Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Русецкий Ю.Ю.

Кафедра болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России, Москва

Арутюнян С.К.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Малявина У.С.

Национальный научно-практический центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Спиранская О.А.

Национальный научно-практический центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Мейтель И.Ю.

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Симультанная риноотохирургия у взрослых и детей

Авторы:

Русецкий Ю.Ю., Арутюнян С.К., Малявина У.С., Спиранская О.А., Мейтель И.Ю.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2019;27(3): 148‑153

Просмотров: 520

Загрузок: 16

Как цитировать:

Русецкий Ю.Ю., Арутюнян С.К., Малявина У.С., Спиранская О.А., Мейтель И.Ю. Симультанная риноотохирургия у взрослых и детей. Российская ринология. 2019;27(3):148‑153.
Rusetskiĭ IuIu, Arutyunyan SK, Malyavina US, Spiranskaya OA, Meitel IYu. Simultaneous rhinootosurgery in adults and children. Russian Rhinology. 2019;27(3):148‑153. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosrino201927031148

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ние ал­ло­ген­ной твер­дой моз­го­вой обо­лоч­ки (бре­фот­кань твер­дой моз­го­вой обо­лоч­ки) при хи­рур­ги­чес­ком ле­че­нии рет­рак­ци­он­ных кар­ма­нов ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­ки. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):4-7

В структуре воспалительных заболеваний детского возраста первое место как по частоте, так и по значимости занимают заболевания верхних дыхательных путей (ВДП) и органа слуха [1], такие как острые и хронические риносинуситы, тонзиллиты, гипертрофии глоточной миндалины и аденоидиты, разные формы отитов. Значительная часть указанных патологических состояний не поддается только консервативной терапии и нуждается в санирующих хирургических вмешательствах [2, 3].

Цель исследования — выполнить критический обзор существующих публикаций, посвященных опыту одноэтапных хирургических вмешательств на среднем ухе и ВДП.

Материал и методы

Проведен анализ научных публикаций, представленных в информационных базах данных PubMed, Google и Google Scholar, содержащих сведения об эффективности симультанных операций при патологии ВДП и органа слуха в детском возрасте.

Результаты и обсуждение

Распространенность хронической ЛОР-патологии в России колеблется в пределах 182—465,0 на 1000 населения [3, 4]. В структуре заболевания преобладают с почти равной частотой болезни глотки и уха (31—32%), немного реже регистрируются болезни носа и околоносовых пазух [5].

К наиболее частым осложнениям инфекционной патологии органа слуха, в том числе в детском возрасте, следует отнести развитие стойкой кондуктивной тугоухости. Почти в 60% наблюдений тугоухость в детском возрасте развивается как следствие острого, хронического гнойного, а также экссудативного среднего отита [6]. Одна из причин формирования нарушения слуха наряду с неадекватной антибактериальной терапией — несвоевременное или не выполненное в должном объеме хирургическое вмешательство в носоглотке [7].

Гипертрофия глоточной миндалины занимает лидирующие позиции среди заболеваний ВДП в детском возрасте и встречается чаще у детей в возрасте от 1 года до 5 лет [8]. Естественным спутником данной проблемы является хронический аденоидит, т. е. наличие бактериального воспаления в носоглотке, что становится важным фактором риска развития патологии слуховой трубы и среднего уха [9]. Кроме того, лимфоидная ткань в носоглотке служит потенциальным очагом бактериальной инфекции, способствующим распространению микробных агентов в полость носа, околоносовые пазухи (ОНП) и среднего уха [10]. Следовательно, имеются патогенетические предпосылки для проведения аденотомии при хронических и рецидивирующих инфекциях среднего уха. В ряде ранних работ показано, что аденотомия значительно улучшает исход операций на среднем ухе (мирингопластика, шунтирование барабанной перепонки, тимпанопластика), снижает процент неудачных исходов [11—13].

Аденотомия — наиболее часто выполняемая операция в ЛОР-хирургии, причем, как правило, ей подвергаются дети младшего возраста (2—4 года) [14, 15]. По результатам рандомизированных исследований, выполненных в 1990-х годах, польза аденотомии и аденотонзиллотомии при среднем отите оценивалась как ограниченная и кратковременная. Дело в том, что у детей с острым рецидивирующим средним отитом аденотомия привела к некоторому снижению частоты и длительности эпизодов отита лишь в течение первого года наблюдения, а в случаях хронического отита с нарушением слуха и стойкой инфекции ВДП вообще не повлияла на течение заболеваний [16]. Возможно, это связано либо с погрешностями в технике проведения операции и неполной санацией носоглотки вследствие традиционного инструментального подхода, либо с относительно небольшим числом наблюдений.

В то же время обследование до и после оперативного вмешательства 100 детей с тубарной дисфункцией и экссудативным средним отитом показало, что своевременная аденотомия с максимальным удалением лимфоидной ткани и полным освобождением глоточного устья слуховых труб приводит к хорошим функциональным результатам в 95% случаев и лишь в 5% случаев через 1 мес после операции сохраняется экссудат в барабанной полости [17].

Техника проведения аденотомии за последние десятилетия претерпела существенные изменения [18]. Стало ясно, что традиционное инструментальное удаление миндалины сопряжено с относительно большим числом осложнений и рецидивов, главным образом вследствие отсутствия хорошего визуального контроля во время операции [19]. Аденотомия, проводимая под эндоскопическим контролем, позволила минимизировать частоту рецидивирования гипертрофических изменений миндалины, потребовавшего повторной ревизионной аденотомии, до 1,02% [19, 20].

Деформация носовой перегородки (врожденная или травматическая) является одной из причин возникновения дисфункциональных процессов в слуховой трубе [21—23]. Известно, что в половине случаев септальных деформаций им сопутствуют заболевания носоглотки (аденоидит) и среднего уха [24]. При резко выраженном искривлении и отсутствии нормального носового дыхания можно оперировать детей начиная с 6 лет [25, 26]. Иностранные авторы рекомендуют проводить коррекцию деформаций перегородки носа как можно раньше, чтобы избежать эстетических и функциональных последствий назальных отклонений [27, 28]. Результатом септопластики, очевидно, должна стать нормализация процесса воздухопроведения в среднем ухе. Однако, как утверждают некоторые исследователи, проведение септопластики не только не влияет на исход тимпанопластики [29], но и ухудшает трубную функцию в краткосрочном послеоперационном периоде [23].

Важное значение в патогенезе отитов имеют хронические риниты. Данное заболевание присутствует более чем у 70% детей с гипертрофией глоточной миндалины, и 60% из них страдают экссудативным отитом [30]. Для улучшения носового дыхания при вазомоторном рините успешно применяется подслизистая вазотомия нижних носовых раковин [31].

При наличии хронических и рецидивирующих гнойных синуситов, полипозных синуситов методом выбора у детей является эндоскопическая риносинусохирургия: визуальный контроль позволяет обеспечить тщательное удаление разрастаний, провести ревизию соустий ОНП, осуществить надежный гемостаз при минимальном операционном травматизме тканей [32]. В настоящее время доля эндоскопических вмешательств при риносинуситах в зарубежных клиниках достигает 92,5% [33—35], в России и странах СНГ наблюдается аналогичная ситуация.

Несмотря на очевидную важность свободного носового дыхания для вентиляции среднего уха, некоторые иностранные исследователи демонстрируют отсутствие влияния искривления перегородки носа на результаты проведенной тимпанопластики. В качестве основного параметра были использованы данные акустической ринометрии, полученные после успешной и неудачной тимпанопластики, что свидетельствует об отсутствии значимого влияния септальных нарушений на результаты операции. Авторы показывают, что роль заболеваний носа в развитии хронических отитов у детей преувеличена [29].

В США, как и в странах Европы, действующие национальные клинические рекомендации ведения пациентов с экссудативным отитом преимущественно основаны на стратегии активного наблюдения. Иначе говоря, первые 3 мес после постановки диагноза врач придерживается выжидательной тактики, а к активному медикаментозному и хирургическому лечению приступает лишь в случае утяжеления процесса, нарастания нарушений слуха и возникновения прочих осложнений. Хирургическое лечение сводится к миринготомии и (или) тимпаностомии на период 6—12 мес. У детей старше 4 лет, как правило, проводят аденотомию в качестве устранения первопричины дисфункции слуховой трубы [36, 37].

Несколько иная ситуация с хроническим гнойным средним отитом (ХГСО). И российские, и зарубежные авторы единодушно сходятся во мнении, что основной метод лечения данного заболевания — хирургический [3, 7, 38, 39]. Главная цель такого лечения — проведение максимальной санации структур среднего уха. Выбор типа, объема и доступа оперативного вмешательства является индивидуальным и зависит от клинической ситуации и предпочтений хирурга, при этом санирующие и реконструктивные операции по возможности рекомендуется проводить одноэтапно [40—42].

С развитием медицинских технологий хирурги стали отдавать предпочтение эндоскопическим методам санирующих и слухоулучшающих операций [9, 43]. Эндоскопическая техника позволяет хорошо визуализировать все структуры у детей и провести максимально полную санацию с достижением хороших долговременных результатов [44].

Таким образом, современные тенденции в ЛОР-хирургии, особенно в детском возрасте, отражают стремление к достижению наилучших результатов лечения с минимальным травматизмом и риском осложнений. Подобный исход обеспечивается применением щадящих техник, уменьшением объема вмешательств, а также одноэтапным проведением санирующих и реконструктивных (по возможности) операций [40, 45, 46].

Выбор тактики хирургического лечения заболеваний среднего уха является предметом активной дискуссии в научных кругах [45]. Традиционное поэтапное хирургическое лечение хронических средних отитов предусматривает проведение нескольких госпитализаций и вмешательств с непременным временны́м разрывом для закрепления положительного эффекта каждого этапа. При таком лечении больной подвергается неоднократной анестезии, дополнительной хирургической травме, рентгенологической и медикаментозной нагрузке в послеоперационном периоде. По понятным причинам в значительной степени удлиняются сроки лечения и увеличиваются финансовые затраты [47, 48].

В педиатрической практике поэтапная процедура уменьшает комплаентность пациентов и их родителей, что нередко приводит к отказу от следующих этапов лечения [49].

Симультанная операция существенно сокращает сроки лечения и повышает его эффективность, поскольку одновременно воздействует на все этиопатогенетические звенья развития хронического среднего отита [48, 50]. Кроме того, после такого вмешательства регистрируется гораздо меньшее число рецидивов заболевания, что достигается за счет одновременного удаления патологического очага и факторов, способствующих его развитию (дисфункция слуховой трубы) [50].

При равных анатомо-функциональных результатах симультанной хирургии немаловажным является и факт экономической выгоды [48, 51, 52]. По данным В.С. Исаченко, проведение симультанных операций в 1,2 раза выгоднее поэтапных за счет снижения количества госпитализаций и ускорения сроков реабилитации больных [52].

Оппоненты идеи симультанной хирургии указывают прежде всего на высокий риск повторного инфицирования. Как утверждают ряд отечественных и зарубежных исследователей, стойкий санирующий эффект после санирующих вмешательств достигается лишь у 65—66% пациентов. В остальных случаях возможен рецидив инфекции [3, 53, 54].

По мнению сторонников поэтапной тактики, сроки проведения реконструктивного этапа операции зависят от восстановления слизистой оболочки, кровообращения в ней, затихания всех реактивных явлений в слизистой оболочке после операции, а после санирующего этапа не всегда реально добиться идеальных условий для реконструкции. Более того, в открытой послеоперационной полости, что противоестественно для слизистой оболочки, возможно присутствие патогенной микрофлоры [55, 56].

Указанных осложнений симультанной операции удастся избежать, если тщательно подготовить пациента к хирургическому лечению и выполнить ряд пред-, интра- и послеоперационных мероприятий, направленных на профилактику кровотечений, уменьшение воспалительных изменений слизистой оболочки полости носа и вазомоторных явлений. К тому же вероятность инфицирования сохраняется, даже если выбор хирурга пал на поэтапные вмешательства [57].

Важно следовать основному принципу хирургии ХГСО, заключающемуся в выполнении максимально щадящих операций с наибольшим функциональным результатом для пациента — достижением необходимого уровня слуха, укорочением сроков восстановления после операции и улучшением качества жизни пациента. Собственно, такой результат обусловливает одностадийная (симультанная) хирургия, а значит, ее выбор предпочтителен [12].

Результаты современных исследований, посвященных анализу различных способов оперативного лечения заболеваний среднего уха, позволяют говорить об эффективности симультанного хирургического лечения средних отитов [7, 29, 48, 57]. Сегодня специалисты рекомендуют при необходимости неоднократного вмешательства использовать в качестве хирургического этапа именно симультанную хирургию, которая обладает рядом очевидных преимуществ [47, 48, 50]. Несмотря на несомненную актуальность вопроса, в зарубежных открытых литературных источниках найдено крайне мало исследований, посвященных изучению эффективности симультанного лечения в сравнении с этапным [48—50, 58].

Более подробно рассматриваемый вопрос был изучен российскими учеными, убедительно доказавшими эффективность одноэтапных вмешательств. Однако прямого сравнения по разным контрольным точкам многоэтапных и симультанных методик авторами не проводилось [48, 50, 58, 59].

Сравнительный анализ морфологических и функциональных изменений после оперативного вмешательства на среднем ухе при этапном лечении больных и одномоментных вмешательствах на среднем ухе и проведении санирующих и реконструктивно-восстановительных операций в полости носа (n=255) был выполнен В.В. Дворянчиковым (2006). В целом лучшие функциональные результаты симультанной тимпанопластики при любом виде патологии среднего уха (болезнь оперированного уха, мезотимпанит, эпитимпанит) незначительны, но все же превалировали над результатами, полученными при этапном лечении [50].

В исследовании Л.С. Цыган (2010) симультанное риноотохирургическое вмешательство (септум-операция и ультразвуковая дезинтеграция нижних носовых раковин) выполнялось 17 больным [57]. При послеоперационном осмотре через 6 мес нормализация рино- и отоскопической картины отмечалась у всех пациентов. Контрольное аудиологическое обследование также через 6 мес после операции выявило улучшение слуха у всех больных [58, 59].

Опубликованных по рассматриваемой теме данных мало. И это вызывает недоумение, потому что именно растущий детский организм требует своевременного устранения сочетанной патологии, а эмоциональные и поведенческие аспекты этой возрастной группы диктуют необходимость уменьшения общего количества госпитализаций, наркозов, хирургических вмешательств и соответственно курсов медикаментозного лечения.

Обзор литературы показывает, что симультанная хирургия при патологии ВДП и среднего уха обоснована и в определенных случаях характеризуется высокой эффективностью.

В то же время у детей подобный подход распространен пока весьма ограниченно, что создает предпосылки для проведения дальнейших исследований и формулирования соответствующих рекомендаций.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Ю.Ю.Р.

Сбор и обработка материала: С.К.А.

Статистическая обработка данных: С.К.А., У.С.М., О.А.С.

Написание текста: С.К.А., У.С.М., О.А.С.

Редактирование: И.Ю.М.

Сведения об авторах

Русецкий Ю.Ю. — https://orcid.org/0000-0001-5574-8292; е-mail: rusetski@inbox.ru

Арутюнян С.К. — https://orcid.org/0000-0001-5669-3326; е-mail: drsona@mail.ru

Малявина У.С. — е-mail: pmu@nczd.ru

Спиранская О.А. — https://orcid.org/0000-0003-1912-2553; е-mail: olgaospy2008@rambler.ru

Мейтель И.Ю. — https://orcid.org/0000-0001-8868-9209; е-mail: meytel@inbox.ru

Автор, ответственный за переписку: Русецкий Ю.Ю. — е-mail: rusetski@inbox.ru

Русецкий Ю.Ю., Арутюнян С.К., Малявина У.С., Спиранская О.А., Мейтель И.Ю. Симультанная риноотохирургия у взрослых и детей. Российская ринология. 2019;27(3):148-153. https://doi.org/10.17116/rosrino201927031148

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.