Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гридчик А.Л.

ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии» Министерства здравоохранения Московской области, Москва, Россия

Дуб Н.В.

Московский областной НИИ акушерства и гинекологии

Гридчик М.А.

ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева», Москва, Россия

Личностные и социальные мотивы клинических ординаторов к обучению по специальности «Акушерство и гинекология»

Авторы:

Гридчик А.Л., Дуб Н.В., Гридчик М.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2017;17(2): 70‑73

Просмотров: 228

Загрузок: 4

Как цитировать:

Гридчик А.Л., Дуб Н.В., Гридчик М.А. Личностные и социальные мотивы клинических ординаторов к обучению по специальности «Акушерство и гинекология». Российский вестник акушера-гинеколога. 2017;17(2):70‑73.
Gridchik AL, Dub NV, Gridchik MA. The personal and social motives of clinical residents towards training in the specialty of obstetrics and gynecology. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2017;17(2):70‑73. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/rosakush201717270-73

?>

Целое поколение медицинских работников России в период 1990—2015 гг. сформировалось в условиях преобразования здравоохранения, когда в обиход вместо привычных понятий «врач» и «больной» были введены термины «продавец» и «потребитель» медицинских услуг [1, 2].

В условиях отхода от классического медицинского образования и хаотичности преобразований высшей школы подготовка квалифицированных кадров стала одной из самых главных проблем здравоохранения в России. Решение этой проблемы оказывается более эффективным, если учитываются механизмы формирования врача как личности. В психологическом исследовании врача как личности и субъекта лечебного процесса важно определить характеристики, значимые для его эффективной образовательной деятельности. С развитием инновационных технологий хранения, передачи информации претерпело серьезные изменения и медицинское образование. Коммерциализация медицинских образовательных учреждений привела к тому, что в системе меньше стали уделять внимания формированию социально-гуманитарной направленности и психологического благополучия личности субъектов обучения: студента, ординатора, аспиранта [3—5].

Мотивы — это то, что побуждает и направляет деятельность человека. Психологи считают, что в роли мотивов может выступать ряд причин, вызывающих активность ученика: интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, возможность общения, получение признания. Без мотивов любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной [6, 7].

Согласно теории мотивации A. Maslow [8], человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями от первостепенных до высокоуровневых. Прежде всего человек стремится удовлетворить первостепенные физиологические потребности. Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворены, в первую очередь будут направлены на их удовлетворение. Но как только он их удовлетворит, произойдет смещение его внимания на удовлетворение более «высших» потребностей: в познании и понимании, в самоактуализации.

Как показывают исследования, специфические стрессы, которым подвергается врач на протяжении трудовой жизни, имеются на всех этапах его профессионального становления, что приводит к развитию синдрома психологического выгорания. Особенно высокий риск развития этого синдрома у врачей экстремальных специальностей: хирургов, анестезиологов-реаниматологов, акушеров-гинекологов. В последнее время ряд психологов утверждают, что данный синдром может быть свойственен не только отдельным сотрудникам, но и целым организациям. Применительно к службе родовспоможения, коллективам женских консультаций, акушерских стационаров [6, 9].

Анализ литературы [10, 11] показывает, что профессионально-личностные особенности и мотивы к обучению будущего акушера-гинеколога изучены недостаточно.

Материал и методы

В целях определения приоритетов мотивации в освоении выбранной специальности «акушерство-гинекология» методом анонимного тестирования были изучены личностные и социальные мотивы к обучению 28 клинических ординаторов в ГБУЗ Московской области «Московский областной НИИ акушерства и гинекологии»: среди них у 14, прошедших 1-й год обучения, и у 14, завершивших 2-й год учебы. Из 28 ординаторов обучались на бюджетной основе 16, на коммерческой — 12. В группе 1-го года обучения средний стаж работы до поступления в клиническую ординатуру на одного ординатора составил 0,21 года, у обучающихся 2-го года — 0,57 года.

Для диагностики учебной мотивации использовалась методика, предложенная А.А. Реан и В.А. Якуниным в модификации Н.Ц. Бадмаевой [12]. Методика позволяет установить причины, характеризующие мотивации обучения. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации и престижа, стремления избежать неудач.

Диагностика личностной установки ординаторов «альтруизм — эгоизм» проводилась по методике, разработанной Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым [13].

Изучение степени профессионального «выгорания» выполнялось по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой [14], позволяющей оценить эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию личных достижений у конкретного специалиста.

Результаты и обсуждение

К концу обучения в клинической ординатуре у ординаторов большее значение (p≤0,05) в освоении выбранной профессии и специальности приобрели мотивы коммуникативные и профессиональные, творческая самореализация, престиж, учебно-познавательные и социальные. Одновременно снизилось значение (p≥0,05) мотива — стремления избежать неудачи в профессии (табл. 1).

Таблица 1. Оценка мотивов учебы клинических ординаторов 1-го и 2-го года обучения, баллы

В ходе обучения балльная оценка альтруизма, при котором центральным мотивом и критерием нравственной оценки личности являются интересы другого человека, больного или социальной общности, у ординаторов 2-го года обучения увеличилась (p≤0,05) по сравнению с таковой у ординаторов 1-го года, составив соответственно 11,00 и 10,43 балла.

Результаты исследования показали появление ранних симптомов синдрома психологического выгорания у клинических ординаторов 2-го года обучения по шкале редукции личных достижений, что можно рассматривать как возникновение у них чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, страха возможного неуспеха в ней (см. рисунок).

Профессиональное выгорание клинических ординаторов акушеров-гинекологов в процессе обучения.

Одновременно с этим у ординаторов 2-го года снижается уровень эмоционального истощения и деперсонализации, что свидетельствует об «адаптации в специальности». По этой причине только у 2 из 14 ординаторов 2-го года обучения возникло сомнение в правильности выбора профессии и специальности, а среди ординаторов 1-го года это сомнение отмечено у 3 из 14.

Важным мотивом к обучению ординаторы считают перспективы получения высокооплачиваемой работы в частной (коммерческой) клинике и «достойный» размер будущей заработной платы в государственных медицинских учреждениях (табл. 2).

Таблица 2. Оценка мотива к обучению — размера будущей заработной платы в государственных медицинских учреждениях

В ходе анкетирования ординаторам было предложено оценить по 10-балльной шкале качество подготовки в клинической ординатуре на базе ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии». В своих ответах учащиеся 1-го года оценили качество и организацию образовательного процесса в 6,97 балла, ординаторы 2-го года поставили оценку 8,56 балла (p≤0,05).

Полученные в ходе исследования результаты изучения мотивации к обучению у клинических ординаторов определяют необходимость перехода на персонифицированные методы обучения с использованием доступныхформ проблемного, развивающего и дистанционного обучения, с увеличением сроков обучения в начальном периоде освоения специальности.

Основным предназначением клинической ординатуры должна стать интенсификация процесса получения специалистом знаний и практических навыков в первые 4—5 лет трудовой деятельности, что сократит продолжительность периода «допрофессионализма», приведет к уменьшению числа врачебных ошибок в период перехода специалиста в группу «профессионалов».

В настоящее время актуальным будет введение нового принципа подготовки специалистов в постдипломном периоде путем организации института врачей-наставников из числа опытных и квалифицированных врачей, несущих материальную и моральную ответственность за качество подготовки конкретного специалиста. Иметь право получить звание «Врач-наставник» могут только врачи, прошедшие специальное обучение педагогике и психологии. Звание наставника — дополнительный фактор мотивации врачей к постоянному личному профессиональному самообразованию.

Психическое здоровье является не только частью, но в определенной степени и базисным элементом в успехе освоения врачом специальных знаний, необходимых для успешной работы. В связи с этим вопросы развертывания психопрофилактической работы, специализированной психотерапевтической и медико-психологической помощи учащимся в медицинских образовательных учреждениях на современном этапе организации здравоохранения приобретают особое значение, в том числе для профилактики синдрома психологического выгорания у специалистов в будущем.

Выводы

1. Результаты изучения мотивации к обучению у клинических ординаторов определяют необходимость перехода на персонифицированные методы обучения с использованием доступных форм проблемного, развивающего и дистанционного обучения, с увеличением сроков обучения в начальном периоде освоения специальности.

2. Актуальным будет введение нового принципа подготовки специалистов в постдипломном периоде путем организации института врачей-наставников из числа опытных и квалифицированных специалистов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail