Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ломакин Ю.В.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119021

Леонова Е.Н.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Ходулапов А.В.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Минздрава России, Москва, Россия, 119021

Всероссийская олимпиада по судебной медицине «Шаги к мастерству» и ее место в образовательном процессе

Авторы:

Ломакин Ю.В., Леонова Е.Н., Ходулапов А.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 651 раз


Как цитировать:

Ломакин Ю.В., Леонова Е.Н., Ходулапов А.В. Всероссийская олимпиада по судебной медицине «Шаги к мастерству» и ее место в образовательном процессе. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(3):60‑62.
Lomakin YuV, Leonova EN, Khodulapov AV. The All-Russian forensic medicine Olympiad «The moves toward professional skills» and its role in the overall educational process. Forensic Medical Expertise. 2018;61(3):60‑62. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201861360-62

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пра­во­вые и су­деб­но-ме­ди­цин­ские проб­ле­мы пос­мер­тно­го до­норства. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):5-9
Мор­фо­ло­гия гру­ди­ны для фор­ми­ро­ва­ния би­оло­ги­чес­ко­го про­фи­ля не­опоз­нан­но­го ин­ди­ви­да. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):60-66
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти ис­поль­зо­ва­ния ком­пью­тер­ных прог­рамм и мо­биль­ных ус­тройств в рам­ках иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):27-30
Ме­то­ды экстрак­ции ди­ато­мо­во­го план­кто­на: сов­ре­мен­ное сос­то­яние воп­ро­са и бу­ду­щие нап­рав­ле­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(2):50-54

Список использованных сокращений:

ФГОС ВО — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

ПК — профессиональная компетенция

ОПК — общепрофессиональная компетенция

ОК — общекультурная компетенция

РАН — Российская академия наук

25 октября 2017 г. в Сеченовском университете прошла 2-я Всероссийская олимпиада по судебной медицине «Шаги к мастерству». В ней приняли участие 8 команд из 8 медицинских вузов страны. Общее количество участников составило 22 человека. Все участники олимпиады показали как высокий уровень теоретической подготовки, так и свои творческие таланты. По итогам конкурсов I место в напряженной борьбе заняла команда «Триада Биша» (Российский университет дружбы народов), II и III — соответственно команды «Зубастики» (Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова) и «blackпакет» (Сеченовский университет).

Кафедра судебной медицины Сеченовского университета уже в третий раз проводит предметную олимпиаду. Подобные мероприятия имеют давнюю историю. Они были популярны еще в советские времена и, являясь по сути интеллектуальными соревнованиями, всегда вызывали неподдельный интерес как среди участников, так и среди болельщиков и зрителей. Как отметил ректор университета акад. РАН П.В. Глыбочко, «… внеучебная работа в 2016/2017 г. была направлена на совершенствование условий для успешной самореализации студентов, повышения их роли в жизни университета» [1]. Фактически олимпиада — форма интеллектуального студенческого досуга. Не будучи официальной образовательной технологией, она имеет немаловажное значение в повышении качества вузовского образования. Не секрет, что реформирование высшего медицинского образования сталкивается с серьезными трудностями. Одна из главных проблем — отсутствие у студентов мотивации к самообразованию. В данных условиях сложная задача, встающая перед профессорско-преподавательским составом, заключается в создании условий для формирования у студентов образовательной мотивации, ориентированной на самостоятельное обучение. Иными словами, учебная дисциплина должна вызывать живой интерес у обучающихся, мотивированную потребность в самостоятельном освоении профессиональных и иных компетенций [2]. Данные компетенции необходимы для врача любой специальности, но они же довольно часто остаются «за бортом» современного российского медицинского образования. Олимпиада как форма досуга предполагает добровольное и самостоятельное освоение теоретического курса судебной медицины, а значит, способствуют формированию у будущего врача-специалиста навыков мотивированного самообразования, столь необходимого в век стремительного научно-технического прогресса. П.В. Глыбочко отметил: «Проводимая воспитательная и внеучебная работа, создавая условия для активной жизни студентов, безусловно, должна способствовать развитию личности специалиста международного уровня» [1].

Принятый сегодня «на вооружение» в образовании компетентностный подход позволяет готовить качественно иных специалистов, более адаптированных к условиям современной рыночной конкуренции (в том числе и на рынке труда). В докладе ЮНЕСКО (1977) отмечено, что компетентность рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску [3]. Не случайно организаторы (коллектив кафедры) спланировали конкурсы таким образом, чтобы они максимально соответствовали содержанию учебной программы, а также имели направленность на освоение компетенций, предусмотренных ФГОС ВО [4].

Первый конкурс «Приветствие» традиционно заключался в самостоятельной подготовке командой краткой презентации или видеоролика о своей кафедре, своем вузе, научной работе и был направлен на освоение ОПК-2 — готовность к коммуникации в устной и письменной формах и ОК-8 — готовность к работе в коллективе.

Литературно-исторический конкурс предлагал участникам глазами судебно-медицинского эксперта взглянуть на криминальные ситуации, описанные в художественной литературе. Такой подход к вопросу увлекает и участников, и зрителей, одновременно демонстрирует связь содержания учебного материала с реальной жизнью. Этот конкурс предполагает развитие ОК-1 — способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу и ОК-4 – способность действовать в нестандартных ситуациях.

Конкурс «Судебно-медицинский спринт» заключался в решении тестовых заданий, основанных на фотографиях из экспертной практики. Конкурс с моделированием конкретной ситуации на месте происшествия был направлен на максимальное приближение участников к судебно-медицинской практике. Были воспроизведены три происшествия: 1) ДТП — переезд колесом автомобиля (рис. 1);

Рис. 1. Моделирование дорожно-транспортного происшествия — переезд колесом автомобиля. а — след протектора автомобиля на теле студента-добровольца, воспроизведенный с помощью грима; б — осмотр трупа на месте происшествия.
2) огнестрельная травма (рис. 2);
Рис. 2. Моделирование происшествия «огнестрельная травма».
3) механическая асфиксия (рис. 3).
Рис. 3. Моделирование происшествия «механическая асфиксия».
Имитация внешних признаков перечисленных травм, а также некоторых трупных явлений достигалась с помощью нанесения грима на статистов (студенты-добровольцы). В условиях, максимально приближенных к экспертным (отсутствие нормального освещения, имитация следов крови на оружии и поверхностях, воссоздание «бытового беспорядка» на месте происшествия), участники должны были определить род и предполагаемую причину смерти. Для происшествия «Механическая асфиксия» задание несколько усложнили: участники должны были по характеру странгуляционной борозды выбрать правильное орудие из множества представленных в помещении. Данный конкурс имеет наибольшее практическое значение и способствует развитию не только общекультурных, но и таких профессиональных компетенций, как ПК-7 — констатация смерти и ПК-20 — готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины.

В совокупности процесс подготовки к олимпиаде и участие в конкурсах предполагал и освоение ОК-5 — готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию и использованию творческого потенциала.

О стремительных изменениях требований к образованию современного специалиста говорил в своей речи на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Конкурентные преимущества получат те, … которые … обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления… чрезвычайно важным является … умение коммуницировать с другими людьми, умение … управлять своими эмоциями, работать в команде» [5].

Заключение

Можно отметить, что задача, поставленная перед организаторами олимпиады, выполнена. Интерес к ней среди студентов-медиков и преподавателей растет. Увеличилось общее количество участников, расширилась география регионов-участников: впервые прибыли команды из Ростовского, Кубанского и Ярославского медицинских университетов. Как справедливо отметил В.В. Путин во время выступления на Валдайском форуме (2017): «Все-таки образование не должно быть конвейером. Это не просто конвейер знаний, не просто начетничество, всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества» [6].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.