Олесова В.Н.

Академия постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России

Лосев Ф.Ф.

ФГБУ «НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Мартынов Д.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Саламов М.Я.

Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России

Олесов Е.Е.

Академия постдипломного образования ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА» России

Бондаренко Н.А.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Компьютерная рентгенмикротомография узла соединения дентальных имплантатов со стандартными и индивидуальными абатментами

Авторы:

Олесова В.Н., Лосев Ф.Ф., Мартынов Д.В., Саламов М.Я., Олесов Е.Е., Бондаренко Н.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2022;101(3): 12‑17

Прочитано: 1205 раз


Как цитировать:

Олесова В.Н., Лосев Ф.Ф., Мартынов Д.В., Саламов М.Я., Олесов Е.Е., Бондаренко Н.А. Компьютерная рентгенмикротомография узла соединения дентальных имплантатов со стандартными и индивидуальными абатментами. Стоматология. 2022;101(3):12‑17.
Olesova VN, Losev FF, Martynov DV, Salamov MYa, Olesov EE, Bondarenko NA. Computed X-ray microtomography of the junction of dental implants with standard and custom abutments. Stomatology. 2022;101(3):12‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202210103112

Двухэтапная методика имплантации с использованием разборных имплантатов является важнейшим условием высокой эффективности остеоинтеграции дентальных имплантатов [1—5]. Это связано с отсутствием функциональной нагрузки и изоляцией от ротовой жидкости в период остеоинтеграции. Кроме того, разборность имплантатов в значительной степени обусловлена востребованностью индивидуально изготовленных абатментов с адекватными анатомическими и размерными параметрами для конкретной клинической ситуации.

В то же время разборные имплантаты имеют существенный недостаток, неустранимый на современном технологическом уровне — микрозазор между контактирующими поверхностями имплантата и абатмента. Микрозазор узла соединения «имплантат-абатмент», по общему мнению, колонизируется микроорганизмами рта и провоцирует воспалительные осложнения в периимплантатных тканях в виде мукозита и периимплантита [6—10]. Размеры типичных представителей микробиоты рта не превышают 10 мкм [11].

Зазор между имплантатом и абатментом также может привести к микроподвижности протетической супрастуктуры и способствовать перегрузке костной ткани вокруг имплантата [12—14].

В настоящее время недостаточно сведений о точности изготовления абатментов, особенно индивидуальных.

Цель исследования — сравнительное изучение прецизионности узла соединения современных систем имплантатов с стандартными и индивидуальными абатментами.

Материал и методы

Исследование проводили методом компьютерной рентгеновской микротомографии на рентгеновском микротомографе Heliscan micro CT (лаборатория «Системы для микроскопии и анализа» технопарка Сколково); метод позволяет проводить неинвазивные исследования внутренней структуры объектов с последующим анализом с помощью программы ImageJ [15, 16]. Измерение ширины зазора между имплантатом и абатментом для каждого образца проводилось в 20 точках по алгоритму: определяли общую протяженность соединения имплантата с абатментом; измеряли шаг (расстояние) между 5 равноудаленными точками вдоль контакта абатмента и имплантата (точка 1 — на уровне платформы имплантата; точка 3 — середина соединения; точка 5 — окончание соединения имплантата и абатмента); измерения повторялись в 2 перпендикулярных сечениях вдоль оси узла соединения (рис. 1).

Рис. 1. Схема точек измерения зазора в узле соединения «имплантат-абатмент».

Проведено изучение конфигурации и размерных параметров узлов соединения дентальных имплантатов с титановыми стандартными и индивидуально изготовленными абатментами на примере семи распространенных в России систем. Каждый экспериментальный образец изготавливали в количестве трех; винтовое соединение абатмента с имплантатом производилось с регламентируемым усилием (в большинстве случаев 25 Н/см2). Индивидуальные абатменты изготавливали в лабораториях «CAD/CAM ОРТОС» и «CAD/CAM GERMAN LAB». На примере одной системы имплантатов изучено влияние на узел «имплантат-абатмент» многократной функциональной нагрузки 250 Н под углом 45° (7,6 млн циклов) (схема нагрузки ASTM14801) (рис. 2).

Рис. 2. Экспериментальная модель имплантата для функциональной нагрузки.

Результаты и обсуждение

С помощью компьютерной рентгенмикротомографии получены для измерений картины узлов соединения стандартных абатментов с изучаемыми имплантатами (рис. 3).

Рис. 3. Узлы соединения имплантатов и стандартных абатментов по данным компьютерной рентгенмикротомографии.

По протяженности контакта со стандартным абатментом распространенные имплантаты можно поделить на 3 группы: свыше 1000 мкм, близко к 1000 мкм и до 350 мкм (максимально 1300 мкм, минимально 268 мкм) (табл. 1). При входе в имплантат (платформа имплантата) абатменты имеют зазор от 5 до 11,7 мкм; во второй точке после входа в имплантат — от 4,4 до 12,6 мкм. Разница величины зазора на протяжении контакта вдоль пяти точек (колебания максимальных и минимальных размеров на протяжении вглубь имплантата) составляет у разных имплантатов 6,7—14,2 мкм. Разница величины зазора на протяжении четырех горизонтальных анализируемых срезов контакта абатмента и имплантата (симметричность контакта) колеблется от 2,4 до 14,2 мкм.

Таблица 1. Параметры контакта имплантатов со стандартными абатментами (мкм)

Виды имплантатов

Параметры анализа

1

2

3

4

5

1

332

10,4

5,5

14,2

14,2

2

1060

8,9

9,3

7,5

5,1

3

268

7,8

6,7

6,7

5,9

4

1180

7,3

5,9

7,2

5,2

5

1152

7,3

4,4

13

2,4

6

880

5,0

12,6

10

10,0

7

1300

11,7

7,7

13,3

7,3

Примечание. 1 — протяженность контакта; 2 — максимальный зазор у платформы имплантата; 3 — максимальный зазор на уровне точки 2; 4 — разница величины зазора на протяжении контакта вдоль пяти точек; 5 — разница величины зазора на протяжении четырех горизонтальных анализируемых срезов.

При сравнении параметров узла соединения изученных имплантатных систем на уровне платформы имплантата и стандартного абатмента заметны различия по длине контакта имплантата и абатмента. Меньший контакт характерен для имплантатов с конусным соединением абатмента величиной 45°, больший контакт у узких конусов (11°). Выявлено варьирование у разных имплантатов ширины зазора «имплантат-абатмент» у платформы, по контакту абатмента с имплантатом вглубь и вдоль диаметра контакта.

Сравнение стандартных и индивидуальных титановых абатментов, изготовленных в CAD/CAM-лабораториях Москвы, показало близость их размерных параметров (табл. 2) на примере одного вида имплантатов. Незначительные отличия зарегистрированы по симметричности зазора между абатментами и имплантатами; в некоторых абатментах выявлены технологические дефекты.

Таблица 2. Параметры контакта имплантата с индивидуальными абатментами из разных лабораторий в сравнении со стандартным абатментом (мкм)

Абатменты/Лаборатории

1

2

3

4

Индивидуальный абатмент («CAD/CAM GERMAN LAB»)

1328

9,2

7,2

7,3

Индивидуальный абатмент (CAD/CAM центр «ОРТОС»)

1300

10,4

7,6

7,5

Стандартный абатмент

1300

8,9

7,5

5,1

Примечание. 1 — протяженность контакта; 2 — максимальный зазор у платформы имплантата; 3 — разница величины зазора на протяжении контакта вдоль пяти точек; 4 — разница величины зазора на протяжении четырех горизонтальных анализируемых срезов.

Воздействие экспериментальной многократной нагрузки 250 Н приводило к деформации узла соединения имплантата с абатментом. Отмечается увеличение зазора между абатментом и имплантатом в двух верхних точках контакта. Ввиду большего усилия при соединении абатмента с имплантатом в экспериментальных условиях нагрузки величина зазора в узле соединения до начала испытаний не превышала 2 мкм; после цикла нагрузки на уровне платформы (точка 1) он увеличивался максимально на 7,4 мкм, на следующей подлежащей точке 2 — на 10,4 мкм (рис. 4). В других точках по направлению вглубь имплантата изменений не произошло; по диаметру платформы зазор увеличивался в меньшей степени по сравнению со стороной нагрузки.

Рис. 4. Сравнение параметров узла соединения «имплантат-абатмент» до и после многократной нагрузки: величина (а) и симметричность (б) зазора.

Полученные результаты демонстрируют возможности метода компьютерной рентгеновской микротомографии, который можно использовать для контроля качества изготовления разборных дентальных имплантатов, точности изготовления индивидуальных абатментов в CAD/CAM-лабораториях, а также при разработке новых систем дентальных имплантатов. Размерные параметры узла соединения обусловливают преимущества глубокого конусного соединения имплантата и абатмента. Исследование также обосновывает целесообразность конструирования ортопедических конструкций на дентальных имплантатах с использованием индивидуальных абатментов, изготовленных методом CAD/CAM-фрезерования, поскольку их прецизионность близка к таковой у стандартных абатментов. Разборность современных имплантатов требует систематического проведения профессиональной гигиены рта и контроля индивидуальной гигиены пациента.

Заключение

Прецизионность узла соединения современных имплантатов со стандартными абатментами различна и характеризуется протяженностью контакта от 268 до 1300 мкм, зазором на уровне платформы от 5,0 до 11,7 мкм, несимметричностью контакта по диаметру на 2,4—14,2 мкм. Индивидуально изготовленные в современных CAD/CAM лабораториях абатменты не имеют значимых размерных различий со стандартными абатментами, но у них выявляются технологические дефекты. Функциональная нагрузка расширяет и деформирует зазор узла соединения имплантата и абатмента в верхней половине их контакта.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Дентальная имплантация: национальное руководство. Под ред. Кулакова А.А. М.: Издательство ГЭОТАР-Медиа; 2018.
  2. Ортопедическая стоматология. Под ред. Лебеденко И.Ю., Арутюнова С.Д., Ряховского А.Н. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2016.
  3. Цициашвили А.М. Панин А.М., Волосова Е.В. Успешность лечения и выживаемость дентальных имплантатов при различных подходах к лечению пациентов с использованием дентальных имплантатов в условиях ограниченного объема костной ткани. Российский стоматологический журнал. 2020;1-2:32-38. 
  4. Ma M, Qi M, Zhang D, Liu H. The clinical performance of narrow diameter implants versus regular diameter implants: A systematic review and meta-analysis. Clin Oral Implant Res. 2018;29(1):100-107. 
  5. Shi JY, Xu FY, Zhuang LF, Gu YX, Qiao SC, Lai HC. Long-term outcomes of narrow diameter implants in posterior jaws: A retrospective study with at least 8-year follow-up. Clin Oral Implants. 2018;29(1):76-81. 
  6. Лосев Ф.Ф., Шарин А.Н., Котик М.С. CAD/CAM-абатменты и формирование десневого контура в области коронки на имплантате. Российский вестник дентальной имплантологии. 2017;3-4:53-59. 
  7. Иванов А.С., Сакаева З.У., Морозов Д.И., Мартынов Д.В., Саламов М.Я., Олесов Е.Е., Олесова Э.А. Динамика гигиенических и пародонтальных индексов на этапах имплантологического лечения. Российский стоматологический журнал. 2020;4:225-228. 
  8. Хафизова Ф.А., Миргазизов М.З., Хафизов Р.Г., Хафизов И.Р. Микробиологическая оценка эффективности герметизации соединительного узла внутрикостного имплантата с абатментом. Российский вестник дентальной имплантологии. 2020;1-2:4-10. 
  9. Хафизова Ф.А., Миргазизов Р.М., Хафизов И.Р., Миргазизов М.З., Хафизов Р.Г. Применение колориметрического метода оценки интерфейса «имплантат—абатмент» как профилактика периимплантитов. Российский вестник дентальной имплантологии. 2020;1-2:1-15. 
  10. Талларико М., Канулло Л., Вэнг Х., Кокран Д., Марио Мелони С. Классифицирование периимплантита: описательный обзор с научно обоснованной систематизацией по этиологическому признаку. PERIO IQ. 2019;30:32-49. 
  11. Царев В.Н., Панин А.М., Чувилкин В.И., Николаева Е.Н., Чувилкина Е.И. Комплексная оценка содержания пародонтопатогенных бактерий и цитокинов при периимплантите с помощью ПЦР и иммуноферментного анализа. Российский вестник дентальной имплантологии. 2017;3-4:86-90. 
  12. Мураев А.А., Иванов С.Ю., Леонов С.В., Мруэ А.Х., Мухаметшин Р.Ф., Гажва Ю.В. Сравнительный анализ биомеханики при различных узлах сопряжения имплантата и абатмента на основании данных трехмерного конечно-элементного моделирования. Стоматология. 2019; 1:11-49. 
  13. Никитин С.Г., Первов Ю.Ю. Влияние физико-химических факторов, возникающих в элементах имплантационных систем, на центральные винты головок при реабилитации пациентов в клинике ортопедической стоматологии. Российский вестник дентальной имплантологии. 2019;3-4:66-74. 
  14. Duraisamy R, Krishnan CS, Ramasubramanian H, Sampathkumar J, Mariappan S, Navarasampatti Sivaprakasam A. Compatibility of Nonoriginal Abutments With Implants: Evaluation of Microgap at the Implant-Abutment Interface, With Original and Nonoriginal Abutments. Implant Dent. 2019;28(3):289‐295. 
  15. Узунян Н.А., Олесова В.Н., Иванов А.С., Заславский Р. С., Мартынов Д.В., Шматов К.В., Лернер А.Я. Изучение структурно-элементных и прочностных параметров керамических и титановых имплантатов. Российский вестник дентальной имплантологии. 2018;1-2:39-42. 
  16. Олесова В.Н., Узунян Н.А., Шматов К.В., Лернер А.Я., Заславский Р.С., Самойлов А.С. Химико-механические параметры современных дентальных имплантатов. Российский вестник дентальной имплантологии. 2018;1-2:4-7. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.