Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из ведущих причин заболеваемости и смертности во всем мире. Ежегодно в мире в результате ДТП погибают около 1,25 млн человек, причем более 90% всех ДТП приходится на страны с низким и средним уровнем дохода [1], что приводит к значительным экономическим потерям. ДТП определено как девятая наиболее частая причина утраченных потенциальных лет жизни из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности для всех возрастов и категорий [2].
В Казани вопросы дорожно-транспортной безопасности стоят особенно остро в связи с валообразным нарастанием парка автотранспорта, огромной общественной потребностью в нем при неудовлетворительной дорожной инфраструктуре.
Государство уделяет этой проблеме огромное внимание. Предпринимаемые в Республике Татарстан меры — усиление контроля соблюдения правил дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, использование защитных приспособлений внутри автомобилей, выявление случаев управления транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения — сыграли заметную роль в улучшении качественных показателей последствий ДТП за последние 5 лет.
Показатель смертности в ДТП, несмотря на предпринимаемые меры, остается высоким. Это диктует необходимость разработки предложений по дальнейшему улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры Казани и прилежащих районов для снижения показателей смертности при ДТП, что определяет актуальность, цель и задачи данного исследования.
Цель исследования — анализ смертельных исходов в ДТП по Казани и близлежащим районам Республики Татарстан за период 2016—2020 гг. с выявлением влияющих на них факторов.
Задачи исследования:
1. Изучить основные характеристики дорожно-транспортного травматизма со смертельным исходом на примере мегаполиса (Казань) за период 2016—2020 гг.
2. Выявить факторы, определяющие возникновение неблагоприятных (смертельных) исходов ДТП.
Материал и методы
Настоящая работа представляет собой судебно-медицинский анализ смертности в результате ДТП в Казани и близлежащих районах (Высокогорский, Лаишевский, Верхнеуслонский, Рыбно-Слободский и Пестречинский).
Провели ретроспективный анализ заключений врачей судебно-медицинских экспертов ГАУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ» по трупам погибших в ДТП. Отбор заключений производили по шифрам Международной классификации болезней X пересмотра:
— V01—V09. Пешеход, пострадавший в результате транспортного несчастного случая;
— V10—V19. Велосипедист, пострадавший в результате транспортного несчастного случая;
— V20—V29. Мотоциклист, пострадавший в результате транспортного несчастного случая;
— V30—V39. Лицо, находившееся в трехколесном транспортном средстве и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;
— V40—V49. Лицо, находившееся в легковом автомобиле и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;
— V50—V59. Лицо, находившееся в грузовом автомобиле типа пикап или фургоне и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;
— V60—V69. Лицо, находившееся в тяжелом грузовом автомобиле и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;
— V70—V79. Лицо, находившееся в автобусе и пострадавшее в результате транспортного несчастного случая;
— V80—V89. Несчастные случаи, связанные с другими наземными транспортными средствами;
— V98. Другие уточненные транспортные несчастные случаи;
3 V99. Транспортный несчастный случай неуточненный.
Критерий исключения: пешеходы, пострадавшие в результате рельсовой травмы.
Результаты и обсуждение
За период с 2016 по 2020 г. изучили 662 случая ДТП со смертельным исходом. Динамика летальных случаев ДТП за этот период показала устойчивую тенденцию к снижению.
Наиболее часто участниками ДТП со смертельным исходом были мужчины — 458 (69,2%) человек, доля женщин составила 30,8% (204 человека). По статусу участника ДТП летальные случаи распределены следующим образом: водители — 196 (29,6%) случаев, пассажиры — 156 (23,5%), пешеходы — 240 (36,3%), прочие — 70 (10,6%). К прочим отнесены ДТП с участием мотоциклов, велосипедов, электросамокатов и других подобных видов транспорта.
Всех погибших разделили по возрастным группам в соответствии с ролью участника ДТП (водитель, пассажир, пешеход и пр.). Возрастную группу от 0 до 14 лет составили 20 человек, что соответствует 3% от общего количества смертельных ДТП, группу людей трудоспособного возраста — 509 (76,9%), группу лиц старше трудоспособного возраста — 133 (20,1%).
Как следует из распределения погибших по возрасту, основная группа риска среди населения по ДТП со смертельным исходом — это люди в возрасте 20—39 лет — 254 человека (38,4% от общего числа погибших в ДТП). При отдельном анализе внутрисалонных травм и травм пешеходов выявили следующие группы риска: водители 30—39 лет — 61 (31,%) человек, пассажиры 20—29 лет — 42 (26,9%), пешеходы 55—64 лет — 53 (22,1%). Таким образом, согласно результатам судебно-медицинского анализа, люди молодого (20—39 лет) возраста чаще погибают от внутрисалонных травм, при этом люди старшего (от 55 лет) возраста входят в группу риска, будучи пешеходами. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по возрастным группам в соответствии с ролью участника ДТП представлено в табл. 1.
Таблица 1. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по возрастным группам участников ДТП
Возраст, годы | Участник ДТП | Всего | |||
водитель | пассажир | пешеход | прочие | ||
0—9 | 0 | 13 | 3 | 0 | 16 |
10—14 | 0 | 1 | 2 | 1 | 4 |
15—19 | 5 | 9 | 5 | 1 | 20 |
20—24 | 22 | 25 | 9 | 10 | 66 |
25—29 | 18 | 17 | 13 | 5 | 53 |
30—34 | 32 | 15 | 19 | 8 | 74 |
35—39 | 29 | 17 | 11 | 4 | 61 |
40—44 | 18 | 6 | 18 | 6 | 48 |
45—49 | 16 | 12 | 20 | 6 | 54 |
50—54 | 12 | 7 | 12 | 2 | 33 |
55—59 | 16 | 9 | 28 | 8 | 61 |
60—64 | 14 | 12 | 25 | 5 | 56 |
65—69 | 10 | 5 | 15 | 5 | 35 |
70—74 | 3 | 1 | 21 | 1 | 26 |
75—79 | 1 | 0 | 16 | 3 | 20 |
80—84 | 0 | 2 | 19 | 2 | 23 |
85—89 | 0 | 3 | 2 | 3 | 8 |
90—94 | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 |
Итого | 196 | 156 | 240 | 70 | 662 |
Доля детей невелика — 3% от общего числа погибших в ДТП; 80% погибших детей были не старше 10 лет, а большинство (70%) из них во время ДТП находились в салоне автомобиля. Это указывает на то, что родители, возможно, не использовали специальных средств (автокресла и ремни безопасности).
Полученные данные сопоставимы с данными отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблему ДТП [3, 4]. Так, Ch. Zegeer и M. Bushell [4] отмечают, что существуют определенные факторы, влияющие на частоту ДТП с участием пешеходов: возраст (особенно дети и пожилые люди) и инвалидность. Возраст и/или состояние здоровья пожилых пешеходов приводят к тому, что они часто не пользуются пешеходными мостами или переходами, поскольку имеют ограниченную подвижность и предпочитают короткий путь. Кроме того, современное общество характеризуется регулярным использованием мобильных устройств. Это влияет на поведение пешеходов и может увеличить риск несчастных случаев, так как отвлечение, вызванное этой деятельностью, влияет на способность людей реагировать на непредвиденное событие [5].
Y. Velazquez и соавт. [6] приводят данные о том, что подобное поведение пешехода на дороге, создающее риски ДТП, можно рассматривать только как непосредственную причину, предшествующую аварии.
К факторам риска относятся также дорожные условия [7, 8], отсутствие дорожных знаков [9] и в более общем плане — управление и регулирование дорожной системы.
Распределение случаев смертельных ДТП в зависимости от времени года показывает, что дорожно-транспортный травматизм со смертельным исходом в условиях Казани имеет устойчивые эпидемиологические закономерности. Так, наибольшее количество случаев ДТП со смертельными исходами на протяжении 5 лет наблюдалось в период с июня по ноябрь. Наиболее травмоопасными при отдельном анализе ДТП среди водителей оказались июль — 27 (13,9%) случаев и ноябрь — 21 (10,7%). При анализе смертности пешеходов самые высокие показатели на протяжении 5 лет отмечены с сентября по ноябрь, что можно объяснить притоком населения в город (дачники, студенты) (рис. 1).
Рис. 1. Распределение погибших в ДТП по месяцам года за период 2016—2020 гг. по данным РБСМЭ.
Можно предположить, что в октябре и ноябре увеличение количества смертельных ДТП объясняется изменчивостью погодных условий, плохой видимостью, перепадами природной температуры. Следует отметить, что большинство ДТП в июле было совершено преимущественно в вечернее и ночное время, при этом в крови у скончавшихся отмечали наличие алкоголя.
За период 2016—2020 гг. у 162 участников смертельных ДТП (24,5% от общего количества случаев) в крови был обнаружен алкоголь: у 49 (30,2%) водителей, 25 (15,4%) пассажиров и 88 (54,3%) пешеходов. Концентрацию алкоголя в крови от 1,5 до 2,4‰ имели 56 (34,6%) участников ДТП, от 3 до 5‰ — 41 (25,3%) погибший. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по концентрации алкоголя в крови в соответствии с ролью участника ДТП представлено в табл. 2.
Таблица 2. Распределение случаев ДТП с летальным исходом по концентрции алкоголя в крови у погибших
Концентрация алкоголя в крови, ‰ | Участник ДТП | Всего | ||
водитель | пассажир | пешеход | ||
Менее 0,3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0,3—1,4 | 10 | 7 | 12 | 29 |
1,5—2,4 | 22 | 8 | 26 | 56 |
2,5—2,9 | 6 | 4 | 22 | 32 |
3,0—5,0 | 10 | 6 | 25 | 41 |
Более 5,0 | 1 | 0 | 3 | 4 |
Итого | 49 | 25 | 88 | 162 |
Наиболее часто происшествия, сопровождающиеся гибелью водителей, происходят в четверг — 38 (19,3%) случаев и субботу — 35 (17,8%), т.е. в середине рабочей недели и в первый выходной день. Для пассажиров наиболее травмоопасными днями недели являются четверг и воскресенье — 30 (19,2%) и 29 (18,5%) случаев соответственно, для пешеходов — среда и воскресенье: по 40 (16,6%) случаев (рис. 2).
Рис. 2. Распределение погибших в ДТП по дням недели за период 2016—2020 гг. по данным РБСМЭ.
Проанализировали распределение погибших в ДТП по времени суток. Так, у водителей нет существенных пиков аварийности на протяжении дня. Количество аварий в интервале с 9 ч утра до 3 ч ночи практически одинаковое и составляет 22—23 случая в 3 ч. Пик аварийности у пассажиров — в интервале от 15.00 до 17.59 — 25 (16%) случаев, но в целом картина естественным образом коррелирует с распределением аварийности у водителей. У пешеходов выраженный рост случаев смертельных ДТП отмечен в период с 18.00 до 23.59 — 99 (41,3%) случаев. Наименее аварийны для всех участников ДТП ночные часы — с 3 ч ночи до 6 ч утра (рис. 3).
Рис. 3. Распределение погибших в ДТП по времени суток за период 2016—2020 гг. по данным РБСМЭ.
Полученные данные согласуются с выводами C. Se и соавт. [10], которые также указывают, что независимо от возраста основополагающим фактором риска окружающей среды, который влияет на смертельный исход ДТП, является ночное время суток. Z. Li и соавт. [11] в своем исследовании объясняют данный факт тем, что водителю в темное время суток трудно четко распознать состояние проезжей части, следовательно, он с большей вероятностью попадет в более серьезную аварию.
C. Se и соавт. [10] выяснили, что риск аварийности у молодых водителей в значительной степени связан с наличием в крови алкоголя и агрессивным поведением на дороге, что также сильно влияет на последствия аварии и тяжесть травм. Кроме того, алкоголь может оказать значительное влияние на координацию движений пожилых водителей и сильно повлиять на состояние их здоровья [12, 13].
Выводы
1. Основную группу риска среди населения по ДТП со смертельным исходом составляют люди в возрасте 20—39 лет. Среди водителей в группу риска входят лица 30—39 лет, среди пассажиров — 20—29 лет, среди пешеходов — 55—64 лет. Согласно результатам судебно-медицинского анализа, люди молодого возраста (20—39 лет) чаще погибают от внутрисалонных травм, а люди старшего возраста (от 55 лет) входят в группу риска, будучи пешеходами.
2. Обращает на себя внимание тот факт, что, хотя доля погибших детей невелика (3% от общего числа погибших в ДТП), 80% погибших детей были не старше 10 лет, а большинство (70%) из них во время ДТП находились в салоне автомобиля, что указывает на возможное неиспользование родителями специальных средств (автокресла и ремни безопасности).
3. Наибольшее количество случаев ДТП со смертельным исходом наблюдалось в период с июня по ноябрь. Для водителей наиболее травмоопасными оказались июль и ноябрь, для пешеходов — сентябрь и октябрь.
4. Чаще происшествия, сопровождающиеся гибелью водителей, происходят в четверг и субботу. Для пассажиров наиболее травмоопасными днями недели являются четверг и воскресенье, для пешеходов — среда и воскресенье.
5. Количество аварий по вине водителей в интервале с 9 ч утра до 3 ч ночи практически одинаковое и составляет 22—23 случая в 3 ч. У пешеходов выраженный рост случаев смертельных ДТП отмечен в период 18.00—23.59. Наименее аварийны для всех участников ДТП ночные часы — с 3 ч ночи до 6 ч утра.
Полученные данные о наиболее травмоопасных периодах года, днях недели и времени суток являются отправной точкой для ряда организационных мероприятий по предотвращению происшествий на дороге, в частности в виде усиления в эти периоды патрулирования бригадами ГИБДД.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.