Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Андреева С.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Измайлова З.М.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Роль медицинской карты стоматологического больного при экспертизах качества оказываемой медицинской помощи

Авторы:

Андреева С.Н., Измайлова З.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(2): 12‑17

Прочитано: 2456 раз


Как цитировать:

Андреева С.Н., Измайлова З.М. Роль медицинской карты стоматологического больного при экспертизах качества оказываемой медицинской помощи. Стоматология. 2021;100(2):12‑17.
Andreeva SN, Izmailova ZM. The role of dental medical records in the assessment of the quality of medical care. Stomatology. 2021;100(2):12‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110002112

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль анам­не­за в пос­та­нов­ке гас­тро­эн­те­ро­ло­ги­чес­ко­го ди­аг­но­за у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(3):73-79

Оформление медицинской карты стоматологического больного (МКСБ) является основным критерием качества медицинской помощи в соответствии с приказом Минздрава России от 10.05.17 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», поэтому заполнению первичной медицинской документации уделяется особое внимание. Федеральным законом от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 4, ст. 22) закреплено право любого гражданина России на получение в доступной форме информации, содержащейся в медицинской карте. В рамках экспертиз качества медицинской помощи и при осуществлении судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) обязательной оценке подлежит добросовестность отношения врача-стоматолога к своим должностным обязанностям по оформлению МКСБ установленного образца, а при судебных разбирательствах карта становится важнейшим доказательством по делу [1].

По мнению правозащитных организаций, дефекты заполнения медицинских карт можно интерпретировать как нарушение важнейших прав пациента на получение достоверной информации и возможности проведения независимой медицинской экспертизы [2].

Однако квалифицированное оформление МКСБ — инструмент защиты не только пациента, но и врача. Исследования показывают увеличение числа дел, касающихся некачественной стоматологической помощи за 2013—2017 гг. в 3,2 раза [3] и формирование ситуации, когда в делах стоматологической направленности удовлетворяется 60% исковых требований пациентов (по данным за 2013—2017 гг.) [4]. При этом в делах, связанных со стоматологической хирургической помощью (СХП), в 2013—2017 гг. определены самые высокие назначаемые судом выплаты по отношению к стоимости услуги, поскольку они в 92 раза превышали стоимость хирургического лечения [5]. Все эти факты обосновывают необходимость дальнейшей проработки вопросов, связанных с ведением первичной медицинской документации.

Цель исследования — определение статуса медицинской карты стоматологического больного как доказательной базы при судебно-медицинских экспертизах.

Материал и методы

Исследование качества заполнения МКСБ на амбулаторном хирургическом приеме проводилось в 2017—2019 гг. в медицинских организациях разных форм собственности в городах России (Самара, Нижний Новгород, Москва) и республике Абхазия (Сухуми) по специально разработанной анкете, учитывающей полноту записей и их соответствие нормативным требованиям [6]. Всего анализу подвергнуто 1530 МКСБ.

Для определения значимости нарушений при оформлении МКСБ проведен анализ 117 СМЭ ГБУЗ Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы» и ФГБУ «Российского центра судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России за 2013—2017 гг.

Определение рисков и последствий некачественного заполнения МКСБ стоматологами-хирургами проведено по материалам 1314 судебных дел, касающихся некачественного оказания стоматологической помощи за 2013—2017 гг., расчеты проведены по 432 делам, в которых имелись претензии к качеству оказания СХП.

Результаты и обсуждение

Анализ качества ведения медицинской документации на амбулаторном хирургическом приеме показал вариабельность показателей по регионам и медицинским организациям. В табл. 1 приводятся средние данные по всем регионам, которые демонстрируют, в каком процентном соотношении заполняются различные разделы МКСБ, с точки зрения возможности обоснования тактики врача.

Таблица 1. Сведения о результатах заполнения МКСБ медицинских организаций РФ разной форм собственности

Содержание информации

Абс. число

Р±m, %

1

Общая информация о пациенте: ФИО пациента, дата рождения, место жительства

1530

100,0

2

Информированное добровольное согласие на проведение медицинских вмешательств, оформленное в письменном виде

754

49,3±1,28

3

Опрос пациента:

жалобы

1117

73,0±1,13

история развития заболевания

542

35,4±1,22

перенесенные и сопутствующие заболевания

955

62,4±1,24

4

Внешний осмотр:

конфигурация лица

361

23,6±1,08

кожные покровы челюстно-лицевой области

369

27,3±1,14

пальпация лимфатических узлов

399

26,1±1,12

пальпация слюнных желез, ВНЧС, жевательных мышц

5

0,4±0,14

открывание рта

32

2,1±0,36

5

Осмотр преддверия рта, слизистой оболочки губ, переходной складки

536

35±1,22

6

Осмотр зубных рядов:

описание зубной формулы

909

59,4±1,25

патологическая подвижность зубов (при необходимости)

47

3,5±0,47

оценка состояния пародонта, наличие пародонтальных карманов

324

24,0±1,09

наличие и локализация зубных отложений

296

21,9±1,05

прикус

740

54,8±1,27

состояние гигиены рта (гигиенические индексы)

128

9,5±0,74

7

Общее описание местного статуса с применением клинических методов исследования (перкуссия, пальпация)

451

33,4±1,20

8

Описание использования и результатов дополнительных методов исследования (рентгенологический, лабораторный, функциональный)

953

70,6±1,16

9

Информация о диагнозе:

диагноз (указан)

1258

93,2±0,64

соответствие МКБ-10

1183

87,6±0,84

10

Наличие и обоснование плана лечения:

составлен комплексный план лечения

298

22,1±1,06

указаны альтернативные методы лечения

84

6,2±0,60

наличие информированного добровольного согласия пациента на конкретный вид хирургического вмешательства с указанием осложнений

203

15,3±0,91

11

Качество записей по оперативному вмешательству:

подробно описано хирургическое лечение, анестезия

1050

77,8±1,06

имеются обоснованные послеоперационные назначения

211

15,6±0,93

наличие подписи лечащего врача

1203

89,1±0,79

наличие рекомендаций после окончания лечения

166

12,3±0,84

Определено, что ни одна из позиций, кроме общей информации о пациенте, не была заполнена в 100% случаев. Такой важный пункт, как «жалобы пациента» были заполнены только в 73,0±1,13% случаев. Внешний осмотр описывался в 23—27% медицинских карт. Клинические методы обследования (перкуссия, пальпация, зондирование) применялись в 33,4±1,20% случаев. Диагноз был указан только в 93,2±0,64% карт, что в остальных случаях явилось грубейшим нарушением нормативных требований. В 10,9±0,80% записей отсутствовала подпись лечащего врача.

Определение влияния качества ведения МКСБ на возможность осуществления СМЭ и реализацию механизмов защиты врачей-стоматологов при обвинениях в совершении преступлений в профессиональной сфере проводилось с анализом количественного и качественного состава вопросов для врачей-экспертов. Наиболее часто встречались вопросы о соблюдении стандартов и клинических рекомендаций (p=0,81), наличии дефектов и недостатков лечения (p=0,69) и наличии причинно-следственной связи между наступившими неблагоприятными последствиями и лечением (p=0,57).

Для формирования аргументированных ответов на вопросы о соблюдении стандартов и наличии нарушений при оказании СХП необходимы данные, подтверждающие правильность поставленного диагноза, т.е. сведения об анамнезе и осмотре пациента, результаты дополнительных методов обследования. Кроме того, врачи-эксперты должны соотнести поставленный врачом диагноз с записями о лечении. Как отмечалось ранее, диагноз был указан не во всех медицинских картах, а 12,4±0,84% поставленных диагнозов не соответствовали МКБ-10. Современные принципы лечения стоматологических заболеваний требуют от врача системного подхода [7]. Из результатов исследования мы видим, что комплексный план лечения был составлен только у 22,1±1,06% пациентов. Практически после любого хирургического вмешательства пациенту необходимы послеоперационные назначения, которые в исследуемой группе были описаны лишь в 15,6±0,93% МКСБ. Это крайне низкий показатель, так как при возникновении осложнения у пациента после операции, в отсутствие послеоперационного лечения эксперт может расценить это как нарушение при оказании СХП.

Для выявления причинно-следственной связи между СХП и наступившими неблагоприятными последствиями всегда проводится анализ записей, определяющих преемственность оказания стоматологической помощи. Так, при хирургическом лечении только у 77,8±1,06% пациентов исследуемой группы был описан ход операции, а в 12,3±0,83% случаях внесены в МКСБ рекомендации по дальнейшему лечению и реабилитации (см. табл. 1). При формулировании ответов на вопросы суда эксперт будет вынужден отметить недостатки проведенного лечения.

В ходе исследования была определена группа вопросов, которые предполагают детальный анализ МКСБ:

— оценить правильность диагностики и планирования лечения (p=0,39);

— определить соответствие плана лечения состоянию пациента на момент начала лечения (p=0,31);

— оценить состояние пациента перед началом лечения (p=0,23);

— определить наличие причин, препятствовавших лечению (p=0,20);

— определить, какое именно лечение проводилось (p=0,16).

Таким образом, соблюдение нормативных требований при оформлении МКСБ может сделать ее действенным механизмом защиты врача-стоматолога, позволяющим оценить качество обследования, обоснованность диагноза и плана лечения, клиническое мышление врача, условия, осложнявшие процесс оказания стоматологической помощи, соблюдение алгоритма лечения, преемственность и сроки, качество послеоперационного ведения пациентов.

Анализ рисков судебных разбирательств при оказании СХП проводился по 432 гражданским делам, выбранным из общей совокупности 1314 дел, связанных с некачественным оказанием стоматологической помощи в 2013—2017 гг., и принятым за 100%. При этом в половине случаев (222 дела) рассматривалась работа только стоматологов-хирургов, во второй половине (210 дел) изучалась одновременно работа стоматологов-хирургов и врачей-стоматологов иных специальностей (терапевтов, ортопедов, ортодонтов). Следует учитывать, что проведение СМЭ с оценкой работы одновременно нескольких специалистов повышает требования к качеству ведения МКСБ.

Анализ исковых заявлений показал, что жалобы на качество проведения операций по удалению простых, сложных, ретинированных, дистопированных, сверхкомплектных зубов превалировали над всеми остальными и составили 56,24% (53,00 + 2,78 + 0,46%) от общего числа дел по СХП (табл. 2). При этом 40,28±2,36% случаев связаны с оказанием хирургической помощи по дентальной имплантации. Таким образом, остальные услуги составляют в сумме менее 4% и менее 1% каждая.

Таблица 2. Распределение претензий пациентов по виду медицинской услуги при оказании СХП

Наименование услуги по хирургической стоматологии без дентальной имплантации

Число дел

абс.

P±m, %

Удаление зуба (включая неретинированные зубы мудрости)

229

53,00±2,40

Удаление ретинированных, дистопированных зубов мудрости

12

2,78±0,79

Удаление сверхкомплектного зуба

2

0,46±0,33

Реплантация зубов

2

0,46±0,33

Лечение периостита

2

0,46±0,33

Проведение анестезии без хирургического лечения

2

0,46±0,33

Проведение вестибулопластики

1

0,23±0,22

Устранение соустья с верхнечелюстной пазухой

1

0,23±0,22

Цистэктомия с резекцией верхушки корня зуба и ретроградным пломбированием канала

1

0,23±0,22

Удаление экзостоза

1

0,23±0,22

Лечение альвеолита

1

0,23±0,22

Ампутация корня

1

0,23±0,22

Шинирование нижней челюсти после перелома

1

0,23±0,22

Удаление иглы из мягких тканей

1

0,23±0,22

Проведение консультации без хирургического лечения

1

0,23±0,22

Общее количество (исключая имплантологическую стоматологическую помощь)

258

59,72±2,36

Общее количество дел по дентальной имплантации

174

40,28±2,36

Общее количество услуг по хирургической стоматологии

432

100,00

Примечание. СХП — стоматологическая хирургическая помощь.

Основные жалобы, ставшие причинами обращения пациентов в судебные инстанции, представлены в табл. 3 и 4, их число не совпадает с числом дел, так как в одном исковом заявлении могли содержаться претензии к нескольким параметрам СХП.

Таблица 3. Структура жалоб, содержащихся в исковых претензиях к качеству хирургического лечения (исключая СХП по дентальной имплантации)

Жалобы

Число дел

абс.

P±m, %

1. Жалобы на организацию лечебного процесса

Несвоевременное направление в стационар

39

9,35±1,43

Несвоевременное назначение антибактериальной терапии

29

6,95±1,25

Необоснованное удаление зубов (без показаний)

28

6,71±1,23

Удаление не того зуба, либо большего количества, чем было необходимо

22

5,28±1,10

Удалили зубы против воли, без согласия пациента

20

4,80±1,05

Некачественное ведение документации: не указаны показания и ход оперативного вмешательства, вид анестезии, количество анестетика, и т.д.

12

2,88±0,82

Всего по критерию

150

35,97±2,35

2. Жалобы на нарушения методик, технологий

Травматичное удаление, в том числе перелом нижней челюсти, шейки суставного отростка, вывих ВНЧС, проталкивание корней в мягкие ткани и т.д.

37

8,87±1,39

Перфорация верхнечелюстной пазухи при удалении зуба, одонтогенные гаймориты, синуситы

36

8,63±1,38

Неполное удаление зуба (оставлен корень, инструмент)

30

7,19±1,27

Некачественное удаление ухудшило условия, сделало невозможным протезирование

16

3,84±0,94

При удалении повредили соседний зуб (корень, коронку)

18

4,32±1,00

Некачественная анестезия

15

3,60±0,91

Инфицировали при удалении зуба (герпес, гепатит и т.д.)

12

2,88±0,82

Повреждение нерва при удалении (невралгии, невропатии)

7

1,68±0,63

Неправильная диагностика

7

1,68±0,63

Изменение чувствительности

6

1,44±0,58

Химический ожог при обработке раны

1

0,24±0,24

Всего по критерию

185

44,37±2,43

3. Жалобы на осложнения в операции в результате неправильного исполнения должностных обязанностей или низкой квалификации врача

Осложнения после удаления зуба в виде гнойных воспалительных процессов (абсцесс, флегмона, остеомиелит, периостит, медиастенит)

51

12,23±1,60

В результате некачественного удаления необходима имплантация

9

2,16±0,71

Осложнения после удаления привели к необходимости удаления других зубов

9

2,16±0,71

Оставлены острые края альвеол, повторные операции

6

1,43±0,58

Образование послеоперационных рубцов

4

0,96±0,48

Нарушение дикции, шепелявость

3

0,72±0,41

Всего по критерию

82

19,66±1,95

Общее количество

417

100,00

Примечание. СХП — хирургическая стоматологическая помощь; ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав.

Таблица 4. Структура жалоб, содержащихся в претензиях к качеству СХП с использованием дентальных имплантатов

Жалобы

Число дел

абс.

P±m, %

1. Жалобы на качество планирования лечения

Не проведена необходимая санация перед операцией

83

10,81±1,12

Неправильно выбран план лечения (определено количество имплантатов, объединены имплантаты и свои зубы, сделаны несъемные конструкции вместо съемных и т.д.)

30

3,91±0,70

Неправильно выбраны сроки проведения этапов лечения

15

1,95±0,50

Неправильно выбраны размеры имплантатов

13

1,69±0,47

Отсутствие преемственности в работе стоматолога-хирурга и стоматолога-ортопеда

10

1,31±0,41

Проведение операции без использования шаблона

8

1,04±0,37

Наличие искусственной десны, о которой не предупреждали при планировании

8

1,04±0,37

Проведение этапа ортопедического лечения при наличии противопоказаний (подвижность имплантатов, неврит)

4

0,52±0,26

Всего по критерию

171

22,27±1,12

2. Жалобы на нарушение методик, технологий

Неправильное позиционирование имплантатов, в том числе ошибка позиционирования имплантата; повреждение корня естественного зуба; имплантаты (остеопластический материал) в верхнечелюстной пазухе, в нижнечелюстном канале, в полости носа

93

12,11±0,26

Некачественное восстановление окклюзионных контактов

38

4,95±0,78

Неудовлетворительный внешний вид конструкций: линии улыбки, размеров и форм коронок и т.д.

38

4,95±0,78

Изменение чувствительности (онемения, невропатии)

20

2,61±0,58

Неадекватное соотношение десны и края коронок на имплантатах

19

2,47±0,56

Некачественное прилегание края коронки к абатменту

4

0,52±0,26

Неправильно выбраны или фиксированы абатменты

8

1,04±0,37

Плохая фиксация съемных протезов (неправильная конструкция, границы)

7

0,91±0,34

Перелом, вывих нижней челюсти при операции

2

0,26±0,18

Всего по критерию

229

29,82±0,84

3. Жалобы на отсроченные осложнения

Имплантаты удалены, в том числе из-за периимплантита или сдавления нерва в нижнечелюстном канале

67

8,72±1,02

Разрежение кости вокруг имплантатов

56

7,29±0,94

Лечение не было завершено

47

6,12±0,86

Устранение последствий требует повторных операций, в том числе проведения костной пластики, синус-лифтинга и т.д.

36

4,69±0,76

Установленные имплантаты невозможно использовать для протезирования

30

3,91±0,70

Претензии к качеству ортопедических конструкций с опорой на имплантаты

39

5,07±0,79

Операции по увеличению объемов костной ткани не достигли обещанных результатов

11

1,43±0,43

Обнажение металлических частей имплантатов (заглушки, шейки имплантатов)

11

1,43±0,43

Признаки дисфункции ВНЧС

17

2,21±0,53

Боль в естественных зубах в зоне операции

4

0,52±0,26

Перелом абатмента, либо внутрикостной части имплантата

6

0,78±0,32

Деформация лица в зоне имплантации

3

0,39±0,22

Аллергические реакции, гальванизм

3

0,39±0,22

«Силовые методы работы»: вывихнули остеоинтегрированный имплантат при протезировании, травма соседних зубов

4

0,52±0,26

Отсутствует прикрепленная десна

1

0,13±0,13

Всего по критерию

335

43,62±1,79

4. Жалобы на юридическую составляющую лечебного процесса

Использование несогласованных материалов и систем, в том числе поставлены пластиночные имплантаты вместо винтовых, использована устаревшая или не сертифицированная в РФ система имплантатов, поставлены иные системы имплантатов, чем было согласовано

14

1,82±1,79

Удалили имплантат без согласования, против воли пациента

7

0,91±0,34

Завышение объема услуг (лишние имплантаты, костная пластика, необоснованные переделки и т.д.) с целью наживы (без медицинских показаний)

8

1,04±0,37

Оплаченный синус-лифтинг не провели

3

0,39±0,22

Провели несогласованную замену операции (открытый синус-лифтинг вместо закрытого)

1

0,13±0,13

Всего по критерию

33

4,29±0,73

Общее количество

768

100,00

Примечание. СХП — стоматологическая хирургическая помощь; ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав.

Несмотря на то что некачественное ведение МКСБ стало одним из оснований обращения пациентов в суд только в 2,88±0,82% случаев, оценить обоснованность жалоб организационного характера (35,97±2,35% от всех жалоб при оказании традиционной СХП), претензий к качеству планирования лечения и юридической составляющей СХП с использованием методов дентальной имплантации (22,27±1,12 и 4,29±0,73% соответственно) не представляется возможным в условиях отсутствия надлежащего ведения МКСБ. Не вызывает сомнений, что наиболее многочисленные, ставшие основанием обращений пациентов в суд жалобы на нарушение технологий и методик лечения (44,37±2,43% — для традиционной СХП и 29,82±0,84% — для дентальной имплантации) требуют самого пристального изучения МКСБ.

При этом проведенный анализ позволяет сделать вывод, что качественное и полное оформление МКСБ не выявлено практически ни в одном случае в исследуемой выборке медицинской документации по всем городам, участвующим в исследовании. Обнаружено отсутствие единого подхода к описанию первичного осмотра пациента, к оформлению всех разделов медицинской документации. Согласно российской нормативной правовой базе основным критерием оценки качества проведенного лечения является правильность ведения медицинской документации. Следовательно, большое количество ошибок и недочетов в заполнении карт может быть рассмотрено как неполное обследование пациента и, как результат, некачественно проведенное лечение.

Заключение

Таким образом, качественное ведение медицинской карты стоматологического больного, предназначенной для учета, хранения, обобщения и анализа всего комплекса данных лечебно-диагностического процесса пациента в хронологическом порядке, является непременным условием объективной оценки качества оказания стоматологической помощи в полном объеме. Ненадлежащее оформление медицинской карты стоматологического больного может серьезно ограничить, а в некоторых случаях исключить ее из доказательств, учитываемых судом, ограничить права пациента и врача-стоматолога, поскольку в делах, связанных с некачественным оказанием стоматологической хирургической помощи, именно медицинская карта стоматологического больного служит основным письменным и/или вещественным доказательством в судебном процессе.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.