Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шарапова О.В.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №64 ДЗМ», Москва, Россия;
кафедра акушерства и гинекологии ГБОУ «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Байбиков Д.Р.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №64 ДЗМ», Москва, Россия;
кафедра Высшей школы управления здравоохранением ГБОУ «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Баклаенко Н.Г.

ГБУЗ «Городская клиническая больница №64 ДЗМ», Москва, Россия

Деятельность медицинских организаций родовспоможения в условиях оптимизации и интеграции с многопрофильными больницами

Авторы:

Шарапова О.В., Байбиков Д.Р., Баклаенко Н.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2016;16(4): 4‑14

Просмотров: 1182

Загрузок: 46

Как цитировать:

Шарапова О.В., Байбиков Д.Р., Баклаенко Н.Г. Деятельность медицинских организаций родовспоможения в условиях оптимизации и интеграции с многопрофильными больницами. Российский вестник акушера-гинеколога. 2016;16(4):4‑14.
Sharapova OV, Baibikov DR, Baklaenko NG. The activities of medical obstetric facilities during optimization and integration with multidisciplinary hospitals. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2016;16(4):4‑14. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/rosakush20161644-14

?>
a:2:{s:4:"TEXT";s:74920:"

В современных условиях совершенствования финансово-экономической модели здравоохранения, направленной на обеспечение гарантированных доступности и качества медицинской помощи населению, особое место занимает модернизация структуры системы здравоохранения и конкретных медицинских организаций. Как показала многолетняя практика, внедрение эффективных организационных технологий в службу родовспоможения и детства способствовало снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности [1].

По данным Минздрава Р.Ф. [1], в 2012 г. в России рождаемость превысила смертность населения и остановлена убыль населения, продолжавшаяся в течение 20 лет, начался естественный прирост населения (рис. 1). При этом материнская и младенческая смертность были снижены с 1992 г. в 4 и почти в 2,5 раза соответственно (табл. 1, 2).

Таблица 1. Материнская смертность в РФ (число умерших на 100 000 родившихся живыми) Примечание. * - с учетом Крымского федерального округа.

Таблица 2. Младенческая смертность в РФ (число умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми)

Рис. 1. Динамика общих коэффициентов рождаемости и смертности в РФ.

Этому, несомненно, способствовали значительные меры государственной поддержки службы в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, программ модернизации и другие меры.

Одним из компонентов в комплексе мер по оптимизации медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям являлись централизация и интеграция учреждений родовспоможения как в структуре службы, так и с общей сетью здравоохранения.

Рациональное планирование и развитие сети учреждений родовспоможения, как и всей системы здравоохранения, осуществлялись с учетом особенностей инфраструктуры территорий, расселения, доступности оказания медицинской помощи, уровня рождаемости, характера акушерской и экстрагенитальной патологии, социально-экономических условий. Как показала многолетняя практика, интеграция учреждений родовспоможения в систему многопрофильных больниц и поликлиник позволила значительно повысить эффективность деятельности службы. При этом акушерские отделения, входящие в состав крупных многопрофильных больниц, организационно оправданы и экономически рентабельны больше, чем самостоятельные родильные дома. В этом случае значительно проще решаются сложные проблемы материально-технического обеспечения учреждения, проведения большего объема многопрофильных клинических исследований, привлечения консультативной помощи врачей различных специальностей, оказания анестезиологической и реанимационной помощи, организации службы крови, рационального использования дорогостоящей аппаратуры и др.

Интеграция и централизация акушерско-гинекологической помощи позволили изменить профиль и структуру учреждений (подразделений) родовспоможения - увеличить число коек в отделениях (палатах) патологии беременных, выделить палаты (койки) для недоношенных и больных новорожденных, а также создать лабораторно-диагностическую службу и специализированные виды акушерской помощи.

Наряду с этим с целью оптимизации оказания акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности развились выездные формы помощи - выездные женские консультации и др.

В 60-70-е годы XX века в России была сформирована двухуровневая система оказания помощи матерям и детям. Наряду с родильными домами для оказания помощи при физиологических родах была создана сеть специализированных родильных домов для женщин с той или иной соматической патологией. Их создание было направлено в первую очередь на снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.

Основные преимущества этой системы - в концентрации ресурсов службы на решение сложных проблем рационального ведения беременности, родов и послеродового периода у женщин с тяжелой соматической патологией - сахарным диабетом, заболеваниями почек и сердца, септическими заболеваниями, невынашиванием беременности и др., а также в разработке тактики и технологий ведения раннего неонатального периода у детей, родившихся у этих матерей. При крупных родильных домах (отделениях) создавались отделения реанимации и интенсивной терапии, что способствовало снижению ранней неонатальной смертности.

Важным этапом совершенствования акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности в РФ было внедрение 5 этапов ее оказания, регламентированное приказом Минздрава СССР № 1059 от 27.10.82. При этом были определены перечни лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), соответствующие различным этапам оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности, объемы оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам на различных этапах в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, а также показания к их госпитализации в учреждения родовспоможения различных этапов, начиная с первичной медико-санитарной помощи на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах), амбулаториях с использованием выездных форм помощи (1-й этап) и до специализированных и многопрофильных ЛПУ, профильных научно-исследовательских институтов (НИИ), кафедр медицинских вузов (5-й этап). Положения этого приказа соответствовали международным стандартам по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению, определенные документами (Декларацией) Международной Алма-Атинской конференции по первичной медико-санитарной помощи (сентябрь 1978 г.) [2].

В настоящее время Минздравом России принят приказ № 371-н от 23.06.15 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 543н от 15.05.12 «Об утверждении Положения об организации оказания медико-санитарной помощи взрослому населению», в части организации медицинской помощи сельским жителям. Приказ определяет критерии, согласно которым в населенных пунктах должны быть открыты врачебные амбулатории, ФАП или фельдшерские здравпункты, а также регламентирует оказание первичной медицинской помощи посредством выездных форм работы.

Формирование этапности, централизация и интеграция акушерско-гинекологической помощи осуществлялись последовательно с учетом дифференцированного подхода к ее оказанию в зависимости от степени риска перинатальной патологии, состояния здоровья беременных, необходимых объемов медицинской помощи матери и ребенку, наличия современных технологий, а также квалификации кадров учреждений.

При этом по мере совершенствования акушерской помощи в зависимости от контингентов беременных в условиях многопрофильных больниц, развития перинатальных центров, специализированных и высокотехнологичных видов помощи, начиная с 80-х годов прошлого века в стране сформировалась трехуровневая система стационарной акушерской помощи [3-8].

Развитие с 80-х годов перинатальных центров в стране с учетом отечественного и зарубежного опыта явилось чрезвычайно эффективной организационной формой интеграции в структуре службы акушерской и педиатрической помощи [9]. В начале реализации идеи по созданию этих учреждений (подразделений) главной организационной стратегией была концентрация в одном учреждении родовспоможения беременных высокого перинатального риска и новорожденных, родившихся в тяжелом состоянии (недоношенность, родовая травма, асфиксия, пороки развития и т. д.), с целью оказания им необходимой медицинской помощи на основе использования современного оборудования и обеспечения высококвалифицированными кадрами. При этом в системе родовспоможения наряду с акушерскими отделениями (подразделениями) создавались отделения 2-го этапа выхаживания, патологии и реанимации новорожденных, т. е. необходимая высококвалифицированная медицинская помощь приближалась к женщине с осложненным течением беременности, плоду (in vitro), первым минутам и часам жизни ребенка [8, 10-12].

В структуре перинатального центра, в отличие от родильного дома, предусмотрены условия для оказания экстренной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни матери и новорожденного. В случае рождения детей в тяжелом состоянии экстренная помощь, включая срочную операцию новорожденному, выполняется в условиях перинатального центра.

Дальнейшее выхаживание детей, родившихся в тяжелом состоянии, производится в перинатальном центре при участии матери и не требует транспортировки в другое лечебное учреждение. Такой подход позволяет концентрировать в одном учреждении значительное число беременных и новорожденных с наиболее тяжелой патологией, что повышает эффективность использования ресурсов.

Одним из первых в стране перинатальных центров, в структуре которого, наряду с акушерскими поликлиниками, были организованы отделения 2-го этапа выхаживания, патологии и реанимации новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка, в настоящее время - ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России. Такие же функции в то время выполняли профильные НИИ в других городах страны.

По данным Минздрава России (материалы коллегии от 28.09.12, Государственная программа «Развитие здравоохранения РФ»), формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и детям на основе развития сети перинатальных центров показало высокую эффективность их деятельности по повышению качества акушерской и неонатальной помощи, снижению материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности (рис. 2).

Рис. 2. Показатели материнской и младенческой смертности в субъектах РФ в зависимости от наличия перинатальных центров.

Важным стимулом к дальнейшему развитию сети этих учреждений в стране явилось выделение государственных инвестиций на их строительство в рамках распоряжения Правительства Р.Ф. № 1734-р от 04.12.07. В соответствии с этим распоряжением в 2008-2014 гг. было осуществлено финансирование проектирования, строительства и оснащения 2 федеральных перинатальных центров, а также софинансирование из федерального бюджета строительства и оснащения 19 областных (краевых, республиканских) и оснащения 3 перинатальных центров в 22 субъектах РФ.

Распоряжением Правительства Р.Ф. № 2302-р от 09.12.13 утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, предусматривающая строительство в 2013-2016 гг. еще 32 перинатальных центров в 30 регионах страны.

В настоящее время, по данным Росстата, в стране на 01.01.15 общее число перинатальных центров составило 124, их них самостоятельных - 61, и 63 входят в состав многопрофильных больниц.

Как показала практика деятельности этих учреждений за последние годы, наиболее эффективным является создание (интеграция) перинатальных центров, как и других организаций родовспоможения, в составе многопрофильных больниц или специализированных центров (ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова М.З. России», ФГБУ «Северо-западный Федеральный научный центр им. В.А. Алмазова М.З. России» и др.).

Такая организационная модель позволяет преодолеть изолированность акушерской помощи и дает возможность оказания многопрофильной высокотехнологичной медицинской помощи женщинам и детям, включая ведение беременности и родов при тяжелых соматических заболеваниях матери, выхаживание детей с низкой и экстремально низкой массой тела и неонатальную хирургию.

В настоящее время приказом Минздрава Р.Ф. № 572-н от 01.11.12 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) регламентированы правила организации деятельности медицинского учреждения, стандарт его оснащения, рекомендуемые штатные нормативы, а также трехуровневая система оказания акушерской помощи и система маршрутизации в зависимости от состояния здоровья беременной, степени риска возникновения осложнений в родах и перинатальной патологии.

Приказом Росстата № 645 от 20.12.12 утверждена новая отчетная статистическая форма № 232 «Сведения о регионализации акушерской и перинатальной помощи в родильных домах (отделениях) и перинатальных центрах» как «вкладыш» к отчетной форме № 32. Основная цель введения «вкладыша» - представление дифференцированных сведений о числе и характере родов, родившихся детях, перинатальных потерях, акушерских операциях, числе переведенных из данного акушерского стационара и числе умерших беременных, рожениц и родильниц на трех уровнях (этапах) оказания акушерской помощи.

Оптимизация оказания акушерской помощи, ее организация и этапность совершенствовались в соответствии с развитием и модернизацией всей системы здравоохранения с учетом региональных особенностей, потребностей населения, инфраструктуры и демографической ситуации территорий, а также номенклатуры медицинских организаций.

В настоящее время номенклатура медицинских организаций, в том числе в области охраны материнства и детства, определена приказом Минздрава России № 529-н от 06.08.13 «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций». Основными ЛПУ, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь, являются родильный дом, перинатальный центр (самостоятельный или объединенный с многопрофильной больницей), гинекологическая больница, женская консультация, акушерские и гинекологические отделения городских, областных, районных (межрайонных), участковых и других больниц, ФАПы.

Кроме того, медицинская помощь женщинам и детям оказывается в медико-генетических консультациях, центрах охраны материнства и детства, охраны здоровья семьи и репродукции, охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах вспомогательных репродуктивных технологий, в учреждениях скорой медицинской помощи, санаторно-курортных учреждениях и др. Приказом определена номенклатура медицинских организаций государственной системы здравоохранения по территориальному признаку: федеральные, краевые, республиканские, областные, окружные, муниципальные, межрайонные, районные, городские.

Медицинские учреждения, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), включают в свое наименование слово «клинический».

Следует отметить, что приказ № 529-н от 06.08.13 - первый нормативный документ по номенклатуре ЛПУ, включающий конкретизацию и определение взаимоотношений и взаимодействий между учебными (научными) базами образовательных (научных) учреждений и медицинскими организациями.

Основные направления по совершенствованию управления медицинскими организациями и системой здравоохранения в целом, повышению эффективности использования финансовых средств государственными (муниципальными) учреждениями, их переоснащение и информатизация определены федеральными законами: № 83-ФЗ от 08.05.10; № 326-ФЗ от 20.11.10; № 323-ФЗ от 21.11.11; № 44-ФЗ от 05.04.13 и др. [13-16]; государственными и региональными программами модернизации и развития здравоохранения, программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ведомственными нормативными документами по организации медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям в современных условиях.

При этом основополагающим документом, определившим стратегические направления государственной политики по вопросам развития и модернизации системы здравоохранения и деятельности конкретных медицинских организаций по оптимизации их финансово-экономической модели и инфраструктуры, явился Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.10 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями и дополнениями) [13].

Закон изменил правовое положение государственных и муниципальных учреждений, условия и стимулы для оптимизации использования ими финансовых средств. Главная цель этих изменений - повышение эффективности деятельности медицинских организаций и качества медицинской помощи населению.

Законом определены типы учреждений (бюджетные, казенные, автономные и частные), их функции, полномочия и права. В соответствии со статьей 9 п. 1 государственными и муниципальными учреждениями признаны учреждения, созданные Российской Федерацией и муниципальным образованием.

Типами государственных и муниципальных учреждений признаны: автономные, бюджетные и казенные.

Важной составляющей совершенствования финансово-экономической модели здравоохранения в современных условиях является повышение качества управления медицинскими организациями. Это вызвано многими процессами, которые происходят в сфере здравоохранения: увеличением государственных финансовых ресурсов, направленных на реализацию программы государственных гарантий, формированием преимущественно одноканального финансирования, необходимостью существенного повышения эффективности расходования государственных средств.

С 2015 г. вся финансовая система здравоохранения переведена на одноканальное финансирование. Текущая деятельность медицинских организаций, включая скорую помощь и все виды высокотехнологичной помощи, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) по полному тарифу. Субсидии из бюджета остаются только на развитие, закупку оборудования и т. д. При этом в систему ОМС внедряются новые методы оплаты работы медицинских организаций не просто за посещение или по профильному койко-дню, а за законченный случай лечения на основе клинико-статистических групп: для амбулаторной помощи - единый для всей страны подушевой норматив с оплатой за результативность, что позволило базовым территориальным программам ОМС стать бездефицитными. Ранее в разных регионах России финансовое обеспечение здравоохранения в расчете на одного гражданина различалось в несколько раз.

Это значительно усиливает роль планирования объемов медицинской помощи и средств, которые поступают из системы ОМС, что требует от руководителей медицинских организаций и их заместителей по экономическим вопросам серьезных расчетов и профессиональной компетенции [1].

Особых компетенций в администрировании требует также возрастающая роль государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

За последние годы в стране в 3 раза увеличилось число частных учреждений, работающих в рамках программы государственных гарантий, что составляет 21% от всех медицинских организаций​1​᠎.

В то же время бюджетное учреждение в соответствии с п. 4 статьи 9.2 Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.10 (с изменениями и дополнениями) вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, за плату [13]. Роль доходов от платных медицинских услуг возрастает в условиях сокращения государственного финансирования [17].

Приказом Росстата № 308 от 15.05.14 утверждена годовая форма статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению», по которой осуществляются сбор и обработка статистических данных о деятельности медицинских организаций государственной (муниципальной) формы собственности независимо от их ведомственной подчиненности, а также медицинских организаций иных форм собственности, функционирующих на территории субъекта РФ, оказывающих медицинскую помощь населению в соответствии с территориальными программами госгарантий и программами обязательного медицинского страхования. Ежегодная отчетность по форме № 62 представляется о деятельности медицинских организаций по типам, организационно-правовым формам и формам собственности, объемам оказания финансирования медицинской помощи медицинскими организациями федерального подчинения и по субъектам РФ и т. д. Каждый субъект Российской Федерации реорганизационные мероприятия по оптимизации системы здравоохранения и инфраструктуры медицинских организаций, в том числе и родовспоможения, проводит с учетом региональных особенностей. Безусловно, механизмы оптимизации в городах и селах разные. Они определяются расстояниями между населенными пунктами, состоянием дорог, особенностями климата, но закономерности оптимизации едины, в основе - создание трехуровневой системы, позволяющей каждому гражданину, независимо от места проживания, обеспечить своевременное оказание медицинской помощи​2​᠎. Однако в связи с тем, что реформирование (оптимизация) системы здравоохранения в современных условиях осуществляется интенсивно, в более короткие сроки, чем в предыдущие годы, руководители органов управления и медицинских организаций не всегда могут оперативно перестроиться в соответствии с требованиями новых нормативных документов [18].

В связи с этим при сокращении коечного фонда и медицинских организаций (ФАПов, врачебных амбулаторий и др.), особенно в отдаленных сельских районах, оказание первичной медицинской помощи становится малодоступным. Так, по данным Росстата с 2005-2013 гг., число ФАПов было сокращено на 7475. С мая 2013 г., по данным Минздрава Р.Ф., сокращение ФАПов прекращено. По данным проверки Счетной палаты 17,5 тыс. населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры, а в ряде регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) не обеспечено оказание первичной медико-санитарной помощи посредством выездных форм работы​3​᠎. По данным Счетной палаты, сокращение коечного фонда и его централизация на уровне районных больниц проводились более быстрыми темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и несоответствующим потребностям населения. Всего на конец 2014 г. в медицинских организациях сокращено 33 757 коек (табл. 3).

Таблица 3. Динамика изменения численности акушерских коек в медицинских организациях

Современные проблемы оптимизации и ресурсного обеспечения особенно чувствительны для службы родовспоможения. Сокращение числа медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ФАПов и др.), и числа акушерских коек, особенно в малонаселенных регионах с низкой транспортной доступностью, в настоящее время приобретает особую актуальность и требует всестороннего анализа не только с позиций экономической рентабельности, но и с точки зрения доступности экстренной акушерской помощи, каковой является помощь в родах. В связи с этим разработанные планы маршрутизации без учета возможностей обеспечения медицинской помощью женщин во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденных могут быть невыполнимыми​4​᠎.

Минздрав РФ обратил внимание регионов на необходимость соблюдения условий маршрутизации беременных, обеспечения достаточного количества акушерских коек при интеграции медицинских организаций: обеспечение бесперебойной работы санитарного транспорта, при необходимости сохранение ургентной акушерской помощи. Сокращаемые для беременных и рожениц койки перепрофилировать в койки патологии беременности и сестринского ухода (письмо № 15−4/10/2−1838 от 19.03.3 «О сокращении акушерских коек в муниципальных районах»).

Совершенствование (оптимизация) организации медицинской помощи в столичных (городских) и региональных больницах осуществляется в соответствии с приведенными выше законодательными актами и программами модернизации и развития системы здравоохранения в РФ и региональными нормативными документами.

По данным Минздрава Р.Ф., программы модернизации разрабатывались с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках и лишь 30% - в стационарах. Для сравнения - в Москве соотношение амбулаторной и стационарной помощи является прямо противоположным - 30 и 70% соответственно​5​᠎.

Система здравоохранения Москвы представлена различными типами медицинских организаций с различными формами собственности и подчиненности, имеет свои особенности организации и резервы повышения эффективности деятельности.

Важнейшим показателем эффективности стационарной помощи является функция койки: средняя занятость больничной койки, по данным Росстата в целом по РФ в 2013 г. составила 260 дней вместо расчетных 330, по Москве - 310, а по отдельным профилям: хирургические - 306, инфекционные - 176 и т. д. Для беременных и рожениц средняя занятость койки в 2013 г. в целом по России составила 275, патологии беременности - 309, а по Москве соответственно 208 и 247 дней (табл. 4).

Таблица 4. Показатели работы акушерской койки, дни

По данным Минздрава Р.Ф., в 2013 г. примерно 30% стационарных коек в столице простаивали, а за последние 3 года в период оптимизации ресурсов в Москве сокращено несколько тысяч коек, однако объем медицинской помощи при этом даже увеличился, а на оставшихся койках проведено больше операций, чем в 2011 г., на ¼ увеличился объем высокотехнологичной медицинской помощи [1].

В Москве и других регионах РФ, как и стране в целом, несмотря на сокращение акушерских коек (см. табл. 3), в результате реализации федеральных и региональных программ в области охраны материнства и детства, оптимизации системы здравоохранения с учетом региональных особенностей, рационального развития сети медицинских организаций и использования ресурсов, внедрения новых организационных и лечебно-диагностических технологий в последние годы достигнуто снижение материнской и младенческой смертности (см. табл. 1, 2).

В организации акушерско-гинекологической помощи населению города Москвы также имеются существенные проблемы, связанные прежде всего с несовершенством структурной организации и распределением функций между отдельными учреждениями (подразделениями) службы. Данные проблемы проявляются высокой долей необоснованных госпитализаций, недостаточным уровнем преемственности амбулаторного и стационарного этапов оказания медицинской помощи беременным и родильницам, а также пациенткам с гинекологическими заболеваниями (госпрограмма развития здравоохранения Москвы на 2012-2016 гг.). Указанные проблемы решались в процессе оптимизации столичного здравоохранения за счет проведения структурной реорганизации службы, интеграции с многопрофильными больницами и усиления контроля за маршрутизацией пациентов и обеспечением преемственности на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Суть повышения эффективности системы здравоохранения (в том числе московского) - не сократить коечный фонд, а направить высвобождающиеся ресурсы неэффективно работающей сети здравоохранения (пустующие или дублирующие друг друга мощности, неэффективно работающие койки и т. д.) на внедрение современных технологий, повышение качества медицинской помощи населению.

Минздравом России издан приказ № 422-н от 07.07.15 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Приказ устанавливает критерии оценки качества медицинской помощи, которые формируются в соответствии с законодательством по группам заболеваний или состояний на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Критерии, установленные приказом, действительны для медицинских организаций любой организационно-правовой формы.

Качество медицинской помощи определяется совокупностью характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильностью выбора методов профилактики, диагностики, лечения, отсутствием риска для пациентов, степенью достижения запланированного результата и оптимальностью использования ресурсов.

Для обеспечения необходимого качества оказания медицинской помощи в соответствии с потребностями пациентов необходимо повысить эффективность всего лечебно-диагностического процесса, упорядочить инфраструктуру медицинской организации, правильно распределить ответственность и объемы помощи между поликлиническими и стационарными уровнями, дневными и круглосуточными стационарами.

Результаты оптимизации медицинской (акушерско-гинекологической) помощи можно проследить на примере Москвы. В Москве в 2013-2014 гг., как и в целом по стране, в рамках реализации указанных законодательных актов, программ модернизации и развития здравоохранения Москвы, с целью концентрации необходимых ресурсов осуществлена реорганизация (оптимизация) медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям, внедрена трехуровневая система оказания медицинской помощи, осуществлена модернизация материально-технической базы организаций родовспоможения и их интеграция с многопрофильными больницами. В Москве создано 40 многопрофильных больничных комплексов, которые объединены по определенным принципам, что позволило значительно улучшить качество оказания медицинской помощи населению, в том числе женщинам и детям.

Таким образом, присоединение родильных домов и перинатальных центров к многопрофильным больницам дало возможность за годы модернизации оказывать все виды многопрофильной медицинской помощи женщинам и детям при осложненном течении беременности, родов и перинатального периода и значительно снизить материнскую и младенческую смертность в Москве даже с учетом более жестких критериев ВОЗ, которые были введены в России с 2012 г. Эти показатели в 2013 г. соответственно составили 8,1 на 100 000 родившихся живыми (в РФ - 11,3) и 7,6 на 1000 родившихся (в РФ - 8,2)​6​᠎.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы № 714-РП от 09.12.14 и приказом Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) № 1105 от 23.12.14 окружные дирекции здравоохранения (кроме ТиНАО) упразднены и прекратили свою работу с 1 апреля 2015 г. Координация же работы созданных больничных клинических комплексов осуществляется Государственным казенным учреждением «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения Москвы».

На основании Постановления Правительства Москвы № 1075 ПП от 21.12.10 и в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Москвы № 1055 от 30.10.13 один из таких комплексов создан на основании объединения ГБУЗ Роддом № 4 ДЗМ и ГКБ № 64 ДЗМ. Ранее Приказом Департамента здравоохранения Москвы № 492 от 31.05.11 к родильному дому была присоединена женская консультация № 13. Интеграция указанных медицинских организаций направлена на оптимизацию лечебно-диагностического процесса, обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи населению, рациональное использование материальных ресурсов лечебно-профилактических учреждений и совершенствование организации их деятельности.

Созданный клинический комплекс (больничная организация) - ГБУЗ ГКБ № 64 ДЗМ является крупнейшим медицинским комплексом Москвы, который оказывает медицинскую помощь населению преимущественно Юго-Западного административного округа (ЮЗАО) на различных этапах: как первичную медико-санитарную в поликлинических подразделениях, так и многопрофильную стационарную специализированную и высокотехнологичную.

В состав комплекса входят родильный дом (филиал № 1), женская консультация (филиал № 2) и многопрофильный стационар на 830 коек терапевтического, кардиологического, неврологического, хирургического профилей (рис. 3).

Рис. 3. Структура и объемы помощи ГБУЗ ГКБ № 64 ДЗМ.

В работу родильного дома внедрены современные методы рационального ведения родов, диагностики и лечения осложнений беременности, родов, послеродового периода, патологических состояний, обусловленных тромбофилическими и геморрагическими осложнениями, массивных акушерских кровотечений, антифосфолипидного синдрома, привычного невынашивания беременности. Широко применяются семейно-ориентированные технологии, эффективность которых доказана многолетней практикой - партнерские роды, раннее прикладывание к груди с приоритетом грудного вскармливания, совместное пребывание матери и ребенка в родовой и послеродовой палате, сокращение сроков пребывания в акушерском стационаре (до 2-4 дней) при физиологических родах. Все эти меры являются эффективной профилактикой осложнений и заболеваний, в том числе внутрибольничных инфекций, а также способствуют повышению эффективности работы койки и оптимизации использования коечного фонда. В соответствии с рекомендациями ВОЗ по поддержке альтернативного, щадящего и бережного ведения родов в родильном доме более 15 лет применяется альтернативное родоразрешение - «вертикальные роды», предусматривающие свободное поведение женщины в родах, что способствует более физиологичному и менее травматичному (особенно для плода) ведению второго периода родов. В последние годы в практику работы родильного дома внедрены новые перинатальные технологии: нейросонография, позволяющая качественно пересмотреть алгоритм диагностики нарушений мозгового кровообращения у новорожденного и внести изменения в классификацию внутричерепных кровоизлияний гипоксического генеза: алгоритм аудиологического обследования новорожденных с ранними нарушениями слуха. Обследование осуществляется со 2-го дня после рождения с применением методов вызванной акустической эмиссии и отоскопии. Наряду с этой технологией проводится офтальмологическое обследование новорожденных с целью выявления ранней офтальмопатологии с применением бинокулярного и панорамного офтальмоскопов. В практику работы родильного дома также внедрены новые технологии и новые подходы к выхаживанию недоношенных и маловесных детей - пренатальная гормональная терапия, современные методы респираторной поддержки новорожденных и др.

Родильный дом № 4 (филиал № 1 ГБУЗ ГКБ № 64 ДЗМ) является ведущим учреждением Москвы по внедрению информационных технологий в лечебно-диагностический процесс, оснащенным самой современной компьютерной техникой. Достигнутые успехи в охране здоровья матери и ребенка позволили роддому занять одно из ведущих мест среди родильных домов Москвы. В 2013 г. родильный дом стал лауреатом ежегодного фестиваля в области здравоохранения «Формула жизни» в номинации «Родильный дом года».

Городская клиническая больница - не только многопрофильный хорошо оснащенный комплекс, но и крупный научный центр. Больница и родильный дом на протяжении многих лет являются клинической базой четырех ведущих вузов страны - 7 кафедр РУДН, кафедры РНИ

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail