Озерецковский Л.Б.

Научно-исследовательская лаборатория военной хирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Минобороны России, Санкт-Петербург

Тюрин М.В.

Научно-исследовательская лаборатория военной хирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Минобороны России, Санкт-Петербург

Денисов А.В.

Научно-исследовательская лаборатория военной хирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова Минобороны России, Санкт-Петербург

Особенности судебно-медицинской экспертизы при огне­стрельных ранениях через бронежилет

Авторы:

Озерецковский Л.Б., Тюрин М.В., Денисов А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1251

Загрузок: 36


Как цитировать:

Озерецковский Л.Б., Тюрин М.В., Денисов А.В. Особенности судебно-медицинской экспертизы при огне­стрельных ранениях через бронежилет. Судебно-медицинская экспертиза. 2013;56(3):35‑38.
Ozeretskovskiĭ LB, Tiurin MV, Denisov AV. Peculiarities of forensic medical expertise of gunshot wounds inflicted through a bulletproof vest. Forensic Medical Expertise. 2013;56(3):35‑38. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ве­ден­ный удель­ный им­пульс как но­вый прог­нос­ти­чес­кий кри­те­рий тя­жес­ти заб­ро­не­вой ло­каль­ной кон­ту­зи­он­ной трав­мы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(2):14-20

В настоящее время бронежилеты (БЖ) являются неотъемлемым атрибутом боевой экипировки военнослужащих, сотрудников МВД, специальных охранных подразделений и лиц, контактирующих с криминальными угрозами.

Ведущий принцип конструирования БЖ — обеспечение защиты от пуль и осколков боеприпасов на основе изучения структуры огнестрельных ранений.

Исходными данными для компоновки защитных структур БЖ служат данные о локализации ранений по анатомическим областям среди раненных из огнестрельного оружия в боевых условиях и в мирное время.

В современных вооруженных конфликтах ведущими причинами гибели на поле боя являются повреждения груди и живота (40—50%) и головы (36—47%). У 15—19% раненых наблюдаются поражения головы, у 10—20% — груди и живота, у 70% ведущими становятся повреждения конечностей.

Исследовательская группа Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова по инициативе В.Л. Попова изучала структуру огнестрельных ранений в зависимости от локализации среди убитых и раненных из ручного огнестрельного оружия в Санкт-Петербурге. По данным анализа заключений судебно-медицинских экспертиз, среди убитых частота повреждений головы и шеи составляла 45%, груди — 22%, живота и таза — 17%, конечностей — 16%, т.е. фатальными повреждениями с летальным исходом являлись ранения верхней части туловища. Из числа раненых преимущественную долю составили ранения конечностей — 52%, головы и шеи — 13%, груди — 19%, живота и таза — 16%.

Таким образом, полученные данные о структуре огнестрельных ранений подтвердили необходимость применения БЖ для приоритетной защиты от пуль и осколков области груди и живота.

В исследованиях Л.Б. Озерецковского, М. Owen-Smith, М.В. Тюрина, В.Л. Попова [1—5] с помощью импульсной рентгенографии установлено, что при обстреле пулестойких БЖ в тканях, а также в их имитаторах (в 20% растворе желатина), прилежащих к тыльной поверхности брони, в момент удара пули образуется временная полость (ВП). Феномен образования ВП, по заключению авторов исследований, лежит в основе механизма формирования заброневой локальной контузионной травмы (ЗЛКТ).

При обстреле мягкой брони конусовидная форма ВП как бы повторяет локальный прогиб пулестойкой ткани, при обстреле твердой брони ВП имеет более плоскую форму, растянутую практически по всей площади бронеэлемента (рис. 1, а, б).

Рисунок 1. Импульсные рентгенограммы образования ВП в желатиновом блоке. а — выстрел из 7,62-мм АКМ с дальности 10 м в титановую пластину; б — выстрел из 7,62-мм АКМ с дальности 10 м в керамическую пластину БЖ 6Б5.

Закрытая травма этой этиологии может проявляться ушибами мягких тканей с формированием подкожных кровоизлияний, ушибами печени и легких, сопровождающимися в тяжелых случаях разрывами ткани этих органов (рис. 2, а—в) [4—6].

Рисунок 2. Характер ЗЛКТ при выстреле в биообъект, защищенный БЖ 6Б2, из пистолета ПМ с дальности 10 м. а — разрыв кожи и внутрикожное кровоизлияние; б — ограниченное кровоизлияние в ткань левого легкого; в — разрыв печени.

Отличие этого вида травмы от воздушных контузий или закрытых повреждений при механической травме заключается в преимущественно локальных морфологических изменениях в органах и тканях в проекции удара. При тяжелых и крайне тяжелых ударных воздействиях возникают диффузные изменения, захватывающие целиком весь орган. По данным М.В. Тюрина [4], ЗЛКТ сопровождается нарушением боеспособности различной степени (см. таблицу).

В исследованиях М.В. Тюрина [4] установлено, что тяжесть ЗЛКТ коррелирует с параметрами ВП, возникающей в желатине как ответ на динамическое воздействие, переданное за преграду. М.В. Тюрин [4] получил эмпирические зависимости, связывающие степень контузии с такими параметрами ВП, как глубина (Н) и площадь (S), и позволяющие определить прогнозируемую степень контузии при непробитии БЖ:

Ск1 = –0,409 + 0,709Н + 0,002S (для мягких тканевых БЖ).

Ск2 = –0,832 + 0,971Н – 0,004S (для БЖ с твердыми бронеэлементами).

ГОСТ Р50744—95 в качестве показателя допустимой заброневой контузионной травмы определяет ее уровень не выше II степени тяжести.

Признаками ЗЛКТ данной степени являются: осаднение и разрывы кожи с кровоизлияниями вокруг точки удара; выраженный болевой синдром; частичная утрата боеспособности на время до 3—5 мин с последующим ограничением боеспособности до 10 сут. Это означает, что практически здоровый военнослужащий с выраженной положительной мотивацией способен выполнять боевые действия сразу после получения такой травмы.

С первых шагов изучения огнестрельных ранений через БЖ представилось возможным также выделить в особую группу новый вид боевой травмы, связанный со сквозным пробитием БЖ.

Тяжесть огнестрельного ранения через БЖ определяется составом защитной композиции и дальностью, с которой происходит пробитие БЖ.

Огнестрельная рана при сквозном пробитии противопульной бронепанели имеет свои характерные особенности. Они существенно отличают ее от раны, полученной при отсутствии бронированной защиты.

Во-первых, при сквозном пробитии защитной композиции бронежилета в рану помимо деформированной пули и элементов одежды внедряются многочисленные осколки бронепанелей, которые могут наносить дополнительные повреждения мягким тканям и внутренним органам. Во-вторых, при сквозном пробитии металлической бронепластины пуля с высокой кинетической энергией деформируется и тем самым в ряде случаев наносит гораздо более тяжелое повреждение, чем при отсутствии бронежилета. И, наконец, в-третьих, в мягких тканях, расположенных непосредственно под защитной композицией, дополнительно образуется еще и контузионное повреждение (рис. 3).

Рисунок 3. Импульсная рентгенограмма. Слепое огнестрельное ранение через БЖ. Сквозное пробитие керамической пластины. Раневому каналу предшествует ВП в результате ЗЛКТ (а), по ходу раневого канала видны фрагменты бронепластины (б), в конце раневого канала видна деформированная пуля (в).

Тем не менее прогноз тяжести подобных ранений, сопровождающихся демонтажем пуль и внедрением фрагментов бронепластин, при условии определенной потери энергии пули сравнительно благоприятный. Наличие по ходу и в окружности раневого канала фрагментов демонтируемой пули и осколков бронепластин, как следует из опыта военно-полевой хирургии, не всегда вызывает необходимость их удаления, а наличие их в мягких тканях, окружающих раневой канал, существенно не осложняет тяжести течения ранения.

Опыты по изучению сквозного пробития мягких БЖ показали, что при сквозном пробитии БЖ устойчивыми пулями калибра 7,62-мм, тяжесть ранения существенно не меняется по сравнению с ранением незащищенного тела. Возможно даже некоторое снижение тяжести ранения вследствие торможения пули. Напротив, при сквозном пробитии мягких БЖ высокоскоростными неустойчивыми пулями (5,45-мм пули патрона 7Н6; 5,56-мм пули патрона М193 и пр.) на коротких дальностях стрельбы весьма вероятным является увеличение тяжести ранения за счет увеличения угла нутации пули. Важно подчеркнуть, что степень потери устойчивости пули и соответственно объем огнестрельного повреждения напрямую зависят от количества слоев защитной ткани и дальности поражения.

Практика экспертизы огнестрельных ранений при различных обстоятельствах заставляет считаться с тем, что после проведения диагностических и реанимационных манипуляций бригадой «скорой помощи», наличие БЖ, как правило, не фиксируется; часто БЖ просто не включают в перечень верхней одежды. В этих случаях эксперт должен ориентироваться на выявленные характерные признаки запреградной травмы, а именно: осаднение и разрывы кожи с кровоизлияниями вокруг точки удара; ушибы печени и легких; выраженный болевой синдром. Данные исследования сделали очевидным, что остановка пули, хотя и является основным предназначением БЖ, не может служить единственным критерием оценки его защитных свойств и необходимым является экспертиза наличия или отсутствия контузии областей тела, защищенных БЖ. Следует заметить, что для гашения запреградного динамического удара в конструкцию БЖ были введены дополнительно специальные атравматические подкладки.

Отечественный вариант прокладки, демпфирующей запреградный удар, предложен специалистами Военно-медицинской академии. Данный вариант демпфера за счет оригинальной конструкции одновременно выполняет задачу отвода тепла из поджилетного пространства и в связи с этим получил название «климатический амортизационный подпор» (рис. 4).

Рисунок 4. Тыльная сторона устройства для гашения запреградного динамического удара — климатический амортизационный подпор.

В современных условиях по мере уменьшения угрозы глобального конфликта и выдвижения на первый план контртеррористической борьбы и регионарных силовых операций, а также после введения закона «Об оружии», предоставившего гражданам России возможность приобретения травматического оружия, предпочтительным вариантом выбора БЖ для защиты от пуль являются противопульные БЖ.

Данные клинических и экспертных исследований позволяют в зависимости от основного условия пробития или непробития БЖ различать закрытую травму (ЗТ) груди или живота через БЖ (ЗТ через БЖ), огнестрельное ранение (ОР) груди или живота через БЖ (ОР через БЖ).

Как правило, раненых с места происшествия транспортируют в лечебные учреждения без БЖ, поэтому в медицинских документах раненого или пострадавшего должна быть отметка, что закрытая травма или ранение получено через БЖ, при этом по возможности необходимо указать тип БЖ.

Соблюдение указанных требований позволит обеспечить не только адекватную первичную диагностику этого вида огнестрельной травмы, но и создаст условия для объективной судебно-медицинской экспертизы происшествия.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.