Косюга С.Ю.

Кафедра стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Богомолова Е.С.

Нижегородская государственная медицинская академия

Киселева О.С.

Нижегородская государственная медицинская академия

Кривулина Г.В.

Нижегородская государственная медицинская академия

Сорокина Ю.С.

Нижегородская государственная медицинская академия

Стоматологические критерии оценки биологического возраста детей и подростков

Журнал: Стоматология. 2013;92(6): 56-58

Просмотров : 510

Загрузок : 5

Как цитировать

Косюга С. Ю., Богомолова Е. С., Киселева О. С., Кривулина Г. В., Сорокина Ю. С. Стоматологические критерии оценки биологического возраста детей и подростков. Стоматология. 2013;92(6):56-58.

Авторы:

Косюга С.Ю.

Кафедра стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Все авторы (5)

Необходимость периодического изучения закономерностей роста и развития детей и подростков определяется изменениями растущего детского организма и его сложным взаимодействием с социальными и биологическими факторами [1, 5].

Для оценки биологического возраста детей и подростков традиционно используют длину, массу тела и окружность грудной клетки, зубную зрелость, половую зрелость, которые сопряжены с уровнем биологической зрелости организма ребенка [2].

При оценке изучаемых показателей с позиций их информационной значимости как критериев биологического возраста установлена статистически сильная прямая связь уровня биологического развития с признаками полового созревания и связь средней степени — с числом прорезавшихся постоянных зубов, что характеризует их как ведущие информационные критерии у детей школьного возраста. Необходимость учета биологического возраста при оценке физического развития диктуется тем, что выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни» [3].

Для определения биологического возраста оценивают каждый критерий, затем суммируют результаты и относят школьника к одной из 3 групп: биологический возраст отстает от паспортного, соответствует ему или опережает его. Смена молочных зубов на постоянные (2-я дентиция) характеризует биологическое развитие организма мальчиков в возрасте от 6 до 13 лет, а девочек — от 5 до 13 лет. Прорезывание передних и боковых групп зубов (первые моляры, центральные резцы, боковые резцы и т.д.) происходит в разном возрасте, наблюдается определенная последовательность прорезывания. Зубы нижней челюсти (НЧ) развиваются несколько раньше, чем верхней челюсти (ВЧ) [4]. Отклонения от нормы сроков прорезывания зубов свидетельствуют об отклонениях в развитии не только зубочелюстной системы, но и организма в целом.

Цель исследования — проанализировать уровень биологической зрелости организма у школьников Нижнего Новгорода с учетом стоматологических критериев биологического возраста.

Материал и методы

Биологический возраст и физическое развитие школьников оценивали генерализирующим методом.

В 2012 г. обследованы 2057 школьников в возрасте от 7 до 17 лет (950 мальчиков и 1107 девочек), обучающихся в 7 общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода.

Для сравнительного статистического анализа использовали материалы исследований, проведенных в 1980 г., 1992 г., 2002 г. (13 060 обследованных). При проведении антропометрического обследования применялась унифицированная антропометрическая методика. Программа обследования предусматривала измерение и анализ тотальных размеров тела, физиометрических и соматоскопических показателей, в том числе количества и степени прорезывания постоянных зубов. Показатели физического развития оценивались в соответствии с Методическими указаниями «Оценочные таблицы физического развития школьников Нижнего Новгорода» [4].

Результаты обследования заносили в унифицированную Карту изучения состояния здоровья школьника, содержащую 45 параметров, характеризующих морфофункциональное состояние физического развития.

Формирование и обработка базы данных осуществлялись в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных проведены с использованием прикладных программ Biostat, Statistica v.6.0. Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, χ2, непараметрические методы статистического анализа).

Результаты и обсуждение

Первый период интенсивного прорезывания постоянных зубов приходится на возраст 6—7 лет, когда прорезываются первые моляры и центральные резцы на ВЧ и НЧ, а на НЧ — еще и боковые резцы. Во 2-м периоде выраженного прорезывания зубов (у мальчиков — с 11 лет, у девочек — с 10 лет) происходит усиленное развитие клыков, первых и вторых премоляров, а у девочек — и появление второго моляра. Смена зубов у девочек происходит несколько быстрее, чем у мальчиков. У мальчиков интенсивный прирост постоянных зубов приходится на возраст 11—12 лет, у девочек — на 10—12 лет.

У ускоренно созревающих школьников (по уровню биологической зрелости) прорезывание зубов смещено на 1 год в ранний возраст, у отстающих в развитии — на 1 год в старший возраст.

Анализ динамики приоритетных критериев биологического развития школьников Нижнего Новгорода за последние 30 лет (1980—2012) выявил замедление прорезывания постоянных зубов у школьников, что является проявлением децелерации развития современных детей и подростков (см.таблицу).

От 1980 к 2012 г. среднее число прорезавшихся постоянных зубов у мальчиков и девочек всех возрастных групп снизилось. Следует отметить, что большие различия выявлены в возрастной группе 9—11 лет, в которой число прорезавшихся постоянных зубов снизилось на 1—2.

Изменения отдельных критериев биологического развития определяют динамику физического развития и созревания школьников. Анализ тенденций распределения школьников по уровню биологической зрелости показал, что как в 80-х, 90-х годах, так и в XХI столетии подавляющее большинство школьников имели биологический возраст, соответствующий паспортному (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика распределения мальчиков (%) по уровню биологического развития за 1980—2012 гг.

Однако по сравнению с 80-ми годами к началу XХI века отмечено снижение доли мальчиков и девочек с опережающим вариантом развития и увеличение доли детей с отставанием биологического возраста от паспортного (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика распределения девочек (%) по уровню биологического развития за 1980—2012 гг.

В последнее десятилетие обращает на себя внимание обратная тенденция — увеличение доли мальчиков и девочек с уровнем биологической зрелости, опережающим паспортный возраст, и снижение доли детей с отставанием от него.

Проведенный анализ убеждает в высокой информативности и чувствительности показателей развития детей и подростков. Поэтому динамику результатов функциональных, соматометрических исследований с учетом стоматологических критериев оценки биологического возраста предлагается использовать в качестве информационных показателей диагностической системы социально-гигиенического мониторинга как на региональном, так и на федеральном уровне. Полученные данные свидетельствуют о ретардации развития постоянного прикуса у современных школьников. Выявленные тенденции согласуются с данными о динамике показателей физического развития детей, являющихся критериями биологической зрелости организма.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail