Ким И.А.

ГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства»

Рагимова Д.Р.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Носуля Е.В.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Первичко Е.И.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Гришанина А.М.

ФГАОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Приверженность лечению пациентов с назальной обструкцией

Авторы:

Ким И.А., Рагимова Д.Р., Носуля Е.В., Первичко Е.И., Гришанина А.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2020;28(3): 164‑166

Прочитано: 1161 раз


Как цитировать:

Ким И.А., Рагимова Д.Р., Носуля Е.В., Первичко Е.И., Гришанина А.М. Приверженность лечению пациентов с назальной обструкцией. Российская ринология. 2020;28(3):164‑166.
Kim IA, Ragimova DR, Nosulya EV, Pervichko EI, Grishanina AM. Adherence to treatment for patients with nasal obstruction. Russian Rhinology. 2020;28(3):164‑166. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosrino202028031164

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­не­ние ре­зуль­та­тов объек­тив­но­го кон­тро­ля за соб­лю­де­ни­ем наз­на­чен­но­го рег­ла­мен­та ком­прес­си­он­ной те­ра­пии и дан­ных днев­ни­ков, за­пол­ня­емых са­мос­то­ятель­но па­ци­ен­та­ми. Фле­бо­ло­гия. 2025;(2):113-119
Це­реб­ро­вас­ку­ляр­ная па­то­ло­гия в кли­ни­чес­кой прак­ти­ке. Ре­зо­лю­ция Эк­спертно­го со­ве­та Рос­сий­ско­го на­уч­но­го ме­ди­цин­ско­го об­щес­тва те­ра­пев­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(6):105-111

Цель исследования — обобщение данных о приверженности лечению пациентов с назальной обструкцией.

Материал и методы

Проанализированы публикации (статьи и соответствующие рефераты), представленные в базе данных PubMed. Выбор материала осуществлялся по ключевым словам: назальная обструкция, приверженность лечению, комплаентность.

Результаты

Назальная обструкция (НО) встречается не менее чем у 80% пациентов с патологией ЛОР-органов и является основным симптомом в 50—75% случаев [1].

Так, например, в США НО встречается примерно у 1/3 населения [2], в Великобритании распространенность заложенности носа среди населения составляет более 30%, причем в большинстве случаев заболевание имеет хроническое течение (у 2/3 пациентов — аллергический ринит, у 1/3 —деформация перегородки носа и хронический риносинусит) [3—5].

Самым распространенным заболеванием этой большой группы является аллергический ринит, распространенность которого колеблется от 10 до 40% [6, 7].

Далее по частоте встречаемости (от 14,1 до 90,4%) следует искривление перегородки носа (врожденного и приобретенного генеза) [8, 9].

Риносинусит с полипами носа, без полипов носа и аллергический/грибковый риносинусит встречается у 20% пациентов с НО, чаще — с сопутствующей бронхиальной астмой [10]. Косвенные статистические данные свидетельствуют о том, что частота выполняемых функциональных операций по поводу НО, в частности, септопластики, в некоторых европейских странах варьирует от 40 до 75 случаев на 100 тыс. населения [11].

Для устранения назальной обструкции широко и часто необоснованно используются местные сосудосуживающие средства (назальные капли, спреи).Однако эти средства не всегда оказываются эффективны, поскольку устраняют симптомы, но не причину (например, анатомические особенности строения, воспалительные изменения в полости носа и околоносовых пазухах). Кроме того, длительное применение деконгестантов нередко вызывает сухость слизистой оболочки носа, что, в свою очередь, снижает ее защитные свойства и способствует, с одной стороны, развитию/усугублению заболевания, послужившего причиной применения деконгенстантов, а с другой — формированию медикаментозного ринита. В связи с этим рекомендуется местное применение вазоконстрикторов в течение короткого периода времени (не более 4 или 5 сут) [12, 13].

Важным аспектом изучения проблемы НО является уточнение психологического статуса таких пациентов, однако имеющиеся на сегодняшний день по этому вопросу данные носят достаточно скудный и разноречивый характер [14]. В большинстве исследований, посвященных изучению психологических особенностей пациентов с НО, отмечается наличие у них тревожности, снижения настроения, депрессии [15]. Показано, что риск и частота возникновения депрессии и тревоги увеличивается у пациентов с заложенностью носа, головной болью и гипосмией [15—17]. Описана прямая связь между наличием тревожности и апноэ сна, выраженностью симптомов сезонного аллергического ринита [18].

Наличие психологических особенностей у пациентов с НО может оказывать отрицательное влияние на эффективность хирургического вмешательства — больные с высоким уровнем тревоги имеют более низкие показатели послеоперационного удовлетворения [19].

Пациенты с НО, обладающие высоким уровнем тревожности, закономерно имеют гораздо более низкий уровень качества жизни, у них отмечается высокая частота болевых ощущений в послеоперационном периоде [21].

Психологические особенности пациентов с НО тесно связаны с проблемой приверженности пациента выполнению назначений врача, что является одним из существенных компонентов терапии НО.

Согласно докладу ВОЗ (WHO, 2003) [21], приверженность рассматривается как степень соблюдения пациентом рекомендаций врача по приему лекарственных препаратов, особенностям диетических предписаний и изменению образа жизни. В соответствии с рекомендациями ВОЗ в проблеме приверженности выделяют пять групп взаимодействующих факторов:

— социально-экономические;

— связанные с медицинским персоналом и системой здравоохранения;

— связанные с проводимой терапией;

— связанные с пациентом;

— связанные с состоянием пациента на текущий момент.

В психологическом смысле под приверженностью лечению (комплаентностью) подразумевают часть убеждений личности, которые определяют поведение человека, связанное с его отношением к лечебным мероприятиям, рекомендациям и предписаниям врача [22].

Проблема низкой приверженности больных с хроническими заболеваниями лечению в последнее время привлекает к себе все больше внимания. Низкая приверженность лечению признается экспертами значительной международной проблемой. Отмечается, что приверженность долгосрочной терапии при хронических болезнях колеблется в пределах 50%. При низкой доле больных, придерживающихся рекомендаций врача, результаты лечения лекарственными препаратами, высокая клиническая эффективность которых доказана в специально спланированных рандомизированных клинических испытаниях (РКИ), может быть существенно ниже [23—25].

Таким образом, формирование у пациентов с НО приверженности лечению с учетом их психологических особенностей является одним из важных резервов повышения эффективности фармакотерапии этой патологии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

<

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.