Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бутова В.Г.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Андреева С.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Конаныхина А.К.

Академия постдипломного образования ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий» ФМБА России

Зуев М.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Оценка реализации программы обязательного медицинского страхования по разделу «Стоматология» на основе стоимости условной единицы трудоемкости

Авторы:

Бутова В.Г., Андреева С.Н., Конаныхина А.К., Зуев М.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(1): 67‑72

Просмотров: 841

Загрузок: 20


Как цитировать:

Бутова В.Г., Андреева С.Н., Конаныхина А.К., Зуев М.В. Оценка реализации программы обязательного медицинского страхования по разделу «Стоматология» на основе стоимости условной единицы трудоемкости. Стоматология. 2021;100(1):67‑72.
Butova VG, Andreeva SN, Konanykhina AK, Zuev MV. Implementation of obligatory medical insurance programs in dentistry based on the cost of relative unit of labor intensity. Stomatology. 2021;100(1):67‑72. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110001167

Государственная политика в сфере здравоохранения в ближайшие годы будет осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [1]. Одним из важнейших макроэкономических показателей экономики страны является валовой внутренний продукт (ВВП), который отражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных и оказанных на территории РФ. В соответствии с инновационным сценарием Концепции экономического развития РФ расходы на здравоохранение должны возрасти до 6,1% ВВП к 2020 г. и до 7,1% ВВП к 2030 г. [2, 3]. Одна из задач государственной политики — совершенствование системы обязательного медицинского страхования (ОМС), функционирующей на основе страховых принципов. В связи с тем, что оказание медицинской помощи при заболеваниях зубов и полости рта входит в базовую программу ОМС, установление реальных финансовых средств, необходимых на предоставление стоматологических услуг, представляет крайне актуальную проблему [4—6]. Цель государственной программы ОМС — не только обеспечение доступности стоматологической помощи, но и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды, сроки оказания и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости, потребностям и ожиданиям населения, а также передовым достижениям науки [7, 8]. Приоритетными показателями планирования и реализации программы ОМС и обеспечения качества стоматологических услуг являются условные единицы трудоемкости (УЕТ) врачей по профилю стоматология и затраты на финансирование системы ОМС.

Цель исследования — оценка финансовых возможностей реализации программы ОМС по разделу «Стоматология» на основе стоимости УЕТ.

Материал и методы

Нами проведены статистическая обработка и анализ изменений объемов, видов и стоимости стоматологических услуг, оказываемых по программе ОМС в России в 2013—2018 гг. Источником информации послужили отчеты о результатах деятельности Федерального фонда ОМС, Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и материалы государственных статистических годовых отчетов Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2013—2018 гг.: «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма №14-МЕД (ОМС) и форма №30 «Сведения о медицинской организации».

Результаты

Определено, что расходы федерального бюджета на здравоохранение в РФ имеют тенденцию к незначительному росту, что подтверждается увеличением в динамике доли ВВП на здравоохранение с 3,4% в 2013 г. до 4,1% в 2018 г. [1, 9] (рис. 1). Общие государственные расходы на здравоохранение в РФ с 2013 г. возросли на 1190 млрд руб., или на 33,92%.

Рис. 1. Динамика государственных расходов на здравоохранение в 2013—2018 гг. в России.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭРС (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD), входящие в ее структуру страны тратят на государственную медицину >4% ВВП [10]. В частности, расходы на здравоохранение в Норвегии, Финляндии, Германии, Австрии, Японии составляли в 2014 г. чуть менее 9% от ВВП, в Швеции и Нидерландах — >10%, в Польше, Венгрии, Болгарии — от 4 до 5%. В США потратили на эти цели около 8,3% ВВП в 2014 г. и 14,3% — в 2018 г. [9].

В РФ отмечается не только рост доли ВВП на здравоохранение, но и постоянный ежегодный рост расходов на реализацию территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (ТПГГ). Так, в 2018 г. объемы выделенных средств увеличились в 1,45 раза по сравнению с расходами в 2013 г. и составили 2,065 трлн руб. Однако из всех средств, предусмотренных на программу ОМС, на финансирование стоматологических услуг затрачивается не более 4%, причем в динамике наблюдается стойкая тенденция к снижению данного показателя (рис. 2).

Рис. 2. Доля расходов на оказание стоматологических услуг по программе ОМС в общих расходах программы ОМС, в %.

Стоматологические услуги относятся к ресурсоемким и дорогостоящим видам лечебно-профилактической помощи. В абсолютных значениях объем финансирования с 2013 по 2018 г. увеличился на 16,347 млрд руб., а темпы роста составили 31,3% (табл. 1).

Таблица 1. Динамика расходов на реализацию программы ОМС, включая раздел «Стоматология»

Год

Расходование средств территориальных фондов ОМС на финансирование ТПГГ ОМС, руб.

Источник

Финансовые расходы на стоматологические услуги, руб.

2013

1 197 617 700 000

Отчет о деятельности системы ОМС в РФ в 2014 г. М. 2015 (табл. 4, графа 5)

52 306 523 938,00

2014

1 394 080 000 000

Отчет о деятельности системы ОМС в РФ в 2015 г. М. 2016 (табл. 4, графа 5)

56 851 842 660,21

2015

1 558 389 900 000

Отчет о деятельности системы ОМС в РФ в 2015 г. М. 2016 (табл. 4, графа 7)

59 214 608 164,69

2016

1 625 367 300 000

Отчет о деятельности системы ОМС в РФ в 2016 г. М. 2017 (табл. 4, графа 2)

58 800 768 991,65

2017

1 736 367 300 000

Отчет о деятельности системы ОМС в РФ в 2018 г. М. 2019 (табл. 4, графа 2)

60 491 976 322,51

2018

2 064 988 800 000

Отчет о результатах деятельности Федерального фонда в 2018 г. М. 2019. (табл. 3, графа 3)

68 653 424 956,12

Примечание. ТПГГ — территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Результаты исследования свидетельствуют, что, несмотря на постоянное увеличение финансирования стоматологических услуг, предоставляемых по программе ОМС, в абсолютных показателях наблюдается отставание их роста от темпов инфляции и показателей роста финансирования ТПГГ в общем здравоохранении. За изучаемый период расходы на ТПГГ в здравоохранении РФ увеличились в 1,7 раза, а на финансирование стоматологических услуг в рамках ОМС — только в 1,3 раза. На рис. 3 продемонстрирована динамика темпов прироста финансирования ТПГГ и расходов на стоматологические услуги, которые отстают от первых показателей по всем годам исследования.

Рис. 3. Динамика темпов прироста финансирования территориальных программ госгарантий и финансирования стоматологических услуг, млрд руб.

Методологической основой при формировании объемов финансирования ТПГГ служат средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, регламентируемые базовой ПГГ. Планирование видов, объемов и стоимости гарантируемых государством стоматологических услуг проводится не только по посещениям и обращениям, но и с учетом УЕТ в 1 посещении.

В приложении 3 (табл. 3.2) Информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.12.11 №20-2/10/1-8234 имеются сведения о том, что «одно посещение к стоматологу включает не менее 4 УЕТ». Однако письмом Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 22.12.16 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» регламентировано, что для планирования объема финансовых средств на оплату стоматологической помощи в амбулаторных условиях учитывается средняя кратность УЕТ в одном посещении, которая по Российской Федерации составляет 3,9. Согласно Письму Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 12.12.19 №11-7/и/2-11779; №17033/26-2/и «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», в 2020 г. одно посещение включает 4,2 УЕТ.

В соответствии с пунктом 5.5. Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении за 1 УЕТ принимается 10 мин рабочего времени. В 2016 г. на Федеральном уровне приказом Минздрава России от 19.12.16 №973н «Типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта» установлены нормы времени на одно посещение пациентом стоматолога-терапевта в связи с заболеванием, которые составляют 44 мин, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации). Данный нормативный документ не содержит норм времени посещений с профилактической целью для остальных специальностей врачей по профилю «стоматология». Статистическая обработка и анализ информации, отраженной в государственной отчетности Формы №14-МЕД (ОМС), позволяет оценить в динамике фактически выполненный объем работы, выраженный в УЕТ, при оказании стоматологических услуг по программе ОМС. В 2013—2018 гг. объем фактически выполненной работы по оказанию стоматологических услуг в УЕТ при страховых случаях, видах и условиях оказания медицинской помощи, установленных базовой программой ОМС, имеет тенденцию к незначительному росту. Так, за 6-летний период базовый темп прироста составил 13,33%, достигнув к 2018 г. 463 018 708 УЕТ (табл. 2).

Таблица 2. Динамика количества УЕТ и их количество в одном посещении

Год

Количество УЕТ

Общее количество посещений

Количество УЕТ в 1 посещении

Количество минут на оказание стоматологических услуг в 1 посещении

2013

408 542 567

130 210 162

3,14

31,4

2014

409 762 754

128 363 232

3,19

31,9

2015

406 705 755

116 473 343

3,47

34,7

2016

420 457 219

111 396 290

3,63

36,3

2017

446 905 886

108 651 946

3,94

39,24

2018

463 018 708

110679200

4,20

42

Темп прироста

13,33%

—15,00%

33,23%

33,23

Количество УЕТ в 1 посещении также имеет тенденцию к росту, увеличившись в изучаемом периоде в 1,25 раза и достигнув к 2018 г. 4,20. Другими словами, учитывая, что 1 УЕТ равна 10 мин, время приема пациентов врачами по профилю «стоматология» увеличилось на 10,6 мин и в 2018 г. стало составлять 42 мин (рис. 4). Следовательно, можно говорить о том, что происходит увеличение объемов работ, выполняемых стоматологами в рамках УЕТ при оказании стоматологических услуг по программе ОМС.

Рис. 4. Динамика количества УЕТ в одном посещении.

УЕТ — условная единица трудоемкости.

Анализ изменений стоимости 1 УЕТ, представленных в табл. 3, свидетельствует о незначительном колебании этого показателя за весь изучаемый период — от 128,03 руб. в 2013 г. до 148,23 руб. в 2018 г.

Таблица 3. Динамика стоимости 1 УЕТ

Год

Количество УЕТ

Общая стоимость УЕТ, руб.

Стоимость 1 УЕТ, руб.

2013

408 542 567

52 306 523 937,65

128,03

2014

409 762 754

56 851 842 660,21

138,74

2015

406 705 755

59 214 608 164,69

145,60

2016

420 457 219

58 800 768 991,65

139,85

2017

446 905 886

60 491 976 322,51

135,36

2018

463 018 708

68 634 339 168,85

148,23

Темп прироста, %

13,33

31,22

15,78

К 2018 г. этот показатель увеличился всего на 20,2 руб., или 15,78%, по сравнению с таковым в 2013 г., в то время как темп роста инфляции за данный период составил 35,83%. Данный факт свидетельствует о функционировании медицинских стоматологических организаций в условиях финансового дефицита, что приводит к снижению показателей качества и доступности медицинской помощи.

По данным Росстата, в 2018 г. в среднем около 34,5% граждан старше 15 лет не обращались за амбулаторной стоматологической помощью несмотря на имеющуюся в ней потребность, при этом основными причинами названы самостоятельное лечение (51,0% от всех случаев отказа от стоматологической помощи), неудовлетворительная работа медицинских организаций и низкая, по мнению пациентов, эффективность лечения — в 30,2 и 21,7% случаев соответственно. Следует отметить, что >2,9% обратившихся за стоматологической помощью граждан старше 15 лет не получили ее по причинам отсутствия необходимых специалистов (в 41,2% от всех случаев отказа), по принуждению к оплате помощи или невозможности предварительной записи на прием — в 18,7 и 17,2% от всех случаев неполучения стоматологической помощи [10]. Причем анализ показателей выявляет преобладание наиболее негативных тенденций отказа от стоматологической помощи в крупных городах с населением >1 млн, т.е. там, где имеется возможность воспользоваться альтернативными вариантами получения стоматологической помощи на платной основе.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования установлена необходимость актуализации показателя стоимости 1 УЕТ, поскольку при выполнении госзаказа по реализации территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и планировании финансового обеспечения медицинские организации используют его наряду с другими показателями.

При медико-экономическом обосновании программ государственных гарантий и территориальных программ государственных гарантий и планировании стоматологического раздела программы обязательного медицинского страхования целесообразно учитывать выявленные тенденции финансирования здравоохранения территориальных программ государственных гарантий и разработанные нами финансовые затраты, приходящиеся на 1 посещение по цели обращения.

Проведенное исследование показало, что финансовые возможности реализации программы обязательного медицинского страхования по разделу «Стоматология» в Российской Федерации ограничены снижением затрат на стоматологические услуги от общего объема финансирования здравоохранения с 4,37% (2013 г.) до 3,32% (2018 г.) с учетом непропорционального роста уровня инфляции (35,83%), роста расходов на 1 УЕТ (15,78%), утяжеления патологии у стоматологических больных, которая подтверждается ростом количества УЕТ в 1 посещение.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.