Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Юркевич К.Ю.

Кафедра ортопедической стоматологии и протетики стоматологического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Россия

Ирошникова Е.С.

Кафедра протезирования зубных рядов стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Малый А.Ю.

Кафедра факультетской ортопедической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Гзюнова Ю.А.

Кафедра протезирования зубных рядов стоматологического факультета ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Евменова Н.Н.

Кафедра ортопедической стоматологии и протетики стоматологического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Россия

Анализ причин неудовлетворенности пациентов при протезировании на дентальных имплантатах по данным ГКК за 2013—2016 гг.

Авторы:

Юркевич К.Ю., Ирошникова Е.С., Малый А.Ю., Гзюнова Ю.А., Евменова Н.Н.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2017;10(4): 26‑31

Просмотров: 503

Загрузок: 12


Как цитировать:

Юркевич К.Ю., Ирошникова Е.С., Малый А.Ю., Гзюнова Ю.А., Евменова Н.Н. Анализ причин неудовлетворенности пациентов при протезировании на дентальных имплантатах по данным ГКК за 2013—2016 гг.. Российская стоматология. 2017;10(4):26‑31.
Yurkevich KYu, Iroshnikova ES, Malyĭ AIu, Gzyunova YuA, Evmenova NN. Analysis of reasons for patients dissatisfaction with dentures on dental implants according to the CCQ for 2013—2016. Russian Journal of Stomatology. 2017;10(4):26‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat201710426-31

Протезирование пациентов с использованием дентальных имплантатов является сложным видом ортопедического лечения, успех которого зависит от множества факторов. Особенно это актуально, когда количество естественных зубов недостаточно для несъемного вида протезирования и вариантом лечения выбирается протезирование с использованием дентальных имплантантов, так как съемные протезы часто не удовлетворяют пациентов как в функциональном, так и в моральном отношении [1].

Возникающие осложнения могут быть связаны с врачебными ошибками, допущенными на всех этапах стоматологической помощи, что связано с неполноценной диагностикой на различных этапах лечения и просчетами, допущенными при определении показаний к выбору конструкции протезов [2]. Конфликтные ситуации между врачом и пациентом нередко обусловливают невозможность продолжения запланированного ранее ортопедического лечения [3].

Цель настоящего исследования — повышение эффективности стоматологической ортопедической помощи при протезировании на дентальных имплантатах.

На основании материалов Городской комиссии по экспертизе качества ортопедического лечения и изготовления зубных протезов (ГКК) Департамента здравоохранения Москвы выявить:

— основные жалобы пациентов с дентальными имплантатами;

— сроки пользования ортопедическими конструкциями до обращения на ГКК;

— причины осложнений при протезировании на дентальных имплантатах;

— предложить рекомендации для устранения выявленных ошибок.

Материалы и методы

В исследование были включены 82 пациента (68 женщин и 14 мужчин), обратившихся с жалобами в ГКК в период с 2013 по 2016 г. Данным пациентам было установлено 532 винтовых дентальных имплантата: 268 — на верхней челюсти, 264 — на нижней челюсти.

ГКК была создана более 45 лет назад как комиссия Мосгорздрава по экспертизе качества ортопедического лечения [4]. Заседания ГКК проходят 2 раза в месяц, во время заседания ГКК проводится обследование пациентов, на каждого заполняется протокол установленного образца, в котором указываются жалобы, стоматологический статус пациента; диагноз; заключение комиссии и ее рекомендации; форма собственности клиники, где проводилось ортопедическое лечение [5].

Нами было разработано дополнение к протоколу ГКК для детализации клинической ситуации и более глубокого анализа клинической ситуации после протезирования на дентальных имплантатах, где выделяются: пол и возраст пациентов; жалобы и сроки их появления; срок установки дентальных имплантатов; сроки протезирования на дентальных имплантатах; установленная система дентальных имплантатов; вид имеющейся ортопедической конструкции; зубная формула; наличие медицинской документации и полнота ее заполнения.

Результаты

С 2013 по 2016 г. число пациентов, обратившихся на ГКК с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах, увеличилось. Так, в 2013 г. пациентов данной категории было 17 (6,91%), в 2014 г. — 19 (7,92%), в 2015 г. — 20 (9,95%), а в 2016 г. — 26 (15,95%) из общего числа пациентов, пришедших на комиссию в 2013—2016 гг. (соответственно 246, 240, 201, 163, всего 850).

В 2013—2016 гг. среди пациентов, обратившихся на ГКК с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах, значительно преобладали женщины (рис. 1).

Рис. 1. Распределение по полу пациентов, обратившихся в ГКК с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах (n=82).

По возрасту обратившиеся с жалобами пациенты распределялись следующим образом: в 2013 г. наиболее многочисленную группу составили лица в возрасте от 51 года до 60 лет — 8 (47,05%), в 2014 г. — старше 61 года — 8 (42,10%), в 2015 г. лица в возрастных категориях 51—60 лет и старше 61 года (по 8 пациентов) и в 2016 г. — лица старше 61 года — 12 (46,15%) (рис. 2).

Рис. 2. Распределение по возрасту пациентов, обратившихся с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах (n=82).

Пациенты, обратившиеся с жалобами в ГКК, проходили лечение в клиниках с разной формой собственности. Превалирующему большинству пациентов — 72 (87,80%) — ортопедическое лечение было проведено в частных стоматологических клиниках. В государственных стоматологических поликлиниках ортопедическое лечение получили 10 (12,20%) пациентов (рис. 3).

Рис. 3. Распределение пациентов по форме собственности клиники (n=82).

Пациенты предъявляли жалобы на различных этапах лечения с использованием дентальных имплантатов. В период с 2013 по 2016 г. 82 пациента предъявили 169 жалоб, наиболее частыми из которых стали жалобы на неплотное смыкание зубных рядов — 43 (25,44%), затрудненное пережевывание пищи — 31 (18,34%) и эстетические нарушения — 14 (8,28%), при этом пациенты предъявляли более одной жалобы, в среднем 2 жалобы на случай (табл. 1).

Таблица 1. Основные жалобы пациентов (n=82), обратившихся в ГКК после протезирования на дентальных имплантатах (n=169) Примечание. *— пациенты могли предъявлять более одной жалобы.

Наиболее частым осложнением дентальной имплантации является воспалительный процесс в области имплантата (параимплантит и периимплантит) [3]. Данный вид осложнений может быть обусловлен некачественным проведением как хирургической операции дентальной имплантации, так и последующего протезирования.

Длительное пользование неправильно изготовленной ортопедической конструкцией становится травматическим фактором, приводящим к отторжению дентального имплантата. При обнаружении первых признаков периимплантита следует незамедлительно провести коррекцию окклюзионных взаимоотношений [3]. Большинство пациентов, обратившихся с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах, не были информированы о правилах пользования и гигиены ортопедических конструкций [6].

В период с 2013 по 2016 г. у пациентов, обследуемых в ГКК с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах, было изготовлено 177 ортопедических конструкций, в том числе 17 (9,60%) съемных перекрывающих протезов на дентальных имплантатах и 160 (80,40%) несъемных протезов (табл. 2).

Таблица 2. Виды протезов, изготовленных в период 2013—2016 гг. (n=177)

Были проанализированы сроки установки дентальных имплантатов. Большей части пациентов — 48 (58,53%) — дентальные имплантаты были установлены в период от 6 мес до 2 лет (табл. 3).

Таблица 3. Сроки установки дентальных имплантатов до обращения в ГКК

Также были проанализированы сроки пользования протезами на дентальных имплантатах до обращения в комиссию. Следует отметить тот факт, что большинство пациентов — 46 (56,09%) — пользовались протезами менее 1 года, а 21 (25,62%) — от 1 года до 3 лет (табл. 4).

Таблица 4. Сроки пользования протезами на дентальных имплантатах до обращения в ГКК (n=82)

В результате анализа материалов ГКК было выявлено, что у большинства обследуемых пациентов — 68 (82,93%) — полностью отсутствует медицинская документация. В тех историях болезни, которые были предоставлены в ГКК — 14 (17,07%) — отсутствовали данные о жалобах, сведения о перенесенных заболеваниях, аллергостатусе и сопутствующей общесоматической патологии, данные объективного обследования, развернутый диагноз и план лечения. Диагноз в истории болезни содержал только данные о частичном или полном отсутствии зубов, никакой сопутствующей патологии в диагнозе не отмечалось. Не во всех случаях была заполнена зубная формула и присутствовала одонтопародонтограмма В.Ю. Курляндского. План лечения зачастую отсутствовал, вместо него было только описание проведенных врачебных манипуляций (табл. 5).

Таблица 5. Медицинская документации у пациентов, обратившихся в ГКК (n=82)

Практически каждый пациент вместо истории болезни предъявлял на комиссии заказ-наряды и кассовые чеки за проведенное лечение.

Заключение

Пациенты с жалобами после протезирования на дентальных имплантатах составляют небольшую часть от общего количества пациентов — 82 (9,64%) из 850 человек, обратившихся в ГКК в период с 2013 по 2016 г. Пациенты, обращавшиеся на ГКК, после протезирования на дентальных имплантатах предъявляли различные жалобы. Наиболее частая жалоба — на неплотное смыкание зубных рядов, что связано с недостаточным определением окклюзионных взаимоотношений. Среди других жалоб — затрудненное пережевывание пищи и эстетические нарушения. Все жалобы пациентов после протезирования на дентальных имплантатах после клинического осмотра и анализа диагностических моделей, были признаны обоснованными.

Поскольку одной из часто встречающихся жалоб являются эстетические нарушения, врачам следует учитывать эстетическую составляющую стоматологического ортопедического лечения с целью предупреждения дальнейших претензий.

Выявлено большое количество ошибок при лечении пациентов с использованием дентальных имплантатов в качестве опор для ортопедических конструкций. Основные нарушения были допущены в период диагностики, врачами-стоматологами был получен не полный объем данных, в большинстве случаев не было проведено предварительное планирование и изготовление временных ортопедических конструкций. Врачи не предлагали пациентам альтернативных вариантов ортопедической помощи, не проводилось изучение приверженности данному виду ортопедической стоматологической помощи, что проявилось в незнании пациентами мер гигиены и правил пользования ортопедическими конструкциями.

Врачам, планирующим дальнейшее лечение при помощи дентальных имплантатов, необходимо более тщательно подходить к сбору анамнеза, учитывая индивидуальные особенности каждого пациента, сложность патологии, данные плотности кости альвеолярных отростков и расположения в них установленных дентальных имплантатов. Так, в 4,88% случаев ортопедическое лечение было невозможно произвести после хирургической установки дентальных имплантатов.

У большинства пациентов (82,93%) отсутствовала медицинская документация, а в проанализированной нами медицинской документации отсутствовали формулировки диагноза, раскрывающие полную патологию. Медицинскую документацию необходимо вести в полном объеме, поскольку она может служить доказательной базой в пользу врача в случае необоснованных жалоб пациента.

Стоматологам-ортопедам нельзя идти на поводу у пациентов, желающих изготовления исключительно несъемных ортопедических конструкций. Дентальная имплантация без предварительной подготовки и полного изучения индивидуальных анатомических особенностей, оказывает негативное воздействие и может нанести вред зубочелюстной системе и организму в целом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Малый А.Ю., Ирошникова Е.С., Юркевич К.Ю..

Сбор и обработка материала — Юркевич К.Ю., Ирошникова Е.С., Гзюнова Ю.А.

Статистическая обработка данных — Юркевич К.Ю., Ирошникова Е.С., Евменова Н.Н., Гзюнова Ю.А..

Написание текста — Ирошникова Е.С., Юркевич К.Ю., Евменова Н.Н..

Редактирование — Малый А.Ю., Ирошникова Е.С., Юркевич К.Ю., Евменова Н.Н..

*e-mail: fortstom@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.