Пролапс гениталий (ПГ) является широко распространенной гинекологической проблемой, приводящей к снижению качества жизни женщин [10]. По мере увеличения продолжительности жизни появляется все больше женщин с опущением и выпадением органов малого таза (ОиВОМТ), нуждающихся в хирургическом лечении, 30% пациенток, как правило, требуется повторное оперативное вмешательство [14]. Несмотря на то что патофизиология ОиВОМТ до сих пор неясна, считается, что в ее развитии участвуют генетические и средовые факторы, т.е. заболевание имеет многофакторную природу [10]. Половые гормоны также играют важную роль в патогенезе заболевания (P. Norton, 1993). Так, эстроген и его рецепторы являются общепризнанными факторами, участвующими в формировании ПГ. Эстрогеновые рецепторы (ERs) были впервые охарактеризованы в 1969 г., в 1996 г. у человека были идентифицированы два типа рецепторов, названные ER-β и ER-α [3, 4]. ERs широко представлены не только в репродуктивных органах, но и в мозге, почках, молочных железах, коже, костях [6]. Рецепторы эстрогена альфа (ER-α, ESR1) являются членами семейства ядерных рецепторов, регулирующих транскрипцию таргетных генов, содержащих элементы, ответственные за связывание эстрогена. В матке ER-α активирует пролиферацию и индуцирует экспрессию рецепторов прогестерона (P. Smith и соавт., 1993). Половые гормоны и их рецепторы могут играть определенную роль в метаболизме коллагена и поддержании целостности экстрацеллюлярного матрикса [5]. Кроме того, ESR1 играет ключевую роль в регуляции потребления пищи и расхода энергии эстрогенами. Вентромедиальные ядра гипоталамуса имеют высокую плотность сайтов связывания эстрогенов (D. Pfaff и соавт., 1973) и в нейронах этих ядер обнаружен высокий уровень экспрессии ESR1 (H. Li и соавт., 1993).
Проведен ряд исследований [12] по изучению роли эстрогена и его рецепторов в развитии ОиВОМТ. Обнаружено снижение уровня эстрогенов в маточно-крестцовых связках у женщин с выпадением матки, а также негативная корреляция количества рецепторов эстрогена во влагалище и уровня эстрогенов в сыворотке крови [1].
Ген ESR1 локализуется на 6-й хромосоме в области q25 и кодирует ER-α. Он состоит из 8 экзонов, 7 интронов, его размер составляет более 140 тысяч пар оснований.
Обнаружена ассоциация ряда полиморфных вариантов гена ESR1 и их гаплотипов с развитием ПГ у женщин [3, 4]. Однако исследования малочисленны и нет однозначных данных о связи полиморфных вариантов генов рецепторов эстрогенов с развитием ОиВОМТ.
Цель настоящего исследования - поиск ассоциаций полиморфных вариантов c.453-397C>T (PvuII, rs9340799) и c.453-351G>A (XbaI, rs2234693) гена рецептора эстрогена альфа (ESR1) с развитием ОиВОМТ у женщин с семейными случаями заболевания, жительниц Республики Башкортостан.
Материал и методы
В качестве материала исследования использованы образцы ДНК 80 женщин (основная группа), находившихся на лечении в гинекологическом отделении ГКБ №8 Уфы в течение последних двух лет с ГП и другими проявлениями ОиВОМТ из 36 семей. Контрольную группу составили 88 здоровых женщин, сопоставимых по полу, возрасту и этнической принадлежности с больными основной группы. Исследование одобрено этическим комитетом Башкирского государственного медицинского университета и Института биохимии и генетики УНЦ РАН. Все пациентки подписали информированное согласие на участие в исследовании. Больные соответствовали следующим критериям: наличие по классификации Pelvis Organ Prolapse Quantification (POP-Q) пролапса II-IV степени, а также недержания мочи в сочетании с ПГ или без него, наличие семейного анамнеза, наличие родственников первой степени родства по женской линии. Если родственницы имели в анамнезе факт оперативного лечения по поводу ПГ или наличие аналогичных жалоб, то обследуемые считались пролапс-положительными, женщины, не имеющие жалоб и клинических проявлений ОиВОМТ на момент исследования, считались пролапс-негативными.
ДНК выделяли из периферической крови стандартным методом фенольно-хлороформной экстракции. Анализ полиморфных вариантов гена ESR1 осуществляли методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) синтеза ДНК и полиморфизма длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ) в соответствии с рекомендациями фирм-производителей с последующими электрофорезом в 7% полиакриламидном геле, окрашиванием бромистым этидием и визуализацией в проходящем УФ-свете (табл. 1).
Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакета программ статистического анализа SPSS v.13. Для оценки неравновесия по сцеплению и анализа гаплотипов применяли программу HaploView 4.2.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования полиморфных локусов c.453-397C>T (PvuII, rs9340799) и c.453-351G>A (XbaI, rs2234693) гена ESR1 у больных с пролапсом тазовых органов (основная группа) и у пациенток контрольной группы представлены в табл. 2.
Исследование локуса c.453-351G>A (XbaI, rs2234693) гена ESR1 показало незначительное преобладание аллеля *A как у больных, так и у здоровых женщин (см. табл. 2). Частота аллеля *G варьировала от 0,432 в контрольной группе до 0,472 в основной группе больных с семейными формами ОиВОМТ. Не обнаружено статистически значимых различий в распределении частот аллелей исследуемого локуса. Сравнительный анализ распределения частот генотипов между группами также не выявил статистических различий. Частота генотипа *А*А варьировала от 0,194 у больных до 0,296 в контрольной группе, генотип *G*G также имел тенденцию к возрастанию в контрольной группе, а гетерозиготный генотип *А*G оказался более частым у больных - 0,667 по сравнению с таковым в контрольной группе (0,545).
Исследованные локусы гена ESR1 оказались в неравновесии по сцеплению (D’=0,521; LOD=5,45; r2=0,238); учитывая это, мы провели анализ их гаплотипов (табл. 3).
По данным литературы [3], китайские исследователи при анализе 5-однонуклеотидных полиморфных вариантов гена ESR1 у 88 женщин с ПГ и у 153 женщин без данного заболевания обнаружили ассоциацию полиморфного варианта rs222848 гена ESR1 с развитием заболевания. Относительный риск составил 1,87. Эта же группа исследователей [4] провела гаплотипический анализ по 5 локусам гена рецептора эстрогенов бета (ER-β, ESR1) у 69 женщин с ПГ и у 141 женщины без признаков заболевания и обнаружила ассоциацию гаплотипов с развитием пролапса половых органов. На основе полученных результатов авторы сделали заключение, что состояние рецепторов эстрогенов играет важную роль в развитии пролапса женских половых органов. Однако проведенные нами исследования не подтверждают результаты исследований китайских ученых. Возможно, это связано с различиями генетической структуры народов Юго-Восточной Азии и Волго-Уральского региона России, неотъемлемой частью которого является Республика Башкортостан. Обследованные нами группы больных с пролапсом гениталий и здоровых женщин являлись представителями татарской и русской этнических групп, имеющих в своем генофонде преимущественно европеоидный генетический компонент. К сожалению, в доступной литературе мы не обнаружили публикаций с результатами исследования полиморфных вариантов гена ESR1 у женщин с ПГ европеоидного происхождения. Возможно, ген ESR1 является генетическим маркером риска развития заболевания для женщин азиатского происхождения. Необходимо проведение дальнейших исследований на расширенных выборках больных для уточнения данного вопроса.
Среди пробандов обследованной нами группы больных с ОиВОМТ 83,3% женщин имели индекс массы тела (ИМТ) >25 кг/м2, что свидетельствует об избыточной массе тела у большинства пациенток. Данные литературы [2] свидетельствуют, что метаболизм эстрогенов играет важную роль в формировании ожирения. Так, отключение гена ESR1 у мышей приводит к ожирению [8]. Низкий уровень эстрогенов в период постменопаузы связан с потерей подкожного и также усилением отложения висцерального жира [16]. Оба рецептора эстрогенов (ESR1 и ESR2) экспрессируются в гипоталамусе, области мозга, как известно, участвующей в регуляции аппетита и насыщения [15], в то время как адипоциты экспрессируют в основном ESR1 [15]. Эстроген через ESR1 снижает липолитический ответ подкожного жира за счет увеличения числа антилиполитических 2-адренорецепторов [17]. Учитывая, что эстрогеновый метаболизм вовлечен как в центральное регулирование приема пищи, так и в периферические пути защиты от ожирения с помощью факторов транскрипции рецепторов эстрогена (ESR1, ESR2) [7], мы провели поиск ассоциаций исследованных нами локусов гена ESR1 с ИМТ.
Установлено повышение частоты функционально более активного аллеля *С и гомозиготного генотипа *С*С локуса c.453-397C>T (PvuII, rs9340799) у больных с избыточной массой тела по сравнению с пациентками контрольной группы (табл. 4),
По данным литературы [13], обнаружена корреляция между c.453-351G>A (XbaI, rs2234693), полиморфизмом гена ESR1 и распространением ожирения у женщин. У носителей минорного аллеля данного локуса распространенность ожирения была на 38% ниже. В нашем исследовании частоты аллелей локуса c.453-351G>A (XbaI, rs2234693) гена ESR1 у женщин с ПГ и ИМТ>25 были сопоставимы с таковыми в контрольной группе, наблюдалось повышение частоты гетерозиготного генотипа *А*G у больных основной группы по сравнению с таковыми у пациенток контрольной группы.
Выводы
1. В результате проведенного исследования не установлено ассоциации локусов c.453-397C>T (PvuII, rs9340799) и c.453-351G>A (XbaI, rs2234693) гена рецептора эстрогенов альфа (ESR1) с развитием ОиВОМТ у женщин - жительниц Республики Башкортостан, с семейными случаями этого заболевания.
2. Авторами не обнаружено ассоциаций изученных локусов гена ESR1 с наличием избыточной массы тела у женщин с ОиВОМТ и семейной отягощенностью этим заболеванием, однако механизмы, с помощью которых ген ESR1 может быть связан с ожирением, заслуживают дальнейшего изучения на расширенных выборках женщин с большим ИМТ (>30 кг/м2).