Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гамбарян М.Г.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Мониторинг и оценка политики противодействия потреблению табака: международные практики. Часть 1. Оценка антитабачных мер на основе статистики Всемирной организации здравоохранения и популяционных исследований

Авторы:

Гамбарян М.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1281 раз


Как цитировать:

Гамбарян М.Г. Мониторинг и оценка политики противодействия потреблению табака: международные практики. Часть 1. Оценка антитабачных мер на основе статистики Всемирной организации здравоохранения и популяционных исследований. Профилактическая медицина. 2023;26(6):22‑29.
Gambaryan MG. Monitoring and evaluation of tobacco control policies: International practices. Part 1. Evaluation of tobacco control measures based on the World Health Organization statistics and population studies. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(6):22‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232606122

Введение

Табачная эпидемия — одна из самых серьезных угроз для здоровья населения, когда-либо возникавших в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире гибнет более 8 млн человек от последствий потребления табака, из них более 7 млн — потребители или бывшие потребители табака, более 1,2 млн — некурящие, подвергающиеся воздействию вторичного табачного дыма [1].

В ответ на глобализацию табачной эпидемии в мире разработана Рамочная конвенция по борьбе против табака (РКБТ) — первый в истории договор, принятый под эгидой ВОЗ и основанный на принципах, подтверждающих право всех людей на обладание наивысшим уровнем здоровья [2].

Для достижения глобальной цели положениями РКБТ ВОЗ установлены международные стандарты и руководящие принципы борьбы с табаком, обязательные для выполнения сторонами РКБТ — странами, которые ратифицировали Конвенцию.

Положения РКБТ ВОЗ в основном направлены на меры, касающиеся сокращения спроса на табак и меры, касающиеся сокращения поставок табака. При этом крайне важным является применение комплекса этих мер для достижения поставленных целей.

Для оказания помощи странам в претворении в жизнь положений РКБТ ВОЗ и выполнении обязательств по этому международному договору ВОЗ в 2008 г. представила пакет мер MPOWER — комплекс из шести научно обоснованных практических и не требующих больших затрат мер для расширения масштабов осуществления положений РКБТ ВОЗ на местах. Это наиболее затратно-эффективные меры, направленные на сокращение употребления табака в соответствии с положениями РКБТ ВОЗ и предусматривающие реализацию странами следующих стратегий [3, 4]:

— мониторинг употребления табака и политика профилактики (Monitor): статьи 20 и 21;

— защита людей от табачного дыма (Protect): статья 8;

— предложение помощи в прекращении потребления табака (Offer): статья 14;

— предупреждения об опасности потребления табака (Warn): статьи 11, 12;

— обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака (Enforce): статья 13;

— повышение налогов на табачные изделия (Rise): статья 6.

Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в 2008 г., тогда же принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» [5], ознаменовавший новую эру антитабачной политики в России.

Учитывая потенциальную роль РКБТ ВОЗ в сокращении глобальной табачной эпидемии и уменьшении ее последствий, а также для дальнейшего принятия политических решений в отношении эффективной реализации положений данного документа, следует выяснить, насколько действенны меры РКБТ.

Мониторинг и оценка законодательных мер по борьбе против табака на основе статистики ВОЗ

Глобальные исследования свидетельствуют о том, что ратификация РКБТ ВОЗ ускорила реализацию мер в трех важнейших областях антитабачной политики: это запрет рекламы, продвижение и спонсорство табака [6], запрет курения в общественных и рабочих местах [7, 8] и внедрение предупреждений о вреде табака для здоровья на упаковках табачных изделий [9, 10]. Исследования показывают, что повышение налогов и цен на табак является наиболее быстродействующим и наиболее эффективным из всех ключевых мер, однако прогресс в этой области политики гораздо медленнее.

Важно также понимать, насколько политика ратификации РКБТ ВОЗ связана со снижением потребления табака на уровне населения. Попытки дать количественную оценку осуществлению мер антитабачной политики ВОЗ, которые исследователи применяли для сравнения стран по состоянию их реализации, сводятся к различным методам балльной оценки с применением статистических методов и методов математического моделирования. J. Dubray и соавт. использовали данные об осуществлении мер MPOWER из отчетов ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, сопоставляя их с динамикой распространенности курения табака в период с 2006 по 2009 г. [11]. С помощью регрессионных моделей с фиксированным эффектом изучалось влияние изменений каждого из показателей MPOWER на динамику распространенности курения табака в период с 2006 по 2009 г. Авторы показали, что в целом в странах с более высокими совокупными баллами MPOWER в 2008 г. наблюдалось большее сокращение распространенности курения табака за период с 2006 по 2009 г. C.L. Anderson и соавт. [12], используя данные отчета ВОЗ за 2010 г. [13] для генерации процентных оценок антитабачных политик (от 0 до 100%) по статьям 6 (налоговые и ценовые меры), 8 (защита от окружающего табачного дыма), 11 (предупреждение о вреде курения на пачках сигарет), 13 (запрет рекламы, продвижения и спонсорства табака) и 14 (оказание медицинской помощи в отказе от курения), показали, что чем полнее антитабачная политика в 2010 г. (что соответствовало в основном странам с высоким и средне-высоким доходом), тем меньше выражен рост распространенности курения между 2010 и 2015 г. В работах G. Heydari, F. El-Awa и соавт. данные отчетов ВОЗ о глобальной табачной эпидемии использовались для оценки осуществления антитабачной политики ВОЗ в регионе Восточного Средиземноморья в разные годы [14, 15], и на основании разработанной авторами шкалы балльной оценки по 10 критериями антитабачной политики проведено количественное сравнение осуществления мер ВОЗ по борьбе против табака в 6 регионах ВОЗ [16]. Авторы показали, что лидером по внедрению мер MPOWER был Европейский регион (26,41 балла из максимального количества 37 баллов), далее регионы Юго-Восточной Азии (25), Западной части Тихого океана (24,88), Северной и Южной Америки (22,05), Восточного Средиземноморья (21,4) и Африканский регион (17,40). Различия между регионами статистически значимы (p<0,05).

S. Gravely и соавт. [17] представлена всесторонняя оценка воздействия пяти ключевых мер РКБТ ВОЗ на распространенность курения, основанная на анализе когорты из 126 стран, по которым доступны данные ВОЗ о тенденциях распространенности курения за 2005 и 2015 г. [18]. В отличие от предыдущих исследований, в которых не учитывалась реализация руководящих принципов РКБТ ВОЗ, данный анализ фокусировался на эффекте полной реализации антитабачной политики — на максимальном уровне достижения ключевых показателей по балльной оценке ВОЗ [18] для каждой из 5 мер MPOWER, признанных наиболее эффективными для сокращения употребления табака с 2007 по 2014 г. (не включена мера «Мониторинг» из MPOWER, поскольку она не относится к мерам снижения спроса на табак). Анализ показал статистически значимое снижение распространенности курения (средней по 126 странам) с 2005 по 2015 г., связанное с увеличением реализованных ключевых мер по сокращению спроса на табак при максимальном уровне ключевых показателей с 2007 по 2014 г. Причем каждая дополнительная мера при максимальном уровне ключевых показателей связана со статистически значимым средним снижением распространенности курения. Эта оценка «с высоты птичьего полета» подтверждает обоснованность мер РКБТ по сокращению спроса на табак. Однако в этой работе все меры приравнены, и не удается различить их относительный вклад в снижение распространенности курения. Например, известно, что высокие налоги на табачную продукцию считаются самой быстродействующей и эффективной мерой [19], однако в оценке авторов она приравнена к внедрению графических предупреждений о вреде табака на упаковках. Кроме того, оценка учитывает результаты только при реализации мер с максимальным уровнем достижения ключевых показателей, потому что именно так, по оценкам ВОЗ, можно прогнозировать максимальное сокращение потребления табака. Однако для многих мер борьбы против табака и меньшие уровни достижения ключевых показателей могут иметь существенное влияние на курение.

Исследований, включающих систематическую оценку реализации политики борьбы против табака на уровне стран, не так много, они в основном фрагментированы и направлены на изучение отельных законов или антитабачных законодательных мер. К таким попыткам оценки антитабачной политики относится предложенный E. Gilpin и соавт. индекс оценки государственных антитабачных законов, ориентированных на ценовые меры и запрет курения дома и на рабочих местах в США. Так, J.F. Chriqui и соавт. применена система рейтинговой оценки государственных законов США о чистоте воздуха в помещениях, а Американской легочной ассоциацией — оценка антитабачных мер на уровне штатов, включающих государственные расходы на борьбу с табаком, законы о запрете курения в общественных местах, повышение акцизов и налогов на сигареты и законы об ограничении доступности табака для молодежи [21, 22]. В этих исследованиях оценка антитабачных законов проводилась в рамках одной правовой системы, что позволяло также проводить сравнения их правоприменения, но они не охватывали оценку комплекса антитабачных мер.

Достижение целей устойчивого развития ООН 3.4 «снизить на одну треть преждевременную смертность от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) посредством профилактики и лечения к 2030 году» и смертности от основных ХНИЗ возможно при эффективном контроле факторов риска, в том числе снижения потребления табака [23]. Для оценки эффективности антитабачных мер ВОЗ проводит регулярный мониторинг в области здорового образа жизни, в том числе снижение потребления табака. Для количественной оценки предпринятых мер присваивалось 2 балла при ответе о достижении поставленной задачи, 1 балл — при частичном достижении и 0 баллов — при отрицательном ответе, отсутствии ответа или недостаточной информации. Меры по уменьшению потребления табака включали снижение доступности табачных изделий путем увеличения налогов и цен; запрет курения в рабочих помещениях, общественных местах и общественном транспорте; нанесение предупреждений о пагубном влиянии на здоровье на упаковки всех табачных изделиий; внесение всестороннего запрета на рекламу табака, его распространение и спонсорство от производителей табачных изделий; внедрение эффективных образовательных массовых медийных кампаний о вреде активного и пассивного курения. Страна может получить 10 баллов в случае полного выполнения всех 5 мер по борьбе с курением [23].

Для оценки комплекса антитабачных мер, признанных Всемирным банком и ВОЗ самыми эффективными в борьбе против табака (меры MPOWER), L. Joossens и M. Raw разработана шкала оценки контроля табака для количественной оценки антитабачных законодательных мер в разных странах и для сравнивания стран по их политической активности в отношении контроля табака [24]. Оценка проводилась путем сбора информации (у ключевых экспертов путем рассылки в страны опросников) о наличии мер и степени достижения по ним ключевых показателей в 30 европейских странах с использованием системы подсчета баллов, разработанной с помощью группы международных экспертов по борьбе против табака. Шкала L. Joossens и M. Raw основана на оценке наличия мер MPOWER в национальных законодательствах разных стран, соответственно действующих в рамках разных правовых систем. Метод позволял ранжировать страны по их общему количеству баллов по шкале из максимально возможных 100 баллов и сравнивать как по совокупному баллу, так и по количеству баллов, соответствующему конкретным мерам MPOWER. В соответствии с положением 2006 г., 4 страны (Ирландия, Великобритания, Норвегия, Исландия) возглавляли рейтинг стран с самыми комплексными законодательствами в отношении борьбы с табаком, имея 70 баллов или более, с отрывом 8 баллов от остальных стран. Самую высокую оценку (74 из 100 баллов) получила Ирландия, самую низкую (26) — Люксембург. Дальнейший мониторинг ситуации с включением мер MPOWER в национальные законодательства позволил авторам расширить список стран и сравнить прогресс, достигнутый по борьбе против табака в мире [25]. Однако метод имеет существенные ограничения: во-первых, оценка законодательных мер MPOWER в странах основана не на оценках ВОЗ или данных эпидемиологических исследований, а на мнении экспертов в этих странах, и может не всегда отражать действительность. Кроме того, модель не учитывает степень правоприменения и реализации этих мер, а эффективность антитабачной политики зависит не только от наличия или отсутствия тех или иных мер (хотя это, безусловно, важно), но и от степени правоприменения и полноты их реализации. Последнее можно оценить только с помощью эпидемиологических исследований, включающих опросы населения (на случайных выборках).

Мониторинг и оценка исполнения законодательных норм по борьбе против табака в популяционных исследованиях

Популяционные исследования по проблеме потребления табака, включая Глобальные опросы взрослого населения о потреблении табака (GATS) и Глобальные обследования потребления табака среди молодежи (GYTS), проводимые ВОЗ в ряде стран, направлены в основном на изучение потребления табака и подверженности окружающих воздействию табачного дыма, особенностям потребления табака, и поэтому в лучшем случае и при повторном проведении дают представление о результатах антитабачной политики, т.е. об изменениях распространенности курения, и лишь только косвенное представление о реализации отдельных мер антитабачной политики. Кроме того, это широкомасштабные и дорогостоящие исследования, что делает их частое повторение невозможным; с момента проведения опросов до официальной публикации результатов проходит несколько лет, что затрудняет «быстрое реагирование» на положительные или отрицательные результаты реализации мероприятий Закона. Все другие крупные популяционные исследования, посвященные изучению факторов риска (например, STEPS), также направлены только на изучение потребления табака. Аналогично в России все крупные эпидемиологические исследования, в той или иной степени изучающие проблему потребления табака, включая выборочные опросы, проводимые Росстатом, в основном направлены на изучение распространенности и причин потребления табака [26, 27], некоторые только косвенно отражают изменения в реализации отдельных мер антитабачного закона [28, 29].

Осуществление положений РКБТ ВОЗ на популяционном уровне изучалось в рамках исследований International Tobacco Control (ITC) Evaluation Survey (Международный опрос по оценке политики контроля над табаком). Эти исследования с применением сочетания лонгитюдного когортного дизайна с квази-экспериментальным дизайном направлены на мониторинг и оценку эффективности антитабачной политики и реализации РКБТ ВОЗ по отношению к первоначальным показателям с отслеживанием их достижений и сравнение результатов реализации антитабачных мер в разных странах в течение времени [30]. Первые исследования, направленные на оценку эффективности разных антитабачных законодательных мер, проводились в четырех англоязычных странах (Великобритания, США, Канада и Австралия) непосредственно после вступления в силу РКБТ ВОЗ, позже в более 28 странах мира на национальных репрезентативных выборках [31], а с 2016 г. — в шести Европейских странах (исследование EUREST-PLUS) для оценки реализации мер Европейской Директивы по табачным продуктам [32]. В России аналогичные исследования по изучению реализации комплекса законодательных норм, направленных на преодоление потребления табака и оценка их эффективности проведены нами и отражены в наших публикациях [33, 34].

Оценка законодательств о запрете курения в общественных местах

Законодательство о запрете курения в общественных местах и на рабочих местах направлено, в первую очередь, на защиту здоровья некурящих от вредного воздействия табачного дыма и на создание среды, способствующей отказу от курения. Исследования G.T. Fong и соавт. показали снижение подверженности населения воздействию окружающего табачного дыма после внедрения законов о запрете курения в общественных местах и на рабочих местах в Ирландии и во Франции [35, 36]. Y.W. Tsai и соавт. также показали, что запреты на курение в общественных местах снижают воздействие окружающего табачного дыма на некурящих в Тайване, однако для поддержания этого эффекта необходимо должное и постоянное правоприменение закона [37].

Законы о запрете курения в общественных местах ведут к сокращению подверженности населения воздействию окружающего табачного дыма, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные в разных странах, в том числе по сокращению воздействия вторичного табачного дыма на детей и подростков [38, 39]. U. Mons и соавт. продемонстрировали влияние законов о запрете курения в общественных местах на запреты курения дома или в квартирах, показав, что вопреки ожиданиям, закон, запрещающий курение в общественных местах, не приводит к увеличению числа курящих в жилищах курильщиков, а напротив, может стимулировать курильщиков к введению полного запрета на курение в своих домах [40]. M. Fu и соавт., изучавшие воздействие законов о бездымной среде на курение в домах и автомобилях в шести государствах — членах ЕС, показали, что правила запрета на курение в большей степени применялись в отношении жилищ, чем автомобилей с детьми, несмотря высокую осведомленность о воздействии табачного дыма на здоровье детей среди опрошенных [41].

Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что законодательство о запрете курения может способствовать сокращению регулярного курения среди детей школьного возраста [42], а жесткие запреты на курение в кампусах американских колледжей — уменьшению частоты курения, уменьшению воздействия вторичного табачного дыма и снижению склонности к курению [43].

G.E. Nagelhout и соавт. описали воздействие законов о запрете курения в общественных местах на отказ от курения в трех Европейских странах: в Ирландии, Англии и Нидерландах [44, 45]. Авторы показали, что только полный законодательный запрет курения в общественных и рабочих местах, как в Ирландии и Англии, может оказать положительное влияние на попытки и успех отказаться от курения в отличие от частичного запрета, как в Нидерландах [44].

Многочисленные исследования, обобщенные в систематическом обзоре K. Frazer и соавт. [46], показывают, что законы о запрете курения в общественных и рабочих местах способствуют защите здоровья населения от токсического воздействия окружающего табачного дыма, отказу от курения, в том числе среди беременных женщин и, как следствие, защите плода от воздействия табачного дыма, предупреждению преждевременных родов [47, 48], а также улучшению показателей здоровья у населения и снижению заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака [49, 50].

Получены убедительные доказательства того, что политика запрета курения на рабочих местах способствует улучшению здоровья не только некурящих, но и курящих работников. Эти исследования, в частности проведенные среди работников сферы гостеприимства, указывают на улучшение состояния здоровья работников, уменьшение частоты симптомов респираторных [51] и сердечно-сосудистых болезней [52, 53] после введения запрета на курение в этих заведениях. Многие исследования указывают на значительное сокращение уровня госпитализаций по поводу бронхиальной астмы после введения закона о запрете курения как среди взрослых, так и детей [54, 55], а также на сокращение случаев госпитализации по поводу хронической обструктивной болезни легких [56] и госпитализации детей по поводу респираторных инфекций [55, 57]. Кроме того, эти законы способствуют снижению потребления табака среди курящих работников и гостей этих заведений и повышают вероятность успешного отказа от курения [58, 59]. Некоторые исследования показывают, что для многих курильщиков заперты курения на рабочем месте могут послужить импульсом для новых попыток бросить курить [59] и поиска помощи в отказе от курения среди курильщиков [60].

Оценка налоговой ценовой политики

Доказано, что повышение налогов и цен на табачные изделия может повлиять на различные аспекты поведения курильщиков, включая потребление сигарет, покупательское поведение, выбор марки, и это поведение может различаться в зависимости от социально-экономического статуса потребителей. N. Nargis и соавт., изучавшие влияние повышения налогов и цен на спрос на табачные изделия в Бангладеш, показали, что повышение цены на 10% может снизить общий спрос примерно на 6%, при этом примерно две трети снижения происходит за счет сокращения распространенности курения, в частности, среди лиц с более низким социально-экономическим статусом [61]. J. Huang и соавт. показали, что цена является ключевым фактором при выборе марки табачного изделия для многих городских курильщиков Китая, особенно с низким уровнем дохода, и для менее образованных курильщиков, в то время как курильщики с более высоким уровнем образования и доходов предпочитают пользоваться скидками на покупку табачных изделий, продаваемых блоками [62]. Аналогично T. Yao и соавт. продемонстрировали, что снижение доступности дешевых сигарет в Китае будет способствовать сокращению курения среди молодых курильщиков с низким уровнем дохода [63]. M.E. Cornelius и соавт. показали, что с внедрением налоговых мер в США доля курильщиков, потребляющих сигареты дешевых марок, увеличилась с 2002 по 2011 г., в частности, за счет женщин, курильщиков с низким уровнем доходов и заядлых курильщиков [64], чего нельзя сказать о курильщиках в Австралии, где, несмотря на похожие тенденции, 80% курильщиков сохраняли лояльность к марке сигарет с 2002 г. по начало 2012 г. [65].

Результаты исследования EUREST-PLUS ITC на национальных репрезентативных выборках взрослых курильщиков в шести странах ЕС — Германии, Греции, Венгрии, Польше, Румынии и Испании, — проведенного в 2016 г. [66], а также в Великобритании [67] тоже показали, что курильщики в большинстве своем склонны приобретать более дешевые марки табачных изделий и/или покупать их в недорогих или не облагаемых налогом магазинах.

Все налоги влекут за собой повышение цен на табачные изделия, однако акцизные сборы особенно важны для достижения целей налогообложения табачных изделий в области общественного здравоохранения, так как они применяются исключительно к табачным изделиям и повышают их стоимость относительно стоимости других товаров и услуг [68, 69]. При этом важна и структура налогообложения: сложные, многоуровневые структуры налогообложения, когда к одному и тому же продукту применяются разные (многоуровневые) налоги в зависимости от его различных характеристик, сложнее поддаются администрированию и сводят к минимуму пользу от акцизов на табачные изделия с точки зрения воздействия на здоровье и объем налоговых поступлений [68, 69].

ВОЗ рекомендует простую налоговую систему, при которой акцизы на все табачные изделия составляют минимум 75% от розничной цены [70]. Однако поскольку более высокие цены побуждают курильщиков искать более дешевые табачные изделия и марки, важно уменьшить разницу между ценами на различные продукты и марки табачных изделий.

Несмотря на повышение налогов на табачные изделия, во многих странах, в которых наблюдается быстрый рост доходов и покупательной способности, существенно выросла ценовая доступность табачных изделий, что способствует росту потребления табака [71], так как последовавший за повышением налогов рост цен был недостаточным и не смог опередить рост реальных доходов [72]. Опыт отдельных стран показал, что для эффективного снижения доступности табачных изделий необходимо проводить регулярную корректировку ставок табачных акцизов с учетом роста инфляции, индексировать ставки акцизов с учетом индекса потребительских цен и автоматически корректировать их каждые пять лет (Канада); установить целевые ориентиры для доли налога в цене изделий (ЮАР); провести поэтапное повышение налога на сигареты на 12,5% 2 раза в год, при этом повышения проводятся с учетом величины недельного заработка с тем, чтобы предотвратить относительный рост ценовой доступности табачных изделий (Австралия) [69].

Анализируя российскую налоговую политику в отношении табака в решении задач укрепления здоровья населения, О.И. Баран и соавт. показывают, что повышение налога на табак до среднего уровня в странах Европейского региона позволит дополнительно привлекать в бюджет России до 900 млрд рублей ежегодно. Кроме того, повышение налога выше уровня инфляции приведет к снижению доступности любых сигарет и для курильщиков, сигареты станут менее доступными, появится стимул бросить курить. Важнейшим аспектом последствий повышения налога на табачные изделия авторы считают защиту детей и молодежи от употребления табака.

Исследования П.О. Кузнецовой показывают, что в России, несмотря на очевидные успехи, связанные с ростом акцизов и цен и ужесточением неценовых мер табачного контроля, начиная с 2015 г., наблюдается постепенное ослабление акцизной политики, причем долгосрочные планы интеграции внутри ЕАЭС позволяют предположить, что в будущем эта тенденция сохранится [74]. Автор считает, что при разработке Соглашения ЕАЭС о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию не учтен европейский опыт: введен «потолок акцизов», а уровень индикативной ставки установлен на низком для России уровне. В результате рост акцизов и цен приостановился. Как показывает анализ динамики акцизных поступлений, именно недостаточная индексация акцизов, а не рост нелегального потребления или исчерпание резервов налоговой нагрузки, привела к снижению номинальных налоговых поступлений от акцизов на табак в 2018 г. В качестве примера успешной гармонизации табачных акцизов по высокому сценарию может быть рассмотрен опыт ЕС 2004—2007 гг. Использование сразу двух целевых показателей — минимальной доли налога в розничной цене и минимального специфического акциза — позволило гармонизировать налоговые системы стран-участниц, не ослабляя политики табачного контроля в государствах с высоким исходным уровнем акцизов [74].

Заключение

Результаты, полученные в разных странах, подчеркивают важность комплексных антитабачных мер, направленных на создание среды, способствующей отказу от табака: это необходимость жесткого применения законодательных норм, направленных на охрану здоровья людей и защиту от вредного воздействия табачного дыма, а также совершенствования налогово-ценовой политики и ее реализации.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Всемирная организации здравоохранения. Табак. Основные факты. Ссылка активна на 10.05.23.  https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/tobacco
  2. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. Всемирная организация здравоохранения. Обновленная версия 2003 г., 2004 г., 2005 г. Швейцария. Ссылка активна на 10.05.23.  https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tobacco.pdf
  3. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2008 г. Комплекс мер MPOWER по состоянию на 21 марта 2008 г. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 2008. Ссылка активна на 10.05.23.  https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/87749/9789244596289_rus.pdf
  4. MPOWER: Комплекс мер по борьбе с табачной эпидемией. Всемирная организация здравоохранения. (‎2008)‎. Ссылка активна на 10.05.23.  https://apps.who.int/iris/handle/10665/90173
  5. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» от 24.04.2008 г. № 51-ФЗ. Ссылка активна на 10.05.23.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76462/
  6. Hiilamo H, Glantz S. FCTC followed by accelerated implementation of tobacco advertising bans. Tobacco Control. 2017;26(4):428-433.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2016-053007
  7. Uang R Hiilamo H Glantz SA Accelerated adoption of smoke-Free laws after ratification of the World Health Organization Framework Convention on Tobacco Control. American Journal of Public Health. 2016;106:166-171. 
  8. International Agency for Research on Cancer Evaluating the effectiveness of smoke-free policies. IARC Handbooks of Cancer Prevention, Tobacco Control. WHO Press, Geneva; 2009.
  9. Hiilamo H Glantz SA Implementation of effective cigarette health warning labels among low and middle income countries: state capacity, path-dependency and tobacco industry activity. Social Science and Medicine. 2015;124: 241-245. 
  10. Hammond D. Health warning messages on tobacco products: a review. Tobacco Control. 2011;205():327-337.  https://doi.org/10.1136/tc.2010.037630
  11. Dubray J, Schwartz R, Chaiton M, O’Connor S, Cohen JE. The effect of MPOWER on smoking prevalence. Tobacco Control. 2015;24(6):540-542.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2014-051834
  12. Anderson CL Becher H Winkler V Tobacco control progress in low and middle-income countries in comparison to high income countries. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2016;13(10):1039. https://doi.org/10.3390/ijerph13101039
  13. WHO report on the global tobacco epidemic, 2011. Warning about the dangers of tobacco. Accessed May 10, 2023. (In Russ.). https://www.who.int/tobacco/global_report/2011/en/
  14. Heydari G, Zaatari G, Al-Lawati JA, El-Awa F, Fouad H. MPOWER, needs and challenges: trends in the implementation of the WHO FCTC in the Eastern Mediterranean Region. Eastern Mediterranean Health Journal. 2018; 24(1):63-71. 
  15. El-Awa F, Bettcher D, Al-Lawati JA, Alebshehy R, Gouda H, Fraser CP. The status of tobacco control in the Eastern Mediterranean Region: progress in the implementation of the MPOWER measures. Eastern Mediterranean Health Journal. 2020;26(1):102-109.  https://doi.org/10.26719/2020.26.1.102
  16. Heydari G. Quantitative comparison of WHO tobacco control measures: lessons from the Eastern Mediterranean Region. Eastern Mediterranean Health Journal. 2020;26(1):9-17.  https://doi.org/10.26719/2020.26.1.9
  17. Gravely S, Giovino GA, Craig L, Commar A, D’Espaignet ET, Schotte K, Fong GT. Implementation of key demand-reduction measures of the WHO Framework Convention on Tobacco Control and change in smoking prevalence in 126 countries: an association study. Lancet Public Health. 2017; 2(4):166-174.  https://doi.org/10.1016/S2468-2667(17)30045-2
  18. WHO. WHO Global Report on Trends in Prevalence of Tobacco Smoking. Accessed May 10, 2023. https://apps.who.int/iris/bitstream/10665/156262/1/9789241564922_eng.pdf
  19. US National Cancer Institute the Economics of Tobacco and Tobacco Control. Accessed May 10, 2023. https://cancercontrol.cancer.gov/brp/tcrb/monographs/21/
  20. Gilpin E, Stillman F, Hartman A, Gibson J, Pierce J. Indexfor US statetobaccocontrolinitialoutcomes. American Journal of Epidemiology. 2000;152(8): 727-738.  https://doi.org/10.1093/aje/152.8.727
  21. Chriqui JF, Frosh M, Brownson RC, Shelton DM, Sciandra RC, Hobart R, Fisher PH, el Arculli R, Alciati MH. Application of a rating system to state clean indoor air laws (USA). Tobacco Control. 2002;11:26-34.  https://doi.org/10.1136/tc.11.1.26
  22. American Lung Association. State of Tobacco Control 2004 Report. NewYork, Washington DC, 2005. Accessed May 10, 2023. https://www.lung.org/research/sotc/for-the-media/past-sotc
  23. Халтаев Н.Г., Аксельрод С.В. Как достичь целей устойчивого развития ООН в области неинфекционных заболеваний к 2030 году, по данным исследований в 49 странах. Общественное здоровье. 2021; 1(3):13-25. 
  24. Joossens L, Raw M. The Tobacco Control Scale: a new scale to measure country activity. Tobacco Control. 2006;15:247-253.  https://doi.org/10.1136/tc.2005.015347
  25. Joossens L, Raw M. The Tobacco Control Scale 2016 in Europe. Brussels: Association of. European Cancer Leagues; 2017. Accessed May 10, 2023. https://www.tobaccocontrolscale.org/
  26. Баланова Ю.А., Шальнова С.А., Деев А.Д., Капустина А.В., Константинов В.В., Бойцов С.А. Распространенность курения в России. Что изменилось за 20 лет? Профилактическая медицина. 2015;18(6):47-52.  https://doi.org/10.17116/profmed201518647-52
  27. Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения в 2013 и 2018 гг. Ссылка активна на 10.05.23.  https://rosstat.gov.ru/itog_inspect
  28. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация. 2009. Страновой отчет. 2010. Ссылка активна на 10.05.23.  https://search.rsl.ru/ru/record/01004860303?ysclid=lhq5q29fee537849646
  29. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака: Российская Федерация. 2016 г. Краткий обзор. 2016. Accessed May 10, 2023. https://whodc.mednet.ru/ru/osnovnye-publikaczii/borba-s-tabakom/2812.html
  30. Thompson ME, Fong GT, Hammond D, Boudreau C, Driezen P, Hyland A, Borland R, Cummings KM, Hastings GB, Siahpush M, Mackintosh AM, Laux FL. Methods of the International Tobacco Control (ITC) Four Country Survey. Tobacco Control. 2006;15:12-18. 
  31. Fong GT, Cummings KM, Shopland DR, for the ITC Collaboration. Building the evidence base for effective tobacco control policies: The International Tobacco Control Policy Evaluation Project (the ITC Project). Tobacco Control. 2006;15(suppl 3):1-2.  https://doi.org/10.1136/tc.2006.017244
  32. Fong GT, Thompson ME, Boudreau C, Bécuwe N, Driezen P, Agar TK, Quah ACK, Zatoński WA, Przewoźniak K, Mons U, Demjén T, Tountas Y, Trofor AC, Fernández E, McNeill A, Willemsen M, Vardavas CI; EUREST-PLUS consortium. The Conceptual Model and Methods of Wave 1 (2016) of the EUREST-PLUS ITC 6 European Countries Survey. Tobacco Induced Diseases. 2018;16(2):3.  https://doi.org/10.18332/tid/99881
  33. Гамбарян М.Г., Драпкина О.М. Эффективность реализации антитабачных законодательных мер в отношении распространенности курения в 10 субъектах Российской Федерации с 2013 по 2018 г. Профилактическая медицина. 2021;24(2):44-51.  https://doi.org/10.17116/profmed20212402144
  34. Гамбарян М.Г., Драпкина О.М., Концевая А.В., Попович М.В., Салагай О.О. Мониторинг и оценка реализации законодательных мер по охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. Методические рекомендации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5):3194. EDNZSGLLWhttps://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3194
  35. Fong GT, Hyland A, Borland R, Hammond D, Hastings G, McNeill A, Anderson S, Cummings KM, Allwright S, Mulcahy M, Howell F, Clancy L, Thompson ME, Connolly G, Driezen P. Reductions in tobacco smoke pollution and increases in support for smoke-free public places following the implementation of comprehensive smoke-free workplace legislation in the Republic of Ireland:, Findings from the ITC Ireland / UK Survey. Tobacco Control. 2006;15(suppl III):51-58.  https://doi.org/10.1136/tc.2005.013649
  36. Fong GT, Craig LV, Guignard R, et al. Evaluating the effectiveness of France’s indoor smoke-free law 1 year and 5 years after its implementation: Findings from the ITC France Survey. PLoS One. 2013;8(6):e66692. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0066692
  37. Tsai YW, Chang LC, Sung HY, Hu TW, Chiou ST. The impact of smoke-free legislation on reducing exposure to secondhand smoke: differences across gender and socioeconomic groups. Tobacco Control. 2015;24(1):62-69.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2013-051004
  38. Lidon-Moyano C, Fu M, Perez-Ortuno R, Ballbe M, Sampedro-Vida M, Martín-Sánchez JC, Pascual JA, Fernández E, Martínez-Sánchez JM. Assessment of salivary cotinine concentration among general non-smokers population: Before and after spanish smoking legislations. Cancer Epidemiology. 2017;51:87-91.  https://doi.org/10.1016/j.canep.2017.10.011
  39. Kwak J, Jeong H, Chun S, Bahk JH, Park M, Byun Y, Lee J, Yim HW. Effectiveness of government anti-smoking policy on non-smoking youth in korea: A 4-year trend analysis of national survey data. BMJ Open. 2017;7(7): e013984. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2016-013984
  40. Mons U, Nagelhout GE, Allwright S, Guignard R, van den Putte B, Willemsen MC, Fong GT, Brenner H, Pötschke-Langer M, Breitling LP. Impact of national smoke-free legislation on home smoking bans: Findings from the International Tobacco Control (ITC) Policy Evaluation Project Europe Surveys. Tobacco Control. 2013;22(e1):2-9.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2011-050131
  41. Fu M, Castellano Y, Tigova O, Kyriakos CN, Fong GT, Mons U, Zatoński WA, Agar TK, Quah ACK, Trofor AC, Demjén T, Przewoźniak K, Tountas Y, Vardavas CI, Fernández E; EUREST-PLUS consortium. Prevalence and correlates of different smoking bans in homes and cars among smokers in 6 Countries of the EUREST-PLUS ITC Europe Surveys. Tobacco Induced Diseases. 2018;16(2):8.  https://doi.org/10.18332/tid/94827
  42. Katikireddi SV, Der G, Roberts C, Haw S. Has childhood smoking reduced following smoke-free public places legislation? A segmented regression analysis of cross-sectional UK school-based surveys. Nicotine and Tobacco Research. 2016;18(7):1670-1674. https://doi.org/10.1093/ntr/ntw018
  43. Bennett BL, Deiner M, Pokhrel P. College anti-smoking policies and student smoking behavior: A review of the literature. Tobacco Induced Diseases. 2017;15:11.  https://doi.org/10.1186/s12971-017-0117-z
  44. Nagelhout GE, de Vries H, Boudreau C, Allwright S, McNeill A, van den Putte B, Fong GT, Willemsen MC. Comparative impact of smoke-free legislation on smoking cessation in three European countries. European Journal of Public Health. 2012;22(Suppl 1):4-9.  https://doi.org/10.1093/eurpub/ckr203
  45. Nagelhout GE, de Vries H, Fong GT, Candel MJ, Thrasher JF, van den Putte B, Thompson ME, Cummings KM, Willemsen MC. Pathways of change explaining the effect of smoke-free legislation on smoking cessation in The Netherlands. An application of the international tobacco control conceptual model. Nicotine and Tobacco Research. 2012;14(12):1474-1482. https://doi.org/10.1093/ntr/nts081
  46. Frazer K, Callinan JE, McHugh J, van Baarsel S, Clarke A, Doherty K, Kelleher C. Legislative smoking bans for reducing harms from secondhand smoke exposure, smoking prevalence and tobacco consumption. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2016;2:CD005992. https://doi.org/10.1002/14651858.CD005992.pub3
  47. Been JV, Nurmatov UB, Cox B, Nawrot TS, van Schayck CP, Sheik A. Effect of smoke-free legislation on perinatal and child health: A systematic review and meta-analysis. European Journal of Paediatric Dentistry. 2015;16(3): 210-211. 
  48. Faber T, Kumar A, Mackenbach JP, Millett C, Basu S, Sheikh A, Been JV. Effect of tobacco control policies on perinatal and child health: A systematic review and meta-analysis. Lancet Public Health. 2017;2(9):e420-e37.  https://doi.org/10.1016/S2468-2667(17)30144-5
  49. Abreu D, Sousa P, Matias-Dias C, Pinto FJ. Longitudinal impact of the smoking ban legislation in acute coronary syndrome admissions. BioMed Research International. 2017;2017:6956941. https://doi.org/10.1155/2017/6956941
  50. Nazzal C, Harris JE. Lower incidence of myocardial infarction after smoke-free legislation enforcement in chile. Bulletin of the World Health Organization. 2017;95(10):674-82.  https://doi.org/10.2471/BLT.16.189894
  51. Rando-Matos Y, Pons-Vigués M, López MJ, Córdoba R, Ballve-Moreno JL, Puigdomènech-Puig E, Benito-López VE, Arias-Agudelo OL, López-Grau M, Guardia-Riera A, Trujillo JM, Martin-Cantera C. Smokefree legislation effects on respiratory and sensory disorders: A systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2017;12(7):e0181035. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0181035
  52. Durham AD, Bergier S, Morisod X, Locatelli I, Zellweger JP, Huynh CK, Cornuz J. Improved health of hospitality workers after a swiss cantonal smoking ban. Swiss Medical Weekly. 2011;141:w13317. https://doi.org/10.4414/smw.2011.13317
  53. Rajkumar S, Schmidt-Trucksass A, Wellenius GA, Bauer GF, Huynh CK, Moeller A, Röösli M. The effect of workplace smoking bans on heart rate variability and pulse wave velocity of non-smoking hospitality workers. International Journal of Public Health. 2014;59(4):577-585.  https://doi.org/10.1007/s00038-014-0545-y
  54. Faber T, Kumar A, Mackenbach JP, Millett C, Basu S, Sheikh A, Been JV.Effect of tobacco control policies on perinatal and child health: A systematic review and meta-analysis. Lancet Public Health. 2017;2(9):420-37.  https://doi.org/10.1016/S2468-2667(17)30144-5
  55. Been JV, Nurmatov UB, Cox B, Nawrot TS, van Schayck CP, Been JV. Effect of smoke-free legislation on perinatal and child health: A systematic review and meta-analysis. European Journal of Paediatric Dentistr. 2015;16(3): 210-211.  https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26437465.
  56. Galan I, Simon L, Boldo E, Ortiz C, Fernandez-Cuenca R, Linares C, Medrano MJ, Pastor-Barriuso R. Changes in hospitalizations for chronic respiratory diseases after two successive smoking bans in spain. PLoS One. 2017; 12(5):e0177979. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0177979
  57. Hawkins SS, Hristakeva S, Gottlieb M, Baum CF. Reduction in emergency department visits for children’s asthma, ear infections, and respiratory infections after the introduction of state smoke-free legislation. Preventive Medicine. 2016;89:278-285.  https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2016.06.005
  58. Hernandez-Martin M, Meneses-Monroy A, Arranz Alonso S, and Martin-Casas P. Smoking among spanish workers after smoking regulation. Workplace Health and Safety. 2015;63(3):116-120.  https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2016.06.005
  59. Nagelhout GE, Willemsen MC, De Vries H. The population impact of smoke-free workplace and hospitality industry legislation on smoking behaviour. Findings from a national population survey. Addiction. 2011;106(4): 816-823.  https://doi.org/10.1111/j.1360-0443.2010.03247.x
  60. Mayne SL, Auchincloss AH, Tabb LP, Stehr M, Shikany JM, Schreiner PJ, Widome R, Gordon-Larsen P. Associations of bar and restaurant smoking bans with smoking behavior in the cardia study: A 25-year study. American Journal of Epidemiology. 2018;187(6):1250-1258. https://doi.org/10.1093/aje/kwx372
  61. Nargis N, Ruthbah UH, Hussain AK, Fong GT, Huq I, Ashiquzzaman SM. The price sensitivity of cigarette consumption in Bangladesh: Evidence from the International Tobacco Control (ITC) Bangladesh Wave 1 (2009) and Wave 2 (2010) Surveys. Tobacco Control. 2013;23(suppl 1)(01):39-47.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2012-050835
  62. Huang J, Zheng R, Chaloupka FJ, Fong GT, Li Q, Jiang Y. Chinese smokers’ cigarette purchase behaviours, cigarette prices and consumption in China: Findings from the ITC China Survey. Tobacco Control. 2013;23(suppl 1)(01):67-72.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2013-051057
  63. Yao T, Huang J, Sung HY, Ong MK, Mao Z, Jiang Y, Fong GT, Max W. Who purchases cigarettes from cheaper sources in China? Findings from the ITC China Survey. Tobacco Control. 2014;23(suppl 1)(01):97-101.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2013-051040
  64. Cornelius ME, Driezen P, Fong GT, et al. Trends in the use of premium and discount cigarette brands: Findings from the ITC US Surveys (2002—2010). Tobacco Control. 2014;23(suppl 1)(01):48-53.  https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2013-051045
  65. Cowie GA, Swift E, Borland R, et al. Cigarette brand loyalty in Australia: Findings from the ITC Four Country Survey. Tobacco Control. 2013. https://doi.org/10.1136/tobaccocontrol-2013-051071
  66. Demjén T, Kiss J, Kovács PA, Mons U, Kahnert S, Driezen P, Kyriakos CN, Zatoński M, Przewoźniak K, Fu M, Fernández E, McNeill A, Willemsen M, Tountas Y, Trofor AC, Fong GT, Vardavas CI; EUREST-PLUS consortium. The purchase sources of and price paid for cigarettes in six European countries: Findings from the EUREST-PLUS ITC Europe Surveys. Tobacco Induced Diseases. 2019;16:A16.  https://doi.org/10.18332/tid/100413
  67. Partos TR, Gilmore AB, Hitchman SC, Hiscock R, Branston JR, McNeill A. Availability and Use of Cheap Tobacco in the United Kingdom 2002—2014: Findings From the International Tobacco Control Project. Nicotine and Tobacco Research. 2018;20(6):714-724.  https://doi.org/10.1093/ntr/ntx108
  68. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2015 г. Повышение налогов на табачные изделия. Ссылка активна на 10.05.23.  https://www.who.int/europe/home?v=welcomehttps://apps.who.int/iris/bitstream/10665/204170/1/9789240694606_rus.pdf?ua=1.
  69. Техническое пособие ВОЗ. Администрирование табачных налогов. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2013. Ссылка активна на 10.05.23.  https://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44316/12/9789244563991_rus.pdf?ua=1&ua=1
  70. Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро. Налоги на табак спасают жизни. Копенгаген, Дания: Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения; 2014. Ссылка активна на 10.05.23.  https://www.who.int/ru/news/item/27-05-2014-who-calls-for-higher-tobacco-taxes-to-save-more-lives
  71. Blecher E, van Walbeek C. An analysis of cigarette affordability. Paris: International Union against Tuberculosis and Lung Disease; 2008. Accessed May 10, 2023. https://www.worldlungfoundation.org/ht/a/GetDocumentAction/i/6561
  72. Tobacco price and taxation: ITC cross-country comparison report. International Tobacco Control Policy Evaluation Project. Waterloo, Canada: University of Waterloo; 2012. Accessed May 10, 2023. (In Russ.). https://www.itcproject.org/files/ITC_CrossCountry-Price-Tax_Apr20-v11-web.pdf
  73. Баран О.И. Григорьев Ю.А. Налоги на табак в решении задач укрепления здоровья населения. Медицина в Кузбассе. 2017;16(3):69-72. 
  74. Кузнецова П.О. Демографические и экономические последствия эпидемии курения в России. Профилактическая медицина. 2020;23(6):43-49.  https://doi.org/10.17116/PROFMED20202306143

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.