Судебно-медицинская экспертиза трупов неизвестных лиц включает сложный процесс установления личности, имеет свою специфику и в ряде случаев представляет значительные трудности для судебных медиков и правоохранительных органов. Необходимость установления личности погибших возникает при гнилостных изменениях, скелетировании или разрушении трупов, когда их опознание становится затруднено, или невозможно. Кроме криминальных причин с умышленным обезображиванием жертв преступлений, подобные проблемы могут быть следствием гибели людей в результате возникновения различных техногенных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и т. д. При гнилостных изменениях головы трупа в случаях умышленного обезображивания лица, причиняемого преступниками с целью затруднить опознание, описывают индивидуальные особенности головы, туловища и конечностей, изымают и сохраняют те из них, которые достаточно информативны и не изменяются со временем (например, костные останки). Утраченные возрастные, расовые, половые, портретные и другие особенности могут быть восполнены при последующем медико-криминалистическом исследовании зубов и посткраниального скелета [1, 2]. Процесс установления личности требует поиска новых методов, органов и систем исследования для применения наравне с уже имеющимися для сужения диапазона предполагаемого возрастного интервала костных останков личности погибшего.
Цель исследования — установление биологического «костного» возрастного периода неопознанных погибших лиц, используя морфометрические параметры турецкого седла (ТС).
Для достижения этой цели поставили следующие задачи: выполнить остеометрические измерения ТС у лиц разных возрастов; выделить метрические параметры, обладающие наибольшей корреляцией с возрастом в отдельных возрастных группах и на всем диапазоне возрастов.
Материал и методы
Материал получили в Бюро СМЭ Д.З. Москвы: 86 трупов (56 мужчин и 30 женщин), умерших в период с 2015 по 2016 г. от ненасильственных причин, а также насильственных, но не связанных с повреждением или разрушением костей свода черепа. Для исследования отбирали образцы без какой-либо патологии в области Т.С. Распил черепа осуществляли циркулярной пилой по следующим краниометрическим точкам: на лицевом черепе — через точку метопион, с боковых сторон — по точке эурион, сзади — по точке инион [3]. После извлечения головного мозга и полного отделения твердой мозговой оболочки остроконечным скальпелем аккуратно извлекали гипофиз для последующего измерения размерных параметров ТС (рис. 1).
Глубину (Г) ТС измеряли глубиномером по линии, пендикулярной к линии верхней длины от наиболее углубленной точки дна Т.С. Верхнюю длину (ВД) ТС измеряли линейкой между бугорком на передней стенке гипофизарной ямки и верхней точкой в центральной части спинки Т.С. Длину (Д) ТС измеряли штангенциркулем между точкой в наиболее вогнутой части внутренней поверхности спинки ТС и наиболее удаленной точкой передней стенки гипофизарной ямки [4]. Полученные значения обработали с помощью программы IBM SPSS Statisctics.
Результаты и обсуждение
Согласно классификации, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965) весь материал (n=86) был распределен на четыре возрастные группы: I зрелый возрастной период (22 года — 35 лет) — 15 образцов, II зрелый возрастной период (36—60 лет) — 46, пожилой возраст (61—74 года) — 13 образцов и старческий возраст (75—90 лет) — 12 образцов (табл. 1).
Из данных табл. 2 следует,
В отличие от корреляционного анализа, в дисперсионном одни переменные выступают как влияющие (именуемые факторами, или независимыми переменными), а другие (результативные признаки, или зависимые переменные) подвержены влиянию этих факторов. Основная цель дисперсионного анализа — исследование значимости различия между средними. Сравнение выборок по критериям Стьюдента и Фишера имеет одно важное преимущество перед дисперсионным анализом: в нем можно сравнить выборки с точки зрения их изменчивости. Преимущества дисперсионного анализа весомее: одно из них, например, возможность одновременного сравнения нескольких выборок.
Из данных табл. 3 следует,
Для прогнозирования возрастного периода у лиц старше 22 лет провели регрессионный анализ связей между значениями длины и глубины ТС, которые могут быть измерены при секционном исследовании трупа. В соответствии с табл. 4 ожидаемое
Прогноз = –18,6+4,648×длина+2,635×глубина.
Таким образом, средняя величина разности между прогнозируемым и фактическим возрастом 17,4 года, что позволяет отнести значения к определенному возрастному периоду.
Установили, что верхняя длина не имеет корреляций с возрастом. Результаты многофакторного дисперсионного анализа данных для всего диапазона изменчивости возраста показали, что наибольшие коэффициенты корреляции с возрастом имеют: глубина и длина ТС во всех возрастных группах. Следовательно, исходя из взаимного распределения полученных значений, форму ТС по возрастным группам можно охарактеризовать следующим образом:
— в I зрелом возрастном периоде (22 года — 35 лет) глубина преимущественно преобладает над длиной. Следовательно, в данном возрастном интервале наиболее часто встречается глубокая форма гипофизарной ямки;
— во II зрелом возрастном периоде (36—60 лет) значения глубины и длины примерно равны при незначительной тенденции к преобладанию длины. Форму Т.С. можно охарактеризовать как округлая и округлая с признаками уплощения;
– в пожилом возрасте (61—74 года) глубина и длина резко увеличиваются с преобладанием глубины. Наиболее распространены случаи, имеющие глубокую форму гипофизарной ямки, при этом при сравнении с I зрелым возрастным периодом общие размеры ТС несколько больше;
— в старческом возрасте (75—90 лет) длина преобладает над глубиной, при этом значения несколько меньше по сравнению с пожилым возрастом, хотя средняя длина больше, чем в I, II зрелых возрастных периодах и пожилом возрасте. Гипофизарная ямка приобретает уплощенную форму, при этом при сравнении со II зрелым возрастным периодом общие размеры седла несколько больше, но меньше, чем в пожилом возрасте.
Возрастная изменчивость ТС, несмотря на достаточное количество опубликованных работ, изучена недостаточно. Анализ данных литературы показал, что, как правило, исследуют лишь отдельные признаки на сравнительно небольшом материале в различных возрастных группах.
Развитие ТС от момента его хрящевой закладки пресфеноида и сфеноида до относительно раннего постнатального периода изучено достаточно подробно. Одним из показателей его развития является индекс ТС — соотношение его глубины и длины. В определенные возрастные периоды организма происходит так называемая смена индекса, что обусловлено неравномерным нарастанием глубины и длины гипофизарной ямки. До 3 лет гипофизарная ямка плоская, к 10 годам она становится круглой или глубокой, а в 15 лет у большинства она овальная или плоская. Выраженное нарастание размеров ТС отмечается на 1-м году жизни, а затем в 13 и 16 лет [5].
Анализ полученных результатов показал, что верхняя длина на протяжении исследованного нами интервала оставалась неизменной. Глубина имела волнообразную динамику: в возрастном интервале 22 года — 35 лет и 36—60 лет она стабилизируется, хотя в интервале 36—60 лет средние значения глубины несколько ниже относительно периода 22 года —35 лет. В период 60—74 года глубина резко увеличивается прямо пропорционально количеству прожитых лет, а в интервале 75—90 лет резко снижает средние значения, также коррелируя с увеличением возраста. Длина в возрастных интервалах 22—36 и 36—60 лет относительно стабилизируется, хотя отмечается плавная возрастающая тенденция средних значений от 22 до 60 лет. На протяжении 60—74 лет длина резко увеличивается, в 75—90 лет ее средние показатели стабилизируются на максимальном достигнутом значении интервала 60—74 года (см. рис. 3).
Одна из причин данной динамики трансформации, на наш взгляд, это, возможно, перераспределение кровотока, и, следовательно, изменение гемодинамики в сосудах. Последнее приводит к изменению конфигурации костной ткани в пространстве, так как костные структуры могут видоизмениться в зависимости от воздействующих факторов.
Описанная динамика возрастной морфологии ТС лишь частично соответствует данным зарубежных исследователей. Так, при обследовании корейских пациентов ученые обнаружили увеличение значений длины (в настоящем исследовании верхняя длина), высоты (в настоящем исследовании глубина) и ширины (в настоящем исследовании длина) только до 25 лет [6]. S. Axelsson [7] изучал размеры ТС у норвежского населения в возрастном интервале от 6 лет до 21 года и обнаружил увеличение с возрастом только глубины, тогда как длина (в настоящем исследовании верхняя длина) оставалась неизменной на протяжении этого возрастного интервала. Аналогичные статистические значимые показатели получены T. Nagaraj и соавт. [8] в возрастных группах с 8 до 30 лет; глубина имела тенденцию к увеличению с возрастом, а длина (верхняя длина) оставалась неизменной у лиц 22 года — 30 лет. Стабильность такого параметра, как верхняя длина, отметили также J. Abu Ghaida и соавт. [9] при изучении морфометрии ТС у населения Иордании в возрасте от 10 до 40 лет. Они представили статистическую значимость в ширине (в настоящем исследовании длина) в возрасте 20—40 лет.
М. Brock-Jacobsen и соавт. [10] обнаружили различия в морфометрии ТС у индивидуумов, состоящих в одной паре близнецов. Это свидетельствует о том, что размеры ТС предопределяются не только генетически, но и могут видоизменяться от воздействия окружающих факторов. На основании исследований H. Sathyanarayana [11] можно предположить, что линейные размеры ТС у южного населения Индии стремятся к увеличению в возрасте 9—27 лет, но данная тенденция прослеживается, если учитывать пол и скелетный тип индивидуумов. V. Subhadra Devi [12] изучала глубину и длину ТС (в нашем исследовании верхняя длина) у населения Индии в возрасте от 11 до 70 лет и выявила статистически зависимую значимость изменения только глубины, если учитывать пол исследуемых, a длина (верхняя длина) не имела корреляций с возрастом.
Разнообразие полученных результатов можно объяснить применением разных измерительных методик, а также различных подходов к исследованию (рентгенологические, мацерированные препараты, трупный материал). В данном исследовании измерения производили сразу после вскрытия трупа.
Выводы
Полученные нами результаты исследования свидетельствуют о том, что морфометрические показатели ТС, а именно его длина и глубина, в целом имеют тенденцию к изменению с возрастом: стабилизируются в зрелых возрастных периодах I и II, в пожилом увеличиваются, а в старческом возрастном периоде несколько уменьшаются относительно предыдущего периода. Выявленная тенденция к изменению размеров в течение жизни позволяет отнести исследуемый образец к определенному возрастному периоду: зрелый возрастной I, II, пожилой или старческий. При учете результатов уже имеющихся методов установления возраста оценка значений морфометрии ТС может выступать в качестве дополнительного признака для диагностики биологического возраста человека.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.