Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Макурдумян Д.А.

Кафедра факультетской ортопедической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Малый А.Ю.

Кафедра факультетской ортопедической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Кабанов В.Ю.

Кафедра факультетской ортопедической стоматологии стоматологического факультета ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Исследование приверженности пациентов лечению в ортопедической стоматологии

Авторы:

Макурдумян Д.А., Малый А.Ю., Кабанов В.Ю.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2013;6(3): 35‑38

Просмотров: 652

Загрузок: 10


Как цитировать:

Макурдумян Д.А., Малый А.Ю., Кабанов В.Ю. Исследование приверженности пациентов лечению в ортопедической стоматологии. Российская стоматология. 2013;6(3):35‑38.
Makurdumian DA, Malyĭ AIu, Kabanov VIu. Study on the patients' compliance with the prescribed treatment regimens in orthopedic stomatology. Russian Journal of Stomatology. 2013;6(3):35‑38. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние иди­опа­ти­чес­кой анев­риз­мы ле­гоч­ной ар­те­рии. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(3):321-328
Под­дер­жи­ва­ющая им­му­но­суп­рес­сив­ная те­ра­пия при бо­лез­ни Кро­на: при­вер­жен­ность па­ци­ен­та и ее вли­яние на эф­фек­тив­ность ле­че­ния. Кли­ни­чес­кий слу­чай. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(2):90-96
Зна­че­ние ком­пла­ен­са ро­ди­те­лей в ре­аби­ли­та­ции де­тей с гла­уко­мой в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):12-16

В медицине комплаентность (приверженность) понимают как степень, с которой пациент корректно следует медицинским рекомендациям. Чаще всего термин ассоциируются с медикаментозным лечением, хотя может соотноситься с использованием медицинских приспособлений, выполнением физиотерапевтических упражнений или проведением других лечебных процедур. Считается, что на степень комплаентности оказывают влияние факторы со стороны как пациента, так и лечащего врача. Кроме того, важным фактором часто также является высокая стоимость прописанных лекарственных препаратов (ЛП) или назначенного лечения [8].

Комплаентность часто путают с конкордансом (согласованием) - процессом, в котором пациент и лечащий врач принимают решение о лечении сообща [7].

Отсутствие приверженности рассматривается как основное препятствие эффективного предоставления медицинской помощи. По оценкам ВОЗ, лишь 50% пациентов с хроническими заболеваниями в развивающихся странах следуют рекомендациям врача по поводу лечения [1]. Следует отметить, что реальный уровень комплаентности достаточно трудно оценить и в медицинской литературе оценки могут быть завышены в силу различий между условиями клинических исследований и рутинных назначений.

К основным препятствиям в достижении высокой комплаентности относятся сложность современных схем лечения, низкий уровень осведомленности в вопросах здоровья и недостаточное понимание преимуществ лечения, появление неожиданных побочных эффектов, стоимость выписанного ЛП, недостаток доверия между лечащим врачом и пациентом [5, 6]. Попытки улучшить комплаентность направлены на уточнение схем приема ЛП, разработку эффективных средств напоминания, повышения уровня осведомленности пациента и ограничение количества прописываемых одновременно препаратов.

Успешный результат стоматологического лечения, помимо технического аспекта, в большой степени зависит от поведенческих моделей как пациента, так и врача-стоматолога, а также от уровня их взаимодействия. При этом коммуникация является ключевым моментом в данном взаимодействии и в процессе лечения в целом. Так как удовлетворенность пациента лечением и качество терапии тесно связаны с положительным отношением стоматолога и его коммуникативными навыками, подчеркивается необходимость индивидуального подхода и качественного взаимодействия со стороны врача [3].

Несмотря на это, в мировой литературе по стоматологии за последние 20 лет недостаточно работ по исследованию взаимодействия врач-пациент, тревожности на приеме у стоматолога, а также удовлетворенности пациента лечением [2].

В изучении влияния вербальной коммуникации на удовлетворенность пациентов ортопедическим стоматологическим лечением было показано, что степень информированности пациента, как и врача, вместе с объемом протезирования влияли на удовлетворенность пациентов достигнутым результатом. Авторы подчеркивают, что пациенты при длительном ортопедическом стоматологическом лечении должны иметь возможность обсуждать свой стоматологический статус [4].

Для решения задач исследования проводился скрининг пациентов, обратившихся за помощью в профильное отделение кафедры факультетской ортопедической стоматологии. После первичного обследования в соответствии с критериями отбирались пациенты для клинико-эпидемиологического исследования. Для учета данных была разработана индивидуальная статистическая (регистрационная) карта, которая включала в себя паспортную часть, вопросы о стоматологическом статусе пациента, вопросы об имеющихся в полости рта ортопедических конструкциях и их оценке.

Всего в исследование были включены 122 пациента, пришедших на прием, - 46 (37,70%) мужчин и 76 (62,29%) женщин.

Распределение по возрасту было следующим: 24 (19,67%) пациента в возрасте 21-30 лет, по 21 (17,21%) пациенту в возрасте 31-40 и 61-70 лет, 27 (22,13%) в возрасте 41-50 лет, возрастная группа 51-60 лет была наиболее многочисленной - 29 (23,77%) пациентов.

На основании типа зарегистрированной у пациента ортопедической конструкции выделены следующие группы: пациенты с металлокерамическими конструкциями (одиночные коронки, мостовидные протезы); пациенты с металлопластмассовыми конструкциями (одиночные коронки, мостовидные протезы); пациенты с цельнолитыми конструкциями (одиночные коронки, мостовидные протезы); пациенты со штампованными одиночными коронками.

В опросе согласились принять участие 79 пациентов с ранее установленными металлокерамическими конструкциями, в том числе 40 - с одиночными коронками и 39 - с металлокерамическими мостовидными протезами; 15 пациентов с ранее установленными металлопластмассовыми конструкциями: из них 4 - с одиночными коронками и 11 - с металлопластмассовыми мостовидными протезами; 20 пациентов с ранее установленными цельнолитыми конструкциями: из них 8 - с одиночными коронками и 12 - с цельнолитыми мостовидными протезами; 8 пациентов с ранее установленными штампованными одиночными коронками.

Как показал анализ полученных данных, 57,36% пациентов с несъемными зубными протезами уверены в том, что будут посещать стоматолога-ортопеда, как им рекомендовано (2 раза в год), когда нет симптомов, свидетельствующих о проблемах в полости рта (табл. 1).

Уверены, что не отменят своего посещения даже при наличии страха болезненных манипуляций на приеме у врача, 81,95% пациентов; знают, как чистить свои зубы правильно, 91,79% пациентов; полагают, что могут избавиться от налета на своих зубах, если будут заниматься этим ежедневно, 79,5% пациентов.

Трудно было соблюдать советы стоматолога-ортопеда во время лечения и последующего динамического наблюдения 40,15% пациентам, в то же время 97,52% осуществляли уход за своими несъемными протезами в соответствии с рекомендациями врача. Тем не менее в целом пациенты чаще недостаточно позитивно воспринимают врачебные рекомендации, чем соглашаются с ними (табл. 2).

Очевидно, что в этом одна из причин отсутствия приверженности.

Не всегда были откровенны с лечащим врачом по поводу осуществления ухода за протезами, как было обещано, 32,77% пациентов.

Среди пациентов с несъемными протезами чистят их 1 раз в неделю - 1,27%, 1 раз в день - 25,40%, 2 раза в день - 61,47%, более чем 2 раза в день - 9,01% и никогда не чистят - 0,81%.

Тратят на чистку своих протезов 2 мин - 59,01% пациентов, 5 мин - 27,04%, 10 мин - 2,45%, 15 мин - 1,63%, сколько потребуется - 9,83%. Покупали зубную щетку для регулярного пользования, рекомендованную врачом, 87,70% пациентов, жидкость для ополаскивания рта - 66,39%, зубные нити для очищения межзубных промежутков - 55,73%. Частота посещений врача-стоматолога-ортопеда каждые 3 мес - 7,37% пациентов, раз в полгода и более - 41,80%, каждый год - 19,67%, один раз в несколько лет - 31,14%. Понимают, что заболевания зубов столь же важны, как и другие проблемы здоровья, 99,17% пациентов, и осознают важность сохранения естественных зубов 100% пациентов.

На основании полученных данных можно сказать, что большинство пациентов с несъемными зубными протезами информированы о состоянии полости рта, о необходимости регулярного посещения врача-стоматолога-ортопеда и проявляют интерес к проблемам полости рта. Основной мотивацией обращения пациентов за ортопедической стоматологической помощью являются острая боль и непосредственно проблемы с уже изготовленными несъемными протезами. Повышению комплаентности пациента способствует полная, своевременная и доступная информация о состоянии его полости рта. Осознание пациентами возможности возникновения осложнений заболеваний повышает их ответственность к проведенному лечению несъемными конструкциями.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.