Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Радзинский В.Е.

Кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российского университета Дружбы народов, Москва

Ордиянц И.М.

Кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российского университета дружбы народов, Москва

Апресян С.В.

Кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российского университета Дружбы народов, Москва

Эффективность коррекции дисбиоза влагалища в I триместре беременности

Авторы:

Радзинский В.Е., Ордиянц И.М., Апресян С.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 6493

Загрузок: 63

Как цитировать:

Радзинский В.Е., Ордиянц И.М., Радзинский В.Е., Апресян С.В., Ордиянц И.М., Апресян С.В. Эффективность коррекции дисбиоза влагалища в I триместре беременности. Российский вестник акушера-гинеколога. 2010;10(3):38‑41.
Radzinskiĭ VE, Ordiiants IM, Apresian SV. Efficiency of vaginal dysbiosis correction in the first trimester of pregnancy. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2010;10(3):38‑41. (In Russ.)

В настоящее время частота развития гнойно-воспалительных заболеваний в акушерстве не имеет явной тенденции к снижению. Повышенный научный и практический интерес к данной проблеме обусловлен не только широким распространением бактериального вагиноза и кольпита во многих странах мира. В условиях дисмикробиоценоза (дисбиоза) создаются благоприятные условия для инфицирования плодного яйца в разные сроки беременности [8].

Инфекционно-воспалительные заболевания половых органов беременных являются наиболее частой причиной невынашивания беременности и мертворождения и занимают ведущее место в структуре перинатальной заболеваемости и смертности [5]. Ранняя неонатальная заболеваемость и смертность при внутриутробном инфицировании встречаются в 5,3-27,4%, а мертворождаемость - в 16,8% случаев [3].

К осложнениям гестационного периода и родов, связанным с различными нарушениями микробиоценоза влагалища, многие авторы относят угрозу прерывания беременности, самопроизвольные выкидыши, преждевременные роды, хориоамнионит, несвоевременное излитие околоплодных вод, рождение детей с малой массой тела, хронической гипоксией и/или признаками внутриутробной инфекции; в послеродовом периоде - возникновение раневой инфекции родовых путей, эндометрита [1].

Заслуживает внимания и ранняя неонатальная заболеваемость, которая у детей, рожденных матерями с кольпитом и бактериальным вагинозом, составляет 13-46% и полностью отсутствует у детей, матери которых имеют нормальную микрофлору влагалища. Клинические проявления гнойно-септических заболеваний у детей, рожденных матерями с кольпитом и бактериальным вагинозом, различны: при кольпите в основном выявляется пневмония, при бактериальном вагинозе - омфалит и конъюнктивит [2].

Внутриутробное инфицирование (ВУИ) плода может быть вызвано многими видами условно-патогенных микроорганизмов (Escherichia coli, Enterobacteriaceae, Proteus, Staphilococcus aureus, Streptococcus), которые встречаются как в монокультуре, так и в ассоциации с другой микрофлорой [4]. В последние годы в генезе ВУИ возрастает роль грамотрицательных микроорганизмов. Одним из главных условий профилактики и лечения осложнений беременности, развившихся на фоне нарушения микробиоценоза гениталий, является его своевременная адекватная и комплексная терапия. Обилие предлагаемых в последнее время препаратов и методов коррекции дисбиоза свидетельствует о том, что проблема по-прежнему остается нерешенной. Особую остроту она принимает у беременных, так как в течение периода гестации возникает множество факторов, способствующих развитию дисбиоза, а также из-за возможного неблагоприятного влияния лекарственных препаратов на плод.

Оптимальным вариантом микробиологической коррекции можно считать восстановление нормальной микрофлоры влагалища, т.е. достижение выраженной ацидофильной направленности вагинальных микроорганизмов. Однако, как показали исследования последнего десятилетия [6, 7], естественный путь заселения влагалища лактобактериями - поступление их из толстой кишки. В силу низких адгезивных свойств лактобактерий это поступление должно быть постоянным, для чего необходимы два фактора: достаточное количество бифидо- и лактобактерий в кишечнике и отсутствие запоров.

Для оказания профилактического и лечебного действия пробиотические препараты должны соответствовать следующим требованиям:

- содержать достаточное количество живых и активных пробиотических бактерий, безопасных и полезных для здоровья ребенка, устойчивых к действию желудочного, кишечного соков и желчи;

- обладать антагонистическими свойствами по отношению к условно-патогенным и патогенным бактериям;

- стимулировать рост полезных микроорганизмов в кишечнике;

- проявлять иммуномодулирующую способность.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой эффективности продуктов, содержащих пробиотики, при различных желудочно-кишечных заболеваниях, пищевой аллергии, непереносимости лактозы, которые, как правило, сопровождаются дисбактериозами кишечника, а исследования, посвященные восстановлению генитального эубиоза, в том числе при осложненном течении беременности в ранние сроки, все еще единичны.

Целью исследования послужило определение влияния пробиотика вагилак на восстановление нарушенного микробиоценоза влагалища в I триместре беременности.

Материал и методы исследования

Под наблюдением находились 30 женщин в ранние сроки беременности (до 12 нед), из них 9 - с бактериальным вагинозом, 9 - с кандидозным вульвовагинитом и 12 - с неспецифическим вульвовагинитом, получавших с целью восстановления нормальной микрофлоры влагалища вагилак.

Результаты восстановления микроэкологии влагалища оценивались по основным показателям бактериологического и бактериоскопического исследований.

Результаты исследования и обсуждение

Проведено обследование 30 женщин в I триместре беременности. После исключения из исследования пациенток, у которых были обнаружены трихомонады, хламидии, антиген вируса простого герпеса и цитомегаловируса, были выделены беременные, страдающие воспалительными заболеваниями гениталий неспецифической этиологии.

Средний возраст обследованных составил 27,0±2,3 года, что обусловлено преобладанием пациенток в возрасте от 20 до 24 лет - у 14 (46,7%) пациенток. При анализе социального статуса обследованных беременных было установлено, что среди них служащими являлись 18 (60%) женщин, домохозяйками - 9 (30%) и 3 (10%) - учащимися. Возраст наступления менархе колебался от 11 лет до 21 года и в среднем составил 12,8±0,6 года.

При изучении анамнеза особое внимание уделяли количеству перенесенных инфекционно-воспалительных заболеваний. Обследование показало, что на одну беременную с дисбиозом гениталий в среднем приходилось 2,97 заболевания, перенесенного до беременности. Большинство обследованных женщин (19 из 30) перенесли такие инфекционные заболевания, как ветряная оспа, краснуха, корь, скарлатина, эпидемический паротит и др. У большинства в анамнезе имелись ОРЗ и ОРВИ, 4 (13,3%) пациентки перенесли вирусный гепатит. Среди экстрагенитальных заболеваний достаточно часто встречались заболевания органов зрения, такие как миопия (9 пациенток - 30%), реже встречались заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной систем и варикозное расширение вен нижних конечностей. Заболевания ЛОР-органов перенесли 6 (20%) пациенток из 30. Острые и хронические заболевания органов дыхания встречались всего у 2 (6,7%) пациенток.

Среди экстрагенитальных превалировали заболевания желудочно-кишечного тракта. Дисбактериоз кишечника был выявлен у 13 (43,3%) женщин, страдающих дисбиозом гениталий, что предполагает наличие в организме единого дисбиотического процесса с доминирующим проявлением либо в репродуктивной, либо в пищеварительной системе. Среди беременных с дисбиозом у каждой пятой была инфекция мочевыделительной системы.

При сборе анамнестических данных обращала внимание высокая частота перенесенных гинекологических заболеваний. Среди них отмечались такие, как бесплодие, кистозные изменения и дисфункция яичников, миома матки, эндометриоз, операции на матке и придатках. Выявлена высокая частота хронических воспалительных заболеваний придатков матки, хронических эндометритов и эктопии цилиндрического эпителия шейки матки. У 20 (66,7%) женщин в анамнезе отсутствовали указания на инфекции, передаваемые половым путем. Такие заболевания, как сифилис, трихомоноз и хламидиоз встречались в единичных случаях.

При изучении генеративной функции установлено, что среди обследованных пациенток 15 (50%) составили первобеременные. Всего повторнобеременных повторнородящих было 11 (36,7%), повторнобеременных первородящих - 4 (13,3%). Выявлено, что большинство предшествующих беременностей у женщин с дисбиозом гениталий закончились искусственными и самопроизвольными абортами. Преждевременные роды, неразвивающиеся беременности в анамнезе выявлены у 3 (10%) и 4 (13,3%) соответственно. У 20 (66,7%) обследованных женщин с дисбиозом гениталий настоящая беременность в ранние сроки протекала с осложнениями. Без осложнений в I триместре беременность протекала у 10 (33,3%) женщин. Такое осложнение, как ранний токсикоз, выявлен у 3 (10%) беременных. У каждой третьей женщины отмечалась угроза прерывания беременности.

Всем пациенткам из группы риска обострения инфекционно-воспалительных заболеваний во время беременности проводилась патогенетически обоснованная противовоспалительная терапия согласно диагнозу. С целью восстановления нормальной микрофлоры влагалища после лечения назначался вагилак по 1 капсуле 2 раза в день во время еды, в течение 14 дней.

Употребление вагилака оказало положительное влияние на общее состояние беременных. При опросе пациенток с дисбиозом влагалища на 21-й день обследования все женщины отмечали исчезновение жалоб и указывали на значительное улучшение самочувствия. Ни у одной пациентки не отмечалось непереносимости препарата либо побочных явлений в виде беспокойства, метеоризма, рвоты, жалоб на кишечные колики, ухудшение стула, появления аллергических высыпаний на коже.

При гинекологическом осмотре отсутствовали гиперемия и отечность вульвы и влагалища, выделения становились светлыми, слизистыми. При определении рН вагинального содержимого он был у всех пациенток в пределах нормы (4,0-4,5), аминный тест - отрицательный.

Результаты восстановления микроэкологии гениталий оценивались по основным показателям бактериологического и бактериоскопического исследований. При микроскопическом исследовании содержимого урогенитального тракта у пролеченных женщин наблюдалась нормализация флоры: в умеренном количестве определялись лактобациллы, исчезала грамотрицательная микрофлора, отсутствовали споры и мицелий дрожжевых грибов рода Candida. Слизь в отделяемом из половых путей у обследованных женщин после проведенной терапии не определялась или присутствовала в небольшом количестве без патологических включений. Существенным показателем нормализации микробиоценоза гениталий и излеченности являлось снижение количества лейкоцитов в содержимом влагалища у обследованных женщин. По данным контрольного исследования мазков из цервикального канала и влагалища, у 18 (60%) пролеченных пациенток количество лейкоцитов не превышало 5 в поле зрения, более 20 лейкоцитов в поле зрения обнаружено лишь у 12 (40%). При микроскопическом исследовании после проведенного лечения «ключевые клетки» обнаружены у одной пациентки.

После проведенного лечения отмечались качественное и количественное улучшение микрофлоры влагалища, снижение общей обсемененности половых путей обследованных, что отражало нормализацию микробиоценоза. Это же обстоятельство подтверждалось при детализации данных по изучению микрофлоры гениталий у обследованных пациенток (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты бактериологического исследования содержимого влагалища у обследованных женщин до лечения и после него. 1. Staphylococcus aureus. 2. Staphylococcus spp. 3. Staphylococcus epidermidis. 4. Streptococcus spp. 5. Streptococcus epidermidis. 6. Streptococcus pyogenes. 7. Enterococcus. 8. Corynebacterium spp. 9. Peptostreptococcus spp. 10. E. coli. 11. Lactobacillus spp. 12. Bifidobacterium spp.

Высокая исходная частота высева Е. coli после проведенной терапии значительно уменьшалась (с 50 до 3,3%). После лечения наблюдалось снижение обсемененности урогенитального тракта. Частота высева Staphylococcus spp., Streptococcus spp., E. coli до лечения превышала аналогичные показатели на 21-й день наблюдения. Только у 6 (20%) женщин до начала терапии в содержимом влагалища определялись лактобациллы.

Лактобактерии являются основной составной частью нормальной влагалищной флоры. Благодаря этим микробам поддерживается рН влагалища. С помощью лактобактерий происходит расщепление гликогена влагалища до молочной кислоты, воды и перекиси водорода, контролируется равновесие между различными формами условно-патогенных бактерий. Можно считать, что повышение рН влагалищной среды обусловлено уменьшением количества лактобактерий, после которого снижается продукция молочной кислоты и соответственно нарушается первичное равновесие между условно-патогенными микробами и развивается воспалительный процесс влагалища.

Лактобактерии стимулируют фагоцитарную активность нейтрофилов и макрофагов, образование интерферонов и секреторных иммуноглобулинов, обладающих антиадгезивными свойствами, что и предопределяет взаимосвязь местного иммунитета и вагинального микробиоценоза. Существенным признаком восстановления микробиоценоза у женщин с дисбиозом гениталий в ранние сроки гестации являлось увеличение частоты высева лактобацилл через 21 день после начала комплексной терапии. Отмечено выявление лактобацилл только у 20% беременных из группы риска развития инфекционно-воспалительных заболеваний до лечения и их значительное увеличение (до 53,3%) к 21-му дню наблюдения, что также отражало положительную динамику нормализации микробиоценоза (рис. 2).

Рисунок 2. Выявление Lactobacillus spp. (> 109 КОЕ/мл) через 21 день лечения.
Тем не менее титр лактобацилл >109 КОЕ/мл после лечения выявлен только у каждой третьей, что, очевидно, объяснялось конкурентными взаимоотношениями в экологической нише с условно-патогенной микрофлорой.

Употребление вагилака оказывало положительное влияние на общее состояние беременных. Результаты опроса пациенток с дисбиозом гениталий на 42-й день наблюдения были такими же, как и на 21-й день.

При гинекологическом осмотре отсутствовали гиперемия и отечность вульвы и слизистой оболочки влагалища, выделения были светлыми, слизистыми. У 29 пациенток рН вагинального содержимого был в пределах нормы (4,0-4,5), у одной повышался до 5,0. Аминный тест у всех пациенток был отрицательный.

Результаты восстановления микробиоценоза влагалища оценивались по основным показателям бактериологического и бактериоскопического исследования. При микроскопическом исследовании содержимого урогенитального тракта у пролеченных женщин наблюдалась нормализация микрофлоры. Отмечалось значительное уменьшение количества слизи в отделяемом из половых путей обследованных женщин, а также лейкоцитов в содержимом влагалища обследованных женщин. По данным контрольного исследования мазков из цервикального канала и влагалища, у 25 (83,3%) пролеченных пациенток количество лейкоцитов не превышало 5 в поле зрения и более 20 лейкоцитов в поле зрения обнаружено лишь у 5 (16,7%) пациенток. Ни в одном случае не выявлены споры и мицелии грибов, а также «ключевые клетки».

Результаты микробиологического исследования цервикального секрета показали, что содержание бифидофлоры у 14 (46,7%), и лактофлоры у 26 (86,7%) женщин было в пределах нормы, при этом интенсивность колонизации лакто- и бифидофлорой влагалища у обследованных женщин, получавших вагилак, составила 96,7%. По частоте высеваемости среди условно-патогенной флоры были стрептококки, которые регистрировались у 6 (20%) женщин, энтеробактерии - у 5 (16,7%). Интенсивность колонизации условно-патогенной микрофлорой влагалища обследованных женщин не превышала нормы (до 103 КОЕ/мл).

Сравнительный анализ показателей рН-метрии у обследованных женщин: до скрининга рН >4,5 определялся у 24 пациенток; на 21-й день наблюдения он нормализовался у всех пациенток, а на 42-й день нормальный рН определялся у 29 пациенток. Микробиологический анализ секрета цервикального канала женщин до скрининга, на 21-й и 42-й дни лечения, выявил, что при исходной высеваемости бифидофлоры влагалища в нормальной концентрации у 16,7% пациенток, после 1-го контрольного обследования нормальное содержание бифидобактерий было выявлено у 30% беременных, а после 2-го контрольного обследования - у 46,7% пациенток. Сравнительные данные обнаружения лактофлоры цервикального секрета в динамике микробиологических исследований показали, что при исходном выявлении лактофлоры в нормальной концентрации у 20% пациенток после 1-го контрольного обследования лактобактерии были выделены у 53,3%, а после 2-го - у 86,7% (рис. 3).

Рисунок 3. Выявление Lactobacillus spp. (> 109 КОЕ/мл) на 21-й и 42-й дни лечения.

Интенсивность колонизации представителями облигатной микрофлоры не изменилась (102 КОЕ/мл). Представители факультативной микрофлоры половых путей пациенток не различались по распространенности и интенсивности колонизации. На 42-й день наблюдения условно-патогенные микроорганизмы стали высеваться в меньшей концентрации (с 102-105 до 102 КОЕ/мл) и значительно реже (16,7%).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что пробиотик вагилак характеризуется хорошей переносимостью и низкой частотой побочных эффектов. Вагилак является достаточно эффективным для восстановления нормальной флоры у женщин с дисбиозом гениталий в ранние сроки гестации. Он оказывает выраженное положительное влияние на микробиоценоз влагалища, препятствует повышению рН, вследствие чего улучшает общее состояние беременных.

Выводы

1. Включение пробиотика вагилак в комплекс реабилитационных мероприятий после проведения антибактериальной терапии неспецифических вагинитов, кандидозных вульвовагинитов и бактериального вагиноза у беременных в I триместре приводит к увеличению популяции бифидо-, а особенно лактофлоры, уменьшению степени колонизации, вплоть до полной элиминации условно-патогенных бактерий, таких как стафилококки, грибы рода Candida, стрептококки, представители рода энтеробактерий, клебсиелл, кишечной палочки, а также способствует снижению частоты развития дисбактериоза кишечника у женщин группы риска инфекционно-воспалительных заболеваний.

2. Применение пробиотика вагилак после антибактериальной терапии позволяет восстановить нарушенный болезнью и лечением нормобиоценоз влагалища. Отчетливо выраженная клиническая эффективность, удобное дозирование, отсутствие побочных эффектов свидетельствуют о том, что вагилак может стать эффективным способом профилактики и устранения нарушений микроэкологии родовых путей в ранние сроки гестации.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.