Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Панова И.А.

ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова" Минздрава России, Иваново, Россия

Малышкина А.И.

ФГБУ "Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова" Минздрава России

Манис С.С.

Кафедра акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии, ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России (дир. — д.м.н. А.И. Малышкина), Иваново, Россия

Сытова Л.А.

Кафедра акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии, ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России (дир. — д.м.н. А.И. Малышкина), Иваново, Россия

Парейшвили В.В.

Кафедра акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии, ФГБУ «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России (дир. — д.м.н. А.И. Малышкина), Иваново, Россия

Пути повышения качества последипломной подготовки врачей с использованием симуляционных технологий

Авторы:

Панова И.А., Малышкина А.И., Манис С.С., Сытова Л.А., Парейшвили В.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2015;15(4): 38‑41

Просмотров: 296

Загрузок: 0

Как цитировать:

Панова И.А., Малышкина А.И., Манис С.С., Сытова Л.А., Парейшвили В.В. Пути повышения качества последипломной подготовки врачей с использованием симуляционных технологий. Российский вестник акушера-гинеколога. 2015;15(4):38‑41.
Panova IA, Malyshkina AI, Manis SS, Sytova LA, Pareishvili VV. Ways of improving the quality of simulation-based postgraduate training of physicians. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2015;15(4):38‑41. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/rosakush201515438-41

?>

История медицинской симуляции насчитывает многие десятилетия и неразрывно связана с развитием медицинских знаний, ходом научно-технического прогресса. В настоящее время одним из главных направлений в медицинском образовании является необходимость значительного усиления практической подготовки при сохранении достаточного уровня теоретических знаний. Эта проблема актуальна как для студентов, так и для практикующих врачей, особенно молодых специалистов [1, 2]. В начале 2000-х годов рост симуляционных технологий стал лавинообразным, охватывая все больший спектр медицинских специальностей. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» указано, что одной из основных задач развития здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан Российской Федерации, является «обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования» [3]. Непрерывное медицинское образование (НМО) — образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники постоянно (ежедневно) обновляют свои знания и практические навыки; он начинается после завершения обязательной последипломной подготовки. Цель НМО — повышение качества медицинской помощи и безопасности пациента [3]. Именно поэтому появление возможностей симуляционного образования врачей является перспективным и необходимым направлением в современных условиях [1, 4]. Основная особенность современного образования — ориентация не только на содержание, но и на результат образования, выраженный через повышение компетенции специалистов [5]. Симуляционное обучение является действенным и эффективным инструментом для решения этих задач. Важнейшие преимущества симуляционных технологий — обучение без вреда пациенту и возможность оценки достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста.

Одним из сильных мотивационных факторов и двигателей образовательного процесса является оценка результатов обучения, использование которой с помощью симуляционных методик является вариантом воплощения подготовки квалифицированных специалистов. В литературе практически отсутствуют данные об оценке эффективности обучения акушеров-гинекологов с использованием симуляционных технологий.

Цель нашего исследования — оценка качества освоения цикла тематического усовершенствования с использованием симуляционных технологий акушерами-гинекологами.

Материал и методы

В исследовании участвовали 290 акушеров-гинекологов из 54 субъектов РФ, прошедших циклы тематического усовершенствования «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)» на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «ИвНИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздрава России.

Средний возраст обучающихся составил 37,8±0,7 года. Средний стаж работы в должности акушера-гинеколога — 12,5±0,7 года, причем достоверно чаще среди обучающихся были врачи со стажем менее 5 и более 20 лет по сравнению с коллегами с другим стажем работы (р<0,05 в обоих случаях). Распределение курсантов по уровню акушерского стационара, в котором они работают, представлено таким образом: 19,5% работают в стационарах I уровня, 60,2% — II уровня и 20,3% — III уровня. При этом 37,7% из всех обученных нами врачей не имели квалификационной категории (р<0,05), и лишь у 4,4% была научная степень. Достоверно чаще обучались врачи, которые работают в родовом блоке — 43,4% (р<0,05), 96,1% — несут дежурства в родильном доме (р<0,001).

Учебный план цикла тематического усовершенствования «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)» включал проведение семинаров и практических занятий по следующим модулям: базовые принципы ведения родов, ведение осложненных родов, акушерские операции, экстренные и неотложные ситуации в акушерстве. В течение цикла для оценки результатов обучения использовались различные оценочные средства. В начале цикла проводился тестовый контроль исходного уровня знаний по основным изучаемым темам, итоговое тестирование — в конце курса. Тесты включали 120 вопросов (по 30 в каждой теме).

Математическая обработка полученных результатов проводилась по общепринятым методам вариационной статистики. Достоверность различий между показателями независимых выборок оценивалась по t-критерию Стьюдента (М±m). Статистический анализ осуществляли в пакете прикладных лицензионных программ Statistica 6.0, Microsoft Office 2007.

Результаты

При диапазоне правильных ответов менее 70% выставлялась оценка «неудовлетворительно», 71—80% — «удовлетворительно», 81—90% — «хорошо», 91—100% — «отлично». По результатам исходного тестирования установлено, что лучшую теоретическую подготовленность курсанты имели по теме «Базовые принципы ведения беременности и родов» (средняя оценка 4,3±0,05 балла), низкую оценку — по темам «Ведение осложненных родов» и «Акушерские операции» (3,5±0,05 и 3,8±0,05 балла соответственно). По результатам итогового тестирования теоретических знаний выявлено, что средняя оценка по всем предложенным на изучение темам достоверно выросла — 4,5±0,01 балла (исходная 3,7±0,02 балла; р<0,001). Нами была выявлена зависимость теоретической подготовленности курсантов от уровня стационара, в котором они работают. Так, врачи, работающие в стационаре I уровня, имели более низкую исходную теоретическую подготовленность (3,6±0,05 балла) по сравнению со своими коллегами, работающими в стационаре III уровня (3,9±0,05 балла; р<0,05). После цикла тематического усовершенствования (ТУ) теоретическая подготовка в сравниваемых группах значительно улучшилась до оценок 4,5±0,03 и 4,7±0,04 балла соответственно (р<0,05 в обоих случаях). Кроме того, выявлена зависимость теоретической подготовленности врачей от стажа работы. Так, врачи с опытом работы менее 5 лет имели более низкие показатели исходного тестирования по сравнению со своими коллегами, стаж которых составлял от 15 до 20 лет — 3,7±0,05 и 4,1±0,08 балла соответственно (р<0,001). После цикла ТУ в этих группах средняя оценка значительно повысилась до 4,5±0,04 и 4,8±0,06 балла соответственно (р<0,05 в обоих случаях), причем следует отметить значительное ее повышение у врачей со стажем работы менее 5 лет.

Одним из способов оценки эффективности проводимых циклов является самооценка врачей. Курсантам предлагалась тест-карта, в которой они анонимно оценивали свой уровень выполнения следующих практических навыков: наложения выходных и полостных акушерских щипцов, операции вакуум-экстракции плода, оказания пособия при чистом ягодичном предлежании плода, при дистоции плечиков, выполнения комплекса реанимационных мероприятий при острой сердечно-сосудистой недостаточности, первичных реанимационных мероприятий у новорожденного, расшифровки кардиотокограммы при беременности и в родах (каждый навык оценивался от 1 до 10 баллов). Анализ карт показал, что исходный уровень самооценки по выполнению практических навыков составил 31,1±1,1 балла, тогда как после проведенного цикла отмечено значительное повышение данного показателя до 61,9±0,9 балла (при максимально возможных 80 баллах; р<0,001). Следует отметить, что изначально врачи со стажем работы менее 5 лет имели достоверно более низкую самооценку по сравнению со своими коллегами, стаж которых больше 15 лет — 25,6±2,4 и 44,1±4,1 балла соответственно (р<0,001). После цикла ТУ самооценка в сравниваемых группах значительно увеличилась — по сравнению с исходной самооценкой до 59,3±2,6 и 67,3±3,1 балла соответственно (р<0,01 в обоих случаях) и при этом не имела достоверных различий. Кроме того, выявлена зависимость самооценки курсантов от уровня стационара, в котором они работают. Так, самооценка врачей, работающих в стационарах I уровня, исходно была достоверно ниже, чем у их коллег, работающих в стационарах III уровня — 23,7±3,1 и 33,0±3,1 балла соответственно (р<0,05). После цикла ТУ самооценка в сравниваемых группах значительно увеличилась по сравнению с исходной — до 57,4±2,9 и 62,9±3,8 балла соответственно (р<0,01 в обоих случаях) и не имела достоверных различий в группах работающих в стационарах I и II уровней.

Почти 90% учебного времени отводится практическим занятиям. Курсанты в учебных залах под руководством опытного преподавателя на тренажерах, собранных по темам занятий, до автоматизма отрабатывают отдельные практические навыки. Оценка правильности выполнения навыков ведется с помощью структурированного оценочного листа. Манипуляция разделяется на промежуточные и контрольные этапы. Наблюдающий за действиями курсанта эксперт отмечает их выполнение в оценочном листе, выставляя баллы — от 0 до 2 в зависимости от правильности выполнения отдельного этапа. По каждой манипуляции выделяется от 9 до 29 таких пунктов контроля, и, таким образом, для каждого отдельного практического навыка/операции разрабатывается свой собственный структурированный список. Мы оценили освоение курсантами одной из акушерских операций, а именно выполнение вакуум-экстракции плода. Курсант получал первую оценку за выполнение конкретного навыка до начала процесса обучения, вторую — в конце цикла. Суммарное количество баллов за выполнение данной операции соответствовало определенной оценке: менее 12 баллов — «неудовлетворительно», 12—13 баллов — «удовлетворительно», 14—15 — «хорошо», 16—18 баллов — «отлично». Для определения качества выполнения манипуляции привлекались опытные специалисты, в совершенстве владеющие техникой проведения вакуум-экстракции. Исходная средняя оценка за проведение данной операции в обследуемой группе составила 2,3±0,06 балла. После проведения цикла она достоверно повысилась до 4,4±0,08 балла (р<0,001). Необходимо отметить, что у врачей, работающих в стационаре I уровня, исходная оценка за выполнение операции вакуум-экстракции плода была достоверно ниже, чем у коллег из стационара III уровня — 2,3±0,12 и 3,1±0,21 соответственно (р<0,01). Итоговая оценка за выполнение данной операции повысилась у курсантов независимо от уровня стационара, в котором они работают (р<0,001 во всех случаях). Зависимости качества выполнения этой манипуляции от стажа работы выявлено не было.

Следующим этапом обучения являлось решение ситуационных задач с использованием манекенов и медицинского оборудования. Имея теоретическую подготовку и владея отдельными практическими навыками, курсанты проходят занятия в симуляционных залах, обстановка в которых максимально приближена к обстановке в родовом блоке и палате интенсивной терапии (реальная обстановка, медицинское оборудование, высокотехнологичные манекены-имитаторы, робот-симулятор). В данных залах врачи совершенствуют свои практические навыки, навыки по работе с пациентами, оборудованием, отрабатываются алгоритмы действий и модели поведения каждого обучающегося и команды в целом. Многократность повторения одной и той же ситуации позволяет довести практические навыки до автоматизма, дает возможность вернуться в исходную точку в случае совершения обучающимся ошибки. Каждый из залов оснащен системой видеомониторинга, которая позволяет записывать и анализировать действия как отдельных специалистов, так и всей медицинской бригады. Это существенно повышает эффективность образовательного процесса.

По каждому клиническому модулю нами разработаны оценочные листы, в основу которых заложены современные алгоритмы действий, которые всегда могут быть изменены с появлением новых научно-доказательных сведений. Преподаватель заполнял соответствующий чек-лист по выполнению конкретной задачи. Обучение начиналось с решения задачи по выполнению базового протокола ведения родов.

При выполнении данного задания оценивались 29 позиций (каждая из которых — от 1 до 5 баллов). Результат работы медицинской бригады (акушера-гинеколога, анестезиолога, неонатолога, акушерки) суммировался и по итогу выставлялась оценка от 2 до 5 баллов (0—24,5 балла — «неудовлетворительно»; 25—34,5 балла — «удовлетворительно»; 35—42,5 балла — «хорошо»; 43—50 баллов — «отлично»). В каждом случае проводилась оценка не только правильности действий и выполняемых навыков, но и коммуникабельности внутри группы. По результатам проведенного тестирования выявлено, что в начале обучения средняя оценка за выполнение базового протокола ведения родов составила — 2,9±0,07, а после проведения цикла — 4,8±0,07 (р<0,001).

Проведенный образовательный курс показал большую заинтересованность слушателей. По окончании циклов проводилось анонимное анкетирование врачей с целью оценки пройденного курса. По его результатам большинство курсантов отмечали несомненное преимущество цикла с использованием симуляционных технологий по сравнению с другими формами обучения.

Обсуждение

В настоящее время в отечественном здравоохранении осознана актуальность симуляционного обучения. Традиционные методики постдипломного образования врачей в настоящее время не в полной мере отвечают высоким требованиям клинической практики. Использование симуляционного обучения способствует, в первую очередь, безопасности пациента, подготовке специалиста к ургентным ситуациям и является в современном мире обязательным компонентом в профессиональной подготовке [1]. Появление новых способов обучения требует создания оценочных средств, позволяющих ранжировать знания, умения и освоенные навыки. Оценка освоения цикла тематического усовершенствования предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые навыки и умения, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции [5].

Тестирование является общепринятым способом оценки теоретических знаний. По нашим данным, его результаты показывают достаточно низкий уровень исходных знаний по основным темам обучения, что свидетельствует о недостаточном уровне самообразования врачей и необходимости постоянного ознакомления с новыми тенденциями, стандартами, порядками, клиническими протоколами и приказами. По окончании цикла ТУ уровень теоретических знаний значительно повышается.

Одним из способов, позволяющих оценить эффективность курса, является самооценка врачей. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценка себя и собственных качеств и возможностей [6]. Самооценка предполагает критическое отношение к себе. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что курсанты после завершения симуляционного цикла чувствуют себя гораздо увереннее при выполнении всех практических навыков, которые отрабатываются во время обучения. Молодым специалистам зачастую впервые удается освоить сложные манипуляции, которые в ежедневной практике выполняют опытные врачи. Акушеры-гинекологи с большим стажем работы совершенствуют свои навыки, отрабатывают действия в сложных критических ситуациях. Кроме того, анализ качества выполнения отдельных практических навыков на примере оценки операции вакуум-экстракции плода показал эффективность данной методики.

Оценивать сформированность профессиональной компетенции в симуляционном обучении предлагается и как процесс деятельности [7]. Для этого используется наблюдение за процессом выполнения своих действий в режиме реального времени, просмотр видеозаписи, формализованное наблюдение (структурированное наблюдение). Как показывает опыт, обучаемые имеют ограниченное представление о том, что происходит с ними, когда они вовлечены в процесс симуляции [8]. Зарубежными исследователями доказано, что наличие визуальных, звуковых и тактильных стимулов во время симуляционного обучения, использование видеоповторов и конструктивного обсуждения после выполнения задания помогает восприятию новой информации и способствует лучшему запоминанию [9]. Находясь в центре событий, курсанты видят только то, что можно увидеть с точки зрения активного участника, а именно благодаря конструктивному обсуждению после выполненного задания, симуляционный опыт превращается в осознанную практику, которая в итоге помогает обучаемому подготовиться к той или иной ситуации у пациентки. Для оценки действий команды мы считаем эффективным использование структурированных оценочных листов с современными алгоритмами действий, которые разрабатываются ведущими специалистами нашего центра. Система всесторонней оценки компетентности включает как оценку практической подготовки к различным ситуациям, так и эффективную коммуникабельность в группе, снижение влияния «человеческого фактора». Так, в нашем исследовании данным способом мы оценили у курсантов «базовые принципы ведения беременности и родов» и выявили значительное улучшение знаний и навыков по данной теме.

Выводы

Полученные результаты показали, что использование симуляционных технологий позволяет повысить эффективность обучения акушеров-гинекологов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail