Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Романенко Г.Х.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Учебно-методическая комиссия по судебной медицине: значение и роль в образовательном процессе

Авторы:

Пиголкин Ю.И., Романенко Г.Х.

Подробнее об авторах

Просмотров: 394

Загрузок: 3


Как цитировать:

Пиголкин Ю.И., Романенко Г.Х. Учебно-методическая комиссия по судебной медицине: значение и роль в образовательном процессе. Судебно-медицинская экспертиза. 2013;56(5):54‑56.
Pigolkin YuI, Romanenko GKh. The teaching and guiding forensic medical commission: its significance role in the educational process. Forensic Medical Expertise. 2013;56(5):54‑56. (In Russ.)

Качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на всех этапах образования: довузовском, додипломном и послевузовском, и за каждым из них стоят свои задачи. Важным элементом качества образования на этапе додипломной подготовки является изменение содержания в вузе основных образовательных программ в соответствии с моделью специалиста XXI века [1].

Для обеспечения плавного перехода к программам последипломной подготовки в базовом медицинском образовании руководствуются основными компетенциями, согласованными с Советом по аккредитации последипломного профессионального образования стран-участниц Болонской конвенции, в том числе Российской Федерации. К таким компетенциям относятся: медицинские знания, практическое обучение, навыки общения, профессионализм и системная практика [2—5].

Развитие системы медицинского образования в рамках реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в России» определяется новыми вызовами времени, связанными с подготовкой практического врача [6]. Сегодня вузы переходят на новый уровень преподавания фундаментальных и клинических дисциплин, в том числе судебной медицины, основной целью которого является реализация практической направленности.

В настоящее время высшие медицинские школы вступили в стадию непосредственной реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО3), основной методологической компонентой которого является ориентация обучения на формирование определенных видов компетенций, что требует новой структуры построения учебных планов и новых подходов к учебно-методической работе [4, 5].

В связи с переходом системы здравоохранения к реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в России», определяющего правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, возникла острая необходимость в модернизации и развитии сети государственно-общественных и профессиональных объединений. Одним из таких объединений является профильное Учебно-методическое объединение (УМО). По инициативе и при поддержке Минздравсоцразвития России, переименованного в настоящее время в Минздрав России, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России с мая 2011 г. восстановило свою работу [7].

Базой УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию является ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. В настоящее время утверждена структура УМО, представленная президиумом УМО, учебно-методическими советами по специальностям и учебно-методическими комиссиями по дисциплинам. В состав президиума УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию входят академики РАМН, доктора медицинских наук, профессора ведущих высших медицинских школ России, и возглавляет президиум УМО ректор ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор П.В. Глыбочко.

Состав президиума УМО включает 8 учебно-методических советов (по количеству специальностей) и учебно-методические комиссии (УМК) по 50 дисциплинам.

УМК по дисциплине «судебная медицина» состоит из квалифицированных специалистов, опытных педагогов, заведующих кафедрами судебной медицины 10 вузов России: председатель — заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАМН, проф. Юрий Иванович Пиголкин; заместитель председателя — заведующий кафедрой судебной медицины и права ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова, д.м.н., проф. Павел Олегович Ромодановский.

Члены комиссии:

— Бахметьев Владимир Иванович — д.м.н., проф., заведующий кафедрой судебной медицины и правоведения ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»;

— Кильдюшов Евгений Михайлович – д.м.н., проф. кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова;

— Мальцев Алексей Евгеньевич — д.м.н., проф., заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Кировский государственный медицинский университет»;

— Новоселов Владимир Павлович — д.м.н., проф., заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»;

— Породенко Валерий Анатольевич —д.м.н., проф., заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»;

— Эделев Николай Серафимович — д.м.н., проф., заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»;

— Ягмуров Оразмурад Джумаевич — д.м.н., проф., заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»;

секретарь — к.м.н., доц. Г.Х. Романенко, заведующая отделением последипломного образования (аспирантуры, ординатуры) ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России.

Необходимо отметить, что состав УМК по судебной медицине, утвержденный президиумом УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию, является действующим в течение всего времени работы УМО и может быть изменен в связи с самоотводом ее членов и введением в состав высококвалифицированных экспертов-педагогов других медицинских вузов страны.

Целью УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию является [7]:

— создание организационно-методических основ для развития системы непрерывного образования;

— организация информационно-методического обеспечения реализации ФГОС нового поколения;

— сохранение единого образовательного пространства России.

Председатель президиума УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию, член-корр. РАМН, проф. П.В. Глыбочко в выступлении на III общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование-2012» (4—5 апреля 2012 г.) отметил: «…В связи с реализацией ФГОС ВПО3 достаточно остро стоит задача формирования банка обязательной учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной УМО, а также имеющей гриф Федерального института развития образования (ФИРО). Эта работа активно продолжается, но по всем вузам необходимо сориентироваться на приоритетное направление — создание учебно-методических, учебных пособий и учебников в формате реализации образовательных стандартов нового поколения».

Для достижения поставленной цели УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию УМК по судебной медицине сформировала основные задачи деятельности:

— создание банка обязательной учебной и учебно-методической литературы, рекомендованной УМО, имеющей гриф ФИРО;

— разработка и внедрение основной образовательной программы дисциплины «судебная медицина» для специальностей «лечебное дело», «медико-профилактическое дело», «стоматология», «педиатрия»;

— внедрение высокотехнологичных программ непрерывного профессионального образования в рамках сохранения единого образовательного пространства.

Реализация задач УМК по судебной медицине возможна при унифицировании учебного процесса на различных его этапах. В этой связи для всех кафедр судебной медицины вузов страны необходимо создание единых:

— основных образовательных программ дисциплины «судебная медицина» и специальности «судебно-медицинская экспертиза»;

— учебно-методического комплекса с указанием основной и рекомендуемой литературы;

— учебно-методического и информационного обеспечения.

В настоящее время назрела острая необходимость в создании учебных пособий нового поколения на основе проблемно-ориентированных подходов в формировании практической подготовки, отвечающих требованиям ФГОС ВПО 3, ключевым компонентом которого является выработка системного клинического (экспертного) мышления на уровне умения и владения.

Важным условием выполнения поставленных задач является стандартизация тематики лекционного блока и модулей практических занятий, а также оценочной шкалы знаний, умений и навыков выпускаемых специалистов.

В заключение следует отметить, что модернизация образовательного процесса и переход на качественно новый уровень подготовки специалистов в рамках успешной реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в России» зависит от медицинского сообщества и совместных усилий администрации и кафедр судебной медицины вузов, экспертных учреждений, членов УМК.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.