Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) женщин являются одной из актуальных проблем современной гинекологии и занимают первое место в структуре гинекологической патологии, а их частота не имеет тенденции к снижению [6]. Универсальным механизмом развития всех патологических процессов, в том числе ВЗОМТ, является дисбаланс в системе перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиоксидантной системе защиты (АОСЗ) в ответ на повреждающее действие инфекционного агента [2, 7, 8]. Накопление продуктов ПОЛ ведет к активации разрушительных процессов на уровне субклеточных структур, что вызывает нарушение тканевого дыхания и накопление биологически активных веществ, активных форм кислорода. На органном уровне эти патологические эффекты реализуются в виде реакций экссудации и пролиферации в очаге воспаления. На системном уровне перекисный стресс коррелирует с проявлениями интоксикации, нарушениями микроциркуляции, аутосенсибилизацией, нарушениями иммунного ответа.
В связи с этим многие исследования направлены на изучение состояния АОСЗ при ВЗОМТ и ее усиление.
Интенсивное многократное использование антибактериальных средств при лечении больных с инфекционно-воспалительными заболеваниями приводит к аллергизации и развитию у них дисбиотических нарушений, в связи с чем в последнее время резко возрос интерес исследователей к методам терапии, оказывающим минимальные побочные действия и при этом позволяющим за счет комплексного влияния на гомеостаз улучшить результаты лечения. Именно к такому виду терапии относятся антиоксиданты. Тиотриазолин (ТТА) - это классический антиоксидант [5], основные эффекты которого проявляются на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях и связаны с наличием в его молекуле тиольной группы, придающей всей молекуле высокие восстановительные свойства. Поэтому включение ТТА в лечение острых ВЗОМТ представляется теоретически обоснованным и перспективным.
Цель работы - изучение влияния антиоксиданта ТТА, а также его сочетанного использования с КВЧ (крайне высокой частоты)-терапией на состояние про- и антиоксидантной систем крови у больных с острыми ВЗОМТ (ОВЗОМТ).
Материал и методы
Для выполнения поставленных в работе цели и задач были обследованы 100 пациенток с ОВЗОМТ (аднексит, эндомиометрит), что и служило критерием включения в исследование (средний возраст больных составил 26,2±2,3 года).
У всех пациенток получено добровольное информированное письменное согласие на применение данного метода лечения. Проведение исследования одобрено этическим комитетом Нижегородской государственной медицинской академии - протокол заседания комитета №6 от 06.09.12.
Все обследованные женщины были разделены на три сопоставимые по возрасту группы в зависимости от проводимого лечения: в 1-ю группу вошли 40 пациенток, которым наряду с традиционной противовоспалительной терапией в комплексное лечение включали ТТА, производства Украины, регистрационный номер: ЛСР-002170/10 (раствор) и ЛСР-002165/10 (таблетки). Препарат назначался по ступенчатой схеме, согласно которой в первые 5 сут ТТА в дозе 100 мг (4 мл 2,5% раствора) вводился внутривенно капельно в разведении на 100 мл физиологического раствора, а с 6-го по 21-й день от начала лечения - per os в виде таблеток по 600 мг/сут (по 2 таблетки 3 раза в день). Больные 2-й группы (n=40) получали ТТА в сочетании с 10 процедурами КВЧ-терапии на аппарате CEM TECH LCD. У 20 пациенток группы сравнения проводилась традиционная терапия (ТТ) с включением 1-2 антибиотиков широкого спектра действия, инфузионных сред, антигистаминных, иммунных препаратов, дезагрегантов, витаминов без применения ТТА и КВЧ-терапии.
За норму в данной работе приняты результаты исследования показателей систем ПОЛ и АОСЗ у 100 практически здоровых женщин в возрасте от 18 до 28 лет.
Оценка влияния применения ТТА, ТТА+КВЧ-терапии и ТТ на процессы ПОЛ до лечения и после него проводилась нами методом скрининга (биохемилюминометрия) на биохемилюминометре БХЛ-06 по показателям Imax в мВ/с (максимальная интенсивность свечения, соответствующая потенциальной способности сыворотки крови к свободнорадикальному окислению липидов), S в мВ/с (светосумма за 30 с, отражающая содержание радикалов, соответствующих обрыву цепи свободнорадикального окисления и tg2α - показатель, характеризующий скорость спада процессов ПОЛ). Все они обратно пропорциональны емкости АОСЗ.
Оценка АОСЗ проводилась на основе анализа активности антиоксидантных ферментов каталазы и супероксиддисмутазы (СОД). Активность каталазы определяли спектрофотометрически в эритроцитах по убыли перекиси водорода в среде, единицы измерения - ед/г Нb/мин, СОД - в тесте с нитросиним тетразолием, единицы измерения - ед/г Нb/мин.
Исследования осуществляли 3-кратно: до лечения, через 10 дней (I контроль) и по окончании курса противовоспалительного лечения (через 21 день).
Статистическая обработка материала проводилась с применением пакета прикладных программ Statistica. Во всех случаях значение уровня значимости различий принималось равным p<0,05.
Результаты и обсуждение
Нами было установлено, что изучаемые показатели биохемилюминометрии в основной группе женщин и группе сравнения до лечения значительно превышали нормативы (табл. 1).
Так, показатель Imax, отражающий активность ПОЛ, был равен 3,86±0,09 мВ/с в 1-й группе; 3,54±0,04 мВ/с - во 2-й и 3,79±0,08 мВ/с - в группе сравнения (р>0,05). В норме изменения показателя колеблются в пределах 1,50-2,0 мВ/с. Показатель S соответственно составлял 19,67±0,12, 18,86±0,09 и 20,2±0,11 мВ/с (р>0,05). Норматив находится в пределах от 12,5 до 15,5 мВ/с.
Характеризующий антиоксидантную защиту показатель tg2α в 1-й группе составлял в среднем 0,66±0,02, во 2-й группе - 0,68±0,01, в группе сравнения - 0,63±0,03 (р>0,05), при норме от 0,28 до 0,55.
Проводимое лечение позволило достигнуть положительного клинического эффекта во всех группах наблюдения, однако все клинико-лабораторные показатели нормализовались с различной скоростью. Наиболее быстро симптомы заболевания уменьшались во 2-й группе пациенток, несколько медленнее процесс купировался в 1-й группе, наибольшую резистентность к терапии проявляли больные группы сравнения. Это совпало с темпом и выраженностью изменений в системе ПОЛ-АОСЗ. Так, выяснилось, что уже по окончании курса инъекций ММТТ отмечалось достоверное снижение активности липопероксидации, которое, однако, оказалось более выраженным при сочетанном использовании этого препарата и КВЧ-терапии (см. табл. 1).
Так, показатель Imax в 1-й группе через 10 дней лечения уменьшился на 19,2%, составив в среднем 3,12±0,04 мВ/с, а у 17% женщин он достиг нормального уровня. Во 2-й группе снижение составило 25,9%, в группе сравнения данный показатель, напротив, увеличился на 6% (р<0,05), составив 4,02±0,02 мВ/с.
После завершения полного курса лечения в 1-й группе показатель Imax уменьшился на 56,4% (p<0,05), что не выходит за рамки нормы, во 2-й группе этот показатель сократился еще значительнее - на 59,8% (p<0,05). В группе сравнения после окончания лечения данный показатель снизился только на 23,1% (p<0,05).
При анализе индивидуальных показателей после окончания лечения выяснилось, что показатель Imax в 1-й группе превышал норму только у 5% женщин, во 2-й группе нормативные значения были достигнуты у 100% женщин, после традиционного лечения показатель Imax оставался повышенным у 75% (см. табл. 1).
Уровень S в 1-й группе при I контрольном исследовании (через 10 дней от начала лечения) составил 16,29±0,09 мВ/с, что ниже исходного на 17% (p<0,05), во 2-й группе значение этого показателя уменьшилось на 31% (p<0,05), в группе сравнения данный показатель имел обратную тенденцию, он увеличился на 10%, достигнув 22,14±0,05 мВ/с (p<0,05). Полный курс терапии с использованием ТТА способствовал дальнейшему снижению уровня S в 1-й группе больных на 28,5% (p<0,05) и нормализации его у 90% больных. Во 2-й группе снижение данного параметра было еще более существенным - на 39,9% (p<0,05), уровень S достиг при этом 11,2±0,03 мВ/с, нормализовавшись у 100% женщин. В группе сравнения данный параметр биохемилюминометрии снизился не столь значительно (см. табл. 1), оставаясь при этом повышенным у 70% пациенток.
Показатель tg2α в 1-й группе через 10 дней от начала лечения составил 0,57±0,01 (p<0,05), во 2-й группе также существенно снизился (p<0,05), а в группе сравнения достоверно не изменился. При изучении показателя tg2α в конце курса терапии (через 21 день лечения) выяснилось, что в случае применения ТТА его значения уменьшились до 0,42±0,01, при сочетании ТТА и КВЧ-терапии - до 0,26±0,01, в группе сравнения - до 0,47±0,01 (p<0,05 во всех случаях). Однако очевидно, что степень снижения составила в первом случае 36%, а во втором 61,8%, в третьем - 25%. При анализе индивидуальных показателей выяснилось, что значение tg2α в 1-й группе после проведенного лечения превышало норму только у 15% женщин, во 2-й - достигло нормы у всех пациенток, а в группе сравнения - только у 50% больных.
Таким образом, по данным биохемилюминометрии, все три вида терапии способствовали снижению показателей интенсивности ПОЛ, однако при использовании ТТА, а в особенности при сочетанном применении ТТА и КВЧ-терапии эти эффекты достигались за более короткое время, были более выраженными, что свидетельствовало об уменьшении стрессового влияния воспалительного процесса.
С целью уточнения механизмов коррекции ПОЛ под влиянием ТТА, КВЧ-терапии исследовали активность двух ферментов, обладающих антиоксидантной активностью, - каталазы и СОД.
Выяснилось, что данные показатели до начала лечения не различались во всех группах больных (табл. 2).
В 1-й группе активность каталазы по завершении курса лечения (см. табл. 2) составила 640,3±5,2 ед/г Нb/мин, что выше исходного на 20,5% (р<0,05), во 2-й - активность фермента увеличилась на 30,7% (p<0,05) и достигла 680,3±5,3 ед/г Нb/мин. Традиционное лечение не привело к достоверным изменениям активности каталазы, она оказалась ниже показателей как 1-й, так и 2-й группы (р<0,05).
По окончании применения курса тиотриазолина у пациенток 1-й группы был отмечен рост активности СОД (см. табл. 2) до 622,7±4,4 ед/г Нb/мин (р<0,05), т.е. на 17,8% по сравнению с исходным уровнем, сочетанное использование ТТА и КВЧ-терапии привело к увеличению активности СОД до 680,1±9,3 ед/г Нb/мин (р<0,05), т.е. на 25,2%. В группе сравнения активность СОД не изменилась (см. табл. 2), показатель СОД в этой группе в итоге оказался в 1,17 раза ниже такового в 1-й группе и в 1,28 раза меньше этого показателя во 2-й группе (р<0,05).
Как известно, одним из критериев эффективности лечения ОВЗОМТ считается стабилизация процессов окисления мембранных липидов, поскольку доказана взаимосвязь клинических проявлений заболевания с концентрацией продуктов липопероксидации, степенью дестабилизации АОСЗ [8]. Нивелирование продуктов ПОЛ может быть достигнуто как путем введения в организм их экзогенных форм, так и за счет стимулирования накопления эндогенных антиоксидантов, а также сочетания методов.
Применение тиотриазолина у больных с ОВЗОМТ показало высокую его эффективность в отношении стабилизации ПОЛ, которая была особенно показательной в сопоставлении с результатами традиционного лечения. Однако еще большим был эффект от сочетанного использования ТТА и курса КВЧ-терапии. Применение различных схем структурно-резонансной электро- и электромагнитной терапии основано на использовании электромагнитного излучения и электрического тока в определенном частотном ритме функционирования живой материи, что способствует оптимизации деятельности биообъекта на субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системном и организменном уровнях [3, 4]. Данный вид физиотерапии не оказывает теплового эффекта, поэтому не противопоказан в острую фазу воспаления и хорошо зарекомендовал себя при использовании в гинекологии [1].
Выводы
Нами установлено, что коррекция перекисного стресса возможна как при использовании антиоксиданта тиотриазолина, так и при сочетании его с КВЧ-терапией, причем сочетанное использование методик более эффективно.