Делян А.М.

ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»

Тимерзянов М.И.

ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Татарстан»;
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» — Институт фундаментальной медицины и биологии

Кильдюшов Е.М.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Шарафутдинова А.Р.

ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы», Татарстан

Анализ 5-летнего мониторинга статистических показателей дорожно-транспортного травматизма в Казани

Авторы:

Делян А.М., Тимерзянов М.И., Кильдюшов Е.М., Шарафутдинова А.Р.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1366 раз


Как цитировать:

Делян А.М., Тимерзянов М.И., Кильдюшов Е.М., Шарафутдинова А.Р. Анализ 5-летнего мониторинга статистических показателей дорожно-транспортного травматизма в Казани. Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(4):18‑23.
Dilyan AM, Timerzyanov MI, Kildyushov EM, Sharafutdinova AR. Analysis of 5-year monitoring of road traffic injuries rates in Kazan. Forensic Medical Expertise. 2022;65(4):18‑23. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20226504118

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти ис­поль­зо­ва­ния ком­пью­тер­ных прог­рамм и мо­биль­ных ус­тройств в рам­ках иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):27-30
Ме­то­ды экстрак­ции ди­ато­мо­во­го план­кто­на: сов­ре­мен­ное сос­то­яние воп­ро­са и бу­ду­щие нап­рав­ле­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(2):50-54

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из ведущих причин заболеваемости и смертности во всем мире. Ежегодно в мире в результате ДТП погибают около 1,25 млн человек, причем более 90% всех ДТП приходится на страны с низким и средним уровнем дохода [1], что приводит к значительным экономическим потерям. ДТП определено как девятая наиболее частая причина утраченных потенциальных лет жизни из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности для всех возрастов и категорий [2].

В Казани вопросы дорожно-транспортной безопасности стоят особенно остро в связи с валообразным нарастанием парка автотранспорта, огромной общественной потребностью в нем при неудовлетворительной дорожной инфраструктуре.

Государство уделяет этой проблеме огромное внимание. Предпринимаемые в Республике Татарстан меры — усиление контроля соблюдения правил дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, использование защитных приспособлений внутри автомобилей, выявление случаев управления транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения — сыграли заметную роль в улучшении качественных показателей последствий ДТП за последние 5 лет.

Показатель смертности в ДТП, несмотря на предпринимаемые меры, остается высоким. Это диктует необходимость разработки предложений по дальнейшему улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры Казани и прилежащих районов для снижения показателей смертности при ДТП, что определяет актуальность, цель и задачи данного исследования.

Цель исследования — анализ смертельных исходов в ДТП по Казани и близлежащим районам Республики Татарстан за период 2016—2020 гг. с выявлением влияющих на них факторов.

Задачи исследования:

1. Изучить основные характеристики дорожно-транспортного травматизма со смертельным исходом на примере мегаполиса (Казань) за период 2016—2020 гг.

2. Выявить факторы, определяющие возникновение неблагоприятных (смертельных) исходов ДТП.

Материал и методы

Настоящая работа представляет собой судебно-медицинский анализ смертности в результате ДТП в Казани и близлежащих районах (Высокогорский, Лаишевский, Верхнеуслонский, Рыбно-Слободский и Пестречинский).

Провели ретроспективный анализ заключений врачей судебно-медицинских экспертов ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ» по трупам погибших в ДТП. Отбор заключений производили по шифрам Международной классификации болезней X пересмотра:

— V01—V09. Пешеход, пострадавший в результате транспортного несчастного случая;

— V10—V19. Велосипедист, пострадавший в результате транспортного несчастного случая;

— V20—V29. Мотоциклист, пострадавший в результате транспортного несчастного случая;

— V30—V39. Лицо, находившееся в трехколесном транспортном средстве и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;

— V40—V49. Лицо, находившееся в легковом автомобиле и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;

— V50—V59. Лицо, находившееся в грузовом автомобиле типа пикап или фургоне и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;

— V60—V69. Лицо, находившееся в тяжелом грузовом автомобиле и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;

— V70—V79. Лицо, находившееся в автобусе и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;

— V80—V89. Несчастные случаи, связанные с другими наземными транспортными средствами;

— V98. Другие уточненные транспортные несчастные случаи;

3 V99. Транспортный несчастный случай неуточненный.

Критерий исключения: пешеходы, пострадавшие в результате рельсовой травмы.

Результаты и обсуждение

За период с 2016 по 2020 г. изучили 662 случая ДТП со смертельным исходом. Динамика летальных случаев ДТП за этот период показала устойчивую тенденцию к снижению.

Наиболее часто участниками ДТП со смертельным исходом были мужчины — 458 (69,2%) человек, доля женщин составила 30,8% (204 человека). По статусу участника ДТП летальные случаи распределены следующим образом: водители — 196 (29,6%) случаев, пассажиры — 156 (23,5%), пешеходы — 240 (36,3%), прочие — 70 (10,6%). К прочим отнесены ДТП с участием мотоциклов, велосипедов, электросамокатов и других подобных видов транспорта.

Всех погибших разделили по возрастным группам в соответствии с ролью участника ДТП (водитель, пассажир, пешеход и пр.). Возрастную группу от 0 до 14 лет составили 20 человек, что соответствует 3% от общего количества смертельных ДТП, группу людей трудоспособного возраста — 509 (76,9%), группу лиц старше трудоспособного возраста — 133 (20,1%).

Как следует из распределения погибших по возрасту, основная группа риска среди населения по ДТП со смертельным исходом — это люди в возрасте 20—39 лет — 254 человека (38,4% от общего числа погибших в ДТП). При отдельном анализе внутрисалонных травм и травм пешеходов выявили следующие группы риска: водители 30—39 лет — 61 (31,%) человек, пассажиры 20—29 лет — 42 (26,9%), пешеходы 55—64 лет — 53 (22,1%). Таким образом, согласно результатам судебно-медицинского анализа, люди молодого (20—39 лет) возраста чаще погибают от внутрисалонных травм, при этом люди старшего (от 55 лет) возраста входят в группу риска, будучи пешеходами. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по возрастным группам в соответствии с ролью участника ДТП представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по возрастным группам участников ДТП

Возраст, годы

Участник ДТП

Всего

водитель

пассажир

пешеход

прочие

0—9

0

13

3

0

16

10—14

0

1

2

1

4

15—19

5

9

5

1

20

20—24

22

25

9

10

66

25—29

18

17

13

5

53

30—34

32

15

19

8

74

35—39

29

17

11

4

61

40—44

18

6

18

6

48

45—49

16

12

20

6

54

50—54

12

7

12

2

33

55—59

16

9

28

8

61

60—64

14

12

25

5

56

65—69

10

5

15

5

35

70—74

3

1

21

1

26

75—79

1

0

16

3

20

80—84

0

2

19

2

23

85—89

0

3

2

3

8

90—94

0

2

2

0

4

Итого

196

156

240

70

662

Доля детей невелика — 3% от общего числа погибших в ДТП; 80% погибших детей были не старше 10 лет, а большинство (70%) из них во время ДТП находились в салоне автомобиля. Это указывает на то, что родители, возможно, не использовали специальных средств (автокресла и ремни безопасности).

Полученные данные сопоставимы с данными отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблему ДТП [3, 4]. Так, Ch. Zegeer и M. Bushell [4] отмечают, что существуют определенные факторы, влияющие на частоту ДТП с участием пешеходов: возраст (особенно дети и пожилые люди) и инвалидность. Возраст и/или состояние здоровья пожилых пешеходов приводят к тому, что они часто не пользуются пешеходными мостами или переходами, поскольку имеют ограниченную подвижность и предпочитают короткий путь. Кроме того, современное общество характеризуется регулярным использованием мобильных устройств. Это влияет на поведение пешеходов и может увеличить риск несчастных случаев, так как отвлечение, вызванное этой деятельностью, влияет на способность людей реагировать на непредвиденное событие [5].

Y. Velazquez и соавт. [6] приводят данные о том, что подобное поведение пешехода на дороге, создающее риски ДТП, можно рассматривать только как непосредственную причину, предшествующую аварии.

К факторам риска относятся также дорожные условия [7, 8], отсутствие дорожных знаков [9] и в более общем плане — управление и регулирование дорожной системы.

Распределение случаев смертельных ДТП в зависимости от времени года показывает, что дорожно-транспортный травматизм со смертельным исходом в условиях Казани имеет устойчивые эпидемиологические закономерности. Так, наибольшее количество случаев ДТП со смертельными исходами на протяжении 5 лет наблюдалось в период с июня по ноябрь. Наиболее травмоопасными при отдельном анализе ДТП среди водителей оказались июль — 27 (13,9%) случаев и ноябрь — 21 (10,7%). При анализе смертности пешеходов самые высокие показатели на протяжении 5 лет отмечены с сентября по ноябрь, что можно объяснить притоком населения в город (дачники, студенты) (рис. 1).

Рис. 1. Распределение погибших в ДТП по месяцам года за период 2016—2020 гг. по данным РБСМЭ.

Можно предположить, что в октябре и ноябре увеличение количества смертельных ДТП объясняется изменчивостью погодных условий, плохой видимостью, перепадами природной температуры. Следует отметить, что большинство ДТП в июле было совершено преимущественно в вечернее и ночное время, при этом в крови у скончавшихся отмечали наличие алкоголя.

За период 2016—2020 гг. у 162 участников смертельных ДТП (24,5% от общего количества случаев) в крови был обнаружен алкоголь: у 49 (30,2%) водителей, 25 (15,4%) пассажиров и 88 (54,3%) пешеходов. Концентрацию алкоголя в крови от 1,5 до 2,4‰ имели 56 (34,6%) участников ДТП, от 3 до 5‰ — 41 (25,3%) погибший. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по концентрации алкоголя в крови в соответствии с ролью участника ДТП представлено в табл. 2.

Таблица 2. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по концентрции алкоголя в крови у погибших

Концентрация алкоголя в крови, ‰

Участник ДТП

Всего

водитель

пассажир

пешеход

Менее 0,3

0

0

0

0

0,3—1,4

10

7

12

29

1,5—2,4

22

8

26

56

2,5—2,9

6

4

22

32

3,0—5,0

10

6

25

41

Более 5,0

1

0

3

4

Итого

49

25

88

162

Наиболее часто происшествия, сопровождающиеся гибелью водителей, происходят в четверг — 38 (19,3%) случаев и субботу — 35 (17,8%), т.е. в середине рабочей недели и в первый выходной день. Для пассажиров наиболее травмоопасными днями недели являются четверг и воскресенье — 30 (19,2%) и 29 (18,5%) случаев соответственно, для пешеходов — среда и воскресенье: по 40 (16,6%) случаев (рис. 2).

Рис. 2. Распределение погибших в ДТП по дням недели за период 2016—2020 гг. по данным РБСМЭ.

Проанализировали распределение погибших в ДТП по времени суток. Так, у водителей нет существенных пиков аварийности на протяжении дня. Количество аварий в интервале с 9 ч утра до 3 ч ночи практически одинаковое и составляет 22—23 случая в 3 ч. Пик аварийности у пассажиров — в интервале от 15.00 до 17.59 — 25 (16%) случаев, но в целом картина естественным образом коррелирует с распределением аварийности у водителей. У пешеходов выраженный рост случаев смертельных ДТП отмечен в период с 18.00 до 23.59 — 99 (41,3%) случаев. Наименее аварийны для всех участников ДТП ночные часы — с 3 ч ночи до 6 ч утра (рис. 3).

Рис. 3. Распределение погибших в ДТП по времени суток за период 2016—2020 гг. по данным РБСМЭ.

Полученные данные согласуются с выводами C. Se и соавт. [10], которые также указывают, что независимо от возраста основополагающим фактором риска окружающей среды, который влияет на смертельный исход ДТП, является ночное время суток. Z. Li и соавт. [11] в своем исследовании объясняют данный факт тем, что водителю в темное время суток трудно четко распознать состояние проезжей части, следовательно, он с большей вероятностью попадет в более серьезную аварию.

C. Se и соавт. [10] выяснили, что риск аварийности у молодых водителей в значительной степени связан с наличием в крови алкоголя и агрессивным поведением на дороге, что также сильно влияет на последствия аварии и тяжесть травм. Кроме того, алкоголь может оказать значительное влияние на координацию движений пожилых водителей и сильно повлиять на состояние их здоровья [12, 13].

Выводы

1. Основную группу риска среди населения по ДТП со смертельным исходом составляют люди в возрасте 20—39 лет. Среди водителей в группу риска входят лица 30—39 лет, среди пассажиров — 20—29 лет, среди пешеходов — 55—64 лет. Согласно результатам судебно-медицинского анализа, люди молодого возраста (20—39 лет) чаще погибают от внутрисалонных травм, а люди старшего возраста (от 55 лет) входят в группу риска, будучи пешеходами.

2. Обращает на себя внимание тот факт, что, хотя доля погибших детей невелика (3% от общего числа погибших в ДТП), 80% погибших детей были не старше 10 лет, а большинство (70%) из них во время ДТП находились в салоне автомобиля, что указывает на возможное неиспользование родителями специальных средств (автокресла и ремни безопасности).

3. Наибольшее количество случаев ДТП со смертельным исходом наблюдалось в период с июня по ноябрь. Для водителей наиболее травмоопасными оказались июль и ноябрь, для пешеходов — сентябрь и октябрь.

4. Чаще происшествия, сопровождающиеся гибелью водителей, происходят в четверг и субботу. Для пассажиров наиболее травмоопасными днями недели являются четверг и воскресенье, для пешеходов — среда и воскресенье.

5. Количество аварий по вине водителей в интервале с 9 ч утра до 3 ч ночи практически одинаковое и составляет 22—23 случая в 3 ч. У пешеходов выраженный рост случаев смертельных ДТП отмечен в период 18.00—23.59. Наименее аварийны для всех участников ДТП ночные часы — с 3 ч ночи до 6 ч утра.

Полученные данные о наиболее травмоопасных периодах года, днях недели и времени суток являются отправной точкой для ряда организационных мероприятий по предотвращению происшествий на дороге, в частности в виде усиления в эти периоды патрулирования бригадами ГИБДД.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.