На сегодняшний день лечение постоянных зубов с несформированными корнями — одна из самых сложных проблем в детской стоматологии. В однокорневых зубах самой частой причиной гибели сосудисто-нервного пучка является травма. По различным данным, от 22 до 36% детей получают травму постоянных зубов до 12 лет, при этом наибольшее количество случаев происходит в возрасте 8—10 лет, когда корни центральных резцов еще не окончили свое формирование — при этом некроз пульпы происходит примерно в 1/3 случаев [1, 6, 9, 17]. Ведение зубов с некрозом пульпы и несформированным корнем для большинства детских стоматологов представляет определенные сложности из-за отсутствия апикального упора и малой толщины корневого дентина, а укороченный корень при часто значительном дефекте твердых тканей коронковой части в отдаленном периоде создает сложности при протезировании. Традиционные методики лечения — постепенная апексификация под действием гидроксида кальция и создание апикальной пробки из минералтриоксидагрегата (МТА) — не позволяют получить значительный прирост корня в длину и толщину [5]. Кроме того, экспозиция гидроксида кальция в корневом канале более 180 сут увеличивает риск перелома корня и его резорбции за счет высыхания корневого дентина [14, 15]. Для решения вышеуказанных проблем была разработана методика регенеративной эндодонтии, которая в мировой литературе именуется как «реваскуляризация» или «ревитализация» пульпы. Впервые данная методика была использована еще в 1961 г. Нигардом Остби, но активное развитие получила в последнее десятилетие [10]. Процедура реваскуляризации пульпы основывается на принципах тканевой инженерии и определяется как комплекс биологических мероприятий, направленных на замещение пульпарно-дентинного комплекса тканью, предпочтительно имеющей сходное происхождение, которая обеспечивала бы дальнейший физиологический рост корня и функционирование зуба. Для достижения данной цели необходимо присутствие четырех элементов тканевой инженерии: стволовых клеток, матрицы как основы роста новой ткани, регуляторов тканевого роста, а также асептических условий для дальнейшей пролиферации стволовых клеток [13]. Наиболее распространенный клинический протокол реваскуляризации утвержден Европейской ассоциацией детских стоматологов [5] и описан ниже в разделе «Материал и методы».
Цель настоящего исследования — оценка эффективности методики реваскуляризации пульпы для формирования корней резцов у пациентов с некрозом пульпы в результате вывиха зубов.
Материал и методы
В исследование были включены 11 детей (4 девочки и 7 мальчиков в возрасте 86—133 мес, средний возраст 104,5 мес) с 13 вывихнутыми резцами с некрозом пульпы и явлениями периодонтита. Средний возраст на момент травмы составил 98,0 мес. Из 13 зубов 7 были вывихнуты полностью, в 6 случаях отмечался неполный вывих.
Шесть детей обратились в отделение госпитальной детской терапевтической стоматологии ФГБУ ЦНИИС и ЧЛХ с клиникой острого периодонтита, четверо — с жалобой на несостоятельную реставрацию или для снятия шинирующих конструкций, еще в одном случае периодонтит был случайной рентгенологической находкой перед началом ортодонтического лечения. У 5 детей некроз пульпы привел к формированию обширного рентгенологического очага просветления в периапикальных тканях (ОПП, диаметр от 5 до 26 мм), у 4 — в анамнезе имелись неадекватное или неэффективное эндодонтическое лечение и рентгенологические признаки наружной или внутренней резорбции корня (рис. 1).

Протокол реваскуляризации пульпы
Всем детям была выполнена реваскуляризация пульпы по стандартному протоколу, сформулированному в рекомендациях Европейской ассоциации детских стоматологов [5]. Лечение проводилось в два посещения.
I посещение:
1. Анестезия.
2. Наложение коффердама.
3. Минимальная инструментальная обработка или ее отсутствие.
4. Ирригация корневого канала (гипохлорит натрия в концентрации не более 1,5%).
5. Высушивание корневого канала.
6. Наложение корневой повязки для дезинфекции корневого канала (гидроксид кальция).
7. Герметичная временная пломба.
II посещение (через 2—4 нед):
1. Анестезия без вазоконстриктора.
2. Наложение коффердама.
3. Ирригация корневого канала (физраствор/17% ЭДТА).
4. Инструментальная обработка не проводится.
5. Стимуляция апикального кровотечения за счет выведения в периапикальные ткани эндодонтического инструмента на 2 мм.
6. Ожидание формирования кровяного сгустка в течение 7—10 мин.
7. Наложение на сформировавшийся сгусток слоя МТА толщиной 3—4 мм и прокладки из СИЦ.
8. Герметичная пломба.
9. Контрольная рентгенограмма.
Результат лечения оценивали клинически и рентгенологически через 3, 6, 12, 18 и 24 мес.
Результаты и обсуждение
Клинические и рентгенологические характеристики пациентов и исходы реваскуляризации суммированы в таблице. Средний срок наблюдения после реваскуляризации составил 37,5 мес. При контрольном осмотре, предусмотренном протоколом наблюдения через 2 года после лечения, клинических и рентгенологических признаков периодонтита, а также прогрессии резорбции корня не отмечалось ни в одном из случаев, однако продолженный рост корня отмечен только в 9 (70%) зубах.
Анализ данных анамнеза показал, что в 6 случаях из 11 первичная помощь при травме зубов больным была оказана некачественно — имели место как случаи неадекватной репозиции и шинирования (у одного ребенка — отказ от репозиции со стороны врача, приведший к утрате зуба 1.1), так и попытки эндодонтического лечения непосредственно после репозиции при отсутствии признаков периодонтита и с пломбированием корневых каналов гуттаперчевыми штифтами (см. рис. 1). Между тем некроз пульпы после вывихов зубов происходит менее чем в половине случаев [6, 17], что доказывают также несколько случаев парных вывихов зубов в нашем исследовании, в которых периодонтит при одинаковой тяжести травмы возникал только в одном из зубов. Поэтому тактику немедленного эндодонтического лечения даже при полных вывихах зубов следует признать ошибочной.
Возрастной пик травмы передних зубов приходится на возраст 7—10 лет (средний возраст больных в исследовании на момент травмы составил 98 мес), т. е. когда корни зубов недоформированы, иногда очень значительно. Методика реваскуляризации позволяет стимулировать нормальный апексогенез даже при травме на ранних этапах формирования корня — продолженный рост корня при отсутствии значительного ОПП наблюдался у детей, перенесших травму даже в возрасте 6—8 лет в зубах, корни которых находились на стадии параллельных стенок (рис. 2, 3,




Имеющиеся в литературе данные об успехе реваскуляризации при травме резцов с несформированными корнями весьма неоднородны [8]. Вероятность продолженного роста корня колеблется от 62,5 до 100% [4, 7, 11—13, 16]. Частично этот разброс можно объяснить различием клинических протоколов реваскуляризации, что подтвердило сравнительное исследование M. Nagy (2014). Однако, поскольку основным субстратом для продолженного роста корня служат стволовые клетки апикального сосочка [3], можно предположить, что важную роль в успехе регенерации пульпы играет его сохранение, а значит — длительность и интенсивность воспалительного процесса в периапикальных тканях.
У детей с длительно текущим воспалительным процессом в периодонте (что отражает срок, прошедший от момента травмы до констатации некроза пульпы, а также размер ОПП) реваскуляризация показала полную эффективность в отношении разрешения ОПП (100% случаев), но эффективность формирования твердотканного барьера и продолженного роста корня прямо коррелировала с наличием и размером ОПП, а также с наличием признаков наружной резорбции корня. При этом собственно прогрессии резорбции даже в течение длительного наблюдения (более 5 лет) обнаружено не было (рис. 5).

Таким образом, реваскуляризация пульпы может быть признана эффективным методом для стимуляции формирования корня в зубах с периодонтитом после вывиха, но обширный очаг воспаления и наружная резорбция корня являются негативными факторами прогноза в отношении продолженного роста корня, так как указывают на длительность воспалительного процесса, приводящего к некрозу апикального сосочка. При этом необходимы дополнительные исследования, которые помогли бы оценить долгосрочный прогноз для зубов с обширными ОПП и резорбцией корня после их вывихов при применении других способов лечения периодонтитов в зубах с несформированными корнями — вполне возможно, что в данных случаях реваскуляризация все же представляет собой оптимальный подход, так как в отличие от методов, требующих длительной экспозиции гидроксида кальция в корневом канале, не стимулирует дальнейшую резорбцию корневого дентина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Короленкова Мария Владимировна — зав. отделением госпитальной детской терапевтической стоматологии ФГБУ ЦНИИС и ЧЛХ, тел. 89035882469, e-mail: Rapuncel1@mail.ru