Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Золотарева Н.Г.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России

Смехова И.Е.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России

Похваленко Е.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России

Совершенствование функционирования фармацевтической организации в системе фармаконадзора

Авторы:

Золотарева Н.Г., Смехова И.Е., Похваленко Е.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 731 раз


Как цитировать:

Золотарева Н.Г., Смехова И.Е., Похваленко Е.В. Совершенствование функционирования фармацевтической организации в системе фармаконадзора. Профилактическая медицина. 2024;27(3):14‑18.
Zolotareva NG, Smekhova IE, Pokhvalenko EV. Improving of the pharmaceutical organization functioning in the pharmacovigilance system. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(3):14‑18. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242703114

Введение

Векторы обеспечения эффективности, безопасности и качества лекарственного препарата (ЛП) направлены таким образом, чтобы охватить все этапы его жизненного цикла. В настоящее время они реализуются в том числе через систему фармаконадзора (ФНЗ), которая направлена на выявление, предупреждение, понимание, оценку и предотвращение нежелательных последствий применения ЛП [1]. При этом для фармацевтических организаций (ФО) осуществление комплекса мер по изучению и оценке информации о нежелательных последствиях применения ЛП пациентами является обязательным законодательным требованием, так как не обнаруженные вовремя опасные побочные реакции могут быть опасными для жизни и здоровья пациентов [2].

В ходе проведения контрольно-надзорной реформы («регуляторная гильотина»), направленной на сокращение административной нагрузки на различные субъекты в сфере обращения лекарственных средств (ЛС), с 1 января 2021 г. отменен целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления ФНЗ [3]. Данная отмена определила актуальность проблемы и показала необходимость разработки методических подходов в части мониторинга безопасности ЛП для специалистов ФО во избежание замечаний надзорных органов.

Цель исследования — разработать алгоритм действий персонала/специалистов фармацевтических организаций по выявлению и оценке информации о нежелательных последствиях применения ЛП потребителями.

Материал и методы

В ходе исследования использованы следующие методы: контент-анализ, системный анализ, системный подход. Метод контент-анализа использован для сбора данных, содержащихся в научной литературе и различных нормативных документах. Системный анализ служил основой для логического и последовательного подхода к решению поставленных задач исследования. Системный подход применен при разработке алгоритма действий.

Результаты

Понимание необходимости создания системы контроля безопасности применяемых ЛС возникло в Великобритании в 1837—1901 гг. В результате массовых отравлений препаратами опия в 1868 г. британским парламентом принят Фармацевтический закон (Pharmacy Act), регламентировавший правила отпуска ЛП на основе опиатов. Ограничение на распространение потенциально опасных ЛП в Великобритании легло в основу становления системы ФНЗ и в других странах западной Европы.

Принятый в США в 1906 г. закон о пищевых продуктах и ЛС впервые дал определение фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, ограничил распространение иммунобиологических и наркотических ЛС, но не содержал информации о контроле безопасности других групп ЛП, тогда как бесконтрольное их применение приводило к серьезным последствиям. Понимание этой проблемы легло в основу закона от 1938 г. о пищевых, лекарственных и косметических средствах, на основании которого введено обязательное испытание безопасности всех ЛС перед их допуском в обращение на фармацевтический рынок [4].

Важнейшим этапом в становлении международной системы здравоохранения в целом и внедрении программы по международному мониторингу безопасности ЛС в частности, явилось образование в 1948 г. Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Произошедшая в 1956—1962 гг. «талидомидовая» трагедия послужила толчком для пересмотра в сторону ужесточения существовавших практик лицензирования и допуска ЛП в обращение (на рынок). Это стало стимулом к развитию системы ФНЗ во всем мире. В 1962 г. впервые введено понятие клинических исследований, а в 1966 г. приняты требования к обязательному фармацевтическому информированию пациентов [4].

Таким образом, становление и развитие системы ФНЗ в мире можно разделить на три этапа, характеристики которых приведены в табл. 1.

Таблица 1. Развитие системы фармаконадзора: мировая практика

Этап развития

Период, годы

События, определившие развитие системы фармаконадзора

I — локальный институциогенез

1848—1906

Создание и развитие первых субинститутов фармаконадзора в Великобритании и США, в т.ч. Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств

II — тотальный институциогенез

1949—1966

Создание субинститутов фармаконадзора во многих странах мира. Разработка и принятие ряда резолюций, направленных на международный мониторинг нежелательных реакций на лекарственные средства

III — институциональная и информационная консолидация

1967 — по настоящее время

Разработка программы ВОЗ по международному мониторингу лекарственных препаратов. Создание Центра международного мониторинга лекарств ВОЗ

Отправной точкой развития ФНЗ в России стало создание в 1969 г. Отдела учета, систематизации и экспресс-информации о побочном действии ЛС, задачей которого являлся мониторинг безопасности и эффективности ЛС. В 1973 г. эта структура реорганизована во Всесоюзный организационно-методический центр, который занимался выявлением, регистрацией и анализом нежелательных реакций (НР) применения ЛП, а также информированием о них медицинских работников. Упразднение в 1991 г. Минздрава СССР совместно с центром привело к приостановлению деятельности по мониторингу эффективности и безопасности ЛС в России почти на 7 лет.

Позже в Российской Федерации организованы Федеральный центр по изучению побочных действий ЛС Министерства здравоохранения Российской Федерации и региональные центры регистрации побочных эффектов ЛС. В 1998 г. Федеральный центр преобразован в Научно-практический центр по контролю побочных действий ЛС [5, 6], а Федеральный закон от 22.06.98 №86-ФЗ «О лекарственных средствах»1 возложил на работников системы здравоохранения обязанность по мониторингу НР. Однако предлагаемые методы сбора информации (по данным литературы) оказались неэффективными.

Система ФНЗ в России претерпела существенные изменения в 2007 г. Так, приказом Росздравнадзора от 28.12.07 №5525-Пр/07 «Об организации работ по внедрению автоматизированной информационной системы Росздравнадзора» принята в эксплуатацию автоматизированная информационная система (АИС) Росздравнадзора, ставшая основным источником информации о НР на ЛП в нашей стране [7]. В этот же период в Российской Федерации началось формирование территориальных центров мониторинга безопасности ЛС, однако их деятельность приостановлена (информационное письмо Росздравнадзора от 28.11.11 №04-1192/11) в связи с передачей функции по мониторингу безопасности ЛС в России только в федеральные органы власти в сфере здравоохранения. Регулятором разработана форма-извещение о НР, которую было решено внедрить в работу ФО и разместить на официальном сайте Росздравнадзора для заполнения.

Существенные преобразования в системе ФНЗ связаны с принятием Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Согласно данному закону, субъекты обращения ЛС, в том числе ФО, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, НР, серьезных НР, непредвиденных НР при применении ЛП, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности ЛП, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении ЛП, выявленных на всех этапах обращения ЛП в Российской Федерации и других государствах [8].

Ключевая роль в реализации мониторинга безопасности ЛС в Российской Федерации отведена Минздраву России, Росздравнадзору, а также Центру экспертизы безопасности ЛС Минздрава России и отделу мониторинга эффективности и безопасности медицинской продукции Росздравнадзора [2]. Информация о новых НР и частоте выявления ранее известных реакций должна быть направлена в Минздрав России для принятия решения о внесении изменений в инструкцию по медицинскому применению ЛП, приостановлении обращения ЛП, изъятии его из обращения или возобновлении обращения. При этом немаловажная роль в осуществлении ФНЗ отводится ФО [9].

К 2020 г. ФО начали принимать более активное участие в сборе данных о НР на ЛП, что, безусловно, является позитивным моментом, поскольку позволяет в полной мере фиксировать возникающие у пациентов НР. Данные литературы свидетельствуют о положительной динамике выявления спонтанных НР на ЛП: пик их выявляемости пришелся на 2021 г. (60 372 случая) [10].

По результатам «регуляторной гильотины» и актуализации обязательных требований к ФНЗ в сфере обращения ЛС, с 1 января 2021 г. отменен приказ Минздрава России от 26.08.10 №757н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения». В настоящее время порядок осуществления ФНЗ в Российской Федерации регламентирован приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.17 №1071 «Об утверждении порядка осуществления фармаконадзора» [1], гармонизированным с правилами надлежащей практики фармаконадзора ЕС и надлежащей клинической практики ЕАЭС [11, 12]. Принятый новый правовой акт внес ряд изменений в нормативные документы. Так, изменились сроки отчетности о нежелательных побочных реакциях с летальным исходом или угрозой жизни: сообщение необходимо направлять в срок не позже 3 рабочих дней с момента их выявления. Введены критерии минимального объема информации о НР; указана норма, позволяющая Росздравнадзору принимать решения о проведении мероприятий по выборочному контролю качества ЛП, вызвавшего НР, в случае, если имеются основания предполагать, что причиной НР является несоответствие ЛП требованиям качества; обновлена форма извещения о НР или отсутствии терапевтического эффекта ЛП, которое можно заполнить на сайте службы с помощью персонализированного доступа в информационный ресурс «Фармаконадзор» АИС-Росздравнадзор [1].

Следует обратить внимание и на то, что в Федеральном законе от 31.07.20 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»2 и в Федеральном законе от 11.06.21 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»3 закреплено положение о том, что соблюдение требований к качеству ЛП является составной частью предмета федеральной государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения ЛС. Таким образом, ФНЗ представляет собой вид контрольных (надзорных) мероприятий наряду с документарными и выездными проверками, контрольной закупкой, инспекционным визитом и выборочным контролем качества [13].

На основании требований нормативно-правовых документов, приведенных выше, нами предложен алгоритм действий в системе ФНЗ, актуальный для сотрудников ФО (табл. 2). В зависимости от производственной необходимости он может быть оформлен в виде локальных инструкций, стандартных операционных процедур и прочее.

Таблица 2. Алгоритм действий в случае выявления нежелательных реакций или отсутствия терапевтического эффекта лекарственного препарата

Этап/действия

Подготовительные действия:

1. Издать приказ об организации работы с лекарственными препаратами, в результате действия которых выявлены нежелательные реакции или отсутствие терапевтического эффекта. Все необходимые для этого мероприятия задокументировать и оформить в виде стандартных операционных процедур

2. На рабочем месте специалиста, уполномоченного по фармаконадзору, обеспечить наличие компьютера с выходом в интернет для доступа к официальному сайту Росздравнадзора и автоматизированной информационной системе Росздравнадзора

3. На рабочем месте специалиста, уполномоченного по фармаконадзору, обеспечить наличие бланков извещений о нежелательных реакциях или отсутствии терапевтического эффекта лекарственных препаратов

4. Уполномоченному по фармаконадзору лицу проводить мониторинг информационных писем Росздравнадзора, предписывающих внесение в инструкцию по применению лекарственных препаратов новых данных о безопасности, приостановлении, прекращении обращения, отзыве из обращения лекарственных препаратов на официальном сайте Росздравнадзора www.roszdravnadzor.ru; проверять наличие в организации лекарственных препаратов указанных серий

Действия по заполнению бланка извещения о нежелательных реакциях или отсутствии терапевтического эффекта лекарственных препаратов:

5. Внести в бланк извещения информацию:

5.1. Инициалы больного

5.2. Торговое наименование, доза, путь введения лекарственного препарата, предположительно обусловившего нежелательные реакции или отсутствие терапевтического эффекта

5.3. Дата начала терапии

5.4. Дата окончания терапии

5.5. Показания к назначению лекарственного препарата

5.6. Дата начала нежелательных реакций

5.7. Дата обнаружения отсутствия терапевтического эффекта

5.8. Дата разрешения нежелательных реакций

5.9. Описание нежелательных реакций

5.10. Указание об отсутствии терапевтического эффекта

5.11. Предпринимаемые меры с целью устранения нежелательных реакций или при отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата (без лечения, отмена подозреваемого лекарственного средства, снижение дозы, немедикаментозная терапия, лекарственная терапия с указанием лекарственного препарата)

5.12. Исход нежелательных реакций/отсутствия терапевтического эффекта

5.13. Указание об исчезновении нежелательных реакций в случае отмены лекарственного препарата

5.14. Перечень информации о других лекарственных средствах, принимаемых пациентом в течение последних 3 мес, включая лекарственные средства, принимаемые пациентом самостоятельно (по собственному желанию)

5.15. Проверка наличия контактного телефона/e-mail сообщающего лица

Действия по направлению извещения о нежелательных реакциях или отсутствии терапевтического эффекта на лекарственный препарат в федеральный орган исполнительной власти:

6. Передать в Росздравнадзор извещение о серьезных нежелательных реакциях с летальным исходом или угрозой жизни в течение не более 3 рабочих дней, о прочих нежелательных реакциях или об отсутствии терапевтического эффекта — в течение не более 15 календарных дней, используя следующие способы:

— по электронной почте e-mail: pharm@roszdravnadzor.ru;

— в базу данных о нежелательных реакциях на лекарственный препарат4;

— в территориальный орган Росздравнадзора (контактные данные территориальных органов опубликованы на сайте Росздравнадзора);

— в региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств (перечень опубликован на сайте Росздравнадзора)

Следуя данному алгоритму, специалисты ФО смогут оптимизировать работу в системе ФНЗ, сделать все необходимые действия прозрачными и понятными, а также минимизировать риск нарушений установленных требований.

Заключение

Изучение нормативно-правового регулирования порядка осуществления фармаконадзора позволило выявить главный тренд мировой практики — развитие по пути консолидации усилий регуляторных органов различных стран с целью ужесточения контрольно-надзорной деятельности за обращением лекарственных препаратов.

Руководителям фармацевтических организаций следует обратить особое внимание на необходимость своевременного проведения организационно-методических и внутренних контрольных мероприятий в части мониторинга безопасности лекарственных препаратов. Предлагаемый алгоритм действий в случае выявления нежелательных реакций или отсутствия терапевтического эффекта лекарственного препарата будет способствовать выполнению всех регуляторных требований в сфере фармаконадзора.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Н.Г. Золотарева, Е.В. Похваленко; сбор и обработка материала — Н.Г. Золотарева; написание текста — Н.Г. Золотарева, И.Е. Смехова; редактирование — И.Е. Смехова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1Федеральный закон от 22.06.98 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах». Ссылка активна на 10.01.24. https://www.kremlin.ru/acts/bank/12545

2Федеральный закон от 31.07.20 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Ссылка активна на 10.01.24. https://www.kremlin.ru/acts/bank/45790

3Федеральный закон от 11.06.21 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Ссылка активна на 10.01.24. https://www.kremlin.ru/acts/bank/46880

4Порядок получения доступа в базу данных «Фармаконадзор» Автоматизированной информационной системы Росздравнадзора описан в информационном письме федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 02.12.08 №752/08 «О представлении в Росздравнадзор информации о побочных действиях или неэффективности лекарственных средств». Ссылка активна на 07.01.24. https://www.roszdravnadzor.ru/medicines/monitor_bezopasnosti_ls/info_letters?year=2008

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.