Андреева С.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Измайлова З.М.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Роль медицинской карты стоматологического больного при экспертизах качества оказываемой медицинской помощи

Авторы:

Андреева С.Н., Измайлова З.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(2): 12‑17

Прочитано: 2502 раза


Как цитировать:

Андреева С.Н., Измайлова З.М. Роль медицинской карты стоматологического больного при экспертизах качества оказываемой медицинской помощи. Стоматология. 2021;100(2):12‑17.
Andreeva SN, Izmailova ZM. The role of dental medical records in the assessment of the quality of medical care. Stomatology. 2021;100(2):12‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110002112

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль анам­не­за в пос­та­нов­ке гас­тро­эн­те­ро­ло­ги­чес­ко­го ди­аг­но­за у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(3):73-79

Оформление медицинской карты стоматологического больного (МКСБ) является основным критерием качества медицинской помощи в соответствии с приказом Минздрава России от 10.05.17 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», поэтому заполнению первичной медицинской документации уделяется особое внимание. Федеральным законом от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 4, ст. 22) закреплено право любого гражданина России на получение в доступной форме информации, содержащейся в медицинской карте. В рамках экспертиз качества медицинской помощи и при осуществлении судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) обязательной оценке подлежит добросовестность отношения врача-стоматолога к своим должностным обязанностям по оформлению МКСБ установленного образца, а при судебных разбирательствах карта становится важнейшим доказательством по делу [1].

По мнению правозащитных организаций, дефекты заполнения медицинских карт можно интерпретировать как нарушение важнейших прав пациента на получение достоверной информации и возможности проведения независимой медицинской экспертизы [2].

Однако квалифицированное оформление МКСБ — инструмент защиты не только пациента, но и врача. Исследования показывают увеличение числа дел, касающихся некачественной стоматологической помощи за 2013—2017 гг. в 3,2 раза [3] и формирование ситуации, когда в делах стоматологической направленности удовлетворяется 60% исковых требований пациентов (по данным за 2013—2017 гг.) [4]. При этом в делах, связанных со стоматологической хирургической помощью (СХП), в 2013—2017 гг. определены самые высокие назначаемые судом выплаты по отношению к стоимости услуги, поскольку они в 92 раза превышали стоимость хирургического лечения [5]. Все эти факты обосновывают необходимость дальнейшей проработки вопросов, связанных с ведением первичной медицинской документации.

Цель исследования — определение статуса медицинской карты стоматологического больного как доказательной базы при судебно-медицинских экспертизах.

Материал и методы

Исследование качества заполнения МКСБ на амбулаторном хирургическом приеме проводилось в 2017—2019 гг. в медицинских организациях разных форм собственности в городах России (Самара, Нижний Новгород, Москва) и республике Абхазия (Сухуми) по специально разработанной анкете, учитывающей полноту записей и их соответствие нормативным требованиям [6]. Всего анализу подвергнуто 1530 МКСБ.

Для определения значимости нарушений при оформлении МКСБ проведен анализ 117 СМЭ ГБУЗ Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы» и ФГБУ «Российского центра судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России за 2013—2017 гг.

Определение рисков и последствий некачественного заполнения МКСБ стоматологами-хирургами проведено по материалам 1314 судебных дел, касающихся некачественного оказания стоматологической помощи за 2013—2017 гг., расчеты проведены по 432 делам, в которых имелись претензии к качеству оказания СХП.

Результаты и обсуждение

Анализ качества ведения медицинской документации на амбулаторном хирургическом приеме показал вариабельность показателей по регионам и медицинским организациям. В табл. 1 приводятся средние данные по всем регионам, которые демонстрируют, в каком процентном соотношении заполняются различные разделы МКСБ, с точки зрения возможности обоснования тактики врача.

Таблица 1. Сведения о результатах заполнения МКСБ медицинских организаций РФ разной форм собственности

Содержание информации

Абс. число

Р±m, %

1

Общая информация о пациенте: ФИО пациента, дата рождения, место жительства

1530

100,0

2

Информированное добровольное согласие на проведение медицинских вмешательств, оформленное в письменном виде

754

49,3±1,28

3

Опрос пациента:

жалобы

1117

73,0±1,13

история развития заболевания

542

35,4±1,22

перенесенные и сопутствующие заболевания

955

62,4±1,24

4

Внешний осмотр:

конфигурация лица

361

23,6±1,08

кожные покровы челюстно-лицевой области

369

27,3±1,14

пальпация лимфатических узлов

399

26,1±1,12

пальпация слюнных желез, ВНЧС, жевательных мышц

5

0,4±0,14

открывание рта

32

2,1±0,36

5

Осмотр преддверия рта, слизистой оболочки губ, переходной складки

536

35±1,22

6

Осмотр зубных рядов:

описание зубной формулы

909

59,4±1,25

патологическая подвижность зубов (при необходимости)

47

3,5±0,47

оценка состояния пародонта, наличие пародонтальных карманов

324

24,0±1,09

наличие и локализация зубных отложений

296

21,9±1,05

прикус

740

54,8±1,27

состояние гигиены рта (гигиенические индексы)

128

9,5±0,74

7

Общее описание местного статуса с применением клинических методов исследования (перкуссия, пальпация)

451

33,4±1,20

8

Описание использования и результатов дополнительных методов исследования (рентгенологический, лабораторный, функциональный)

953

70,6±1,16

9

Информация о диагнозе:

диагноз (указан)

1258

93,2±0,64

соответствие МКБ-10

1183

87,6±0,84

10

Наличие и обоснование плана лечения:

составлен комплексный план лечения

298

22,1±1,06

указаны альтернативные методы лечения

84

6,2±0,60

наличие информированного добровольного согласия пациента на конкретный вид хирургического вмешательства с указанием осложнений

203

15,3±0,91

11

Качество записей по оперативному вмешательству:

подробно описано хирургическое лечение, анестезия

1050

77,8±1,06

имеются обоснованные послеоперационные назначения

211

15,6±0,93

наличие подписи лечащего врача

1203

89,1±0,79

наличие рекомендаций после окончания лечения

166

12,3±0,84

Определено, что ни одна из позиций, кроме общей информации о пациенте, не была заполнена в 100% случаев. Такой важный пункт, как «жалобы пациента» были заполнены только в 73,0±1,13% случаев. Внешний осмотр описывался в 23—27% медицинских карт. Клинические методы обследования (перкуссия, пальпация, зондирование) применялись в 33,4±1,20% случаев. Диагноз был указан только в 93,2±0,64% карт, что в остальных случаях явилось грубейшим нарушением нормативных требований. В 10,9±0,80% записей отсутствовала подпись лечащего врача.

Определение влияния качества ведения МКСБ на возможность осуществления СМЭ и реализацию механизмов защиты врачей-стоматологов при обвинениях в совершении преступлений в профессиональной сфере проводилось с анализом количественного и качественного состава вопросов для врачей-экспертов. Наиболее часто встречались вопросы о соблюдении стандартов и клинических рекомендаций (p=0,81), наличии дефектов и недостатков лечения (p=0,69) и наличии причинно-следственной связи между наступившими неблагоприятными последствиями и лечением (p=0,57).

Для формирования аргументированных ответов на вопросы о соблюдении стандартов и наличии нарушений при оказании СХП необходимы данные, подтверждающие правильность поставленного диагноза, т.е. сведения об анамнезе и осмотре пациента, результаты дополнительных методов обследования. Кроме того, врачи-эксперты должны соотнести поставленный врачом диагноз с записями о лечении. Как отмечалось ранее, диагноз был указан не во всех медицинских картах, а 12,4±0,84% поставленных диагнозов не соответствовали МКБ-10. Современные принципы лечения стоматологических заболеваний требуют от врача системного подхода [7]. Из результатов исследования мы видим, что комплексный план лечения был составлен только у 22,1±1,06% пациентов. Практически после любого хирургического вмешательства пациенту необходимы послеоперационные назначения, которые в исследуемой группе были описаны лишь в 15,6±0,93% МКСБ. Это крайне низкий показатель, так как при возникновении осложнения у пациента после операции, в отсутствие послеоперационного лечения эксперт может расценить это как нарушение при оказании СХП.

Для выявления причинно-следственной связи между СХП и наступившими неблагоприятными последствиями всегда проводится анализ записей, определяющих преемственность оказания стоматологической помощи. Так, при хирургическом лечении только у 77,8±1,06% пациентов исследуемой группы был описан ход операции, а в 12,3±0,83% случаях внесены в МКСБ рекомендации по дальнейшему лечению и реабилитации (см. табл. 1). При формулировании ответов на вопросы суда эксперт будет вынужден отметить недостатки проведенного лечения.

В ходе исследования была определена группа вопросов, которые предполагают детальный анализ МКСБ:

— оценить правильность диагностики и планирования лечения (p=0,39);

— определить соответствие плана лечения состоянию пациента на момент начала лечения (p=0,31);

— оценить состояние пациента перед началом лечения (p=0,23);

— определить наличие причин, препятствовавших лечению (p=0,20);

— определить, какое именно лечение проводилось (p=0,16).

Таким образом, соблюдение нормативных требований при оформлении МКСБ может сделать ее действенным механизмом защиты врача-стоматолога, позволяющим оценить качество обследования, обоснованность диагноза и плана лечения, клиническое мышление врача, условия, осложнявшие процесс оказания стоматологической помощи, соблюдение алгоритма лечения, преемственность и сроки, качество послеоперационного ведения пациентов.

Анализ рисков судебных разбирательств при оказании СХП проводился по 432 гражданским делам, выбранным из общей совокупности 1314 дел, связанных с некачественным оказанием стоматологической помощи в 2013—2017 гг., и принятым за 100%. При этом в половине случаев (222 дела) рассматривалась работа только стоматологов-хирургов, во второй половине (210 дел) изучалась одновременно работа стоматологов-хирургов и врачей-стоматологов иных специальностей (терапевтов, ортопедов, ортодонтов). Следует учитывать, что проведение СМЭ с оценкой работы одновременно нескольких специалистов повышает требования к качеству ведения МКСБ.

Анализ исковых заявлений показал, что жалобы на качество проведения операций по удалению простых, сложных, ретинированных, дистопированных, сверхкомплектных зубов превалировали над всеми остальными и составили 56,24% (53,00 + 2,78 + 0,46%) от общего числа дел по СХП (табл. 2). При этом 40,28±2,36% случаев связаны с оказанием хирургической помощи по дентальной имплантации. Таким образом, остальные услуги составляют в сумме менее 4% и менее 1% каждая.

Таблица 2. Распределение претензий пациентов по виду медицинской услуги при оказании СХП

Наименование услуги по хирургической стоматологии без дентальной имплантации

Число дел

абс.

P±m, %

Удаление зуба (включая неретинированные зубы мудрости)

229

53,00±2,40

Удаление ретинированных, дистопированных зубов мудрости

12

2,78±0,79

Удаление сверхкомплектного зуба

2

0,46±0,33

Реплантация зубов

2

0,46±0,33

Лечение периостита

2

0,46±0,33

Проведение анестезии без хирургического лечения

2

0,46±0,33

Проведение вестибулопластики

1

0,23±0,22

Устранение соустья с верхнечелюстной пазухой

1

0,23±0,22

Цистэктомия с резекцией верхушки корня зуба и ретроградным пломбированием канала

1

0,23±0,22

Удаление экзостоза

1

0,23±0,22

Лечение альвеолита

1

0,23±0,22

Ампутация корня

1

0,23±0,22

Шинирование нижней челюсти после перелома

1

0,23±0,22

Удаление иглы из мягких тканей

1

0,23±0,22

Проведение консультации без хирургического лечения

1

0,23±0,22

Общее количество (исключая имплантологическую стоматологическую помощь)

258

59,72±2,36

Общее количество дел по дентальной имплантации

174

40,28±2,36

Общее количество услуг по хирургической стоматологии

432

100,00

Примечание. СХП — стоматологическая хирургическая помощь.

Основные жалобы, ставшие причинами обращения пациентов в судебные инстанции, представлены в табл. 3 и 4, их число не совпадает с числом дел, так как в одном исковом заявлении могли содержаться претензии к нескольким параметрам СХП.

Таблица 3. Структура жалоб, содержащихся в исковых претензиях к качеству хирургического лечения (исключая СХП по дентальной имплантации)

Жалобы

Число дел

абс.

P±m, %

1. Жалобы на организацию лечебного процесса

Несвоевременное направление в стационар

39

9,35±1,43

Несвоевременное назначение антибактериальной терапии

29

6,95±1,25

Необоснованное удаление зубов (без показаний)

28

6,71±1,23

Удаление не того зуба, либо большего количества, чем было необходимо

22

5,28±1,10

Удалили зубы против воли, без согласия пациента

20

4,80±1,05

Некачественное ведение документации: не указаны показания и ход оперативного вмешательства, вид анестезии, количество анестетика, и т.д.

12

2,88±0,82

Всего по критерию

150

35,97±2,35

2. Жалобы на нарушения методик, технологий

Травматичное удаление, в том числе перелом нижней челюсти, шейки суставного отростка, вывих ВНЧС, проталкивание корней в мягкие ткани и т.д.

37

8,87±1,39

Перфорация верхнечелюстной пазухи при удалении зуба, одонтогенные гаймориты, синуситы

36

8,63±1,38

Неполное удаление зуба (оставлен корень, инструмент)

30

7,19±1,27

Некачественное удаление ухудшило условия, сделало невозможным протезирование

16

3,84±0,94

При удалении повредили соседний зуб (корень, коронку)

18

4,32±1,00

Некачественная анестезия

15

3,60±0,91

Инфицировали при удалении зуба (герпес, гепатит и т.д.)

12

2,88±0,82

Повреждение нерва при удалении (невралгии, невропатии)

7

1,68±0,63

Неправильная диагностика

7

1,68±0,63

Изменение чувствительности

6

1,44±0,58

Химический ожог при обработке раны

1

0,24±0,24

Всего по критерию

185

44,37±2,43

3. Жалобы на осложнения в операции в результате неправильного исполнения должностных обязанностей или низкой квалификации врача

Осложнения после удаления зуба в виде гнойных воспалительных процессов (абсцесс, флегмона, остеомиелит, периостит, медиастенит)

51

12,23±1,60

В результате некачественного удаления необходима имплантация

9

2,16±0,71

Осложнения после удаления привели к необходимости удаления других зубов

9

2,16±0,71

Оставлены острые края альвеол, повторные операции

6

1,43±0,58

Образование послеоперационных рубцов

4

0,96±0,48

Нарушение дикции, шепелявость

3

0,72±0,41

Всего по критерию

82

19,66±1,95

Общее количество

417

100,00

Примечание. СХП — хирургическая стоматологическая помощь; ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав.

Таблица 4. Структура жалоб, содержащихся в претензиях к качеству СХП с использованием дентальных имплантатов

Жалобы

Число дел

абс.

P±m, %

1. Жалобы на качество планирования лечения

Не проведена необходимая санация перед операцией

83

10,81±1,12

Неправильно выбран план лечения (определено количество имплантатов, объединены имплантаты и свои зубы, сделаны несъемные конструкции вместо съемных и т.д.)

30

3,91±0,70

Неправильно выбраны сроки проведения этапов лечения

15

1,95±0,50

Неправильно выбраны размеры имплантатов

13

1,69±0,47

Отсутствие преемственности в работе стоматолога-хирурга и стоматолога-ортопеда

10

1,31±0,41

Проведение операции без использования шаблона

8

1,04±0,37

Наличие искусственной десны, о которой не предупреждали при планировании

8

1,04±0,37

Проведение этапа ортопедического лечения при наличии противопоказаний (подвижность имплантатов, неврит)

4

0,52±0,26

Всего по критерию

171

22,27±1,12

2. Жалобы на нарушение методик, технологий

Неправильное позиционирование имплантатов, в том числе ошибка позиционирования имплантата; повреждение корня естественного зуба; имплантаты (остеопластический материал) в верхнечелюстной пазухе, в нижнечелюстном канале, в полости носа

93

12,11±0,26

Некачественное восстановление окклюзионных контактов

38

4,95±0,78

Неудовлетворительный внешний вид конструкций: линии улыбки, размеров и форм коронок и т.д.

38

4,95±0,78

Изменение чувствительности (онемения, невропатии)

20

2,61±0,58

Неадекватное соотношение десны и края коронок на имплантатах

19

2,47±0,56

Некачественное прилегание края коронки к абатменту

4

0,52±0,26

Неправильно выбраны или фиксированы абатменты

8

1,04±0,37

Плохая фиксация съемных протезов (неправильная конструкция, границы)

7

0,91±0,34

Перелом, вывих нижней челюсти при операции

2

0,26±0,18

Всего по критерию

229

29,82±0,84

3. Жалобы на отсроченные осложнения

Имплантаты удалены, в том числе из-за периимплантита или сдавления нерва в нижнечелюстном канале

67

8,72±1,02

Разрежение кости вокруг имплантатов

56

7,29±0,94

Лечение не было завершено

47

6,12±0,86

Устранение последствий требует повторных операций, в том числе проведения костной пластики, синус-лифтинга и т.д.

36

4,69±0,76

Установленные имплантаты невозможно использовать для протезирования

30

3,91±0,70

Претензии к качеству ортопедических конструкций с опорой на имплантаты

39

5,07±0,79

Операции по увеличению объемов костной ткани не достигли обещанных результатов

11

1,43±0,43

Обнажение металлических частей имплантатов (заглушки, шейки имплантатов)

11

1,43±0,43

Признаки дисфункции ВНЧС

17

2,21±0,53

Боль в естественных зубах в зоне операции

4

0,52±0,26

Перелом абатмента, либо внутрикостной части имплантата

6

0,78±0,32

Деформация лица в зоне имплантации

3

0,39±0,22

Аллергические реакции, гальванизм

3

0,39±0,22

«Силовые методы работы»: вывихнули остеоинтегрированный имплантат при протезировании, травма соседних зубов

4

0,52±0,26

Отсутствует прикрепленная десна

1

0,13±0,13

Всего по критерию

335

43,62±1,79

4. Жалобы на юридическую составляющую лечебного процесса

Использование несогласованных материалов и систем, в том числе поставлены пластиночные имплантаты вместо винтовых, использована устаревшая или не сертифицированная в РФ система имплантатов, поставлены иные системы имплантатов, чем было согласовано

14

1,82±1,79

Удалили имплантат без согласования, против воли пациента

7

0,91±0,34

Завышение объема услуг (лишние имплантаты, костная пластика, необоснованные переделки и т.д.) с целью наживы (без медицинских показаний)

8

1,04±0,37

Оплаченный синус-лифтинг не провели

3

0,39±0,22

Провели несогласованную замену операции (открытый синус-лифтинг вместо закрытого)

1

0,13±0,13

Всего по критерию

33

4,29±0,73

Общее количество

768

100,00

Примечание. СХП — стоматологическая хирургическая помощь; ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав.

Несмотря на то что некачественное ведение МКСБ стало одним из оснований обращения пациентов в суд только в 2,88±0,82% случаев, оценить обоснованность жалоб организационного характера (35,97±2,35% от всех жалоб при оказании традиционной СХП), претензий к качеству планирования лечения и юридической составляющей СХП с использованием методов дентальной имплантации (22,27±1,12 и 4,29±0,73% соответственно) не представляется возможным в условиях отсутствия надлежащего ведения МКСБ. Не вызывает сомнений, что наиболее многочисленные, ставшие основанием обращений пациентов в суд жалобы на нарушение технологий и методик лечения (44,37±2,43% — для традиционной СХП и 29,82±0,84% — для дентальной имплантации) требуют самого пристального изучения МКСБ.

При этом проведенный анализ позволяет сделать вывод, что качественное и полное оформление МКСБ не выявлено практически ни в одном случае в исследуемой выборке медицинской документации по всем городам, участвующим в исследовании. Обнаружено отсутствие единого подхода к описанию первичного осмотра пациента, к оформлению всех разделов медицинской документации. Согласно российской нормативной правовой базе основным критерием оценки качества проведенного лечения является правильность ведения медицинской документации. Следовательно, большое количество ошибок и недочетов в заполнении карт может быть рассмотрено как неполное обследование пациента и, как результат, некачественно проведенное лечение.

Заключение

Таким образом, качественное ведение медицинской карты стоматологического больного, предназначенной для учета, хранения, обобщения и анализа всего комплекса данных лечебно-диагностического процесса пациента в хронологическом порядке, является непременным условием объективной оценки качества оказания стоматологической помощи в полном объеме. Ненадлежащее оформление медицинской карты стоматологического больного может серьезно ограничить, а в некоторых случаях исключить ее из доказательств, учитываемых судом, ограничить права пациента и врача-стоматолога, поскольку в делах, связанных с некачественным оказанием стоматологической хирургической помощи, именно медицинская карта стоматологического больного служит основным письменным и/или вещественным доказательством в судебном процессе.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.