Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Влияние микродозированных комбинированных оральных контрацептивов на сывороточные уровни белков семейства макроглобулинов и их иммунокомплексов с IgG
Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2012;12(2): 36‑40
Прочитано: 1671 раз
Как цитировать:
В настоящее время в целях контрацепции, а также с лечебной целью при дисфункциональных маточных кровотечениях, дисменорее, гиперполименорее, предменструальном синдроме, овуляторных болях, синдроме поликистозных яичников, железодефицитной анемии, диффузных формах фиброзно-кистозной мастопатии и симптомах гиперандрогенемии (гирсутизм, угревая сыпь, себорея) широко применяют комбинированные оральные контрацептивы (КОК) с максимально сниженным содержанием гормонального компонента и оказывающими минимальные побочные эффекты [1, 4, 6, 9]. Однако исследования, выполненные в последние годы, продемонстрировали, что у женщин, начавших принимать КОК в возрасте моложе 20 лет, риск развития рака молочной железы на 20% выше, чем у женщин, принимавших препараты в более зрелом возрасте. При этом значительных различий в «степени риска» между группами принимавших КОК с разным составом и дозировкой компонентов не выявлено [6, 8]. Наряду с этим установлена положительная корреляция между приемом низкодозированных КОК в течение 5 лет и более и увеличением частоты возникновения рака шейки матки [6] и гепатоцеллюлярного рака печени [6]. По мнению S. Wendy [10], длительное применение высокодозированных КОК (более 8 лет) сокращает риск возникновения рака яичников на 62%, но увеличивает в 2 раза частоту развития рака шейки матки и в 5 раз - частоту развития злокачественных опухолей гипофиза.
Ранее было установлено, что концентрация ассоциированного с беременностью α-гликопротеина (АБГ) значительно повышается в крови женщин, принимающих высокодозированные эстрогенсодержащие противозачаточные препараты, достигая значений, характерных для III триместра беременности (Л.А. Луцик, 1981). Известно, что данный белок, принадлежащий к семейству макроглобулинов, основным представителем которого является a2-макроглобулин (МГ), обладает выраженными иммуносупрессивными свойствами, относится к раково-эмбриональным маркерам, а также к числу неспецифических маркеров клеточной пролиферации и рака эстрогензависимых органов [2, 5]. Помимо этого, белки семейства макроглобулинов играют значительную роль в гуморальном и клеточном иммунном ответе: транспортируют цитокины, гормоны и липиды к клеткам, участвуют в процессинге* и презентации антигенов, влияют на антителогенез и апоптоз клеток [7]. При этом в норме регуляторные функции осуществляет МГ, а синтез АБГ опосредован сывороточным уровнем эстрогенов и активно стимулируется при беременности и эстрогензависимой патологической пролиферации. Установлено, что при заместительной гормональной терапии климактерического синдрома значительное увеличение уровней АБГ ассоциировано с развитием осложнений: гиперплазии эндометрия и рака молочной железы [3].
Все изложенное послужило предпосылкой для изучения влияния микродозированных КОК, исходных по эстрогеновому компоненту и различающихся по гестагенному, на общие сывороточные уровни макроглобулинов (МГ и АБГ) и содержание их иммунокомплексов.
Цель работы - сравнительное изучение влияния двух видов микродозированных КОК, содержащих 20 мкг этинилэстрадиола и 150 мкг дезогестрела и 20 мкг этинилэстрадиола и 100 мкг левоноргестрела на содержание двух белков семейства макроглобулинов (МГ и АБГ), а также их специфических иммунокомплексов с IgG в крови женщин, принимавших препараты КОК в динамике в течение 1 года.
Под нашим наблюдением находились 24 женщины репродуктивного возраста (средний возраст - 22,9±0,03 года), принимавших с контрацептивной целью микродозированные монофазные КОК. Из них 12 (1-я группа) принимали препарат, содержащий 20 мкг этинилэстрадиола и 150 мкг дезогестрела и 12 (2-я группа) - препарат, содержащий 20 мкг этинилэстрадиола и 100 мкг левоноргестрела. Обследование проводилось в динамике: до приема КОК, через 3, 6 и 9-12 мес от начала приема препаратов.
Критериями включения женщин в исследование были соматическое здоровье, отсутствие какой-либо патологии при гинекологическом осмотре и обследовании молочных желез, отсутствие указаний на прием КОК в течение 1 года до момента исследования; нормальные показатели биохимического исследования крови и цитологического исследования мазков с шейки матки, информированное согласие на участие в исследовании. Критериями исключения явились перенесенные аутоиммунные и онкопролиферативные заболевания в анамнезе, а также исходно повышенный уровень АБГ в крови до приема КОК.
Сывороточные уровни АБГ и МГ оценивали методом количественного ракетного иммуноэлектрофореза с использованием моноспецифических антисывороток против данных белков (Н.А. Зорин и соавт., 1992). Уровень специфических иммунокомплексов МГ-IgG и АБГ-IgG определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа (ИФА) в собственной модификации [11].
Статистическая обработка результатов проводилась при помощи программы для биостатистики InStat-II. Для обработки полученных данных применялась парная t-статистика, а также анализ коррелятивных взаимосвязей по Пирсону. Параметры, приводимые в работе и таблицах: n -число обследованных, M±m - среднестатистическое значение ± ошибка средней, p - достоверность различий (значимо ≤0,05), r - коэффициент корреляции.
При оценке общего состояния женщин выявлено, что пациентки 2-й группы (принимавшие 20 мкг этинилэстрадиола + 100 мкг левоноргестрела), не предъявляли жалоб в течение всего периода наблюдения, тогда как в 1-й группе (принимавшие 20 мкг этинилэстрадиола + 150 мкг дезогестрела) 3 (25%) женщины отмечали появление тошноты в первые месяцы приема препарата, других побочных эффектов установлено не было.
Проведенное исследование показало, что сывороточный уровень АБГ статистически значимо повышался через 3 мес после начала приема микродозированных КОК независимо от вида препарата (см. таблицу).

У женщин, отличавшихся неизменностью содержания АБГ через 3 мес после начала приема КОК, вне зависимости от типа препарата, дальнейший прием КОК также не привел к достоверным изменениям сывороточных концентраций АБГ.
Необходимо отметить, что концентрации МГ оставались неизменными в течение всего периода наблюдений и не отличались от уровней данного белка в крови до приема препаратов.
Содержание специфических иммунных комплексов, состоящих из МГ и IgG, статистически достоверно снижалось в крови женщин 1-й группы, принимавших препарат в первые 3 мес, и оставалось на этом уровне в течение всего периода наблюдения (1 год). В то же время показатели данных иммунокомплексов в крови женщин 2-й группы не отличались от контрольных значений (см. таблицу).
Концентрации иммунокомплексов, состоящих из АБГ и IgG, снижались в крови женщин 1-й группы через 6 мес от начала приема препарата и не менялись в дальнейшем. Концентрации данных иммунокомплексов в крови женщин 2-й группы, напротив, повышались через 3 мес после начала приема препарата и оставались повышенными в течение 1 года.
Анализ коррелятивных взаимосвязей показал, что до приема КОК наблюдалась отрицательная корреляция общих уровней МГ и АБГ (r=–0,6342; p=0,0268), а также содержания их комплексов МГ-IgG и АБГ-IgG (r=–0,6568; p=0,0499). При этом уровень комплексов МГ-IgG зависел от общего содержания МГ (r=0,6805; p=0,0436).
Через 3 мес от начала приема препарата в 1-й группе установлена утрата вышеобозначенных взаимосвязей между изученными показателями, тогда как у женщин 2-й группы сохранялась отрицательная корреляция между уровнями МГ и АБГ (r=–0,8510; p=0,0675). Через 6 мес после начала приема КОК не отмечено достоверных взаимосвязей показателей во 2-й группе. В 1-й же группе пациенток вновь обнаруживалась достоверная отрицательная корреляция концентраций МГ-IgG и АБГ-IgG (r=–0,6648; p=0,0360) и даже приближающаяся к достоверной взаимосвязь между МГ и АБГ (r=–0,6588; p=0,0499), а также впервые выявлялась отрицательная взаимозависимость общего содержания АБГ и его комплексов с IgG (r=–0,7355; p=0,0239).
Наконец, у пациенток 2-й группы, принимавших КОК в течение 9-12 мес, по-прежнему не было выявлено значимых корреляций. Прием контрацептива в 1-й группе в течение 9-12 мес сопровождался «нормализацией» взаимосвязей между уровнями МГ и комплексов МГ-IgG (r=0,8261; p=0,0115), корреляция между общим содержанием МГ и АБГ становилась также позитивной (r=0,7016; p=0,0352), как и зависимость концентраций АБГ и его комплексов с IgG (r= 0,6240; p=0,0499).
Нами установлено, что в крови женщин, принимавших современные микродозированные КОК, концентрация эстрогензависимого АБГ, обладающего выраженными иммуносупрессивными свойствами, повышается до уровней, соответствующих таковым при 10-12-недельном сроке беременности. Однако это повышение было не столь выраженным, как при приеме высокодозированных КОК, на фоне которых уровень АБГ превышал максимальные концентрации, характерные для 25-30 нед физиологической беременности (Л.А. Луцик, 1981). Выраженная индивидуальная вариабельность уровней АБГ, вплоть до отсутствия его изменений у 17% женщин 1-й группы и 58% женщин 2-й группы, по всей вероятности, связана с индивидуальной чувствительностью клеточных рецепторов к эстрогеновому компоненту КОК, поскольку синтез АБГ стимулируется эстрогенами. Однако нельзя исключить, что данные отличия связаны и с различием в гестагеновом компоненте принимаемых препаратов [6].
Неизменный уровень МГ на фоне приема КОК в целом является положительным моментом и указывает на то, что прием КОК не приводит к глобальному дисбалансу в системе регуляторных белков, способному нанести значительный вред здоровью женщины. В то же время исчезновение коррелятивных взаимосвязей между общими уровнями МГ и АБГ, вплоть до изменения отрицательной корреляции на положительную у пациенток 1-й группы в течение 9-12 мес, свидетельствует о дисбалансе синтеза двух белков семейства макроглобулинов на фоне введения экзогенных эстрогенов.
Динамическое снижение уровней специфических иммунокомплексов МГ-IgG и АБГ-IgG в крови женщин 1-й группы, принимавших КОК в течение 1 года, на фоне резко повышенной концентрации АБГ и исчезновения коррелятивной взаимосвязи между общим содержанием МГ, АБГ и концентраций их иммунокомплексов может свидетельствовать о подавлении иммунного ответа и снижении антителогенеза.
В то же время динамично повышающееся содержание иммунокомплексов АБГ-IgG в циркуляторном русле наряду с увеличением концентрации АБГ на фоне неизменных общих уровней МГ и его иммунокомплексов МГ-IgG в крови женщин 2-й группы указывает на отсутствие выраженной иммуносупрессии. Несмотря на резкое повышение АБГ через 3 мес после начала приема КОК, в дальнейшем концентрация данного белка в крови могла снижаться вплоть до нормативных значений у некоторых женщин, что может свидетельствовать о постепенной адаптации организма к экзогенным эстрогенам, включая нормализацию синтеза эстрогензависимых белков.
Все изложенное позволяет сделать вывод, что прием современных микродозированных КОК в кратковременном прогнозе, безусловно, менее опасен для женщин, чем применение высокодозированных препаратов. В то же время повышение в десятки раз уровня ассоциированного с беременностью белка у достаточно большого числа женщин (41,7-83,3% в зависимости от типа применяемого препарата) настораживает. Мы полагаем, что длительный бесконтрольный прием КОК может увеличивать риск развития онкопролиферативных заболеваний эстрогензависимых органов в долговременном прогнозе при продолжительном угнетении иммунной системы за счет высоких уровней АБГ, способствующих развитию злокачественных новообразований. Такое заключение согласуется с данными Е.А. Ульрих и соавт. [6], согласно которым риск развития рака шейки матки и молочной железы в долговременном прогнозе увеличивается у женщин, длительно (5-10 лет) принимающих КОК.
Мы полагаем, что динамическая оценка уровней ассоциированного с беременностью α2-гликопротеина в крови женщин, принимающих КОК, особенно у женщин, отличающихся высокими уровнями АБГ до начала приема препаратов может помочь акушерам-гинекологам при выборе рекомендаций методов контрацепции и типа назначаемых препаратов, направленных на снижение риска развития онкопролиферации не только в кратковременном, но и в долгосрочном прогнозе.
1. Сывороточный уровень ассоциированного с беременностью α2-гликопротеина повышался у 83,3% женщин, которые принимали препарат, содержащий 20 мкг этинилэстрадиола и 150 мкг дезогестрела (в среднем в 20,6 раза), и у 41,7% женщин, которые принимали контрацептив, содержащий 20 мкг этинилэстрадиола и 100 мкг левоноргестрела (в среднем, в 14 раз), уже через 3 мес после начала приема и оставался стабильно высоким через 9-12 мес.
2. Концентрации α2-макроглобулина при приеме препаратов КОК в течение 1 года оставались неизменными на фоне повышающихся уровней ассоциированного с беременностью α2-гликопротеина, при этом изначально существующая обратная коррелятивная связь между их уровнями исчезала.
3. Уровни иммунокомплексов белков семейства макроглобулинов с IgG зависели от типа применяемого препарата КОК.
4. Исследование уровня АБГ до применения КОК, а также в динамике позволяет выявить женщин с высокой чувствительностью рецепторов к эстрогенам, приводящей к усиленному синтезу АБГ и повышению риска патологической пролиферации в долговременном прогнозе.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.