Оформление медицинской карты стоматологического больного (МКСБ) является основным критерием качества медицинской помощи в соответствии с приказом Минздрава России от 10.05.17 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», поэтому заполнению первичной медицинской документации уделяется особое внимание. Федеральным законом от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 4, ст. 22) закреплено право любого гражданина России на получение в доступной форме информации, содержащейся в медицинской карте. В рамках экспертиз качества медицинской помощи и при осуществлении судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) обязательной оценке подлежит добросовестность отношения врача-стоматолога к своим должностным обязанностям по оформлению МКСБ установленного образца, а при судебных разбирательствах карта становится важнейшим доказательством по делу [1].
По мнению правозащитных организаций, дефекты заполнения медицинских карт можно интерпретировать как нарушение важнейших прав пациента на получение достоверной информации и возможности проведения независимой медицинской экспертизы [2].
Однако квалифицированное оформление МКСБ — инструмент защиты не только пациента, но и врача. Исследования показывают увеличение числа дел, касающихся некачественной стоматологической помощи за 2013—2017 гг. в 3,2 раза [3] и формирование ситуации, когда в делах стоматологической направленности удовлетворяется 60% исковых требований пациентов (по данным за 2013—2017 гг.) [4]. При этом в делах, связанных со стоматологической хирургической помощью (СХП), в 2013—2017 гг. определены самые высокие назначаемые судом выплаты по отношению к стоимости услуги, поскольку они в 92 раза превышали стоимость хирургического лечения [5]. Все эти факты обосновывают необходимость дальнейшей проработки вопросов, связанных с ведением первичной медицинской документации.
Цель исследования — определение статуса медицинской карты стоматологического больного как доказательной базы при судебно-медицинских экспертизах.
Материал и методы
Исследование качества заполнения МКСБ на амбулаторном хирургическом приеме проводилось в 2017—2019 гг. в медицинских организациях разных форм собственности в городах России (Самара, Нижний Новгород, Москва) и республике Абхазия (Сухуми) по специально разработанной анкете, учитывающей полноту записей и их соответствие нормативным требованиям [6]. Всего анализу подвергнуто 1530 МКСБ.
Для определения значимости нарушений при оформлении МКСБ проведен анализ 117 СМЭ ГБУЗ Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы» и ФГБУ «Российского центра судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России за 2013—2017 гг.
Определение рисков и последствий некачественного заполнения МКСБ стоматологами-хирургами проведено по материалам 1314 судебных дел, касающихся некачественного оказания стоматологической помощи за 2013—2017 гг., расчеты проведены по 432 делам, в которых имелись претензии к качеству оказания СХП.
Результаты и обсуждение
Анализ качества ведения медицинской документации на амбулаторном хирургическом приеме показал вариабельность показателей по регионам и медицинским организациям. В табл. 1 приводятся средние данные по всем регионам, которые демонстрируют, в каком процентном соотношении заполняются различные разделы МКСБ, с точки зрения возможности обоснования тактики врача.
Таблица 1. Сведения о результатах заполнения МКСБ медицинских организаций РФ разной форм собственности
№ | Содержание информации | Абс. число | Р±m, % |
1 | Общая информация о пациенте: ФИО пациента, дата рождения, место жительства | 1530 | 100,0 |
2 | Информированное добровольное согласие на проведение медицинских вмешательств, оформленное в письменном виде | 754 | 49,3±1,28 |
3 | Опрос пациента: | ||
жалобы | 1117 | 73,0±1,13 | |
история развития заболевания | 542 | 35,4±1,22 | |
перенесенные и сопутствующие заболевания | 955 | 62,4±1,24 | |
4 | Внешний осмотр: | ||
конфигурация лица | 361 | 23,6±1,08 | |
кожные покровы челюстно-лицевой области | 369 | 27,3±1,14 | |
пальпация лимфатических узлов | 399 | 26,1±1,12 | |
пальпация слюнных желез, ВНЧС, жевательных мышц | 5 | 0,4±0,14 | |
открывание рта | 32 | 2,1±0,36 | |
5 | Осмотр преддверия рта, слизистой оболочки губ, переходной складки | 536 | 35±1,22 |
6 | Осмотр зубных рядов: | ||
описание зубной формулы | 909 | 59,4±1,25 | |
патологическая подвижность зубов (при необходимости) | 47 | 3,5±0,47 | |
оценка состояния пародонта, наличие пародонтальных карманов | 324 | 24,0±1,09 | |
наличие и локализация зубных отложений | 296 | 21,9±1,05 | |
прикус | 740 | 54,8±1,27 | |
состояние гигиены рта (гигиенические индексы) | 128 | 9,5±0,74 | |
7 | Общее описание местного статуса с применением клинических методов исследования (перкуссия, пальпация) | 451 | 33,4±1,20 |
8 | Описание использования и результатов дополнительных методов исследования (рентгенологический, лабораторный, функциональный) | 953 | 70,6±1,16 |
9 | Информация о диагнозе: | ||
диагноз (указан) | 1258 | 93,2±0,64 | |
соответствие МКБ-10 | 1183 | 87,6±0,84 | |
10 | Наличие и обоснование плана лечения: | ||
составлен комплексный план лечения | 298 | 22,1±1,06 | |
указаны альтернативные методы лечения | 84 | 6,2±0,60 | |
наличие информированного добровольного согласия пациента на конкретный вид хирургического вмешательства с указанием осложнений | 203 | 15,3±0,91 | |
11 | Качество записей по оперативному вмешательству: | ||
подробно описано хирургическое лечение, анестезия | 1050 | 77,8±1,06 | |
имеются обоснованные послеоперационные назначения | 211 | 15,6±0,93 | |
наличие подписи лечащего врача | 1203 | 89,1±0,79 | |
наличие рекомендаций после окончания лечения | 166 | 12,3±0,84 |
Определено, что ни одна из позиций, кроме общей информации о пациенте, не была заполнена в 100% случаев. Такой важный пункт, как «жалобы пациента» были заполнены только в 73,0±1,13% случаев. Внешний осмотр описывался в 23—27% медицинских карт. Клинические методы обследования (перкуссия, пальпация, зондирование) применялись в 33,4±1,20% случаев. Диагноз был указан только в 93,2±0,64% карт, что в остальных случаях явилось грубейшим нарушением нормативных требований. В 10,9±0,80% записей отсутствовала подпись лечащего врача.
Определение влияния качества ведения МКСБ на возможность осуществления СМЭ и реализацию механизмов защиты врачей-стоматологов при обвинениях в совершении преступлений в профессиональной сфере проводилось с анализом количественного и качественного состава вопросов для врачей-экспертов. Наиболее часто встречались вопросы о соблюдении стандартов и клинических рекомендаций (p=0,81), наличии дефектов и недостатков лечения (p=0,69) и наличии причинно-следственной связи между наступившими неблагоприятными последствиями и лечением (p=0,57).
Для формирования аргументированных ответов на вопросы о соблюдении стандартов и наличии нарушений при оказании СХП необходимы данные, подтверждающие правильность поставленного диагноза, т.е. сведения об анамнезе и осмотре пациента, результаты дополнительных методов обследования. Кроме того, врачи-эксперты должны соотнести поставленный врачом диагноз с записями о лечении. Как отмечалось ранее, диагноз был указан не во всех медицинских картах, а 12,4±0,84% поставленных диагнозов не соответствовали МКБ-10. Современные принципы лечения стоматологических заболеваний требуют от врача системного подхода [7]. Из результатов исследования мы видим, что комплексный план лечения был составлен только у 22,1±1,06% пациентов. Практически после любого хирургического вмешательства пациенту необходимы послеоперационные назначения, которые в исследуемой группе были описаны лишь в 15,6±0,93% МКСБ. Это крайне низкий показатель, так как при возникновении осложнения у пациента после операции, в отсутствие послеоперационного лечения эксперт может расценить это как нарушение при оказании СХП.
Для выявления причинно-следственной связи между СХП и наступившими неблагоприятными последствиями всегда проводится анализ записей, определяющих преемственность оказания стоматологической помощи. Так, при хирургическом лечении только у 77,8±1,06% пациентов исследуемой группы был описан ход операции, а в 12,3±0,83% случаях внесены в МКСБ рекомендации по дальнейшему лечению и реабилитации (см. табл. 1). При формулировании ответов на вопросы суда эксперт будет вынужден отметить недостатки проведенного лечения.
В ходе исследования была определена группа вопросов, которые предполагают детальный анализ МКСБ:
— оценить правильность диагностики и планирования лечения (p=0,39);
— определить соответствие плана лечения состоянию пациента на момент начала лечения (p=0,31);
— оценить состояние пациента перед началом лечения (p=0,23);
— определить наличие причин, препятствовавших лечению (p=0,20);
— определить, какое именно лечение проводилось (p=0,16).
Таким образом, соблюдение нормативных требований при оформлении МКСБ может сделать ее действенным механизмом защиты врача-стоматолога, позволяющим оценить качество обследования, обоснованность диагноза и плана лечения, клиническое мышление врача, условия, осложнявшие процесс оказания стоматологической помощи, соблюдение алгоритма лечения, преемственность и сроки, качество послеоперационного ведения пациентов.
Анализ рисков судебных разбирательств при оказании СХП проводился по 432 гражданским делам, выбранным из общей совокупности 1314 дел, связанных с некачественным оказанием стоматологической помощи в 2013—2017 гг., и принятым за 100%. При этом в половине случаев (222 дела) рассматривалась работа только стоматологов-хирургов, во второй половине (210 дел) изучалась одновременно работа стоматологов-хирургов и врачей-стоматологов иных специальностей (терапевтов, ортопедов, ортодонтов). Следует учитывать, что проведение СМЭ с оценкой работы одновременно нескольких специалистов повышает требования к качеству ведения МКСБ.
Анализ исковых заявлений показал, что жалобы на качество проведения операций по удалению простых, сложных, ретинированных, дистопированных, сверхкомплектных зубов превалировали над всеми остальными и составили 56,24% (53,00 + 2,78 + 0,46%) от общего числа дел по СХП (табл. 2). При этом 40,28±2,36% случаев связаны с оказанием хирургической помощи по дентальной имплантации. Таким образом, остальные услуги составляют в сумме менее 4% и менее 1% каждая.
Таблица 2. Распределение претензий пациентов по виду медицинской услуги при оказании СХП
Наименование услуги по хирургической стоматологии без дентальной имплантации | Число дел | |
абс. | P±m, % | |
Удаление зуба (включая неретинированные зубы мудрости) | 229 | 53,00±2,40 |
Удаление ретинированных, дистопированных зубов мудрости | 12 | 2,78±0,79 |
Удаление сверхкомплектного зуба | 2 | 0,46±0,33 |
Реплантация зубов | 2 | 0,46±0,33 |
Лечение периостита | 2 | 0,46±0,33 |
Проведение анестезии без хирургического лечения | 2 | 0,46±0,33 |
Проведение вестибулопластики | 1 | 0,23±0,22 |
Устранение соустья с верхнечелюстной пазухой | 1 | 0,23±0,22 |
Цистэктомия с резекцией верхушки корня зуба и ретроградным пломбированием канала | 1 | 0,23±0,22 |
Удаление экзостоза | 1 | 0,23±0,22 |
Лечение альвеолита | 1 | 0,23±0,22 |
Ампутация корня | 1 | 0,23±0,22 |
Шинирование нижней челюсти после перелома | 1 | 0,23±0,22 |
Удаление иглы из мягких тканей | 1 | 0,23±0,22 |
Проведение консультации без хирургического лечения | 1 | 0,23±0,22 |
Общее количество (исключая имплантологическую стоматологическую помощь) | 258 | 59,72±2,36 |
Общее количество дел по дентальной имплантации | 174 | 40,28±2,36 |
Общее количество услуг по хирургической стоматологии | 432 | 100,00 |
Примечание. СХП — стоматологическая хирургическая помощь.
Основные жалобы, ставшие причинами обращения пациентов в судебные инстанции, представлены в табл. 3 и 4, их число не совпадает с числом дел, так как в одном исковом заявлении могли содержаться претензии к нескольким параметрам СХП.
Таблица 3. Структура жалоб, содержащихся в исковых претензиях к качеству хирургического лечения (исключая СХП по дентальной имплантации)
Жалобы | Число дел | |
абс. | P±m, % | |
1. Жалобы на организацию лечебного процесса | ||
Несвоевременное направление в стационар | 39 | 9,35±1,43 |
Несвоевременное назначение антибактериальной терапии | 29 | 6,95±1,25 |
Необоснованное удаление зубов (без показаний) | 28 | 6,71±1,23 |
Удаление не того зуба, либо большего количества, чем было необходимо | 22 | 5,28±1,10 |
Удалили зубы против воли, без согласия пациента | 20 | 4,80±1,05 |
Некачественное ведение документации: не указаны показания и ход оперативного вмешательства, вид анестезии, количество анестетика, и т.д. | 12 | 2,88±0,82 |
Всего по критерию | 150 | 35,97±2,35 |
2. Жалобы на нарушения методик, технологий | ||
Травматичное удаление, в том числе перелом нижней челюсти, шейки суставного отростка, вывих ВНЧС, проталкивание корней в мягкие ткани и т.д. | 37 | 8,87±1,39 |
Перфорация верхнечелюстной пазухи при удалении зуба, одонтогенные гаймориты, синуситы | 36 | 8,63±1,38 |
Неполное удаление зуба (оставлен корень, инструмент) | 30 | 7,19±1,27 |
Некачественное удаление ухудшило условия, сделало невозможным протезирование | 16 | 3,84±0,94 |
При удалении повредили соседний зуб (корень, коронку) | 18 | 4,32±1,00 |
Некачественная анестезия | 15 | 3,60±0,91 |
Инфицировали при удалении зуба (герпес, гепатит и т.д.) | 12 | 2,88±0,82 |
Повреждение нерва при удалении (невралгии, невропатии) | 7 | 1,68±0,63 |
Неправильная диагностика | 7 | 1,68±0,63 |
Изменение чувствительности | 6 | 1,44±0,58 |
Химический ожог при обработке раны | 1 | 0,24±0,24 |
Всего по критерию | 185 | 44,37±2,43 |
3. Жалобы на осложнения в операции в результате неправильного исполнения должностных обязанностей или низкой квалификации врача | ||
Осложнения после удаления зуба в виде гнойных воспалительных процессов (абсцесс, флегмона, остеомиелит, периостит, медиастенит) | 51 | 12,23±1,60 |
В результате некачественного удаления необходима имплантация | 9 | 2,16±0,71 |
Осложнения после удаления привели к необходимости удаления других зубов | 9 | 2,16±0,71 |
Оставлены острые края альвеол, повторные операции | 6 | 1,43±0,58 |
Образование послеоперационных рубцов | 4 | 0,96±0,48 |
Нарушение дикции, шепелявость | 3 | 0,72±0,41 |
Всего по критерию | 82 | 19,66±1,95 |
Общее количество | 417 | 100,00 |
Примечание. СХП — хирургическая стоматологическая помощь; ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав.
Таблица 4. Структура жалоб, содержащихся в претензиях к качеству СХП с использованием дентальных имплантатов
Жалобы | Число дел | |
абс. | P±m, % | |
1. Жалобы на качество планирования лечения | ||
Не проведена необходимая санация перед операцией | 83 | 10,81±1,12 |
Неправильно выбран план лечения (определено количество имплантатов, объединены имплантаты и свои зубы, сделаны несъемные конструкции вместо съемных и т.д.) | 30 | 3,91±0,70 |
Неправильно выбраны сроки проведения этапов лечения | 15 | 1,95±0,50 |
Неправильно выбраны размеры имплантатов | 13 | 1,69±0,47 |
Отсутствие преемственности в работе стоматолога-хирурга и стоматолога-ортопеда | 10 | 1,31±0,41 |
Проведение операции без использования шаблона | 8 | 1,04±0,37 |
Наличие искусственной десны, о которой не предупреждали при планировании | 8 | 1,04±0,37 |
Проведение этапа ортопедического лечения при наличии противопоказаний (подвижность имплантатов, неврит) | 4 | 0,52±0,26 |
Всего по критерию | 171 | 22,27±1,12 |
2. Жалобы на нарушение методик, технологий | ||
Неправильное позиционирование имплантатов, в том числе ошибка позиционирования имплантата; повреждение корня естественного зуба; имплантаты (остеопластический материал) в верхнечелюстной пазухе, в нижнечелюстном канале, в полости носа | 93 | 12,11±0,26 |
Некачественное восстановление окклюзионных контактов | 38 | 4,95±0,78 |
Неудовлетворительный внешний вид конструкций: линии улыбки, размеров и форм коронок и т.д. | 38 | 4,95±0,78 |
Изменение чувствительности (онемения, невропатии) | 20 | 2,61±0,58 |
Неадекватное соотношение десны и края коронок на имплантатах | 19 | 2,47±0,56 |
Некачественное прилегание края коронки к абатменту | 4 | 0,52±0,26 |
Неправильно выбраны или фиксированы абатменты | 8 | 1,04±0,37 |
Плохая фиксация съемных протезов (неправильная конструкция, границы) | 7 | 0,91±0,34 |
Перелом, вывих нижней челюсти при операции | 2 | 0,26±0,18 |
Всего по критерию | 229 | 29,82±0,84 |
3. Жалобы на отсроченные осложнения | ||
Имплантаты удалены, в том числе из-за периимплантита или сдавления нерва в нижнечелюстном канале | 67 | 8,72±1,02 |
Разрежение кости вокруг имплантатов | 56 | 7,29±0,94 |
Лечение не было завершено | 47 | 6,12±0,86 |
Устранение последствий требует повторных операций, в том числе проведения костной пластики, синус-лифтинга и т.д. | 36 | 4,69±0,76 |
Установленные имплантаты невозможно использовать для протезирования | 30 | 3,91±0,70 |
Претензии к качеству ортопедических конструкций с опорой на имплантаты | 39 | 5,07±0,79 |
Операции по увеличению объемов костной ткани не достигли обещанных результатов | 11 | 1,43±0,43 |
Обнажение металлических частей имплантатов (заглушки, шейки имплантатов) | 11 | 1,43±0,43 |
Признаки дисфункции ВНЧС | 17 | 2,21±0,53 |
Боль в естественных зубах в зоне операции | 4 | 0,52±0,26 |
Перелом абатмента, либо внутрикостной части имплантата | 6 | 0,78±0,32 |
Деформация лица в зоне имплантации | 3 | 0,39±0,22 |
Аллергические реакции, гальванизм | 3 | 0,39±0,22 |
«Силовые методы работы»: вывихнули остеоинтегрированный имплантат при протезировании, травма соседних зубов | 4 | 0,52±0,26 |
Отсутствует прикрепленная десна | 1 | 0,13±0,13 |
Всего по критерию | 335 | 43,62±1,79 |
4. Жалобы на юридическую составляющую лечебного процесса | ||
Использование несогласованных материалов и систем, в том числе поставлены пластиночные имплантаты вместо винтовых, использована устаревшая или не сертифицированная в РФ система имплантатов, поставлены иные системы имплантатов, чем было согласовано | 14 | 1,82±1,79 |
Удалили имплантат без согласования, против воли пациента | 7 | 0,91±0,34 |
Завышение объема услуг (лишние имплантаты, костная пластика, необоснованные переделки и т.д.) с целью наживы (без медицинских показаний) | 8 | 1,04±0,37 |
Оплаченный синус-лифтинг не провели | 3 | 0,39±0,22 |
Провели несогласованную замену операции (открытый синус-лифтинг вместо закрытого) | 1 | 0,13±0,13 |
Всего по критерию | 33 | 4,29±0,73 |
Общее количество | 768 | 100,00 |
Примечание. СХП — стоматологическая хирургическая помощь; ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав.
Несмотря на то что некачественное ведение МКСБ стало одним из оснований обращения пациентов в суд только в 2,88±0,82% случаев, оценить обоснованность жалоб организационного характера (35,97±2,35% от всех жалоб при оказании традиционной СХП), претензий к качеству планирования лечения и юридической составляющей СХП с использованием методов дентальной имплантации (22,27±1,12 и 4,29±0,73% соответственно) не представляется возможным в условиях отсутствия надлежащего ведения МКСБ. Не вызывает сомнений, что наиболее многочисленные, ставшие основанием обращений пациентов в суд жалобы на нарушение технологий и методик лечения (44,37±2,43% — для традиционной СХП и 29,82±0,84% — для дентальной имплантации) требуют самого пристального изучения МКСБ.
При этом проведенный анализ позволяет сделать вывод, что качественное и полное оформление МКСБ не выявлено практически ни в одном случае в исследуемой выборке медицинской документации по всем городам, участвующим в исследовании. Обнаружено отсутствие единого подхода к описанию первичного осмотра пациента, к оформлению всех разделов медицинской документации. Согласно российской нормативной правовой базе основным критерием оценки качества проведенного лечения является правильность ведения медицинской документации. Следовательно, большое количество ошибок и недочетов в заполнении карт может быть рассмотрено как неполное обследование пациента и, как результат, некачественно проведенное лечение.
Заключение
Таким образом, качественное ведение медицинской карты стоматологического больного, предназначенной для учета, хранения, обобщения и анализа всего комплекса данных лечебно-диагностического процесса пациента в хронологическом порядке, является непременным условием объективной оценки качества оказания стоматологической помощи в полном объеме. Ненадлежащее оформление медицинской карты стоматологического больного может серьезно ограничить, а в некоторых случаях исключить ее из доказательств, учитываемых судом, ограничить права пациента и врача-стоматолога, поскольку в делах, связанных с некачественным оказанием стоматологической хирургической помощи, именно медицинская карта стоматологического больного служит основным письменным и/или вещественным доказательством в судебном процессе.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.