Первое сообщение о новой системе внутрикостных дентальных имплантатов с пористой поверхностью было сделано более 20 лет назад [2]. Гистологическое изучение этих имплантатов после 8 мес их функционирования у собак доказало достижение их полноценной фиксации в челюстной кости за счет врастания костной ткани внутрь пористого слоя.
Затем появилось научное сообщение, в заголовок которого была вынесена идея упрощения имплантологического лечения [13]. По мнению авторов, она может быть реализована путем использования дентальных имплантатов с пористой поверхностью. Констатировалось, что эти имплантаты отчетливо отличаются от всех остальных тем, что их уникальный дизайн позволяет успешно использовать легко устанавливаемые короткие имплантаты благодаря значительному усилению их закрепления в челюсти из-за трехмерного врастания костной ткани.
Исходя из клинического опыта нескольких специалистов из США и Канады, перечисляются особые практические преимущества системы поверхностно-пористых имплантатов [10, 13]. Ее хирургические и ортопедические компоненты недороги и просты для освоения даже стоматологами общей практики. Конструкция абатментов и вся зубопротезная техника эффективна для всех возможных решений при различных дефектах зубных рядов. Автор заключает, что данная система имплантатов обеспечивает предсказуемый и достоверный успех имплантологического лечения.
Устанавливая по 3 поверхностно-пористых имплантата во фронтальном отделе нижней челюсти у 52 пациентов, их использовали в качестве свободно стоящих опор для удержания полного съемного протеза [3]. Клиническая эффективность через 3 года после нагружения имплантатов составила 94,8%. Потеря уровня маргинальной кости вокруг имплантатов в течение 1-го года функционирования составила 0,43 мм, на 2-м году — 0,17 мм и на 3-м — 0,13 мм.
Проанализированы пародонтальные параметры у 48 больных с полным отсутствием зубов нижней челюсти, каждый из которых имел 3 поверхностно-пористых имплантата, на которые опирался съемный протез, функционирующий от 3 до 4 лет [18]. Средняя глубина десневого кармана равнялась 3,1 мм, причем вокруг 64% имплантатов карман не превышал 3,5 мм. Определялась высокая устойчивость поверхностно-пористых имплантатов: по результатам измерений методом Periotest в 96% наблюдений этот показатель был менее чем –0,5, составляя в среднем –4,35. Объективно определяемая устойчивость имплантатов не зависела от их длины.
В сроки от 5 до 6 лет после нагружения имплантатов съемными протезами клиническая эффективность имплантатов составила 93,4%, зубных протезов — 83,3% [5]. Ни у одного из функционирующих поверхностно-пористых имплантатов убыль маргинальной костной ткани не превышала 1,8 мм.
Изучено применение поверхностно-пористых имплантатов у большого количества пациентов с частичным и полным отсутствием зубов [16]. Операции на дистальных отделах верхней челюсти выполнялись в условиях дефицита высоты костной ткани, ограниченной дном гайморовой полости; использовалась специальная техника разжимания вестибулярной и небной стенок альвеолярного отростка с помощью остеотомов из хирургического набора для поверхностно-пористых имплантатов. Клиническая эффективность составила от 94,8% у больных с частичным отсутствием зубов до 97,0% при полном съемном протезировании на нижней челюсти. Особенно важна мысль автора о том, что концепция коротких поверхностно-пористых имплантатов во многих случаях позволяет избежать синус-лифтинга и других операций наращивания кости, что ведет к уменьшению болезненных ощущений, связанных с процессом лечения, и делает его стоимость более доступной для пациентов.
Опубликованы протокол и ранние результаты применения поверхностно-пористых имплантатов в качестве опор одиночных коронок на верхней челюсти [4]. У 20 пациентов было установлено по 1 имплантату (средняя длина — 10,1 мм), после периода заживления длительностью 4 мес имплантаты включались в функцию. Результаты лечения наблюдались в течение срока от 6 мес до 2 лет, ни одного неблагоприятного исхода не выявлено.
Указывается, что один из секретов успеха поверхностно-пористых имплантатов — особый процесс спекания частиц титанового сплава [26]. Большой и документированный положительный опыт экспериментальных и клинических исследований, проводимых уже в течение 9 лет, подтвердил те высокие ожидания, которые изначально возлагались на поверхностно-пористые имплантаты.
Опубликована экспериментальная модель сравнительного исследования остеоинтеграции имплантатов с 2 различными вариантами поверхности [31]. Гистологическое исследование выявило достоверно более быструю минерализацию тканевого матрикса, что подтверждено данными механических тестов, определивших большее прикрепление к костной ткани имплантатов с поверхностной пористостью.
В других работах с помощью анализа методом конечных элементов доказывалось, что распределение механических напряжений вокруг поверхностно-пористого имплантата больше благоприятствует остеогенезу, чем такое же распределение вокруг поверхности с плазменным напылением [32].
В статье [6] содержится информация о том, что установка поверхностно-пористых имплантатов на верхней челюсти при помощи остеотомов возможна даже тогда, когда до дна гайморовой пазухи остается всего 3 мм. Такая имплантация была выполнена у 16 пациентов; средняя длина имплантатов составила 6,9 мм, и была получена 100% клиническая эффективность при средней продолжительности функционального срока 11,1 мес. Имеет существенное значение следующее: в заголовок статьи впервые был вынесен термин «короткий имплантат», что связывалось с понятием упрощения лечения больных.
Опубликовано сообщение о том, что у 24 пациентов с частичным отсутствием зубов в дистальном отделе верхней челюсти было установлено 48 поверхностно-пористых имплантатов длиной 7 и 9 мм, большая часть которых (83%) нагружалась одиночными коронками [7]. Сроки наблюдения за функционирующими имплантатами составили от 8,2 до 50,3 мес, в среднем 32,6 мес. Клиническая эффективность опять оказалась 100%.
Приведены 10-летние наблюдения успешного функционирования коротких поверхностно-пористых дентальных имплантатов [8]. У 52 пациентов, характеризующихся выраженной резорбцией челюстной кости, в межментальной области было установлено по 3 имплантата длиной от 7 до 10 мм, в среднем 8,7 мм, которые использовались в качестве свободностоящих опор полных съемных протезов нижней челюсти. Клиническая эффективность составила 92,7%, а ежегодная убыль маргинальной костной ткани — в среднем 0,03 мм.
Изначально разработанные для травматологии и ортопедии [19, 25] имплантаты с пористой поверхностью нашли применение не только при различных ситуациях лечения больных с отсутствием зубов [12, 22], но и при эктопротезировании лица [11].
В ходе дальнейшего развития дентальной имплантологии проанализировано 199 имплантатов со спеченной пористой поверхностью, функционирующих в качестве опор несъемных протезов у 74 пациентов с частичным отсутствием зубов [29]. Соотношение длины коронки и имплантата (С/I R) колебалось от 0,8 до 3,0, составляя в среднем 1,5. Оказалось, что ни С/I R, ни площадь поверхности имплантата не оказывают влияния на изменение уровня кости. Определено лучшее сохранение маргинальной кости при одиночно стоящих имплантатах, чем при соединенных.
В эксперименте сравнивали использование имплантатов 2 вариантов: поверхностно-пористых и текстурированных машинным способом [23, 24]. 5 собакам было установлено по 3 имплантата каждого типа, через 7 нед к ним была приложена ортодонтическая нагрузка, действовавшая 22 нед. Световая и электронная микроскопия показала, что контакт с окружающей костной тканью лучше у коротких имплантатов с пористой поверхностью; при них меньше убыль маргинальной кости.
Эти работы по изучению ортодонтического применения имплантатов с пористой поверхностью были дополнены конечно-элементным анализом экспериментальных моделей [27]. Авторы установили, что максимальные величины напряжения, возникающие вокруг имплантатов, текстурированных машинным способом, в частности в области их пришеечной части, на 200% превышают аналогичные показатели для поверхностно-пористых имплантатов. Данный факт объясняет то, почему пористая структура поверхности предотвращает убыль маргинальной костной ткани или уменьшает ее.
Проведенные в последние годы экспериментальные работы позволили с разных сторон фундаментально обосновать эффективность дентальных имплантатов с пористой поверхностью [14, 30, 34, 36].
На основе обзора результатов различных исследований сделан вывод, что из осесимметричных конструкций длиной 7 мм и менее именно имплантаты с пористой поверхностью обладают самой высокой клинической эффективностью [15].
Дальнейшее исследование концепции минимально инвазивного подхода было представлено на материале лечения 70 пациентов, которым в области первого верхнего моляра было установлено 104 поверхностно-пористых имплантата длиной 5 и 7 мм [9]. Исходная высота костной ткани составляла от 2 до 6,7 мм, в среднем — 4,3 мм. С помощью остеотомов и ксеногенного гидроксиапатита локально поднимали дно верхнечелюстного синуса. Период наблюдения за функционирующими имплантатами продолжался в среднем 3,14 года. За это время только 2 имплантата были дезинтегрированы.
Описано 3 варианта имплантологического лечения больных, у которых поднимали дно верхнечелюстного синуса: 1) открытый синус-лифтинг методом бокового окна в сочетании с винтовыми имплантатами; 2) закрытый синус-лифтинг с помощью остеотомов и установка винтовых имплантатов; 3) закрытый синус-лифтинг и введение имплантатов с пористой поверхностью. Соответственно изначальная высота кости равнялась в среднем 5,0 мм (от 1 до 12 мм); 7,2 мм (от 4 до 12 мм) и 4,2 мм (от 3 до 6 мм). Общее число имплантатов в этих 3 группах составило 40, 29 и 28. Имплантаты с пористой поверхностью были в среднем достоверно короче, чем винтовые. По 1 имплантату в каждой группе отторглись из-за отсутствия остеоинтеграции, и клиническая эффективность составила 97,5, 96,6 и 96,4%, а средняя убыль маргинальной кости — 1,84, 1,90 и 0,57 мм [17].
Опубликован опыт клинической работы с ультракороткими имплантатами длиной 5 мм и максимальным пришеечным диаметром 5,0 мм [10]. У 20 больных с частичным отсутствием зубов было установлено 26 таких имплантатов, из которых 9 стали опорой одиночных коронок; на 1 имплантате установили коронку с консольным искусственным зубом, и 16 имплантатов стали частью мостовидных протезов, чаще всего — в качестве их дистальной опоры. После функционального периода длительностью от 1 года до 8 лет на верхней челюсти дезинтегрировались 2 (14,3%) имплантата, на нижней челюсти неблагоприятных исходов лечения не наблюдалось.
Приводятся данные об успешном зубном протезировании в дистальном отделе верхней челюсти 48 одиночными искусственными коронками, опирающимися на короткие имплантаты с пористой поверхностью [1]. Изначальная высота костной ткани составляла от 2 до 7 мм. При установке 13 имплантатов требовалось локально поднять дно гайморовой пазухи с помощью остеотомов и ксеноматериалов. При 3-летнем контроле результатов клиническая эффективность составила 97,9%.
Аналогичный метод лечения продемонстрирован в работе [20], однако это сообщение отличалось большей длительностью срока наблюдения — от 7 до 9 лет.
У 12 больных с опорой на имплантаты с пористой поверхностью было изготовлено 20 одиночных коронок с винтовой фиксацией, из которых 65% локализовались в области премоляров и моляров. 1 пациент умер и 2 сменили место жительства; из остальных 17 имплантатов только 1 был дезинтегрирован из-за прогрессирующей потери маргинальной кости. Причина этого отрицательного результата определялась изначальным дефицитом ширины альвеолярного отростка вследствие выраженной резорбции его вестибулярной поверхности. Клиническая эффективность составила 92,9%.
Представлены материалы о лечении 117 больных с частичным отсутствием зубов, у которых без каких-либо костно-пластических операций было установлено 210 коротких поверхностно-пористых дентальных имплантатов [21]. Только 1 имплантат отторгся в течение 4-й недели после его установки. Средняя потеря уровня маргинальной кости до нагрузки имплантатов составила 0,15 мм. Среднее соотношение длины коронки и имплантата равнялось 1,44 для имплантатов длиной 7 мм и 1,59 для имплантатов длиной 5 мм.
Функционирование имплантатов наблюдалось на протяжении срока от 1 года до 2 лет. За это время не выявлено ни одного отрицательного результата протезирования. Средняя убыль уровня маргинальной кости составила 0,31 мм при среднем сроке 15,4 мес после включения имплантатов в функцию. Этот показатель статистически достоверно не различался в зависимости от длины имплантата и от соотношения длины коронки и имплантата [21].
Самые свежие научные публикации информируют о наблюдении за 122 поверхностно-пористыми имплантатами длиной от 5 до 12 мм, функционирующими в дистальном отделе нижней челюсти в сроки до 9 лет (в среднем — 55,8 мес) [35]. Клиническая эффективность имплантатов длиной 5 и 7 мм составила 100%. Преимущественная часть протезов соединяла 2 имплантата и более, что привело к повышению клинической эффективности по сравнению с таковой у одиночных коронок. Наблюдалось отторжение 6,7% имплантатов при соотношении длины коронки и имплантата от 1,0 до 1,4. Однако если данный показатель определялся в интервале от 1,5 до 2,0, то отрицательные результаты лечения не выявлялись. Итоговая клиническая эффективность поверхностно-пористых имплантатов в этом исследовании равнялась 97,5%.
Резюмируя всю совокупность выполненных к настоящему времени исследований, можно констатировать, что успех коротких внутрикостных дентальных имплантатов с поверхностной пористостью обусловлен их уникальными структурными характеристиками. Поры этих имплантатов обеспечивают врастание в них костной ткани и возникновение эффекта трехмерного взаимопроникающего сцепления поверхностного слоя имплантатов с костью. Особое взаимодействие пористой поверхности и прилежащей костной ткани ведет к быстрому достижению остеоинтеграции и ее долговременному поддержанию в процессе функционирования имплантата. Указанные свойства объясняют достоверную успешность коротких дентальных имплантатов, длина которых не превышает 7 мм, что доказывается высокими положительными результатами более чем 15-летнего периода их клинического применения [28].
Таким образом, обзор литературы позволяет сделать вывод, что поверхностно-пористые дентальные имплантаты имеют широкие возможности для успешного клинического использования в условиях дефицита костной ткани.