Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Проблемные вопросы при производстве судебно-медицинской экспертизы подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2012;55(2): 39‑42
Прочитано: 1525 раз
Как цитировать:
В последнее время большой общественный резонанс вызвали случаи со смертельным исходом лиц, находящихся под стражей (или в изоляции). Наиболее обсуждаемой в средствах массовой информации стала смерть адвоката С.Л. Магницкого в следственном изоляторе (СИЗО) «Бутырка» и предпринимателя В.В. Трифоновой в больнице СИЗО «Матросская Тишина», что обострило дискуссию в обществе о необходимости совершенствования тюремной медицины, а также сокращения числа людей, ожидающих приговора суда в СИЗО.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ), при решении вопроса об отмене или изменении меры пресечения для обвиняемого или подозреваемого должны учитываться различные обстоятельства, в том числе и состояние здоровья, связанное с тяжелым заболеванием. Однако выполненное врачами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) или медицинских подразделений СИЗО медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под стражей, в силу ряда причин не всегда объективно отражает реальное состояние их здоровья.
В связи с этим отмечается увеличение числа обращений в государственные судебно-медицинские экспертные учреждения адвокатов и в меньшей степени следователей с целью определения по медицинским документам наличия у подзащитного или подследственного заболевания, необходимости обследования и лечения, прогноза развития заболевания в условиях отсутствия обследования и лечения, возможности участия в следственных действиях и содержания в изоляции. В ряде случаев для следствия очень важно установление состояния здоровья обвиняемого с целью предотвращения негативного влияния следственных действий на данного человека. Как показывает практика, при усугублении патологии и ухудшении состояния здоровья подследственного в результате проведения с ним следственных действий следователь сам становится объектом уголовного преследования.
Наш опыт производства 14 судебно-медицинских экспертиз и исследований свидетельствует о наличии определенных особенностей и ряда трудностей, возникающих при производстве подобного рода судебно-медицинских исследований или экспертиз. Обычно состояние человека, в отношении которого проводится исследование или экспертиза, характеризуется наличием одновременно нескольких заболеваний, при этом нередко создается так называемый порочный круг, при котором заболевания взаимно отягощают друг друга. Сущность имеющейся патологии и поставленных для экспертного решения вопросов предопределяют комиссионный характер таких исследований совместно с врачами клинических специальностей. Их роль при проведении исследования заключается в определении необходимого объема обследования для выявления патологии, основных принципов лечения, решении вопроса о возможности участия подследственного в следственных действиях (знакомиться с материалами дела, участвовать в допросах, очных ставках и т.п.) с указанием условий, при которых это возможно осуществить: ограниченное количество часов в сутки, стойкая стабилизация состояния, принятие удобного положения, уменьшающего болевой синдром, а в отдельных случаях возможность проведения следственных действий только в присутствии медицинского работника и т.д. Если круг вопросов ограничивается только установлением наличия заболевания, оценкой имеющихся патологических процессов и их патогенетических механизмов, результатов медицинских исследований, характеризующих тяжесть состояния человека, то судебно-медицинский эксперт вправе на них ответить самостоятельно. При этом эксперт может расширить свои познания путем изучения специальной литературы, получения консультации у специалиста в области тех или иных клинических дисциплин и стать осведомленным в поставленных вопросах. Проведение такого единоличного исследования не противоречит требованиям как процессуального законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 31 мая 2011 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так и нормативных правовых актов по частным вопросам судебно-медицинской экспертной деятельности в Российской Федерации.
Одной из существенных организационных трудностей при производстве экспертиз по постановлению следователя являются временны`е ограничения. В нашей практике был случай непосредственного предоставления подследственного с наличием минимальных медицинских документов для проведения очного комиссионного судебно-медицинского обследования в рамках экспертизы, при этом сроки ограничивались 2 днями — 1 день отводился для очного обследования, а еще 1 день для составления заключения. В такой ситуации судебно-медицинский эксперт должен решить вопрос о привлечении для обследования подследственного необходимых клинических специалистов, при этом следует учесть, что они не являются штатными сотрудниками экспертного учреждения, у каждого из них есть обязанности по лечению пациентов, запланированы консультации, обходы, консилиумы и т.д. Участие в проведении судебно-медицинских экспертиз не входит в непосредственные обязанности врачей клинических специальностей.
Несмотря на насыщенную трудовую деятельность врачей-клиницистов по прямому предназначению, органы следствия, как правило, не затрудняют себя предварительным согласованием с руководителями экспертного и лечебного учреждений вопросов об имеющихся возможностях диагностики заболеваний подследственного и сроках проведения таких комиссионных судебно-медицинских экспертиз или исследований. Этим обусловлена сложность четкой организации последовательного осмотра подэкспертного в сжатые временные сроки каждым клиническим специалистом, а также выполнения в указанное время необходимых лабораторных и инструментальных исследований.
Наши наблюдения показывают, что при предоставлении медицинских документов подследственного из медицинского подразделения места содержания под стражей нередко выявляется несоответствие между объективными данными о состоянии органов и систем, в том числе подтвержденных результатами лабораторных и инструментальных исследований, свидетельствующих о наличии тяжелых патологических процессов в организме подследственного, и общим субъективным мнением врача медицинского подразделения СИЗО об относительно удовлетворительном состоянии пациента.
Так, в одном из случаев выписка подследственного из стационара больницы СИЗО осуществлялась при наступлении временной нестойкой стабилизации состояния в результате проведенного лечения, которое сразу же ухудшалось, как только тяжелобольной человек прибывал в камеру, следовал этапом либо принимал участие в следственных действиях. Данное ухудшение подтверждалось наличием сведений о вызове бригады скорой медицинской помощи в судебное заседание либо наличием медицинской карты из места повторной госпитализации.
Вместе с тем врачи ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения, куда из медицинского подразделения СИЗО госпитализируются подозреваемые, далеко не всегда дают объективную информацию о состоянии здоровья подозреваемого или обвиняемого из-за оказываемого на них морального давления со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Например, по данным проведенного исследования в рамках одной из судебно-медицинских экспертиз подследственный был выписан из стационара необоснованно, на что указывали наличие за несколько часов до выписки жалоб на ухудшение самочувствия, сильную слабость, резкое снижение артериального давления, в связи с чем пациенту были введены такие лекарственные препараты, как кордиамин и сульфокамфокаин. По сути, пациенту без установления причины ухудшения состояния было проведено симптоматическое лечение, и он сразу же был выписан из стационара. При этом в медицинской карте имелась запись о том, что администрацией СИЗО решено перевести подследственного в больницу для оказания специализированной медицинской помощи, хотя на самом деле пациент был оставлен в больнице СИЗО, которая не обладала возможностями оказания необходимой профильной специализированной помощи. На следующий день подследственный был доставлен в суд, в процессе судебного заседания его состояние резко ухудшилось, пациент был экстренно госпитализирован вызванной бригадой скорой медицинской помощи в реанимационное отделение больницы.
Кроме этого, нами отмечено несоответствие между информацией об объективном состоянии подследственного и тяжестью его заболевания по данным медицинских документов и сведениями, содержащимися в справках о состоянии здоровья подследственного из медицинского подразделения места содержания под стражей, выдаваемых органам следствия. На основании таких справок решается вопрос о возможности участия в следственных действиях. Это несоответствие выражается в недооценке тяжести состояния подследственного, обусловленной имеющимся заболеванием. В таком случае стрессовая ситуация, связанная с участием в следственных действиях или судебном производстве, также приводила к ухудшению состояния здоровья человека и необходимости оказания ему медицинской помощи.
Таким образом, объективно решить вопрос о состоянии здоровья подследственного, необходимости проведения обследования и назначении ему лечения возможно при наличии в медицинских документах объективных клинико-лабораторных данных о заболевании или при очном судебно-медицинском осмотре. При этом следует критически относиться к субъективному мнению лечащих врачей СИЗО по поводу имеющегося у подследственного заболевания, а также к сведениям, содержащимся в справках и выписках, предоставляемых медицинскими работниками СИЗО органам следствия.
Для проведения судебно-медицинского исследования по запросу адвоката представляются копии медицинских документов подследственного, нередко низкого качества, в виде выписных эпикризов из медицинских карт, а также выписок, содержащих только диагноз, т.е. объективные медицинские данные о состоянии здоровья подследственного, как правило, отсутствуют или крайне ограниченны. Сведения о качестве оказанной медицинской помощи в медицинском подразделении места содержания под стражей свидетельствуют о том, что объективный осмотр подследственных проводится неполноценно, динамика состояния их здоровья не отображается, данные о рекомендуемых лабораторных обследованиях и проведении необходимых консультаций в медицинских картах отсутствуют, поэтому невозможно понять, выполняются они или нет. Медицинские документы имеют определенную давность, что не позволяет объективно и достоверно оценить состояние пациента на момент проведения судебно-медицинского исследования и дать точный ответ на вопрос о возможности его участия в следственных действиях на данный момент.
Как показывает практика, имеющаяся патология в условиях изоляции под влиянием стрессорных факторов, отсутствия необходимых лекарств для лечения конкретного человека прогрессирует и это предопределяет необходимость полноценного и всестороннего обследования, индивидуального подбора лечения, которое бы снизило риск развития возможных осложнений, не ухудшило качество жизни пациента и привело к устойчивой стабилизации состояния. Лишь после устойчивой стабилизации состояния подследственного следует решать вопрос о возможности его участия в следственных действиях. В том случае, если оценка сущности имеющихся заболеваний и результаты медицинских исследований свидетельствуют о неблагоприятном клиническом прогнозе с постоянным увеличением вероятности неблагоприятного исхода вплоть до наступления смерти, следует делать вывод о невозможности проведения следственных действий.
Участие специалиста в судебном заседании по ходатайству адвоката часто вызывает со стороны судьи и прокурора негативное и предвзятое отношение, нередко с нескрываемым давлением на специалиста. К сожалению, бывают случаи, когда суд отклоняет ходатайство адвоката о вызове специалиста в суд, игнорирует разъяснения специалиста по поводу данного им заключения, сомневается в компетентности специалиста, скептически относится к его мнению о необходимости обследования и лечения содержащегося под стражей, уверенно считая, что объем оказываемой медицинской помощи в медицинском подразделении места содержания под стражей вполне достаточен и адекватен состоянию здоровья подследственного. Действительно, положением о больнице СИЗО предусмотрено оказание специализированной помощи, однако практика показывает, что штат медицинского персонала, перечень медицинских подразделений и оказываемых ими медицинских услуг обеспечивают возможность оказания только квалифицированной медицинской помощи.
Действующий в настоящее время перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. №54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», не распространяется на подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и, следовательно, в данной ситуации неприменим.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №434-ФЗ «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», мера пресечения в виде заключения под стражу может быть изменена на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии со статьей 110 УПК РФ 21 января 2011 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». Данным нормативным правовым актом утверждены, в частности, правила освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Сравнительный анализ утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. №54 перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, и утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. №3 перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, свидетельствует о том, что в первом документе указаны группы заболеваний с четкими медицинскими критериями, учитывающими степень тяжести заболевания, наличие определенных клинических проявлений и осложнений.
Во втором документе указаны те же группы заболеваний, однако отсутствуют четкие критерии тяжести, их заменяет следующая фраза: «…приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности и требующие длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара». Мы полагаем, что отсутствие четких критериев тяжести заболеваний, степени ограничения жизнедеятельности и длительности лечения в условиях специализированного стационара значительно увеличивает риск субъективизма отдельных врачей или администрации СИЗО при принятии решения о соответствии имеющегося у подозреваемого или обвиняемого заболевания перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Как показывает практика, вольное толкование тяжести заболевания нередко осуществляется в интересах органов следствия медицинскими работниками лечебных подразделений СИЗО, дающими разрешение на участие в тех или иных следственных действиях.
Возникают также и другие вопросы. Так, представители Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации далеко не всегда идут навстречу адвокатам подследственных в вопросах направления на обследование и лечение в специализированном ЛПУ и считают возможным ограничиться оказанием квалифицированной медицинской помощи в медицинском подразделении СИЗО.
Кроме того, в приказе Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 г. №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» указано, что медицинские подразделения следственного изолятора и исправительного учреждения могут оказывать лишь некоторые виды специализированной медицинской помощи. Как показал наш опыт проведения подобных судебно-медицинских экспертиз и исследований, подследственному с пропиской в Московской области специализированная медицинская помощь в ЛПУ Москвы на бесплатной основе по некоторым заболеваниям не оказывается. В таком случае опять возникает вопрос, насколько возможно осуществить необходимые диагностику и лечение тяжело больного человека, находящегося под стражей.
Таким образом, основными проблемными вопросами при производстве судебно-медицинских экспертиз и исследований лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и находящихся под стражей, являются организационный и нормативно-правовой.
Негативные моменты организационного вопроса, связанные с оптимизацией совместного взаимодействия судебно-медицинских экспертов с врачами ЛПУ, а также организацией ускоренного медицинского обследования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в той или иной мере могут быть устранены руководством государственного судебно-медицинского экспертного учреждения с помощью представителей следственных органов, адвокатов и руководства ЛПУ.
Гораздо более актуальной и сложной для судебно-медицинских экспертов представляется проблема отсутствия в имеющейся нормативно-правовой базе четких критериев тяжести заболеваний, степени ограничения жизнедеятельности и длительности лечения в условиях специализированного стационара. Вступившее в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» таких критериев не содержит, а имеющиеся в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. №54 перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, критерии тяжести заболеваний (степень тяжести заболевания, клинические проявления и осложнения) неприменимы для решения вопросов судебно-медицинской оценки состояния здоровья находящихся под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Решить данную проблему, по нашему мнению, можно только нормативно-правовым путем — либо внесением изменений и дополнений в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, либо изданием совместного приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России по вопросу утверждения медицинских критериев тяжести заболеваний, степени ограничения жизнедеятельности и длительности лечения в условиях специализированного стационара.
Полагаем, что нормативно-правовое регулирование данного вопроса обеспечит соблюдение конституционного права на охрану жизни и здоровья содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, а также позволит объективно осуществлять как их медицинское освидетельствование, так и судебно-медицинскую оценку состояния здоровья.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.