Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Нестеров А.В.

ГОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"

Особенности посадки водителей в легковых автомобилях различных типов, влияющих на биомеханику движения тела в условиях экстренного торможения

Авторы:

Нестеров А.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 821 раз


Как цитировать:

Нестеров А.В. Особенности посадки водителей в легковых автомобилях различных типов, влияющих на биомеханику движения тела в условиях экстренного торможения. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(1):18‑21.
Nesterov AV. Peculiarities of the driver's position in cars of various types influencing biomechanics of body movements in the case of emergency break application. Forensic Medical Expertise. 2014;57(1):18‑21. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пра­во­вые и су­деб­но-ме­ди­цин­ские проб­ле­мы пос­мер­тно­го до­норства. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):5-9
Мор­фо­ло­гия гру­ди­ны для фор­ми­ро­ва­ния би­оло­ги­чес­ко­го про­фи­ля не­опоз­нан­но­го ин­ди­ви­да. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):60-66
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти ис­поль­зо­ва­ния ком­пью­тер­ных прог­рамм и мо­биль­ных ус­тройств в рам­ках иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):27-30
Ме­то­ды экстрак­ции ди­ато­мо­во­го план­кто­на: сов­ре­мен­ное сос­то­яние воп­ро­са и бу­ду­щие нап­рав­ле­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(2):50-54

Специальное экспериментальное изучение травмы водителей на манекенах, выполненное А.А. Матышевым [3], показало, что в момент лобового столкновения они выталкиваются вперед и вверх и ударяются нижними конечностями о щиток приборов управления, а головой - в потолок кабины или ветровое стекло. Грудь и живот ударяются о рулевое колесо.

По данным Л.Е. Роенко [4], на механизм и характер повреждений пассажиров и водителей автомашины влияет ряд факторов: тип, марка, конструктивные особенности автомашины, положение тела потерпевшего внутри салона в момент происшествия.

Современный автомобильный ряд транспортных средств (ТС) значительно различается как по размерам, так и по компоновке кузова и салона. «Легковой класс»  - класс автомобилей, который подразделяется на несколько типов ТС, среди которых наиболее часто встречаются «седаны», «кроссоверы» и «минивэны». Поза, занимаемая водителем в указанных типах ТС, имеет определенные особенности, что может оказывать влияние на характер смещения частей тела при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). У водителей местами фиксации являются стопы, опирающиеся на педали и пол, и кисти рук, опирающиеся на руль, спина, ягодицы и бедра, контактирующие соответственно со спинкой и сиденьем. Взаимное расположение точек фиксации определяет особенности положения сегментов тела относительно друг друга.

В соответствии с данными Ю.С. Сидорова [5], реконструкция механизма образования повреждений в салоне автомобиля, движущегося с различными скоростью и угловыми ускорениями, в случаях внезапного торможения и изменения направления движения может быть осуществлена с учетом законов механики. Тело человека имеет массу, центр тяжести и условные оси: сагиттальную, фронтальную и вертикальную, образующиеся от пересечения трех взаимно перпендикулярных плоскостей: горизонтальной, сагиттальной и фронтальной. Локализация, характер, последовательность и объем причиняемых повреждений определяются направлением первичного удара относительно центра тяжести и плоскостей тела с учетом травмирующих факторов элементов салона автомобиля.

Цель исследования - определение средних значений углов между сегментами тела водителей, находящихся за рулем автомобилей с различными типами посадки, в момент, предшествующий экстренному торможению. Были поставлены следующие задачи:

- определить углы между сегментами тел водителей трех ростовых групп, согласно условной рубликации В.Ф. Маленкова;

- сравнить углы между сегментами тел водителей автомобиля типа «седан» и автомобилей типа «кроссовер» и «минивэн»;

- проанализировать полученные результаты статистическими методами [5, 6].

Материал и методы

Для установления особенностей взаимного расположения частей тела водителей в салонах ТС перед его экстренным торможением, имитирующим фронтальный удар, статисты трех ростовых групп занимали рабочее место водителя в автомобилях. Использовали легковые ТС с тремя типами посадки водителя: «седан», «кроссовер» и «минивэн». Статисты располагались на месте водителя и с помощью органов управления добивались удобной функциональной позы. Эта поза фиксировалась на цифровую камеру Nikon D90 (объектив AF-S Nikkor 18-105 мм f/3.5-5.6G ED VR). Полученные данные обрабатывали в графическом редакторе, после чего измерялись углы между основными сегментами тела статиста. Методом ранговой корреляции определяли коэффициент корреляции углов при сравнении однотипных углов между сегментами тела статистов в автомобилях с исследуемыми типами посадки. Установлены углы в сегментах тела с низкой и умеренной степенью связи: туловище-правое бедро, туловище-левое бедро, правое бедро-правая голень, левое бедро-левая голень.

При статистической обработке полученных данных рассчитывали среднюю арифметическую, среднее квадратичное отклонение, среднюю ошибку. Достоверность разницы полученных величин определяли по таблице Стьюдента.

Результаты и обсуждение

В ходе эксперимента измеряли углы между основными сегментами тела статиста (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1, средние значения углов между сегментами тела водителей при нахождении в салонах сравниваемых автомобилей неодинаковые (p<0,01).

По данным исследования, у водителей экспериментальной группы автомобиля типа «седан» в начальную фазу торможения отмечены наибольшие средние показатели измеренных углов по отношению к показателям у водителей контрольной группы в автомобилях типа «кроссовер» и «минивэн».

Изучение достоверности различий полученных результатов в основной и контрольной группах свидетельствует о том, что различие значений средних углов между туловищем и нижними конечностями, а также в области сгибания нижних конечностей у водителей, находящихся в транспортных средствах типа «седан» и «кроссовер», наблюдаются между правым бедром и правой голенью (разность считается достоверной (p<0,01) при числе наблюдений 30, если коэффициент Стьюдента не менее 2,6) (табл. 2).

Выявлена существенная разница показателей всех средних углов исследованных сегментов тела у водителей экспериментальной группы, находящихся в автомобиле типа «седан», и контрольной группы в автомобилях типа «минивэн» (p<0,01). Наибольшая достоверность различий отмечена в сегментах между правым бедром и правой голенью (коэффициент Стьюдента 6,5) и левым бедром и левой голенью (коэффициент Стьюдента 5,4) (табл. 3).

Рассчитывали также средние показатели изучаемых углов у водителей в момент экстренного торможения (табл. 4).

Оказалось, что у находящихся в транспортных средствах типа «седан» и «кроссовер» эти показатели недостоверны (табл. 5).

Между средними показателями сегментов тела экспериментальной группы водителей, находящихся в автомобиле типа «седан», и контрольной группы водителей, находящихся в автомобиле типа «минивэн», выявлена достоверность различий. Одним из более значимых показателей, отображающих достоверность различий, является сегмент тела водителей между правым бедром и правой голенью (коэффициент Стьюдента 4,1) (табл. 6).

Выводы

Проведенное исследование позволило установить следующее.

1. Рабочие позы водителей в автомобилях типа «седан», «минивэн» и «кроссовер» достоверно различаются между собой.

2. Посадка водителей в автомобиле типа «седан» существенно отличается от посадки водителей в автомобиле типа «минивэн». В автомобиле типа «седан» средние показатели измеренных углов оказались наибольшими, чем у водителей автомобилей типа «минивэн» и «кроссовер». У водителей всех типов автомобилей достоверно различие средних значений углов между правым бедром и правой голенью.

3. Наибольшая достоверность различий отмечена в показателях сегментов правое бедро-правая голень и левое бедро-левая голень в автомобиле типа «седан» и «минивэн».

4. Между средними показателями сегментов тела водителей автомобиля типа «седан» в конечной фазе торможения и водителей автомобиля типа «минивэн» выявлена достоверность различий. Одним из более значимых показателей, отображающих достоверность различий, является сегмент тела водителей правое бедро-правая голень.

5. Особенности посадки водителя в различных фазах экстренного торможения зависят от типа автомобиля и обусловлены определенной конструкцией элементов рабочего места водителя в автомобиле, а именно особенностями положения кресел водителя, влияющих на удаленность частей его тела от элементов управления и на углы между сегментами тела водителя. Выявленные различия оказывают влияние на биомеханику движения тела водителя и определяют механизм причинения повреждений при ДТП.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.