Для понимания проблем современного группового расследования и роли в нем судебно-медицинского эксперта необходимо учитывать, что возникновение и совершенствование этого метода расследования в российском судопроизводстве шло по двум параллельным путям. Первый — посредством создания следственных бригад (объединение нескольких следователей для расследования конкретных уголовных дел) и второй — посредством создания следственно-оперативных групп (непроцессуальное объединение в группу представителей различных служб и ведомств под руководством одного следователя для оптимизации взаимодействия при расследовании дела или проведении отдельного следственного действия) [1].
Оба направления нельзя ни искусственно отделить друг от друга, ни смешивать. Нередко в рамках следственных бригад (групп) действуют и следственно-оперативные группы, но правовые основы организации и функционирования у них различны.
Согласно приказам МВД России, в настоящее время основной организационной формой взаимодействия подразделений органов внутренних дел и судебно-медицинских экспертов в расследовании и раскрытии преступлений является следственно-оперативная группа. Следственно-оперативные группы, согласно ведомственным приказам МВД России и ряду межведомственных приказов (например, приказ МВД России №334 от 20.06.96 «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (далее приказ №334 [2]; приказ Генеральной прокуратуры №69, МВД России №777, ФСБ России №425, ГТК России №700 от 25.11.97 «Об утверждении инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России» и др.), подразделяют на следующие виды.
1. Дежурная (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, включая судебно-медицинского эксперта, кинолога.
2. Целевая (временная) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу.
3. Специализированная (постоянно действующая) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе тех, по которым лица, их совершившие, не установлены.
4. Совместная следственно-оперативная группа (бригада) — для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться (по согласованию) сотрудники органов ФСБ и иные лица.
Все это многообразие групп можно систематизировать, исходя из задач создания. Анализ юридической литературы показывает, что наиболее распространена систематизация [3], в которой во главу угла ставится функциональное предназначение группы, т.е. то, зачем она создана и чем конкретно она будет заниматься. Исходя из этого, все следственно-оперативные группы можно разделить на собственно таковые, предназначенные для проведения всего расследования, и временные организационные формирования, создаваемые для осмотра мест происшествия, неотложных первоначальных следственных действий. Исходя из терминологии приказа №334 [2], к последним можно отнести дежурную (при дежурной части) следственно-оперативную группу. Действительно, она стоит несколько в стороне, отличаясь от остальных следственно-оперативных групп по задачам и процессуальной природе. Ее основное предназначение — рационально использовать процессуальные возможности всех субъектов уголовного процесса для максимализации результативности проводимого следственного действия. Именно поэтому в нее всегда входит судебно-медицинский эксперт. Однако ведомственная правовая основа такового вхождения разработана слабо. Практически всегда судебно-медицинский эксперт лишь номинально включается в дежурную следственно-оперативную группу, так как без его участия, согласно УПК РФ, невозможен осмотр трупа на месте происшествия. При этом вопрос о том, что судебно-медицинский эксперт на момент дежурства входит в какое-то официальное формирование, действующее по ведомственным приказам МВД России, как правило, в среде судебных медиков даже не обсуждается и не берется в расчет.
Собственно следственно-оперативной (следственной) группой обычно считается временное процессуальное формирование, создаваемое для расследования сложных и особо сложных дел группой следователей с участием оперативных сотрудников. Эта группа является именно процессуальным формированием, так как: «создается процессуальным решением (постановлением); предназначена для производства расследования — процессуальной деятельности; внутри группы существует процессуальное руководство и процессуальное подчинение; существует право отвода участниками процесса каждого следователя» [3].
Хотя в УПК РФ присутствует только термин «следственная группа», исходя из смысла статьи 163 данного кодекса, регламентирующей производство предварительного следствия следственной группой, таковой можно считать группу, создаваемую для производства предварительного следствия по сложному или объемному уголовному делу, в которую входят два следователя или более. Иными словами, здесь идет речь именно о следственно-оперативной группе по терминологии ведомственных актов органов внутренних дел.
Следственная группа является временным процессуальным формированием, создаваемым решением руководителя следственного органа, оформленным в виде постановления. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст.163 УПК РФ).
К сожалению, о возможности включения в нее судебно-медицинского эксперта даже не упоминается, но это не означает, что это нецелесообразно.
Решение о создании следственно-оперативной группы по расследованию конкретного уголовного дела принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству. Если в группу включаются несколько оперативных работников, то один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы. Решение о расформировании следственно-оперативной группы по предложению ее руководителя принимает начальник, ее создавший, или вышестоящий руководитель.
Если затрагивать проблему привлечения к участию в работе следственной группы специалиста в области судебной медицины, то юридические проблемы начинаются практически сразу.
С одной стороны, международный опыт показывает, что в ряде случаев в следственную группу обязательно надо включать судебно-медицинского эксперта. Так, французские полицейские считают, что при создании бригады, занимающейся раскрытием серийных убийств, ее следует укомплектовать высококвалифицированными специалистами разного профиля и разработать четкую методологию деятельности.
Бригада французской полиции в таких случаях включает:
а) руководителя расследования (обычно это офицер уголовной полиции, который знаком со всеми материалами ведущегося дела);
б) судебно-медицинского эксперта, способного осуществлять вскрытие (или знакомого со всеми материалами вскрытий при расследовании нескольких убийств);
в) психиатра, специализирующегося по судебной психиатрии и криминологии;
г) психолога, изучающего поведение преступников;
д) специалиста технического профиля;
е) криминалиста, способного провести необходимые исследования;
ж) других специалистов (физиков, химиков, биологов, специалистов по баллистике и т.д.).
Это вполне обоснованно, так как при расследовании серийных убийств необходимы: выезд на место преступления и его осмотр, исследование трупа, изучение способа совершения преступления, оценка вероятных мотивов поведения преступника, разработка психологического облика преступника.
Целесообразность такой организации деятельности очевидна. Один и тот же судебно-медицинский эксперт сможет более эффективно описать способ совершения убийства, особенности изменения «почерка» преступника, выявить схожие случаи.
В российской практике встречаются ситуации, когда судебно-медицинский эксперт, производивший исследование, указывает в инициативном порядке следователю на схожесть «почерков» нанесения ран и самого убийства. Иногда именно такая случайная информация закладывается в основу анализа криминогенной ситуации в регионе с целью выявления наличия серийных убийств.
Еще сложнее, когда «почерк» серийного убийцы начинает изменяться, что традиционно для серийных убийств и, как правило, связано с изменением личности убийцы. Здесь можно рассчитывать только на целенаправленный анализ, который эффективнее проведет судебно-медицинский эксперт, начавший работу с первого случая.
С другой стороны, включение в следственную группу судебно-медицинского эксперта (по аналогии с включением следователя и оперативного сотрудника) требует решения руководителя соответствующего экспертного подразделения и должно оформляться совместным приказом начальника соответствующего органа внутренних дел и начальника экспертного подразделения. Учитывая, что судебно-медицинские экспертные учреждения не относятся к системе МВД России, такую организацию взаимодействия нельзя представить без разработки совместного межведомственного приказа Минздрава России, Следственного комитета России, МВД России.
Одним из путей совершенствования правовой базы организации участия эксперта в области судебной медицины в групповом расследовании может служить приказ Прокуратуры Республики Башкортостан №94 от 16.07.02, МВД Республики Башкортостан №321, Минздрава Республики Башкортостан №509-Д «О постоянно действующих следственно-оперативных группах» (вместе со «Списками судебно-медицинских экспертов для следственно-оперативных групп»). Этот приказ пришел на смену совместному приказу прокурора Республики Башкортостан, министра внутренних дел Республики Башкортостан, министра здравоохранения Республики Башкортостан от 1996 г. «О создании постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию умышленных убийств, совершенных в условиях неочевидности». Согласно этому приказу при отделе по расследованию умышленных убийств и бандитизма прокуратуры Республики Башкортостан и управления уголовного розыска службы криминальной милиции МВД в Республике Башкортостан создается 5 постоянно действующих следственно-оперативных групп. Судебно-медицинские эксперты бюро СМЭ Минздрава Республики Башкортостан включаются в состав следственно-оперативных групп согласно прилагаемому списку зональных судебно-медицинских экспертов.
Данные следственно-оперативные группы выезжают по всем делам об умышленных убийствах, совершенных в условиях неочевидности, в том числе: сопряженных с разбойными нападениями на граждан и их жилища, на водителей автотранспортных средств, с применением и завладением огнестрельным оружием и взрывчатых веществ, совершенных по сексуальным мотивам, «заказным», совершенным организованными преступными группами, а также по иным преступлениям, представляющим особую общественную опасность или особую общественную значимость.
Такая следственно-оперативная группа принимает уголовное дело к производству с момента прибытия на место и проводит работу по делу до раскрытия преступления, но не более чем в течение 15 дней с момента прибытия на место происшествия. Если по истечении указанных сроков преступление осталось нераскрытым, о ходе расследования уголовного дела докладывается первому заместителю прокурора Республики Башкортостан, который принимает решение о необходимости дальнейшего расследования дела следственно-оперативной группой или о передаче уголовного дела в территориальную прокуратуру для дальнейшего расследования.
В зависимости от степени сложности уголовного дела, его особой значимости или по иным причинам по распоряжению руководства Республики Башкортостан следственно-оперативная группа проводит расследование по делу в полном объеме.
Очевидно, что такая система организации группы не только дает возможность более эффективно привлекать судебно-медицинских экспертов, но и обеспечивает осмотр всех обнаруженных трупов ограниченным кругом лиц, что повышает эффективность выявления серийных преступлений. Однако в отличие от полиции Евросоюза мы имеем здесь все же половинчатый эффект, так как, распределив и закрепив пофамильно сотрудников следственных и оперативных подразделений по 5 группам, приказ не закрепил за этими группами и постоянных судебно-медицинских экспертов.
Что касается организации деятельности судебно-медицинского эксперта непосредственно в следственной группе, необходимо отметить, что руководителем любой такой группы является следователь, который, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование. Кроме того, он распределяет работу между участниками группы, координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.
При необходимости привлечения большого числа следователей для кратковременного выполнения значительного объема работы по расследованию преступлений практикуется временное включение следователей в состав группы. Это может быть вызвано необходимостью проведения трудоемких, охватывающих огромную площадь осмотров мест происшествий, допросов многочисленных пострадавших, очевидцев и других свидетелей (например, в случаях крупных катастроф), одновременного проведения значительного количества обысков и т.п. Такую практику временного включения лица в следственную группу можно распространить и на привлечение к работе в следственной группе судебно-медицинского эксперта. Это сэкономит время эксперта и позволит повысить эффективность расследования.
Структура «супербригад» и групп большой численности может включать функциональные группы, осуществляющие определенные виды деятельности, в частности подготовку и назначение экспертиз, обеспечение информацией о результатах экспертиз членов бригады. В такие структурные образования в случае необходимости также может быть включен специалист в области судебной медицины. Очевидно, что здесь следует говорить лишь о временном привлечении специалиста, так как в том случае, когда потребности в специальных знаниях уже нет, происходит его откомандирование.
В бригадах малого численного состава к разделению на группы, как правило, не прибегают, закрепляя за следователями один или несколько эпизодов преступления, либо поручают работу с определенными обвиняемыми.
Таким образом, все многообразие групп, создание которых регламентируется различными внутриведомственными и межведомственными нормативными документами, можно свести к двум формированиям: следственные группы (бригады) и дежурные оперативно-следственные группы. В каждую из них возможно, а в некоторых случаях и необходимо включение судебно-медицинского эксперта. Однако ни правовые, ни организационные основы этого не сформированы. Если включение судебно-медицинского эксперта в состав дежурных оперативно-следственных групп является традиционным действием, хотя и не имеющим под собой ведомственной правовой базы, то мысль о возможности работы такого специалиста в составе следственной группы является новой для российского судопроизводства. Данное нововведение хорошо зарекомендовало себя за рубежом и уже реализуется в отдельных регионах России.