В классификации огнестрельного оружия одним из важнейших оснований является наличие нарезов в стволе. Ствол гладкоствольного оружия имеет гладкую ровную внутреннюю поверхность, а канал ствола — цилиндрический или конический с сужением, расширением в дульной части (чок, раструб) или без таковых. Ствол нарезного оружия в направляющей части на своей внутренней поверхности имеет нарезы (винтообразные пазы), придающие вращательное движение снаряду по мере его прохождения через ствол [1—7].
Изначально все огнестрельное оружие было гладкоствольным. Сведения о нарезном оружии появляются на рубеже XV—XVI веков. Первые образцы имели прямые нарезы и только в первой половине XVI века приобрели винтовую закрученность. Огнестрельное оружие с винтовыми нарезами сразу продемонстрировало свое преимущество в кучности боя пулей и со временем получало все большее распространение [6].
В настоящее время в Российской Федерации (РФ) около 3,7 млн граждан обладают оружием, а в обороте находится более 6,5 млн единиц [8]. Согласно Федеральному закону «Об оружии» [9], лицензию на приобретение длинноствольного гладкоствольного огнестрельного оружия могут получить граждане с 18 лет без обязательного стажа владения оружием. Нарезное длинноствольное огнестрельное оружие могут приобретать граждане при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо являются спортсменами высокого класса в виде спорта с использованием огнестрельного оружия, либо владеют охотничьим или спортивным гладкоствольным длинноствольным огнестрельном оружием не менее 5 лет. Вследствие этого «стандартный» опыт владения огнестрельным оружием для гражданского стрелка складывается из 5 лет владения гладкоствольным оружием с последующим приобретением нарезного.
Указанные особенности законодательства и спрос стрелков на оружие с большей кучностью с первого дня оружейного стажа привели к появлению в продаже оружия со сверловками каналов стволов «Paradox» (в 2015 г.) и «Lancaster» (в 2016 г.), сертифицирующегося как гладкое, но имеющее кучность большую, чем у «классического» гладкоствольного. Оружие с такими сверловками также иногда называют «псевдонарезным». Согласно принятым поправкам [10] в Федеральный закон «Об оружии», в июне 2022 г. оружие с указанными сверловками будут причислены к нарезному.
По ГОСТу [11] «Paradox» — нарезная часть ствола гладкоствольного оружия, предназначенная для повышения кучности при стрельбе пулевыми патронами. Нарезы делают в сужении, расположенном в дульной части ствола. В образцах российского гражданского оружия длина данных нарезов не превышает 14 см [6].
Причиной появления подобной сверловки могло послужить большое количество исследовательских экспедиций в конце XIX и начале XX века. Для повышения шансов на выживание требовалось универсальное оружие, заменяющее собой и гладкоствольное ружье, и нарезной штуцер (совмещает возможность стрельбы дробью для охоты на мелкую дичь и кучный бой пулей для защиты от крупного зверя). Патент на сверловку ствола под названием «нарезной чок», при которой формировался гладкий ствол с нарезами в дульном сужении, в 1885 г. получил Джордж-Винсент Фосбери. В 1886 г. патент выкупила компания «Holland & Holland», начавшая выпуск «пуледробовых» ружей под торговой маркой «Paradox». Во второй половине XX века появились также чоки «paradox» в качестве съемного дульного сужения для гладкоствольных ружей [6, 12, 13].
Согласно тому же ГОСТу [11], стрелковое оружие со стволом типа «Lancaster» — оружие стрелковое огнестрельное гладкоствольное, имеющее овально-винтовую форму канала ствола. Таким образом, в отличие от «классического» гладкоствольного оружия поперечный профиль канала ствола такого оружия представлен не окружностью, а овалом. Помимо этого, овальный поперечный профиль по мере продвижения по каналу ствола меняет угол наклона, придавая внутренней поверхности ствола спиральную закрученность, сообщая снаряду вращение [6, 14].
Есть свидетельства об изготовлении стволов с овально-винтовой сверловкой в первой половине XIX века. В середине XIX века Чарльз Ульям Ланкастер запатентовал данную технологию. Благодаря высокому качеству изготавливаемых его компанией ружей сверловка получила распространение. Основными ценными качествами таких стволов оказались простота ухода (в виду отсутствия нарезов) и возможность выстрела пулей с приемлемой кучностью и дробью из одного ствола [6, 15].
В РФ сверловки каналов стволов «Paradox» и «Lancaster» приобрели новую волну популярности, так как стволы с ними считаются гладкими. Помимо новых образцов одноствольного оружия, изготовленных на основе популярных оружейных платформ (АК, СВД и др.), появились вкладные стволы для ружей 12-го калибра, а также комбинированные двуствольные ружья с такими сверловками [16, 17]. В настоящий момент в РФ оружие с данными типами сверловки существует под патроны 366 ТКМ, 366 ТКМ Magnum, 345 ТК, 9,6×53 Lancaster, 9×22 Altay.
К оружию перечисленных калибров, если не брать в расчет возможность самостоятельного снаряжения, существует достаточное разнообразие штатных патронов: с оболочечной пулей (от 7,5 до 18 г), с полуоболочечной пулей (от 9,5 до 18 г), со свинцовой пулей в полимерном покрытии (13,5 г), с цельнометаллической цинковой пулей (6,5 г), с цельнометаллической медной экспансивной пулей (12,2 г), дробовые патроны (6,2 г дроби №10 или 18 г дроби №7), картечные патроны (5 картечин диаметром 8 мм), с резиновой пулей (1 г, диаметром 1 см).
Среди всего разнообразия штатных патронов наиболее распространены патроны с оболочечной и полуоболочечной пулей. Оболочечные пули (FMJ) имеют биметаллическую или латунную оболочку и полусферическую головную часть, запрессованы в биметаллическую или стальную гильзу. Полуоболочечные пули (Конус, SP, Кион, Стриж) имеют биметаллическую оболочку и несколько видов головных частей (коническую, уплощенную, уплощенную с небольшим углублением, со значительным экспансивным углублением и насечками — концентраторами на оболочке), запрессованных в биметаллическую или стальную гильзу. Полуоболочечные пули можно отнести к экспансивным.
Пули, имеющие твердую оболочку или выполненные из относительно твердых материалов, при попадании в преграду не изменяют своей формы или изменяют ее незначительно. Экспансивными называют пули, которые в результате особенностей своей конструкции склонны к деформации от столкновения даже с мягкой преградой. В момент взаимодействия с преградой головная часть таких пуль уплощается в продольном направлении и расширяется в поперечном, в результате чего увеличивается площадь поперечного сечения пули и она чаще всего становится грибовидной. В отличие от разрывных пуль, экспансивные не содержат заряда взрывчатого вещества и разрушаются и/или изменяют свою форму только под действием сопротивления вещества преграды [3, 5, 6, 18].
Первые упоминания о намеренном внесении изменений в конструкцию пули для увеличения ее предрасположенности к экспансии датируются концом XIX века. Во время подавления восстания местного населения в Британской Индии британские солдаты заметили, что винтовки Ли-Метфорд (Lee-Metford) под патрон с оболочечной пулей наносили меньше урона, чем предшествующие им винтовки Мартини—Генри (Martini—Henry) под патрон с безоболочечной пулей. После полученного ранения противник часто оставался в строю еще некоторое время. Вследствие этого на одной из оружейных фабрик недалеко от г. Дум-Дум (Dum-Dum) в пригороде Калькутты стали производить патроны с пулей, на головной части которой была спилена твердая оболочка и обнажен мягкий сердечник. Этим возвращена склонность снаряда к деформации при контакте с преградой при большей по сравнению с винтовками Мартин—Генри начальной скорости. В дальнейшем их также называли «пули дум-дум». Считается, что подобные снаряды наносят телу человека чрезмерные повреждения и не соответствуют принципам гуманности, в связи с чем 29 июля 1899 г. в Гааге была принята «Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль», согласно которой подписавшие ее страны обязались не использовать в войне против стран-участниц «оболочечные пули, коих твердая оболочка не покрывает всего сердечника или имеет надрезы». Эта декларация стала первым актом международного гуманитарного права, ограничивающим применение данного типа пуль. Правоохранительные органы и гражданские стрелки (спортсмены и охотники) не ограничены в их применении [3, 18—20].
Все приведенные особенности сверловки стволов и конструкций пуль, используемых в штатных патронах, могут найти отражение в морфологии повреждений.
Форма канала ствола может влиять на топографию распределения дополнительных факторов выстрела на мишени. Так, вдавления на стволе огнестрельного оружия ограниченного поражения («травматическое» оружие), призванные препятствовать стрельбе неэластичными снарядами, вызывают смещения условного центра распределения частиц несгоревшего пороха относительно входного повреждения от основного снаряда [21, 22].
Особенности дульной части ствола гладкоствольного оружия — наличие или отсутствие дульных сужений (ствол «чок» или ствол «цилиндр») влияет на форму «роя» дроби в начальной части его баллистической траектории, а также на распространение дополнительных факторов выстрела [23].
Наличие нарезов, а также форма нарезов оказывают влияние на количественный состав, дальность и топографию распространения дополнительных факторов выстрела и находит отражение в особенностях пояска обтирания. При близком выстреле из малокалиберного спортивного оружия отложения копоти могут иметь лучистую форму, при этом число лучей отражает число нарезов в стволе. Тот факт, что при выстрелах из большинства образцов нарезного огнестрельного оружия если и образуется лучистость, то имеет менее правильную форму и не отражает число нарезов, объясняется большей глубиной нарезов в малокалиберном спортивном оружии, предназначенном для стрельбы мягкой свинцовой пулей [3, 7]. При близком выстреле из оружия с полигональными нарезами по сравнению с выстрелом из более распространенного оружия с прямоугольными нарезами количество частиц металла оболочки пули, обнаруживаемое на мишени, меньше, а количество частиц несгоревшего пороха — больше [24].
Наружный контур пояска обтирания на ткани при выстрелах из оружия с прямоугольными нарезами может иметь чередующиеся участки повышенного загрязнения и просветлений, соответствующие числу нарезов, а при выстрелах из оружия с полигональной нарезкой он шести- или восьмиугольный [3, 7, 24].
Объем временной пульсирующей полости, а следовательно и объем повреждения мягких тканей зависит от количества сообщенной тканям кинетической энергии. Количество переданной снарядом энергии можно вычислить по формуле:
E = 1/2 m (V1–V2)2,
где Е — сообщенная энергия (в Джоулях), m — масса пули (в килограммах), V1 — контактная скорость пули (в метрах в секунду), V2 — остаточная скорость пули (в метрах в секунду). На количество переданной тканям энергии влияют площадь поперечного сечения снаряда, его масса, форма головной части, устойчивость в полете, склонность к деформации, плотность повреждаемых тканей [3, 7, 18, 20, 25].
При экспериментальных выстрелах по полутуше свиньи и патроны с полуоболочечной пулей, и патроны с оболочечной неостроконечной пулей (со скругленной головной частью) показали больший объем остаточной полости по ходу раневого канала по сравнению с патроном, снаряженным остроконечной оболочечной пулей. Размер полости от неостроконечной пули превысил ее собственный в 4 раза, тогда как от полуоболочечной в 15 раз [26]. Те же тенденции сохраняются при сравнении повреждений, причиненных патронами и с безоболочечной пулей, и с оболочечной. Склонные к деформации снаряды формируют входные дефекты плоских костей больших размеров, чем недеформирующиеся, при одинаковых размере, массе и контактной скорости [3, 27].
Для дифференциальной диагностики типа примененного снаряда возможно исследование качественного и количественного элементного состава наложений на мишень вторичных факторов выстрела и пояска обтирания. Для этого используют контактно-диффузионный метод, методы спектрального анализа (эмиссионный, рентгенофлюоресцентный) или сканирующую электронную микроскопию [3, 28, 29].
Таким образом, в результате проведенного анализа специальной литературы стоит обратить внимание на следующее:
— в судебно-медицинской литературе отсутствуют данные, позволяющее объективно и обоснованно установить факт применения оружия со сверловками ствола «Paradox» или «Lancaster» при исследовании огнестрельных ранений тела человека или повреждений одежды;
— имеющиеся данные о влиянии особенностей строения огнестрельного снаряда на морфологию повреждений нельзя назвать исчерпывающими и позволяющими достоверно проводить дифференциальную диагностику;
— целесообразно провести исследование зависимости морфологии повреждений от особенностей внутренних поверхностей стволов со сверловками «Paradox» и «Lancaster» для установления возможности определения сверловки канала ствола огнестрельного оружия по особенностям огнестрельных ранений тела человека или повреждений его одежды.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.