При судебно-медицинской идентификации личности по стоматологическому статусу одним из важных этапов является комплексное исследование анатомо-морфологических особенностей зубов и челюстей. Особое внимание всегда уделялось наличию или отсутствию аномалий зубочелюстной системы. Это обусловлено тем, что они занимают одно из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой системы [1, 2].
Аномалия — врожденное, стойкое, обычно не прогрессирующее отклонение нормальной структуры и функции, присущий данному биологическому виду. По данным Р.Е. Черкасской [3] и А.В. Алимского [4], на территории Российской Федерации отмечается большая вариабельность зубочелюстных аномалий, которая колеблется в пределах 11—90%, что во многом зависит от методического уровня исследований, профессиональной подготовки врачей и ошибок репрезентативности. Отмечаемое в последние годы ухудшение условий организации и проведения санаций у детей с временным прикусом приводит к осложнениям в формировании сменного и в последующем постоянного прикуса и в конечном итоге — к росту числа аномалий зубочелюстной системы, отмечаемых у взрослых [4, 5].
На территории Республики Армения различные виды и варианты аномалий зубочелюстной системы встречаются достаточно часто: в возрасте 6—7 лет — у 36,4%, 12 лет — у 38,8%, 15 лет и более — у 41,1% [6]. Аномалии зубочелюстной системы в странах СНГ выявлены у 33,7% обследуемых, причем в столицах стран СНГ и крупных промышленных городах — у 37,0% [7, 8].
Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм (см. схему),
С целью изучения этих вопросов было проведено специальное исследование распространенности аномалий зубочелюстной системы у детей Республики Армения, которое свидетельствует о том, что на сегодняшний день у детей в Армении очень высокая частота встречаемости данной патологии. Так, среди 4158 обследованных детей зубочелюстные аномалии и деформации выявлены у 2411 (58,0±3,7%), что в целом соответствует показателям, приводимым и другими авторами [6].
Структура зубочелюстных аномалий по нозологическим типам у детей дошкольного и школьного возраста в Республике Армения представлена в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что в общей структуре патологии преобладают такие нозологические типы, как кучность расположения зубов (24,26±0,87%), прогнатия (17,38±0,77%), диастема (16,96±0,76%) и аномалии положения зубов (15,76±0,74%) (см. рисунок).
Полученные нами данные практически не отличаются от таковых у ряда иных авторов, что свидетельствует о необходимости проведения плановых обследований детей, в результате которых вовремя выявляется патология зубочелюстной системы, а также осуществляется ее регистрация в стоматологических амбулаторных картах, что дает возможность использовать эти данные для судебно-медицинской идентификации личности.
Частота встречаемости зубочелюстных аномалий у детей Республики Армения с учетом возраста представлена в табл. 2.
Как свидетельствуют данные табл. 2, наиболее высокие показатели распространения зубочелюстных аномалий обнаруживаются у детей в возрасте 8—17 лет, причем у 5—6-летних и 11—14-летних детей наблюдается некоторый спад, а у 7—9-летних детей, наоборот, резкое увеличение частоты встречаемости данной патологии, которая начинает снижаться после 9 лет. В дальнейшем, начиная с 14 лет, распространение зубочелюстных аномалий возрастает (p<0,05). Примерно на такую же динамику встречаемости зубочелюстных аномалий указывают А.В. Алимский [4] и другие авторы [3, 7].
Изменение распространенности зубочелюстных аномалий при формировании прикуса на различных этапах показано в табл. 3.
Таким образом, приведенные выше данные могут использоваться при проведении судебно-медицинской идентификации личности по зубочелюстной системе, особенно при экспертизе неопознанных трупов детей. Также полученные результаты опосредованно свидетельствуют о распространении зубочелюстных аномалий у взрослого населения Республики Армения. Данный факт, безусловно, требует специального исследования, но тем не менее при судебно-медицинских экспертизах должен учитываться при оценке этнорасовой принадлежности индивидуума.