Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Случай смерти от тканевой эмболии легких
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2013;56(6): 35‑36
Прочитано: 1415 раз
Как цитировать:
В структуре летальных исходов отмечается неуклонный рост онкологической патологии, однако в отечественной судебно-медицинской литературе встречается немного работ о роли опухолей в танатогенезе скоропостижной смерти. При исследовании трупов с новообразованиями судебным медикам приходится решать много различных вопросов. Самый главный из них — исключить или подтвердить ненасильственную смерть, т.е. установить и обосновать вывод о том, является ли смерть данного человека с выявленной у него опухолью ненасильственной [1]. Еще недостаточно изучены особенности танатогенеза при опухолях. В связи с этим выяснение причины смерти человека с онкологическим заболеванием иногда представляет большие сложности, в том числе если причиной смерти такого больного становится тканевая эмболия легочной артерии опухолевыми клетками. Непосредственной причиной смерти может быть метастатическое поражение клетками опухоли не только крупных, но и мелких легочных и коронарных сосудов, так как при этом возможны кардиопульмональный рефлекс и рефлекторная остановка сердца.
Определенную долю судебно-медицинских вскрытий составляют случаи онкологических заболеваний с признаками быстро наступившей механической асфиксии. Смерть таких больных неожиданна для окружающих, и наступившая скоропостижно, она всегда подозрительна на насильственный характер [2—4].
Примером может служить следующее наблюдение из экспертной практики.
В квартире на кровати обнаружен труп гр-ки М. 60 лет «с признаками насильственной смерти» в виде «одиночной косовосходящей неравномерно выраженной незамкнутой странгуляционной борозды, располагающейся на передней и боковых поверхностях шеи в ее средней трети». Следствием установлено, что гр-ка М. в течение последних 5 лет страдала злокачественной гипернефромой правой почки (общий размер, по данным компьютерной томографии, 13,4×10,4×11,5 см) с участками распада и обызвествлениями, метастатическим поражением лимфатических узлов ворот обеих почек. Последние 6 мес больная вследствие общей слабости не вставала с постели; кроме того, она была тучной женщиной, страдающей ожирением IV степени. Больная наблюдалась у онколога, нуждалась в полном медико-социальном обслуживании и уходе проживавшими вместе с ней родственниками. Имевшиеся пролежни, в том числе глубокие складки кожи на шее, обрабатывали бактерицидными растворами антисептиков и перекисью водорода под наблюдением и контролем врачей поликлиники. Со слов родственников, больная умерла внезапно.
При назначенном следствием судебно-медицинском исследовании трупа гр-ки М. выявили среди множественных складок на шее «странгуляционную борозду» шириной от 0,6 до 0,7 см и глубиной до 0,3 см, которая имела белесовато-серый цвет, мягкую консистенцию и осадненные края. Кроме того, при вскрытии эксперт обнаружил прорастающую в вену светло-желтую опухоль (светлоклеточный рак) правой почки с обширным гнойным отделяемым в виде участков распада и обызвествления с кровоизлияниями. Эксперт, производивший вскрытие, установил следующий судебно-медицинский диагноз: «Основной — механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении: одиночная, косовосходящая, неравномерно выраженная, незамкнутая странгуляционная борозда с кровоизлияниями в мягкие ткани шеи; полнокровие внутренних органов, кровоизлияния под висцеральную плевру и эпикард (пятна Тардье); стаз крови в сосудах, распространенные диапедезные кровоизлияния, очаги эмфиземы и участки дистелектазов в легких. Сопутствующий: светлоклеточный рак правой почки, очаги некроза, распада опухолевой ткани с кровоизлияниями». Заключение: причиной смерти гр-ки М. явилась механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении. Следственные органы заподозрили в совершении убийства гр-ки М. ее ближайших родственников, которые отрицали свою причастность к ее смерти.
В ходе производства повторной судебно-медицинской экспертизы и гистологическом исследовании препаратов от трупа установили следующее: опухоль правой почки представляла собой гипернефроидный рак с некрозом, распадом, кровоизлияниями и прорастанием в вену. В расширенных сосудах легких — тромбоэмболы с комплексами гипернефроидного рака, аналогичные раковые комплексы среди элементов крови и фибрина (см. рисунок, а, б, на цв. вклейке),
Указанная гистологическая картина свидетельствовала о том, что ссадина и кровоизлияние на шее гр-ки М. имели значительную давность (не менее чем за 3 сут до наступления смерти) и не находились в прямой причинно-следственной связи с наступлением ее смерти [4, 5].
Таким образом, повторное судебно-гистологическое исследование дало возможность исключить насильственный характер смерти от механической асфиксии. В танатогенезе данного случая основную роль, обусловившую скоропостижное наступление смерти, сыграла эмболия сосудов легких тромбами в виде комплексов клеток гипернефроидного рака вместе с элементами крови и фибрина, подтвердившая ненасильственный характер смерти больной, имевшей в анамнезе онкологическую патологию.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.