Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Назаров Ю.В.

Санкт-Петербургское бюро судебно-медицинской экспертизы

Исаков В.Д.

Санкт-Петербургское Бюро судебно-медицинской экспертизы

Яковенко О.О.

кафедра судебной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, 191015;
Санкт-Петербургское ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Санкт-Петербург, Россия, 191015

К особенностям огнестрельных ранений дробовыми патронами для короткоствольного оружия ограниченного поражения

Авторы:

Назаров Ю.В., Исаков В.Д., Яковенко О.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2375

Загрузок: 64

Как цитировать:

Назаров Ю.В., Исаков В.Д., Яковенко О.О. К особенностям огнестрельных ранений дробовыми патронами для короткоствольного оружия ограниченного поражения. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(5):37‑40.
Nazarov IuV, Isakov VD, Yakovenko OO. About some peculiar features of gunshot wounds inflicted by shot-gun cartridges for the short-barreled weapons of the limited injurious power. Forensic Medical Expertise. 2018;61(5):37‑40. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20186105137

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние уг­ла встре­чи пу­ли с прег­ра­дой при ри­ко­ше­те на ха­рак­те­рис­ти­ку пов­реж­де­ний, об­ра­зу­ющих­ся при выс­тре­ле из глад­кос­тволь­но­го ору­жия. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):14-17
Ус­та­нов­ле­ние фак­та пе­ре­но­са ог­нес­трель­ным сна­ря­дом ве­щес­тва прег­ра­ды из ком­по­зит­ных ма­те­ри­алов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(5):40-42

Литература по проблемам судебно-медицинской экспертизы огнестрельных повреждений обширна. Только за послевоенный период опубликовано более 1000 статей и защищено более 60 диссертаций.

Накоплен большой объем практических и экспериментальных данных о составе, распространении и особенностях воздействия на преграду отдельных факторов выстрела из различных видов огнестрельного оружия, использующего «стандартные» поражающие элементы, в том числе эластичные пули травматических патронов [1, 2]. Сообщения о механизме образования повреждений «нестандартными» снарядами, выстреленными из огнестрельного оружия ограниченного поражения, единичны. Они освещают только отдельные вопросы. Нет публикаций о широко распространенном в настоящее время гражданском короткоствольном огнестрельном оружии ограниченного поражения [3, 4], владелец которого на практике может использовать не резиновые пули, а твердые поражающие элементы, в том числе дробь. Следовательно, обозначился разрыв между существующими методами оценки повреждений от выстрелов из такого оружия штатными снарядами и реалиями судебно-медицинской экспертной практики.

Все вышеизложенное снижает возможности судебно-медицинской экспертизы огнестрельных повреждений, причиненных «неэластичными» пулями из огнестрельного оружия ограниченного поражения, в том числе при разрешении вопроса о расстоянии выстрела. Проблема приобрела особую актуальность после принятия закона РФ «Об оружии» (1993), официально разрешающего приобретение и использование огнестрельного оружия самообороны. В законе четко оговаривается запрет применять в таком оружии патроны с «неэластичным» метаемым элементом. На практике закон нарушается путем полукустарного изготовления преступниками дробовых патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения.

К настоящему времени остаются неизученными морфологические особенности повреждений биологических тканей человека и их имитаторов, а также материалов одежды, позволяющие определять параметры «неэластичных» многосоставных снарядов, выстрелянных из огнестрельного оружия ограниченного поражения. Нуждается в объяснении механизм формирования данных повреждений, не определены объективные критерии их дифференциальной диагностики. Эти пробелы серьезно ограничивают возможности судебно-медицинской экспертизы и создают объективные предпосылки для неверных экспертных выводов и вытекающих из них следственных решений. Все это послужило основанием для выполнения настоящей работы. Изучали материалы экспертиз и исследований, выполненных в СПб ГБУЗ БСМЭ (далее Бюро).

Установили, что огнестрельные повреждения занимают 4-е место в общем количестве медико-криминалистических экспертиз и исследований, выполняемых в медико-криминалистическом отделении Бюро.

Каждое огнестрельное повреждение обладает совокупностью индивидуальных особенностей, которые обусловлены видом использованного оружия, характером боеприпаса и механизмом образования повреждения.

При изучении морфологии огнестрельных повреждений в условиях медико-криминалистического отделения исследуют прежде всего кожную часть ранений. Если это невозможно (например, при экспертизе живого лица), исследованию в первую очередь подлежит одежда потерпевшего, затем медицинские документы, а также примененное оружие и боеприпасы.

Следует отметить, что наравне с широко распространенными патронами к огнестрельному оружию в практике судебного медика встречаются редкие «нестандартные» или малосерийные боеприпасы. К ним относятся следующие:

— патрон XM216 калибра 5,56×45 мм (.223 Remington) с подкалиберной оперенной стреловидной пулей. Такой высокоскоростной игольчатый поражающий элемент создан для пробития стандартных бронежилетов и оставляет характерные повреждения;

— патрон 7,62 Salvo Squeezebore с тремя латунными пулями. После выстрела, в полете, пули разделяются и причиняют три изолированных повреждения;

— патрон L14A1 калибра 7,62×54 мм (.308 Winchester) с металлическим донцем, пластиковой гильзой и прочной пластиковой трассирующей пулей;

— пистолетный патрон Wadcutter калибра 9×19 мм (Luger/Parabellum). Содержит латунную пулю в форме усеченного конуса с глубокой выемкой, острые края которой при попадании в поражаемую область в одежде пробивают ровное отверстие, а затем значительно деформируются в теле человека, при этом пуля разрушается на многочисленные фрагменты;

— пистолетный патрон High Safety Ammunition калибра 9×19 мм (Luger/Parabellum). Содержит полуоболочечную пулю с семью стальными дротиками, которые после попадания пули в цель расходятся в теле, образуя извилистые и глубокие раневые каналы;

— патрон SkyMarshall калибра 9×19 мм (Luger/Parabellum) содержит легко разрушаемую полимерную пулю со стальными шариками, которые при попадании в цель не способны образовывать сквозные повреждения, тем самым снижается риск травмирования посторонних людей.

В случае применения «нестандартных» боеприпасов судебно-медицинские экспертизы (исследования) представляют особую сложность. Приводим пример из практики, когда случай причинения огнестрельного повреждения «нестандартным» боеприпасом потребовал экспертной оценки.

Несовершеннолетняя гр-ка О. поступила в Детскую городскую больницу № 1 с жалобой на рану в правой подвздошной области. Со слов пострадавшей, они с подругой на улице нашли петарду в виде цилиндра, принесли в школьную раздевалку физкультурного зала и положили на скамейку, после чего произошел взрыв. Девочка пояснила, что в момент взрыва стояла спиной к «петарде» и почувствовала сильную боль в поясничной области. На место происшествия выехала бригада скорой помощи, которая оперативно доставила пострадавшего подростка в больницу.

В стационаре выставлен диагноз «огнестрельная рана правой подвздошной области». Выполнена операция «первичная хирургическая обработка, ревизия раны, дренирование раны». При ревизии раны в глубине мягких тканей (более 5 см) обнаружили множественные мелкие (1,0—2,5 мм) округлые металлические включения. При рентгенологическом исследовании в правой подвздошной области визуализировалась группа многочисленных (более 20) инородных тел небольшого размера (от 1 до 2,5 мм) металлической плотности округлой и неправильной формы.

Доступные инородные включения во время операции были удалены, рану дренировали, ушили послойно.

Органы дознания опросили девушку-подростка, находившуюся рядом с пострадавшей в момент инцидента. В связи с расхождениями в показаниях произвели осмотр квартиры по месту ее проживания, в результате которого отец девушки выдал принадлежащий ему на законном основании револьвер, который по сертификату являлся газовым (конструктивно предназначен для стрельбы патронами, не содержащими твердого поражающего элемента, светошумовыми или газовыми).

По заключению эксперта-криминалиста, данный револьвер относится к категории газового оружия, в представленном виде к категории огнестрельного оружия не относится, пригоден для стрельбы 9 мм газовыми и сигнальными (шумовыми) револьверными патронами. Револьвер возвращен законному владельцу, а дознание пришло к выводу о случайности происшествия в результате неосторожного обращения с петардой.

Для установления степени тяжести вреда здоровью, причиненного О., назначена судебно-медицинская экспертиза. Эксперт пришел к выводу, что у пострадавшей О. обнаружена рана поясничной области, которая вызвала кратковременное расстройство здоровья и поэтому была расценена как легкий вред здоровью. Судебно-медицинский эксперт обосновал утверждение, что данное ранение образовалось в результате выстрела твердым многосоставным снарядом из компактных элементов с дальнейшим его разделением по ходу раневого канала; данное ранение могло быть получено в результате выстрела из огнестрельного оружия.

На основании данных судебно-медицинской экспертизы возобновили работу с потерпевшей. Вскоре выяснилось: пострадавшая скрыла, что на самом деле в школьной раздевалке другая девочка выстрелила ей в спину из огнестрельного оружия.

Следователь изъял одежду, в которой находилась гр-ка О. в момент происшествия, и назначил медико-криминалистическое исследование. В распоряжение эксперта также представили медицинские документы с первичным описанием имевшегося у гр-ки О. повреждения, рентгенограммы, экспертизу свидетельствуемого, заключение эксперта криминалиста и револьвер (с боеприпасами), изъятый у отца подозреваемой. Перед экспертом поставили вопрос: «Могли ли повреждения на одежде и теле гражданки О. быть причинены выстрелом из представленного револьвера ROHM RG 89 (калибра 9 мм)?

Установили, что револьвер изготовлен из металла с черным покрытием, габаритные размеры револьвера: длина 185 мм, высота 140 мм. Револьвер состоит из рамки со стволом и рукояткой, барабана с осью и экстрактором, ударно-спускового механизма и механизма поворота и фиксации барабана, мушки и целика.

Ствол длиной 62 мм, внутренним диаметром 9 мм, гладкий, нарезы отсутствуют; вдоль его оси в верхней части установлена пластинка-рассекатель высотой 4 мм, толщиной 2 мм; у дульного среза канала ствола на глубину до 7 мм расположена резьба.

Барабан револьвера съемный длиной 38,2 мм, диаметром 36,5 мм, имеет 6 камор диаметром 9,6 мм (в казенной части), глубиной 22 мм, со стороны ствола следует сужение камор до диаметра 6 мм.

Металлические поверхности револьвера чистые, со следами эксплуатации в виде потертостей, с царапинами; имеются следующие маркировочные обозначения: на рамке справа под барабаном — номер «1111−1»; на стволе надписи — «ROHM RG 89» и «РТВ 451 KAL. 9 mm KNALLPATR. Германия».

На исследование представлены три «стреляные» гильзы и один патрон. Гильзы с выступающим фланцем, без кольцевой проточки, цилиндрические; диаметр корпуса 9,4 мм, диаметр фланца 10,3 мм; имеют следы окопчения; дульце заклеено картонным пыжом с заглушкой зеленого цвета. Патрон длиной 23,1 мм, массой 3 г. Для исследования внутреннего состава патрона провели его рентгенографию. На рентгенограмме виден корпус гильзы, различим капсюль, камора с пороховым зарядом и располагающаяся в 4 ряда круглая металлическая дробь диаметром 2,5±0,5 мм.

На рентгенограммах органов брюшной полости в прямой и боковой проекциях на уровне LIV—LV визуализируется группа многочисленных (более 20) металлической плотности тел небольшого размера (от 1 до 2,5 мм) неправильной и округлой формы.

Результаты судебно-баллистической экспертизы: патроны к револьверу калибра 9 мм, являются револьверными дробовыми патронами, изготовленными заводским способом и снаряженными 27 дробинами каждая диаметром от 2,1 до 2,5 мм и массой от 0,05 до 0,08 г, общая масса дроби 1,72 г. Удельная кинетическая энергия полиснаряда 0,6 Дж/мм2, что значительно превышает минимальную величину 0,5 Дж/мм2, необходимую для поражения человеческого организма. Представленные патроны относятся к категории боеприпасов и пригодны для стрельбы, в том числе из доставленного на исследование револьвера.

При исследовании одежды обнаружили, что повреждение на спортивной куртке совпадает по расположению и ориентации с повреждением на футболке. Повреждения на одежде так же сопоставлены с установленным на теле гр-ки О. повреждением поясничной области.

Исследовали повреждения на одежде как в видимом спектре, так и в УФ- и ИК-диапазоне.

Установили, что повреждения на одежде, как и подлежащее ранение тела, огнестрельные, на что указывает сочетание следующих признаков: повреждения округлые, без потертостей, складываются с округлыми дефектами тканей; концы разделенных краевых нитей неравномерно вытянуты, не складываются, отклонены преимущественно в сторону тела; вокруг дефекта — кольцевидное наложение темно-серых мелкодисперсных аморфных инородных частиц (копоть).

Повреждения на одежде, как и подлежащее ранение тела, входные. На это указывает сочетание следующих признаков: повреждения округлые, без потертостей, складываются с округлыми дефектами ткани; концы разделенных краевых нитей неравномерно вытянуты, не складываются, преимущественно отклонены в сторону тела; вокруг дефекта — кольцевидное наложение темно-серых мелкодисперсных аморфных инородных частиц (копоть); имеются части многосоставного (дробовой) снаряда в конце раневого канала, начинающегося от установленной раны поясничной области.

Повреждения на одежде, как и подлежащее ранение тела, причинены компактным действием высокоскоростного многосоставного (дробовой) снаряда. На это указывает сочетание следующих признаков: повреждения на спортивной куртке и футболке с округлым дефектом ткани; наличие частей многосоставного (дробовой) снаряда в конце раневого канала. Исходя из диаметра дефектов материала одежды (10 мм), калибр примененного огнестрельного оружия составлял 10±1 мм, т. е. в диапазоне от 9 до 11 мм.

Выстрел произведен с близкой дистанции (неплотный упор), на что указывает характер повреждений в виде округлых сквозных дефектов ткани размером 10×10 мм с неровными, радиально разорванными краями, наличием отложений темно-серых мелкодисперсных аморфных инородных частиц (копоть) вокруг дефекта как на лицевой, так и на изнаночной поверхности материала.

Вокруг повреждений спортивной куртки и футболки обнаружили отложение копоти и привнесенных металлов выстрела (свинец и сурьма).

Представленный на исследование револьвер«ROHM RG 89», как следует из заключения эксперта-криминалиста, может стрелять предоставленными дробовыми патронами. Удельная кинетическая энергия полиснаряда — составного дробового снаряда — превышает значение минимальной, необходимой для поражения человеческого организма; количество дробин в патроне составляло 27 штук диаметром от 2,1 до 2,5 мм. При проведении рентгенографии патрона в его составе обнаружили наличие круглых металлических дробин диаметром 2,5±0,5 мм.

Количество и диаметр дробин на рентгенограммах поясничной области не противоречит количеству и диаметру дробин на рентгенограмме дробового патрона.

Следовательно, установленное у гр-ки О. огнестрельное ранение поясничной области могло образоваться в результате выстрела с близкой дистанции (неплотный упор) составным дробовым высокоскоростным снарядом дробового патрона (аналогичного представленному) калибра 9 мм из револьвера (калибра 9 мм) «ROHM RG 89» (с номером на рамке «670617») через предоставленную на экспертизу одежду (спортивная куртка и футболка).

На основании выводов экспертизы следствие установило достоверную картину произошедшего.

Приведенный случай показывает не только особенность повреждений, причиненных из огнестрельного оружия ограниченного поражения дробовым патроном, и эффективность современных методов медико-криминалистических исследований при экспертизе огнестрельных повреждений, в том числе причиненных «нестандартными» боеприпасами, но и эффективность взаимодействия подразделений СПб ГБУЗ БСМЭ при производстве подобных экспертиз.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1,2e-mail: Na532z@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-4629-4521

Литература

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.