Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Меньше знаешь — больше веришь? Связь между онлайн-грамотностью в вопросах здоровья, доверием к медицине и лечащему врачу у российских пациентов с онкологическими заболеваниями
Журнал: Профилактическая медицина. 2025;28(9): 29‑34
Прочитано: 163 раза
Как цитировать:
Развитие цифровых технологий меняет способ взаимодействия пациентов с медицинской информацией. В последнее время Интернет стал основным источником знаний о здоровье, но вместе с этим возрос и риск распространения недостоверных данных, влияющих на восприятие медицины и принятие решений о лечении [1, 2]. Особенно остро эта проблема стоит перед онкологическими больными, для которых поиск надежной информации является жизненной необходимостью [3]. В условиях стресса, связанного с диагнозом, человек может легко оказаться под влиянием сомнительных советов, предложений альтернативных методов лечения и псевдонаучных концепций, активно продвигаемых в сети.
На фоне растущего количества онлайн-ресурсов, посвященных онкологии, критически важным становится уровень онлайн-грамотности пациентов [4]. Он определяет их способность отличать достоверную медицинскую информацию от мифов и предубеждений, адекватно оценивать риск и доверять квалифицированной медицинской помощи. Парадоксально, что пациенты с низким уровнем онлайн-компетенций чаще более доверяют традиционной медицине, в то время как более информированные пользователи нередко проявляют повышенный скептицизм к медицине и отказываются от рекомендованного лечения [5].
Современные специалисты отмечают, что доверие к врачу формируется под влиянием многих факторов, включая профессиональную квалификацию, личные качества, стиль взаимодействия с пациентом, финансовые аспекты и социальное окружение [6]. Для онкологических больных, которые часто сталкиваются с информационной перегрузкой и высоким уровнем тревожности, эти аспекты играют особенно важную роль. Высокий уровень доверия способствует приверженности лечению, несмотря на возможные сомнения, финансовые затраты или отдельные недостатки медицинской системы. Важную роль в формировании доверия играют и социальные факторы: рекомендации от членов семьи, упоминания в средствах массовой информации и репутация врача в профессиональном сообществе.
Доверие к цифровым технологиям в здравоохранении также формируется под влиянием многих факторов. Среди ключевых условий развития доверия выделяются: удобство использования, защита конфиденциальности данных, рекомендации других пользователей и улучшенная коммуникация между пациентами и врачами [7]. В то же время барьеры, такие как страх утечки данных, недостаточная осведомленность, низкое качество информации и сложность технологий, могут снижать уровень доверия, в связи с чем особую важность приобретают стандарты безопасности, прозрачность и вовлеченность пользователей в разработку цифровых медицинских сервисов. Для онкологических больных это означает возможность полагаться на безопасные и достоверные онлайн-ресурсы.
Проведенный теоретический анализ показывает, что доверие к медицине и онлайн-грамотность представляют собой сложную систему взаимосвязанных факторов, включающую когнитивные искажения, информационную перегрузку и эмоциональные реакции пациентов. Исследования в этой области подтверждают, что информированность пациентов не всегда ведет к принятию лучших медицинских решений: в ряде случаев высокий уровень онлайн-грамотности может усиливать тревожность, склонность к избыточному поиску информации и даже способствовать развитию недоверия к врачам.
Доверие пациентов к системе здравоохранения формируется не только под влиянием объективных данных об ее эффективности, но и через призму их личного опыта, социальных взаимодействий и способа обработки информации. Например, модели принятия медицинских решений показывают, что пациенты с разным уровнем цифровой компетентности используют разные стратегии поиска и фильтрации данных, а значит, их поведение нельзя рассматривать как однородное. Обзор источников также подчеркивает, что традиционное представление о более информированных пациентах как более «рациональных» не всегда оправдано. В случае онкологических больных информационный поиск часто связан с психологической защитой и попытками справиться с неопределенностью. Это объясняет, почему люди с низкой онлайн-грамотностью могут демонстрировать более высокий уровень доверия к врачам: они просто не сталкиваются с потоком противоречивых данных, который порождает сомнения у тех, кто глубже погружается в тему.
Таким образом, ключевая проблема заключается не в самом уровне онлайн-грамотности, а в том, как пациенты интерпретируют и используют полученные знания. Данный вывод требует переосмысления подходов к медицинской коммуникации, особенно в онкологии, где вопрос доверия напрямую влияет на выбор лечения и приверженность терапии.
Особый интерес представляет то, как онлайн-компетенции влияют на восприятие медицинской информации, отношение к врачам и выбор стратегии взаимодействия с системой здравоохранения.
Цель исследования — изучить взаимосвязи между онлайн-грамотностью в вопросах информации о здоровье, доверием к медицине и доверием к лечащему врачу у российских пациентов с онкологическими заболеваниями.
Опрос проведен в онлайн-формате в период с 21.01.2025 по 02.02.2025 среди подписчиков группы общественного движения «Рак излечим», представленной в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/netonco).
Критерии включения в выборку: совершеннолетие респондентов и подтвержденный (согласно самоотчету) диагноз злокачественного онкологического заболевания.
В исследовании приняли участие 367 россиян с онкологическими заболеваниями (всего в группе «Рак излечим» свыше 22 тыс. подписчиков), в том числе 17 (4,6%) мужчин и 350 (95,4%) женщин в возрасте от 27 до 82 лет (M=50,2; SD=9,90; Me=50). Из опрошенных 100 (27,2%) человек отметили, что имеют среднее образование, 34 (9,3%) — неполное высшее образование, 92 (25,1%) — базовое высшее образование (бакалавриат, специалитет), 130 (35,4%) — высшее образование (магистр), 11 (3%) — закончили аспирантуру и/или имеют ученую степень кандидата или доктора наук. На вопрос о городе проживания 56 (15,3%) респондентов указали Москву, 56 (15,3%) — мегаполис (кроме Москвы), 122 (33,2%) — областной центр и 133 (36,2%) — районный центр.
Участники исследования заполнили анкету, содержащую ряд вопросов о социально-демографических данных (поле, возрасте, уровне образования и городе проживания). Кроме того, применены следующие методики:
1. Шкала онлайн-грамотности в вопросах информации о здоровье (eHealth Literacy Scale, eHEALS), оценивает общий уровень грамотности в области электронного здравоохранения (например, «Я знаю, где найти полезные медицинские ресурсы в Интернете») [4];
2. Индекс недоверия к медицине (Medical Mistrust Index, MMI), измеряет уровень доверия-недоверия к медицинским организациям и системе здравоохранения (например, «Ошибки часто встречаются в медицинских организациях») [8];
3. Шкала доверия к лечащему врачу (Trust in Physician Scale, TPS), оценивает общий уровень доверия к врачу, его назначениям и рекомендациям (например, «Я доверяю своему врачу и верю, что он сообщит мне, если в моем лечении была допущена ошибка») [9].
Данные проанализированы с помощью методов описательной статистики, однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и критерия согласия Пирсона.
В большинстве случаев опрошенные лица имели достаточный уровень онлайн-грамотности в вопросах информации о здоровье (n=202; 55%), реже опрошенные демонстрировали проблематичный (n=109; 30%) и недостаточный (n=56; 15%) уровни.
Онлайн-грамотность в вопросах информации о здоровье не зависела от возраста респондентов (средний возраст в группе: с достаточным уровнем онлайн-грамотности — M=49,6, SD=10,09; с проблематичным уровнем — M=50,5; SD=9,10; с недостаточным уровнем — M=51,6; SD=9,10; значимость различий: F (2, 148)=1,11, p=0,331).
В то же время онлайн-грамотность в вопросах информации о здоровье была статистически значимо более высокой у респондентов с более высоким уровнем образования (χ2 (8)=19,2, p=0,014). На рис. 1 показана статистика распределения респондентов по уровням образования и онлайн-грамотности.
Рис. 1. Уровни онлайн-грамотности в вопросах информации о здоровье в зависимости от уровня образования респондентов.
Онлайн-грамотность в вопросах информации о здоровье также была статистически значимо более высокой у респондентов, проживающих в более крупных городах (χ2 (6)=14,6, p=0,024). На рис. 2 показана статистика распределения респондентов по городу проживания и уровню онлайн-грамотности.
Рис. 2. Уровни онлайн-грамотности в вопросах информации о здоровье в зависимости от города проживания респондентов.
Респонденты с недостаточным уровнем онлайн-грамотности в вопросах информации о здоровье сообщали о большем доверии к медицине, чем респонденты с более высокими уровнями (F (2)=3,59, p=0,030), при этом респонденты с достаточным уровнем онлайн-грамотности в вопросах информации о здоровье сообщали о большем доверии к своему лечащему врачу, чем респонденты с более низкими уровнями (F (2)=8,19, p<0,001). На рис. 3 представлены показатели доверия к медицине и доверия к лечащему врачу в зависимости от уровня онлайн-грамотности.
Рис. 3. Доверие к медицине и доверие к лечащему врачу в зависимости от уровня онлайн-грамотности в вопросах здоровья.
Проведенный анализ выявил взаимосвязь между уровнем онлайн-грамотности в вопросах здоровья и доверием к медицине. Оказалось, что респонденты с низкими показателями онлайн-грамотности в вопросах здоровья демонстрируют более высокий уровень доверия к системе здравоохранения в целом. Данное явление может быть объяснено эффектом когнитивной простоты [10]. Индивиды с ограниченными цифровыми навыками реже сталкиваются с альтернативными точками зрения, медицинским скептицизмом и критическими дискуссиями в сети. Их представления о медицине формируются преимущественно под влиянием традиционных источников информации, таких как консультации врачей, телевизионные программы и официальные публикации, которые характеризуются высоким уровнем институционального доверия. Дополнительное объяснение данной взаимосвязи может быть связано с эффектом иллюзии знания, согласно которому люди с низкой онлайн-грамотностью менее склонны подвергать сомнению полученную информацию [11]. Ограниченные навыки критического анализа и недостаточный опыт работы с различными источниками данных приводят к тому, что информация воспринимается некритически, что в свою очередь способствует укреплению доверия к традиционным медицинским институтам.
Взаимосвязь между уровнем онлайн-грамотности и доверием к лечащему врачу может быть объяснена эффектом осведомленности. Обладая более развитой цифровой компетентностью, пациенты лучше понимают медицинскую терминологию, принципы доказательной медицины и логику лечебных назначений, что позволяет им более осознанно оценивать профессионализм врача [12, 13]. Другим объяснением может служить модель информированного пациента. Высокий уровень онлайн-грамотности способствует активному вовлечению пациента в процесс принятия решений о лечении, в результате чего пациенты ощущают бóльшую уверенность в выборе специалиста и его компетентности [14].
Анализ социально-демографических различий в изучаемых переменных показал, что онлайн-грамотность в вопросах информации о здоровье выше у онкологических больных, имеющих более высокий уровень образования и проживающих в более крупных городах. Первая закономерность может быть объяснена теорией культурного капитала, согласно которой люди с более высоким уровнем образования обладают бóльшим когнитивным ресурсом и склонны к использованию более сложных информационных источников, включая цифровые [15]. Вторая закономерность может быть объяснена тем, что жители мегаполисов имеют больше возможностей для получения медицинской информации благодаря доступу к качественным медицинским услугам и образовательным программам. В то же время урбанистическая гипотеза цифрового неравенства предполагает, что жители малых городов и сельской местности реже используют Интернет и, как следствие, имеют более низкий уровень онлайн-грамотности.
Отсутствие связи онлайн-грамотности с возрастом противоречит традиционным представлениям о цифровом разрыве между поколениями, однако эта закономерность может быть связана с тем, что пожилые люди, активно использующие Интернет для поиска информации о здоровье, обладают таким же уровнем онлайн-грамотности, что и молодежь [16—18]. Тем самым не возраст, а именно уровень образования и мотивация являются определяющими факторами в освоении цифровых инструментов. Данное явление также может объясняться тем, что в условиях глубокой неопределенности и жизненно значимой необходимости, связанной с тяжелым заболеванием, люди демонстрируют высокую степень обучаемости, используя ресурсы ближайшего социального окружения [19, 20]. Последние включают не только обращение к цифровым технологиям, но и активное освоение новых инструментов, что способствует сокращению разрыва в уровне онлайн-грамотности, независимо от возраста.
Пациенты с низким уровнем онлайн-грамотности чаще демонстрируют более высокое доверие к системе здравоохранения в целом, что может быть связано с ограниченным доступом к критически окрашенной или альтернативной информации. Высокий уровень онлайн-грамотности положительно связан с доверием к лечащему врачу, что может объясняться более осознанным выбором специалиста и лучшим пониманием принципов медицинского взаимодействия. Пациенты, обладающие развитыми навыками поиска и критического анализа медицинской информации, чаще выражают доверие своему врачу. Это может быть связано с их способностью адекватно оценивать профессионализм врача, понимать основания для тех или иных назначений и отличать квалифицированного специалиста от некомпетентного. Такой пациент выступает как «информированный участник» терапевтического взаимодействия, что формирует уверенность в собственном выборе и способствует установлению более устойчивого межличностного доверия. При этом онлайн-грамотность позволяет избежать слепой зависимости от мнения врача, формируя партнерскую модель взаимодействия, в которой уважение к профессионализму сочетается с активной позицией пациента.
Онлайн-грамотность статистически значимо связана с уровнем образования и местом проживания, но не зависит от возраста, что свидетельствует о смене логики цифрового неравенства. Исследование выявило, что проживающие в мегаполисах и с более высоким уровнем образования пациенты чаще демонстрируют развитые навыки работы с медицинской информацией в Интернете. Это подтверждает влияние культурного и образовательного капитала на способность человека ориентироваться в сложной информационной среде. Вовлеченность в онлайн-сообщества, такие как «Рак излечим», оказывает значительное влияние на уровень доверия и осведомленности пациентов, выступая компенсаторным ресурсом в условиях регионального дефицита медицинской помощи. Онлайн-сообщества становятся пространством коллективной поддержки, обмена опытом и получения экспертной информации. В рамках исследуемого сообщества пациентам предоставляется возможность консультироваться с врачами-модераторами, получать разъяснения и рекомендации, что в условиях дефицита специализированной онкологической помощи на местах представляет собой важный компенсаторный механизм. Кроме того, сообщество помогает сформировать у пациентов ощущение сопричастности и контроля над ситуацией, что является психологически важным фактором при хроническом заболевании.
В заключение следует отметить, что настоящее исследование закладывает основу для дальнейшего анализа факторов, влияющих на информированность пациентов и их взаимодействие с медицинской системой.
Одним из ключевых ограничений данного исследования является его фокус на самоотчетах. Использование опросников без привлечения объективных поведенческих измерений (например, анализа реальных поисковых запросов участников, их цифровых следов в Интернете) ограничивает точность интерпретации результатов и может вносить систематические ошибки. Респонденты могут завышать или занижать уровень своей онлайн-грамотности в зависимости от субъективного восприятия, а выражаемое ими доверие к медицине может отражать не столько реальные поведенческие паттерны, сколько социально одобряемые установки.
Еще одно ограничение связано со спецификой выборки. Исследование проводилось среди подписчиков онлайн-сообщества «Рак излечим» в социальной сети «ВКонтакте», которое является релевантным источником данных в рамках так называемого сетевого онкодискурса (о чем свидетельствуют активность пользователей, характер задаваемых вопросов и содержание обсуждений), но не представляет собой репрезентативную выборку.
В будущем важно изучить, какие конкретные источники информации формируют доверие к медицине (например, научные статьи, форумы пациентов, блоги врачей, государственные порталы). Перспективным направлением также является изучение динамики доверия пациентов с онкологическими заболеваниями в процессе лечения. Возможно, доверие к врачам и медицинской системе изменяется по мере прохождения разных этапов терапии, а онлайн-грамотность играет в этом процессе двойственную роль, способствуя принятию осознанных решений или порождая дополнительную тревожность. Выявление этих закономерностей поможет разработать персонализированные стратегии поддержки пациентов, учитывающие их уровень цифровых компетенций и психологическое состояние. Важным дополнением к этим исследованиям может стать изучение того, как формируется и изменяется доверие к врачу в различных культурных контекстах. В разных обществах отношения между врачом и пациентом выстраиваются по-разному — от строго технических до более сакральных, коллегиальных или договорных моделей взаимодействия. Эти культурные особенности определяют степень авторитета врача, уровень участия пациента в принятии решений и в конечном итоге степень доверия к медицинской помощи. Выявление подобных закономерностей позволит создавать более персонализированные стратегии поддержки, учитывающие не только уровень цифровых компетенций пациента, но и его культурный фон, жизненный опыт и психологическое состояние.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Максименко А.А.; сбор и обработка материала — Золотарева А.А., Черняк О.Э.; статистический анализ данных — Золотарева А.А.; написание текста — Максименко А.А., Золотарева А.А.; научное редактирование — Черняк О.Э.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contribution: study design and concept — Maksimenko A.A.; data collection and processing — Zolotareva A.A., Chernyak O.E.; statistical analysis — Zolotareva A.A.; text writing — Maksimenko A.A., Zolotareva A.A.; scientific editing — Chernyak O.E.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.