В ряде случаев баллистические закономерности рассеивания (разлета) конструкционных элементов многокомпонентных патронов могут являться основой определения расстояния выстрела [1-3]. Приводим наблюдение, в котором повреждения были причинены «пулей Полева-3» 12-го калибра.
Труп гр-на Н. обнаружен в лесном массиве. При судебно-медицинском исследовании установлены два огнестрельных ранения.
Первая входная огнестрельная пулевая рана располагалась в правой околоушной области на 1 см кпереди от наружного слухового прохода, проникала в полость черепа; выходная рана находилась на задней поверхности шеи слева, в 4 см от срединной линии на уровне остистого отростка V шейного позвонка. Раневой канал в направлении спереди назад справа налево и сверху вниз проходил через кости основания черепа, шейные позвонки. По ходу раневого канала имелись многооскольчатые переломы указанных структур и разрушения участков головного и спинного мозга.
На передней поверхности правой дельтовидной области - ссадина прямоугольной формы с ровными краями и красно-коричневым западающим дном размером 3×2 см. Подобная ссадина обнаружена в наружной части лобной области справа, на 2 см выше наружного угла глаза размером 3,5×2,5 см; расстояние между центром входной раны и центром указанной ссадины составляло 6,6 см.
Вторая входная огнестрельная пулевая рана располагалась на передней поверхности груди справа, в VII межреберье по срединно-ключичной линии, проникала в грудную и брюшную полости с повреждениями диафрагмы, печени, желудка и селезенки. Соответствующая ей выходная огнестрельная рана обнаружена на переднебоковой поверхности груди слева по передней подмышечной линии в VIII межреберье. Раневой канал ориентирован справа налево, несколько снизу вверх и спереди назад.
Около второй входной огнестрельной раны на груди - две прерывистые ссадины прямоугольной формы: первая - на 3 см вправо и на 3 см вверх от раны, размером 4,0×2,5 см, вторая - на 3 см влево и на 3 см вниз от раны размером 3,3×3,0 см.
В проекции второй входной огнестрельной раны и ссадин на груди на всех слоях одежды имелись аналогичные по форме повреждения. На правой поле верхней одежды (куртка из плотнотканого материала) в 14,5 см от правого бокового шва и на 31,3 см ниже плечевого шва имелось округлое входное огнестрельное повреждение диаметром 1,2 см с дефектом «минус-ткань» в центре размером 1,0×1,0 см. Вблизи входного огнестрельного отверстия располагались два повреждения прямоугольной формы размером 2,8-3,0×1,7-2,0 см и 2,8-3,0×1,7-2,5 см с дефектами «минус-ткань» (рис. 1).
В верхней части правой полы куртки вблизи плечевого шва, в проекции ссадины в дельтовидной области, выявлены Г-образные и линейные (параллельные между собой и шву) сквозные повреждения ткани; они располагались почти по одной линии.
Анализ полученных данных (в том числе и лабораторных исследований) позволил сделать заключение, что указанные повреждения на одежде и трупе образовались в результате двух выстрелов из огнестрельного оружия, снаряженного патронами, состоящими из свинецсодержащей пули и лепестков ее контейнера. Выстрелы были произведены с близкой дистанции (2-3-я зона). Данные огнестрельные повреждения явились причиной смерти гр-на Н.
В ходе следственных действий установили, что огнестрельные повреждения причинены выстрелами из огнестрельного оружия, снаряженного «пулей Полева-3» 12-го калибра, которая, помимо гильзы, состоит из 5 частей (рис. 2)
1) собственно пуля, стрелочного типа, конической формы, из свинцового сплава высотой 1,68 см и диаметром 1,12 см (существуют варианты из стали и латуни). Головная часть пули в виде усеченного конуса, в вершинке которой имеется коническая выемка (воронка); в донной части - кольцевидная выемка и стержень, на которые плотно крепится стабилизатор;
2) пластмассовый хвостовик (стабилизатор) цилиндрической формы с 6 выступами (лопатками) в нижней части;
3) пластмассовый пыж; в верхней части имеет 6 выемок, в которые плотно устанавливаются лопатки хвостовика;
4) двухдольный контейнер, состоящий из симметричных желобовидных половин - лепестков (2,85×1,77 см), который снаружи закрывает пулю и хвостовик и нижней частью опирается на край пыжа.
Таким образом, пуля и еще 4 элемента из твердого полимерного материала при сопоставлении образуют цилиндр диаметром 1,85 см, высотой 4,4 см, который помещается в гильзу.
Следственным органам для расследования уголовного дела было необходимо установить конкретное расстояние выстрела, для чего назначена медико-криминалистическая баллистическая экспертиза.
Полагая, что расстояния между входной огнестрельной раной и повреждениями от действия частей контейнера находятся в прямой пропорциональной зависимости от расстояния выстрела, выполнили эксперимент: отстрелы из фигурирующего в деле ружья с разных расстояний по мишеням из плотнотканой белой ткани с соблюдением необходимых условий [5, 6]. Расстояние разлета лепестков контейнеров измеряли от центра пулевого отверстия до центра повреждения от лепестка контейнера (см. таблицу).
Полученные данные позволили сделать вывод, что в момент выстрелов расстояние от дульного среза оружия до тела пострадавшего составляло 1,0-1,5 м. С помощью линейного интерполирования экспериментальных данных установили, что это расстояние равно 1,27 м. Исходя из фабулы случая о том, что в момент выстрела спусковые крючки находились на уровне срединной линии тела обвиняемого, с учетом параметров ружья (расстояние от дульного среза до спускового крючка нижнего ствола равно 0,77 м), вычислили расстояние L между срединной линией тела обвиняемого и повреждениями на теле пострадавшего: L=1,27+0,77=2,04 м.
В дальнейшем установленное при медико-криминалистической баллистической экспертизе расстояние выстрела было подтверждено следственными действиями и в судебном разбирательстве уголовного дела.
Выводы
1. При выстреле из охотничьего ружья, снаряженного патронами «пуля Полева-3», в пределах близкой дистанции, помимо огнестрельного снаряда и дополнительных факторов выстрела, действуют конструктивные элементы патрона: пыж, доли контейнера.
2. Расстояние между входной огнестрельной пулевой раной и повреждениями от лепестков (долей) контейнера на одежде/теле пострадавшего позволяет более точно определить расстояние выстрела и соответственно реконструировать обстоятельства происшествия.