Лысенко А.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского»

Разумова А.Я.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Яременко А.И.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Мирзахмедов Р.Р.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Дополненная реальность при лечении слюннокаменной болезни

Авторы:

Лысенко А.В., Разумова А.Я., Яременко А.И., Мирзахмедов Р.Р.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2020;99(4): 64‑66

Просмотров: 1247

Загрузок: 35


Как цитировать:

Лысенко А.В., Разумова А.Я., Яременко А.И., Мирзахмедов Р.Р. Дополненная реальность при лечении слюннокаменной болезни. Стоматология. 2020;99(4):64‑66.
Lysenko AV, Razumova AYa, Yaremenko AI, Mirzakhmedov RR. Augmented reality in the treatment of sialolithiasis. Stomatology. 2020;99(4):64‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20209904164

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­поль­зо­ва­ние несъем­ных рас­ши­ри­те­лей с внут­ри­кос­тной опо­рой у де­тей с ме­зи­аль­ной ок­клю­зи­ей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):61-70
Сов­ре­мен­ная кон­цеп­ция ле­че­ния под­рос­тков с ме­зи­аль­ной ок­клю­зи­ей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):44-53
Пе­ре­лом щи­то­вид­но­го хря­ща вследствие чи­ханья как при­чи­на спон­тан­но­го пнев­мо­ме­ди­ас­ти­ну­ма. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):146-150
Воз­мож­нос­ти ис­поль­зо­ва­ния ре­зуль­та­тов ком­пью­тер­ной то­мог­ра­фии го­ло­вы у по­тер­пев­ших с че­реп­но-моз­го­вой трав­мой. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):24-28
Ущем­лен­ная гры­жа Вин­сло­ва от­вер­стия, ос­лож­нен­ная ос­трой тол­сто­ки­шеч­ной неп­ро­хо­ди­мос­тью. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):92-95
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Воз­мож­нос­ти ци­то­ло­ги­чес­кой ди­аг­нос­ти­ки он­ко­ци­тар­ных и он­ко­ци­то­ид­ных по­ра­же­ний слюн­ной же­ле­зы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):11-21
Опыт ис­поль­зо­ва­ния Data Analysis ис­сле­до­ва­тельских дан­ных при ре­ше­нии за­да­чи ус­та­нов­ле­ния це­ле­вой воз­рас­тной груп­пы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):37-41
Ис­поль­зо­ва­ние до­пол­нен­ной ре­аль­нос­ти как ме­то­да ней­ро­на­ви­га­ции при вы­пол­не­нии экстра-ин­трак­ра­ни­аль­но­го мик­ро­анас­то­мо­за. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):28-34
По­зит­рон­но-эмис­си­он­ная то­мог­ра­фия, сов­ме­щен­ная с ком­пью­тер­ной то­мог­ра­фи­ей, с 11С-ме­ти­они­ном как не­за­ви­си­мый пре­дик­тор без­ре­ци­див­ной вы­жи­ва­емос­ти у боль­ных с диф­фуз­ны­ми гли­ома­ми без му­та­ции в ге­не IDH1. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):6-13

Слюннокаменная болезнь — полиэтиологичная патология слюнных желез. До сих пор не выявлен первичный фактор формирования конкремента, поэтому основными методиками лечения слюннокаменной болезни является удаление слюнного камня или экстирпация железы. Наиболее часто камень локализуется в поднижнечелюстных слюнных железах, реже в околоушных слюнных железах, по данным авторов распространенность доходит до 20% [1]. Хирургическое вмешательство в данной области может приводить как к операционным, так и послеоперационным осложнениям, таким как повреждение ветвей лицевого нерва или формированием свищевых ходов. Поэтому разработка новых органосохраняющих методик лечения слюннокаменной болезни представляет одну из актуальных проблем современной челюстно-лицевой хирургии. Применение современных методик, таких как сиалоэндоскопия, не всегда представляется возможным в связи с высокой стоимостью оборудования и необходимостью специализированного обучения персонала [2].

В настоящее время технология дополненной реальности стойко вошла в повседневную жизнь и представляет собой наложенную на существующую картину окружения, не искажая ее при этом [3]. Поэтому данная технология позволяет применить ее потенциал и в медицине, в частности, в челюстно-лицевой хирургии. Свойства комбинирования реальности и виртуальности с преобладанием первой, а также полной интерактивности всех «искусственных» объектов и объемность представленных объектов, возможность рассмотреть их со всех ракурсов и взаимодействие их с реальным миром дают возможность разработать новейший метод хирургического оперативного вмешательства в объеме удаления конкремента из паренхимы околоушной слюнной железы.

Клинический случай

Пациент М., 33 лет, обратился в онкологическое отделение № 8 (челюстно-лицевая хирургия) ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с жалобами на боль и отек в предушной области слева, увеличивающуюся при еде.

Из анамнеза: впервые появление болевого синдрома и увеличение околоушной слюнной железы слева пациент отметил 10 лет назад при приеме пищи. В течение этого времени симптомы купировались самостоятельно. За год до обращения в онкологическое отделение № 8 ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова в условиях другого стационара проводилось ультразвуковое исследование слюнных желез, где визуализировался конкремент. Было выполнено только дренирование очага воспаления внутриротовым доступом в проекции стенонова протока с его рассечением. Однако после стихания воспалительного процесса боль и увеличение околоушной слюнной железы оставались. Пациент обратился с целью госпитализации в онкологическое отделение № 8 (челюстно-лицевая хирургия) ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова для планового оперативного лечения.

Status localis: в ходе осмотра выявлена гиперплазия околоушной слюнной железы слева. Кожа околоушно-жевательной области слева в цвете не изменена. Околоушная слюнная железа плотная, но безболезненная при пальпации. При массаже околоушной слюнной железы выделяется незначительно количество чистой слюны. Полость рта санирована. Слизистая оболочка полости рта розовая, гладкая, блестящая. Устье стенонова протока слева деформировано, имеется рубцово-измененная слизистая щеки.

После основных исследований принято решение о дополнительной диагностике.

При ультразвуковом исследовании больших слюнных желез выявлено расширение выводного протока, в котором визуализировалось гиперэхогенное образование с акустической тенью размером 3×5 мм. Признаки гнойного расплавления околоушной слюнной железы не обнаружены.

С учетом больших размеров конкремента, рубцовой деформации протока, а также его локализации принято решение отказаться от удаления конкремента при помощи корзиночного захвата и сиалоскопа, а применить методику дополненной реальности для визуализации слюнного камня.

В период предоперационной подготовки проведено снятие слепков и была изготовлена индивидуальная капа с рентгеноконтрастным маркером с выемкой для метчика изображения (рис. 1). Проведена спиральная компьютерная томография с индивидуальной капой для передачи изображения на очки дополненной реальности.

Рис. 1. Индивидуальная капа с рентгеноконтрастным маркером.

Fig. 1. Individual splint with radiopaque marker.

Оперативное вмешательство проводили под эндотрахеальным наркозом с интубацией через нос. Пациенту надевали индивидуальную каппу на нижнюю челюсть. После этого оперирующий хирург надевал очки дополненной реальности. В режиме реального времени он мог видеть виртуальную картину локализации конкремента в околоушной слюнной железе (рис. 2). После этого выполняли разрез по Ковтуновичу кожи и подкожной жировой клетчатки, был отслоен лоскут, рассечена капсула. Тупо выделен участок протока, в котором визуализировался конкремент, проток рассечен, конкремент удален. После этого установлен стент для профилактики формирования стриктуры, который фиксировался в полости рта. Рана послойно ушита.

Рис. 2. Виртуальная картина локализации конкремента в околоушной слюнной железе.

Fig. 2. Virtual picture of the localization of stone in the parotid salivary gland.

Обсуждение

В Национальном медицинском исследовательском центре им. Алмазова в феврале 2018 г. подписан меморандум о создании национального консорциума «Цифровое здравоохранение», который призван внедрять и развивать в здравоохранение Российской Федерации цифровые технологии [4]. Технологии дополненной реальности применяют в онкологии, травматологии, нейрохирургии [3, 5]. Однако ее применение в челюстно-лицевой хирургии ограничено. Разрабатываемая методика позволяет кардинально изменить взгляд на хирургическое лечение пациентов со слюннокаменной болезнью. Применение дополненной реальности уменьшает длительность оперативного вмешательства, травматичность и послеоперационный период. Однако при точной локализации конкремента глубину залегания конкремента не представляется возможным рассчитать, поэтому данная методика нуждается в дальнейшей разработке.

Вывод

Представленный клинический случай показывает необходимость применения современных технологий в классических методиках оперативных вмешательств. Технология дополненной реальности позволяет визуализировать конкремент не только на коже, но и в операционном поле и дает нам точную локализацию его в слюнной железе. Однако эта методика не дает возможности оценить глубину нахождения конкремента. Поэтому эта методика нуждается в дальнейшем исследовании.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interests.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.