Особенности питания детей при ортодонтическом лечении зубочелюстных аномалий брекет-системами

Журнал: Стоматология. 2020;99(3): 74‑77

Прочитано: 1550 раз


Как цитировать:

Особенности питания детей при ортодонтическом лечении зубочелюстных аномалий брекет-системами. Стоматология. 2020;99(3):74‑77.
Nutrition of children undergoing orthodontic treatment with fixed appliances. Stomatology. 2020;99(3):74‑77. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20209903174

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ор­то­дон­ти­чес­кая так­ти­ка ле­че­ния ано­ма­лии при­ку­са III клас­са с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гии проз­рач­ных элай­не­ров. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2025;(3):41-47

Как показывает практика, в современном обществе увеличивается количество пациентов, нуждающихся в стоматологической помощи, в том числе и в ортодонтическом лечении, среди как детского, так и взрослого населения [1, 2]. Распространенность зубочелюстных аномалий сегодня колеблется от 11,4 до 71,7% [3—7]. Постановка несъемных ортодонтических конструкций пациентам необходима. Однако при практическом применении брекет-систем у пациентов регистрируются ограничения движений нижней челюсти, затрудняя жевание, что в свою очередь приводит к снижению выбора потребляемых продуктов питания.

Осложнения, выявляемые после ортодонтического лечения у детей, по разным литературным источникам составляют до 50%, а срок лечения в среднем от 1 до 2,5 года [8, 9].

Профилактика осложнений, обусловленных ортодонтическим лечением, сегодня остается актуальной задачей, особенно в школьном возрасте, так как школьный возраст относится к периоду интенсивного роста и развития органов и систем организма ребенка. К одному из основных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье детей, в том числе и на возможность возникновения тех или иных осложнений при ортодонтическом лечении, относится неоптимальное, разбалансированное питание [10]. Сегодня работ, в которых проводилась бы оценка фактического питания, физиологическая потребность в макро- и микронутриентах ребенка во время ортодонтического лечения, встречается мало.

Цель нашей работы — оценка фактического питания школьников, имеющих зубочелюстные аномалии и получающих ортодонтическое лечение брекет-системами, для разработки рекомендаций по его коррекции.

Материал и методы

Для оценки фактического питания была применена компьютерная тест-программа анализа частоты потребления пищи «Анализ состояния питания человека». Оценка рационов питания, сравнительный анализ продуктового набора проводился согласно требованиям санитарного законодательства и «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ», МР 2.2.1.2432-08.

Критерии включения: школьники в возрасте 11—13 лет, обратившиеся в стоматологическую поликлинику на консультацию к ортодонту и проживающие на территории города Междуреченска с рождения, посещающие стоматолога ежегодно, родители (либо законные представители) которых дали согласие на проведение исследования.

Общая численность выборки составила 58 подростков, обратившихся на консультацию к ортодонту, из них 14, у которых были установлены брекет-системы в течение полугода. Для оценки питания выделены две группы.

В основную группу вошли школьники без зубочелюстных аномалий, в группу сравнения — школьники с установленными брекет-системами. С помощью программы EXCEL полученные результаты были сведены в базу данных, проведена их статистическая обработка с применением пакета прикладных программ Statistica 6.0.

Результаты

Сравнительный анализ фактического потребления основных продуктов питания показал, что у школьников с брекет-системами и у детей без них, относящихся к одной возрастной категории (11—13 лет), существуют различия в организации питания.

Из таблицы видно, что школьники, не получающие ортодонтическое лечение, потребляют больше в 1,6 раза хлеба пшеничного, круп и бобовых в отличие от детей, проходящих лечение брекет-системами.

При этом рекомендуемая норма потребления (РНП) для детей основной группы составляет 87,6 и 97,2%, в группе сравнения — 53,4 и 60,2% соответственно. Макаронные изделия все школьники потребляли со значительным превышением (179,5—245,0% от РНП), однако в основной группе школьников потребление их было на 65,5% больше, чем в группе сравнения. Дефицит потребления картофеля, овощей и фруктов был отмечен у всех исследуемых школьников, он составлял по картофелю от 11,5 до 21,3% от нормы, овощам — 18—34%, фруктам — 28,6—48,4%.

Как показал опрос детей, «боязнь сломать брекеты» была основной мотивацией отказа от твердой пищи. Заменить измельченными овощами свой рацион, потреблять тертые фрукты дети отказывались, а родители дома не готовили отдельно для них какие-либо блюда, также отсутствовал такой выбор блюд в школе. При этом школьники, получающие ортодонтическое лечение, старались заменить свежие овощи на соки, их потребление составляло 191,2±15,7 мл в сутки (95,6% о нормы), что значительно выше, чем было у школьников основной группы (144,3±11,4 мл, 72,2%).

У школьников основной группы и группы сравнения выявлены существенные различия в потреблении «мясной группы» продуктов. Так, у проходивших ортодонтическое лечение детей потребление мяса было ниже нормы и составляло 70%, птицы — 65,6% от нормы, а у школьников основной группы этот показатель варьировал от 66,3% по мясу и до 147,7% от нормы потреблению птицы. Потребление колбасных изделий было избыточно в обеих группах исследуемых детей, составляло в 1,7—2,2 раза выше нормы.

Что касается потребления рыбы, то дети получали ее в недостаточных количествах независимо от исследуемой группы, от 37,6 до 50,1% от рекомендуемых норм. Кроме этого, обращает на себя внимание недостаточное содержание в рационах всех детей растительного масла (от 27,2 до 43,2%), творога (от 14,7 до 22,4%), яиц (от 40,5 до 45,0%).

Существенно меньше выявлено потребление молока и молочных продуктов у детей без зубочелюстных аномалии (68,0% от РНП) в отличие от детей с установленными брекет-системами (83,1%). Это, возможно, обусловлено тем, что дети, проходящие лечение у ортодонта, заменяли более твердую пищу на продукты в виде напитков, йогуртов. Количество потребляемого сахара не превышало норму у детей основной группы, а кондитерских и мучных изделий было выше рекомендуемых норм у всех школьников в 2,8—3 раза. Как карамельные конфеты, так и мучные кондитерские изделия приобретают в процессе употребления клеящиеся свойства, что может привести к изменению положения силовой дуги, нарушению целостности замков и лигатур на брекетах, привести к поломке ортодонтической конструкции.

Помимо этого частицы пищи, которые скапливаются под элементами брекет-системы и в ее изгибах, становятся местом размножения патогенных микроорганизмов, что впоследствии влечет за собой активизацию образования твердого налета, развитие кариозных поражений, воспаление десенной ткани.

Установлено, что структура продуктового набора меняется из-за временных неудобств, связанных с установкой брекет-систем и рекомендаций врача-ортодонта. Существенные отклонения продуктового набора в сторону тех или иных продуктов повлекут за собой и разбалансированность состава рационов питания детей. Дети, проходящие ортодонтическое лечение, в 1,2 раза меньше в сутки получают общих белков в отличие от группы контроля. Потребление энергии у детей в группе сравнения составило 1840,8 ккал/сут (76,7% от НФП), а в основной группе — 2272,2 ккал/сут (94,6% от НФП).

Более значительные различия в потреблении жиров у школьников без зубочелюстных аномалий, которые потребляли их в 1,3 раза больше, чем школьники с установленными брекет-системами. Что касается углеводов, то их содержание у всех школьников было снижено и составляло от 249,6 до 301,1 г/сутки. Выявлена разбалансированность рационов питания у всех школьников. Вклад отдельных пищевых веществ в общую энергетическую ценность по белкам составлял 11,4—11,9%, жирам — 33,8—35,6%, углеводам — 53,0—54,3%.

Витаминно-минеральный состав рационов питания детей данной возрастной группы также не позволял полностью обеспечить возрастные потребности школьников и по своему составу был несбалансирован. Поскольку дети, проходящие ортодонтическое лечение, ограничивали себя в приеме твердой пищи (овощей, фруктов, твердых сыров, мясных продуктов, зерновых), содержание витаминов в их рационах было еще более дефицитно (61,4—91,0% от нормы).

Известно, что для поддержания здоровья зубов и десен необходимо достаточное поступление в организм таких элементов, как магний, кальций, витамин С. У детей с брекет-системами витамин С восполнялся на 91,0% от нормы физиологической потребности, магний — на 87,2%, а кальций — только на 57,8% от нормы. При этом недостаток кальция может стать риском возникновения деминерализации эмали зубов в местах крепления брекет-систем.

Таким образом, анализ фактического питания школьников показал, что у детей, проходящих ортодонтическое лечение несъемными ортодонтическими конструкциями, были выявлены более значительные отклонения от рекомендуемых норм потребления продуктового набора и как следствие несбалансированность состава пищи.

Таблица. Сопоставление средних величин потребления основных групп пищевых продуктов у детей основной группы и группы сравнения, нетто, г/сут (M±SD)


Примечание: * — различия между сравниваемыми группами детей достоверны (p<0,05).

Дети, проходящие ортодонтическое лечение, будут подвержены большему риску воздействия алиментарного фактора на протяжении длительного времени — 1,5—2 года, а в некоторых случаях и больше. Ребенок, выполняя рекомендации врача, перестает соблюдать основные принципы здорового полноценного питания, которое является одним из важнейших факторов укрепления здоровья и профилактики заболеваний, в том числе и стоматологических.

Заключение

Фактическое питание детей, проходящих ортодонтическое лечение, не может обеспечить возрастные потребности школьника-подростка. С целью сохранения здоровья и предупреждения возможных осложнений существует необходимость разработки методических рекомендаций по организации питания для пациентов, получающих лечение несъемными ортодонтическими конструкциями, с учетом соблюдения физиологически обоснованных возрастных норм питания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Литература / References:

  1. Брянцева Е.С., Семенов М.Г., Сатыго Е.А. Оценка динамики развития активности кариозного процесса у подростков 16—18 лет на этапах ортодонтического лечения зубочелюстных аномалий с использованием несъемной техники. Институт Стоматологии. 2011;50(1):80-81.
  2. Горячева В.В. Распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей школьного возраста Ульяновска. Здоровье и образование в XXI веке. 2017;19(12):103-105.
  3. Аверьянов С.В., Зубарева А.В. Влияние зубочелюстных аномалий на уровень качества жизни. Ортодонтия. 2016;74(2):33-34.
  4. Данилова М.А., Пономарева М.Л., Горева О.Б. Комплексное лечение растущих пациентов с сочетанной формой дистальной окклюзии зубных рядов и вертикальной резцовой дизокклюзией. Стоматология детского возраста и профилактика. 2013;12(3/46):38-42.
  5. Жармагамбетова А.Г., Тулеутаева С.Т., Мухтарова К.С., Жармагамбетов А.Г., Жанабилов А.А. Лечение дистального прикуса у детей. Стоматология. 2016;95(3):49-51.
  6. Арсенина О.И., Иванова Ю.А., Попова Н.В., Попова А.В. Раннее ортодонтическое лечение детей с зубочелюстными аномалиями в период смены зубов с использованием несъемной ортодонтической техники. Стоматология. 2015;94(4):80-90.
  7. Меграбян О.А., Конькова А.М. Особенности лечения пациента с дистальной окклюзией зубных рядов в различные возрастные периоды (обзор литературы). Acta medica Eurasica. 2018;4:19-29. Ссылка активна на 11.01.20.
  8. Водолацкий В.М., Макатов Р.С. Особенность ретенционного периода при лечении ортодонтических больных детского возраста. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2013;8(2):64-66.
  9. Маркин А.С. Распространенность зубочелюстных аномалий у лиц в возрасте 16—25 лет, проживающих в Самаре. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016;18(1):121-124.
  10. Harris R, Gamboa A, Dailey Y, Ashcro A. One-to-one dietary interventions undertaken in a dental setting to change dietary behavior. Link active to 10.01.20. https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD006540.pub2/epdf/abstract

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.