Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Байкулова С.Б.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)» Минздрава России

Шелеметьева Г.Н.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)» Минздрава России

Лабораторное исследование влияния комплекса цитрусовых биофлавоноидов на пародонтопатоген P. Intermedia

Авторы:

Байкулова С.Б., Шелеметьева Г.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2021;14(4): 12‑15

Прочитано: 727 раз


Как цитировать:

Байкулова С.Б., Шелеметьева Г.Н. Лабораторное исследование влияния комплекса цитрусовых биофлавоноидов на пародонтопатоген P. Intermedia. Российская стоматология. 2021;14(4):12‑15.
Baykulova SB, Shelemetyeva GN. Antimicrobial activity of citrus fruits bioflavonoid against P. Intermedia. Russian Journal of Stomatology. 2021;14(4):12‑15. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat20211404112

В клинической практике врачу-стоматологу ежедневно приходится сталкиваться с пациентами, имеющими заболевания пародонта [1]. Главный их этиологический фактор — микроорганизмы, в частности, P. Intermedia [2]. Золотой стандарт антисептиков — хлоргексидин — вызывает ряд нежелательных побочных эффектов: окрашивание зубов и реставраций, мукозиты, нарушение вкусового восприятия [3, 4].

Один из альтернативных вариантов — натуральные антисептики биофлавоноиды. Термин «флавоноиды» появился в 1949 г. в связи с тем, что некоторые растения служили источником красителей желтого цвета (лат. flavus − желтый). В тот же период выявилось их положительное влияние на кровеносные сосуды человека, заключающееся в их способности уменьшать проницаемость стенок капилляров, что способствует заживлению ран. В его состав входят биофлавоноиды: нарингин (23,4%), неогесперидин (12,5%), гесперидин(1,4%) и др. [5, 6]. К такой группе веществ относятся цитрусовые биофлавоноиды.

Биофлавоноиды в комбинации с хлоргексидином являются на сегодняшний день малоизученной темой. Исследования ряда авторов свидетельствуют о потенциальной эффективности натуральных биофлавоноидов в отношении пародонтопатогенной микрофлоры, тем не менее этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении [7, 8].

Актуальность

По данным Федеральной государственной программы первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России за 2011 г. в возрастной группе 35—44 лет, проводимой СТАР, распространенность заболеваний пародонта является высокой — более 80%.

Главная причина заболеваний пародонта — микроорганизмы. Пародонтопатогенная микрофлора полости рта включает Porphyromonas gingivalis, Candida albicans, Porphyromonas intermedia и другие микроорганизмы, которые микробиологи относят к «красному комплексу» [9].

Хлоргексидин является золотым стандартом среди антисептиков. Но с его применением связано развитие побочных эффектов, включая мукозит, изменение восприятие вкуса и окрашивание зубов и реставраций [4, 10]. Нежелательные эффекты хлоргексидина стали движущей силой для исследований альтернативных антисептиков в отношении пародонтопатогенов [7, 11]. В частности, возник интерес к растительным биофлавоноидам. Ряд флавоноидов обладает антибактериальным (противомикробным) действием. Примером такого вещества является комплекс на основе цитрусовых биофлавоноидов. Это вещество было запатентовано в 2010 г. В его состав входят биофлавоноиды: нарингин (23,4%), неогесперидин (12,5%), гесперидин (1,4%) и др. Он водорастворим, нелетучий, устойчивый на свету, безопасен для употребления внутрь. Не окрашивает зубы [12]. Данный комплекс обладает антисептическим и противовоспалительным действием, не вызывает резистентности в отличие от антибактериальных препаратов [13, 14].

Цель исследования — в лабораторных условиях оценить активность цитрусовых биофлавоноидов в отношении пародонтопатогена P. Intermedia.

Материал и методы

Бактериологический метод исследования был реализован в методике по автоматическому программируемому культивированию бактериальных популяций с целью определения тенденции формирования кривой, сопоставимой с основными точками развития популяции в периодической и полупериодической системе культивирования.

В эксперименте были использованы клинические изоляты микробных культур из коллекции кафедры микробиологии, иммунологии, вирусологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова — P. Intermedia. Первичный посев исследуемого материала проводили на питательные среды производства Himedia Laboratories Pvt. Limited (Индия): основа колумбийского кровяного агара (М144) с 5% (об/об) дефибринированной крови и селективной добавкой для выделения неспоровых анаэробов.

Трактовка результатов осуществлялась по изменению показателя оптической плотности (показатель в единицах МакФарланда) при длине волны λ=850 нм.

Для каждого варианта эксперимента была приготовлена микробная взвесь объемом 5 мл. Исходное оптическое значение этой взвеси составило 0,5 mcf (1,5·108 КОЕ).

Для культивирования микробных культур использовали центрифужные пробирки 50 мл с мембранным фильтром (Швейцария), в которые добавляли стерильный питательный бульон, микробную взвесь и один из отягощающих компонентов: либо хлоргексидин 0,05%, либо смесь хлоргексидина 0,05% и цитрусовые биофлавоноиды.

Для подтверждения жизнеспособности культуры, а также корреляции оптической плотности с количественной характеристикой культивируемой комбинации проводились высевы 1 мл взвеси на плотную питательную среду. Забор выполнялся в условиях ламинарного бокса в начале экспоненциальной фазы (период ускоренного развития клеток) и в окончании истинного экспоненциального прироста клеток с использованием автоматической пипетки и стерильных наконечников.

Результаты и обсуждение

По результатам культивирования клинического изолята P. Intermedia в контрольной пробирке первоначальные фазы развития анаэробной популяции отмечались до 12-го часа культивирования (рисунок). С 6-го по 12-й час прослеживался период ускоренного развития клеток (P-1), в котором по постепенному нарастанию оптической плотности прослеживались первичные генеративные признаки популяции (6—8-й час — преобладание процесса роста клеток; 8—12-й час — преобладание процесса первичного деления). Второй период (P-2) экспоненциальной фазы отождествлялся с цикличным равномерным приростом биомассы, в результате которого к 22-му часу экспериментального культивирования было достигнуто максимальное пиковое значение OD. Начиная с 23-го часа эксперимента в данной пробирке отмечалось снижение скорости деления клеток, что способствовало переходу в период отрицательного ускорения (P-3). На 24-й час культивирования была достигнута максимальная концентрация биомассы (показатель p), что отражалось в стабилизации показателя оптической плотности — 5,54±0,3 mcf. Фаза одновременного равновесного нахождения вновь образующихся и отмирающих клеток (стационарная фаза) имела достаточно длительную продолжительность, без существенных признаков изменения концентрации биомассы. Фаза отмирания отмечалась постепенным увеличением нежизнеспособных клеток с приобретением тенденции к экспоненциальной гибели микробной популяции.

Динамика изменения оптической плотности P. intermedia в эксперименте.

При анализе исследуемых образцов с концентрацией 0,05% хлоргексидина биглюконата отмечалась незначительная пролонгация адаптивной фазы на 2 ч относительно предыдущего образца. Тенденция развития клеток в периоде ускоренного развития оставалась аналогичной контрольному образцу, однако продолжительность этого периода была сокращена, что позволило популяции перейти в экспоненциальный прирост одновременно с контрольным образцом. Экспоненциальная фаза по своему характеру развития более чем в два раза была менее интенсивна относительно контрольного образца.

В образце, где к антисептическому агенту были добавлены цитрусовые биофлавоноиды, отмечалась более существенная задержка адаптивного периода (до 10 ч), а также постепенный и длительный прирост клеток в периоде ускоренного развития (до 16-го часа). Скорость прироста бактериальных клеток в экспоненциальной фазе была ниже, чем в предыдущих двух других образцах, что способствовало длительному процессу наращивания биомассы и переходу культуры в стационарное равновесие в более отдаленные сроки.

Комбинация цитрусовых биофлавоноидов + хлоргексидин 0,05% эффективнее подавляет рост бактерий, чем хлоргексидин 0,5%, продлевая адаптивную фазу (лаг-фазу) роста бактерии P. Intermedia.

Аналогичные результаты были получены для комбинации цитрусовых биофлавоноидов + хлоргексидин 0,2%. Таким образом, ополаскиватель на основе такой комбинации может рассматриваться в качестве альтернативного антисептика для лечения заболеваний пародонта.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. No conflict of interests to declare.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.