К вопросу повышения квалификации кадров для целей судебно-химического и химико-токсикологического анализа: результаты анкетирования химиков-экспертов
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(3): 45‑48
Прочитано: 966 раз
Как цитировать:
Сегодня одним из наиболее действенных инструментов качественной подготовки специалистов на последипломном уровне считается непрерывное профессиональное развитие (НПР). Дополнительное профессиональное образование в области анализов — судебно-химического (СХА) и химико-токсикологического (ХТА) специалистов с высшим медицинским и немедицинским образованием (фармацевтическое, химическое, биологическое) осуществляется на базе фармацевтических и медицинских вузов, автономных некоммерческих организаций посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Большое значение имеют срок, форма, содержание и технология обучения в организациях, реализующих соответствующую образовательную программу.
Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА) в течение ряда лет проводит подготовку и повышение квалификации (ПК) специалистов, работающих в области ХТА и СХА, на базе специализированной кафедры токсикологической химии и Регионального испытательного центра «Фарматест». В настоящее время специалистов готовят по программе дополнительного профессионального образования «Химико-токсикологический (ХТА) и судебно-химический анализ (СХА) биологических объектов и вещественных доказательств» в объеме 150 учебных часов (150 кредитов) с выдачей удостоверения о повышении квалификации.
Помимо организации образовательного процесса, сотрудники кафедры ведут научную деятельность, например, по мониторингу востребованности практическими работниками различных видов и форм обучения.
В 2020—2021 гг. по оригинальной анкете провели опрос сотрудников территориальных бюро судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) и химико-токсикологических лабораторий (ХТЛ): врачей—судебно-медицинских экспертов судебно-химических отделов, врачей клинической лабораторной диагностики, химиков-экспертов медицинской организации, судебных экспертов, биологов. Анкеты были разосланы во все федеральные округа РФ. Анализ опроса показал основные направления развития системы подготовки кадров, формы и методы обучения, необходимость разработки соответствующего программного обеспечения.
По результатам обработанных анкет в первую очередь определили уровень профессионального образования специалистов в области экспертных исследований. Выявили, что 13,3% специалистов имеют высшее медицинское образование, 50% — высшее фармацевтическое, 33% — высшее химическое и 3% — высшее биологическое образование. Примечательно, что доля специалистов с немедицинским образованием, занятых в сфере реализации экспертных исследований, составила около 87%. Полученные данные соответствуют требованиям приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.10 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». В этом приказе указано, что на должности химиков-экспертов медицинской организации имеют право трудоустраиваться лица с фармацевтическим, химическим, биохимическим образованием.
В анкете было несколько вопросов о способах повышения квалификации. Необходимо отметить, что все специалисты с базовым медицинским образованием проходят обязательное повышение квалификации на циклах повышения квалификации не менее одного раза в 5 лет, в том числе с получением сертификата специалиста (до 2021 г). Специалисты с высшим немедицинским образованием проходят повышение квалификации только с выдачей удостоверения, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
В настоящий момент обучение специалистов, реализующих экспертные исследования в рамках СХА и ХТА, осуществляется преимущественно посредством участия в очно-заочных циклах повышения квалификации (35%) и выездных циклах (около 38%); 23% опрошенных обучаются на портале непрерывного медицинского образования (НМО), около 5% — на дистанционных циклах.
Наиболее предпочтительными форматами прохождения курсов ПК оказались выездные циклы, очно-заочные, дистанционные, на портале НМО и др.
Большинство экспертов отметили дистанционную форму ПК, в том числе с прохождением обучения на сайте НМО (около 44%). Данный вид обучения характеризуется следующими преимуществами: отсутствие необходимости сбора группы курсантов, отсутствие временных ограничений, отрыва от производства и жесткого расписания, возможность прохождения курсов в любой период года, самостоятельные занятия по индивидуальному графику, привлекательная стоимость обучения.
Вместе с тем на дистанционных курсах возможна проработка только той информации, которая оформлена и выложена на обучающем сайте по темам; общение с преподавателями курса сведено к минимуму или практически отсутствует.
Востребована и очно-заочная форма обучения — выездные циклы (около 35% опрошенных), где часть материала изучается самостоятельно, другая — совместно с лекторами курса. Несомненное преимущество — «живое» общение как с преподавателями, так и с другими участниками группы, возможность обсуждения моментов, требующих более детального разбора и обмена мнениями, практическая составляющая курсов с приобретением навыков. Общение на курсах экспертов между собой также вносит вклад в эффективность обучения.
Большинство специалистов (около 93%) считают необходимым дополнительно повышать уровень своих знаний, участвуя в семинарах, конференциях, съездах, круглых столах по направлению профессиональной деятельности, изучая периодическую литературу.
Выделили наиболее востребованные для ПК и необходимые для изучения, по мнению специалистов, разделы (рис. 1). Кроме того, эксперты дополнительно самостоятельно отметили такие разделы, как статистика и валидация аналитических процедур, особенности анализа новых наркотических (синтетических) веществ.
Рис. 1. Разделы, необходимые для изучения при прохождении курсов повышения квалификации.
Здесь и на рис. 2: по результатам анкетирования специалистов СХО БСМЭ, 2020—2021 гг.
Достаточно интересная картина сложилась при анализе ответов респондентов на вопрос о публикации результатов профессиональной экспертной деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Публикация в печатных изданиях результатов профессиональной деятельности.
Большинство экспертов предпочитают не публиковаться. Около 24% опрошенных публикуют статьи в периодической печати, из них около 3% опрошенных, кроме публикации результатов, представляют данные своих исследований на обсуждение. Необходимо отметить, что подавляющее большинство специалистов также сообщали, что некоторую необходимую информацию для своей работы они получают на сайтах и форумах специалистов, работающих в области ХТА.
В статье представлены результаты анкетирования специалистов судебно-химического отдела (СХО) бюро СМЭ. Следует отметить, что результаты анкетирования специалистов СХО бюро СМЭ и ХТЛ во многом практически схожи.
Более 30 лет деятельность по подготовке и ПК экспертов в сфере СХА и ХТА осуществляется на кафедре токсикологической химии ПГФА. В настоящий момент разрабатывается несколько программ курсов ПК для дистанционного формата. Кафедра не прекращает проведение очно-заочных циклов, которые в настоящее время востребованы среди специалистов-практиков. Курсанты не только получают теоретические знания, но и формируют практические навыки на лабораторных занятиях, в том числе с выездом на базу Пермского краевого бюро СМЭ и ХТЛ Краевой наркологической больницы, аналитического центра РИЦ «Фарматест».
В связи с расширением специальностей, включенных в систему аккредитации, и введением аккредитации для специалистов с немедицинским образованием, назрела необходимость создания на базе ряда государственных образовательных учебных заведений медицинского и фармацевтического профиля центров аккредитации специалистов, работающих в сфере СХА и ХТА. Основными функциями таких центров, в том числе, возможно, организованных на базе ПГФА, могут быть аккредитация и формирование окружного реестра аккредитованных специалистов, участие в разработке организационно-методических и нормативных документов по аккредитации специалистов, внесение предложений по развитию системы аккредитации, мониторинг и самооценка эффективности деятельности.
Таким образом, в настоящее время в сфере реализации экспертных (судебно-химических, химико-токсикологических) исследований трудоустроено большое количество специалистов с высшим немедицинским образованием, процедура аккредитации которых может быть осуществлена на базе медицинских и фармацевтических вузов (факультетов). Для получения аккредитационных баллов специалисты должны пройти специализированные циклы ПК в наиболее удобных и предпочтительных дистанционном и очно-заочном форматах.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 21.09.2021
Received 21.09.2021
Принята в печать 25.10.2021
Accepted 25.10.2021
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.