Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Деятельность кафедры судебной медицины Сеченовского университета (I МОЛМИ) в годы Великой Отечественной войны
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(4): 62‑64
Прочитано: 702 раза
Как цитировать:
Цель работы — краткий историко-медицинский анализ деятельности кафедры судебной медицины I МОЛМИ (далее — Кафедра) в период Великой Отечественной войны. Подготовка к работе в условиях участия страны в военных действиях на Кафедре началась заранее. Основы для ее послевоенной деятельности были заложены именно в годы войны. Исследованный период не ограничивается пятью военными годами. Он охватывает более широкий временной интервал — от конца 30-х и до начала 50-х годов ХХ столетия. Мы считаем своим долгом почтить память наших коллег, которые в годы войны принимали в ней непосредственное участие, в тяжелейших условиях трудились в тылу.
Материалом послужили труды сотрудников Кафедры, опубликованные в военные и послевоенные годы: диссертация Д.М. Кобызева «Судебно-медицинская квалификация тяжести телесных повреждений», 1944; работы проф. В.Ф. Червакова «150 лет кафедре судебной медицины 1 Московского Ордена Ленина медицинского института (1804—1954)», 1955; Е.Е. Матовой, С.В. Шершавкина, О.Ф. Салтыковой, Е.В. Галахова, Г.Я. Пеккер «Кафедра судебной медицины 1 МОЛМИ (1917—1957)», 1958 и иные публикации по истории судебной медицины.
Развитие судебной медицины в основном определяется общими закономерностями развития науки, которые детально проанализированы отечественными и зарубежными учеными [1, 2]. Данная медицинская дисциплина, опираясь на естественные науки, является социально ориентированной. Она тесно связана с юриспруденцией и сильно зависит от экономико-политической конъюнктуры. Вектор развития судебной медицины может изменяться в соответствии с актуальными потребностями общества в конкретный исторический период [3, 4].
В конце 30-х годов неизбежность участия в предстоящей масштабной войне с Германией не вызывала сомнений ни у руководства Советского Союза, ни у граждан страны. Советско-финская война (1939—1940 гг.), начало Второй мировой войны (1939 г.) обусловили актуальность научной разработки вопросов судебно-медицинской экспертизы огнестрельных повреждений. Огнестрельное оружие быстро модифицировалось и совершенствовалось, количество огнестрельных травм резко увеличилось. В годы Великой Отечественной войны и после ее окончания сотрудники Кафедры участвовали в работе Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков [5] (результаты этих исследований не публиковались в открытой печати). Эти факторы определили интерес к указанной проблеме на протяжении предвоенных, военных и послевоенных лет. Одновременно с вопросами экспертизы огнестрельной травмы изучались вопросы судебно-баллистической экспертизы. Первое отечественное руководство по судебной баллистике, автором которого был В.Ф. Черваков, вышло в 1937 г. В 1938 г. В.Ф. Черваков защитил докторскую диссертацию «О «патологии» винтовки в судебно-медицинском и криминалистическом отношении» [6]. На Кафедре была подготовлена и в 1940 г. защищена Л.Т. Костициным кандидатская диссертация «Характеристика повреждений из револьверов и автоматических пистолетов, наиболее часто встречающихся в судебно-медицинской практике.
Не менее интенсивная работа проводилась на педагогическом поприще. В 1939 г. Кафедру возглавил В.Ф. Черваков. Он сразу включился в работу по реформированию вузовской судебно-медицинской подготовки с учетом потребностей Вооруженных сил СССР. В 1940 г. учебная программа на Кафедре была расширена за счет введения дополнительных практических занятий по военной судебно-медицинской экспертизе [6].
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Появились огромные человеческие потери, страна остро нуждалась в высококвалифицированных врачах. Кафедру, чтобы не прерывать учебный процесс, пришлось эвакуировать в Уфу. Несмотря на тяжелейшие условия, коллектив Кафедры смог в кратчайшие сроки восстановить работу. Более того, учебный план был расширен за счет введения семинара по военно-врачебной экспертизе. Практические занятия по освидетельствованию раненых проводились на госпитальной базе. Нигде более на протяжении военного времени данный предмет не преподавали [6]. В 1942 г. осложнилась ситуация с кадровым составом Кафедры. Сразу три опытнейших преподавателя: Д.М. Кобызев, Р.Л. Шиманович, В.И. Глод — были призваны на фронт; вся кафедральная работа до 1943 г. легла на плечи одного проф. В.Ф. Червакова. В Москве в это время работал филиал Кафедры, возглавляемый проф. А.Д. Григорьевым. В 1943 г. Кафедра вернулась в Москву, где помимо преподавательской работы коллектив смог продолжить научные изыскания. Так, Д.М. Кобызев вернулся с фронта и немедленно приступил к оформлению диссертационной работы. К концу войны кафедра обладала хорошим кадровым и научным потенциалом. Помимо проф. В.Ф. Червакова на кафедре работали доц. В.И. Глод, ассистенты Д.И. Зискинд, М.И. Ковалева, Н.В. Фриде, аспиранты С.В. Шершавкин, Л.Н. Додина, Е.Е. Вольсова, О.Ф. Салтыкова.
Рис. Коллектив кафедры судебной медицины I МОЛМИ, сформировавшийся в годы Великой Отечественной войны (справа налево): проф. В.Ф. Черваков, П.Г. Арешев, О.Ф. Салтыкова, С.В. Шершавкин, Л.В. Бартенева, В.И. Глод, Н.В. Фриде, С.Н. Ягубов, Е.Е. Вольсова (фотография из архива кафедры судебной медицины Сеченовского университета).
Fig. The team of the Department of Forensic Medicine, formed during the Great Patriotic War (from right to left): prof. V.F. Chervakov, P.G. Areshev, O.F. Saltykova, S.V. Shershavkin, L.V. Barteneva, V.I. Glod, N.V. Fride, S.N. Yagubov, E.E. Wolsova (photo from the archive of the Department of Forensic Medicine of Sechenov University).
Научная работа на Кафедре не прекращалась в течение пяти военных лет. В период с 1941 по 1945 г. были подготовлены и успешно защищены три диссертации. В 1944 г. Н.В. Фриде была защищена кандидатская диссертация на тему «Повреждения кисти в судебно-медицинском отношении». В ней дана судебно-медицинская оценка огнестрельных, резаных, рубленых и иных травм и подробно рассмотрены проблемы диагностики умышленных самоповреждений кисти. В период массовой мобилизации граждан на фронт такая тема научного исследования была чрезвычайно актуальной. В рамках диссертационного исследования автором были разработаны методические рекомендации по определению степени тяжести повреждений кисти. В 1944 г. Д.М. Кобызев защитил диссертацию «Судебно-медицинская квалификация тяжести телесных повреждений». Содержание этой работы представляет интерес не только в научном плане. Автор проделал колоссальную работу по систематизации телесных повреждений, выявлению недочетов как в союзном, так и в республиканских нормативно-правовых документах. Ее практическое внедрение нацелено на мирное время. Таким образом, в разгар войны Кафедра занималась научными проблемами с учетом четкого стратегического планирования, ее работа строилась на непоколебимой вере в победу и необходимости налаживания мирной жизни в рамках нового уголовного законодательства и обновленных медицинских критериев тяжести телесных повреждений. В 1945 г. прикомандированным к Кафедре специалистом В.И. Онохриенко была успешно защищена кандидатская диссертация «К характеристике повреждений височной кости при огнестрельных (пулевых) ранениях черепа».
После окончания войны научная деятельность Кафедры была сосредоточена на проблеме изучения и обобщения опыта Великой Отечественной войны. Вскоре, однако, вектор научного поиска резко изменился. Перед страной стояла важная задача — ликвидация последствий войны. Согласно директивным указаниям Минздрава ССР (№ 82 от 16.02.48), в обязанности судебно-медицинских экспертов вменялась задача всемерно содействовать поднятию качества лечебной работы. В течение послевоенного десятилетия научный поиск в области проблем внезапной смерти и ее профилактики стал приоритетным. По результатам исследований были подготовлены пять диссертационных работ: «Скоропостижная смерть при злокачественных новообразованиях различной локализации» (О.Ф. Салтыкова, 1950); «Скоропостижная смерть при беременности, родах и в послеродовом периоде в судебно-медицинском отношении» (Л.В. Бартенева, 1953); «Скоропостижная смерть при гипертонической болезни в судебно-медицинской практике» (В.И. Карелин, 1954); «О скоропостижной смерти при некоторых острых инфекционных заболеваниях» (Г.Г. Омаров, 1955); «Внезапная смерть во время оперативных вмешательств и ее судебно-медицинская оценка» (Г.Я. Пеккер, 1958).
Опыт Великой Отечественной войны был, безусловно, трагическим для всего нашего народа, однако он стал неоценимой научной базой для многих медицинских дисциплин. Судебная медицина не является исключением. Тяжелейшие и трагические этапы нашей истории стали одновременно испытанием на стойкость и стимулом для развития наиболее важных научных направлений, обеспечивающих в конечном счете благополучие и здоровье людей. Судебная медицина перешла на тот этап развития, когда сама стала влиять на содержание иных медицинских дисциплин, способствуя совершенствованию медицинской помощи и профилактических мероприятий. В кратком обзоре представлены основные вехи деятельности судебных медиков I МОЛМИ, показан их вклад в нашу общую победу в Великой Отечественной войне, заложивший основы дальнейшего развития отечественной судебной медицины и фундамент мирной послевоенной жизни.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.