссертации Р.В. Бабаханяна, посвященной изучению причин гибели людей в условиях пожара, впервые установлено, что, помимо термического фактора и поражающего действия монооксида углерода, высокотоксичным смертельным воздействием на человека обладают мономеры, образующиеся при возгорании полимерных синтетических материалов.

Фундаментальным подходом к решению научных задач отличается работа Ю.И. Пиголкина, выполненная по двум специальностям: судебная медицина, гистология и эмбриология человека. Автор изучил функциональную морфологию нервного аппарата кровеносных сосудов спинного мозга в норме и при механической травме. Это исследование создало исходную основу для разработки критериев необратимости критических состояний гомеостаза человека.

В работе В.А. Чучко (Белоруссия) проведен обстоятельный анализ автотранспортного травматизма в крупном регионе, позволивший выявить и классифицировать условия и причины автотранспортных происшествий, предложить ряд объективных критериев, позволяющих решать специальные вопросы, связанные с судебно-медицинской оценкой повреждений, которые возникают при всех основных видах этого вида автотранспортного травматизма.

Исследование А.М. Гареева обращено к редко встречающейся теме, связанной с судебно-медицинской диагностикой самоповреждений у заключенных, пытающихся уклониться от отбытия наказания за совершенные преступления. Им выявлены способы причинения повреждений механическими, химическими и биологическими факторами, а также разработаны методические рекомендации по их достоверному и оперативному распознаванию.

Весьма трудоемкой по исполнению, но чрезвычайно интересной, оказалась диссертационная работа А.Н. Белыха, посвященная судебно-медицинской характеристике повреждений, причиненных действиями невооруженного человека. Конкретность и глубину оценок механизма возникновения повреждений обеспечили специальные знания диссертанта в области боевых единоборств, занимавшегося этим видом спорта и имевшим многолетний опыт тренерской работы в этой области. Работа отличается серьезным математическим сопровождением, направленным на объективизацию судебно-медицинских оценок механизма образования повреждений в каждом конкретном случае.

Как и все предшествующие диссертационные работы, диссертация А.В. Ковалева была продиктована потребностями судебно-медицинской практики. Она посвящена одному из редких и весьма непростых вопросов судебно-медицинской антропологии: идентификации личности людей, трупы которых представляют собой скелетированные или полускелетированные останки, подвергшиеся грубому воздействию пламени. Сложность отождествления заключалась в том, что костные структуры отдельных частей тела, в частности анатомический каркас грудной клетки, были разобщены из-за утраты соединяющих костных и хрящевых структур. Для подготовки объекта исследования автору пришлось разработать и реализовать трехмерную реконструкцию этой части скелета. Дальнейшее отождествление проводилось путем сравнительного исследования прижизненных флюорограмм и посмертных рентгенограмм восстановленной трехмерной реконструкции грудной клетки. Методика была успешно применена на практике, представлена на ряде международных научных форумов и получила высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов.

В.М. Караваев провел анализ особенностей сочетанной механической травмы у детей. Помимо морфологической характеристики повреждений, он представил ранжированные объективные данные, позволяющие прогнозировать исходы травматической болезни в детском возрасте.

Две докторские диссертации (Шмидт В.К. (Латвия), Заславский Г.И.) отражали некоторые вопросы организации судебно-медицинской экспертизы в отдельно взятом регионе.

Особняком стоят три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук, поступившие на кафедру судебной медицины Военно-медицинской академии после неудачной первичной апробации (Плаксин В.О., Варданян Ш.А., Гурочкин Ю.Д.). При анализе сущности этих диссертаций были выявлены и исправлены некоторые недочеты терминологического, содержательного и оценочного характера. Повторная защита этих диссертаций прошла успешно.

Последние несколько лет сформировалась группа санкт-петербургских и карельских специалистов, обративших внимание на недостаточную изученность судебно-медицинских аспектов последствий биологического воздействия на человека (Попов В.Л., Лаврукова О.С., Лябзина С.Н., Сидорова Н.А., Приходько А.Н. и др.). Авторы сосредоточились на изучении зоологических, энтомологических и микробиологических факторов. При этом использовались как специальные биологические методы изучения насекомых и микроорганизмов, так и биофизические методы. Были проанализированы особенности специфического воздействия этих существ на живого человека и мертвое тело. Результатом этой работы явились определение особенностей колонизации и закономерностей жизнедеятельности некрофагов в ближайшем и отдаленном посмертном интервале, разработка объективных критериев, позволяющих реконструировать условия постмортального периода, обоснование теоретических основ и прикладных вопросов нового вида судебной экспертизы — судебно-микробиологической экспертизы. По материалам проведенных исследований были защищены две докторские и одна кандидатская диссертации.

В 2021 г. Президиум Российской академии естествознания присвоил профессору В.Л. Попову статус Основателя научной школы «Судебно-медицинская экспертиза повреждений».

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.