Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Русских С.В.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России;
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Тарасенко Е.А.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России;
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Москвичева Л.И.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Макарова Е.В.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России

Тимурзиева А.Б.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Васильев М.Д.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Текущее состояние и потенциал применения информационно-аналитических технологий при решении задач управления в здравоохранении: мнение врачей и экспертов сферы здравоохранения

Авторы:

Русских С.В., Тарасенко Е.А., Москвичева Л.И., Макарова Е.В., Тимурзиева А.Б., Васильев М.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1502

Загрузок: 68


Как цитировать:

Русских С.В., Тарасенко Е.А., Москвичева Л.И., Макарова Е.В., Тимурзиева А.Б., Васильев М.Д. Текущее состояние и потенциал применения информационно-аналитических технологий при решении задач управления в здравоохранении: мнение врачей и экспертов сферы здравоохранения. Профилактическая медицина. 2023;26(3):39‑50.
Russkikh SV, Tarasenko EA, Moskvicheva LI, Makarova EV, Timurzieva AB, Vasilyev MD. Current state and potential of information and analytical technologies in solving management problems in healthcare: opinion of doctors and healthcare experts. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(3):39‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232603139

Введение

В последние десятилетия во всех странах мира активно развиваются и внедряются в различные отрасли информационные и коммуникационные технологии, и здравоохранение не является исключением [1—4]. Сегодня принятие взвешенных управленческих решений невозможно без достаточного объема качественной и своевременной информации [5—7].

На современном уровне развития медицинских и информационных технологий генерируется огромный объем информации [8], который зачастую остается не в полной мере востребованным по причине отсутствия унификации существующих систем хранения и обработки данных. Децентрализованная система медицинских информационных систем с различными протоколами хранения, обработки и передачи данных, действующая система сбора государственной статистической информации, конфликт между бумажным и электронным документооборотом, отсутствие обмена информацией о пациенте не отвечают требованиям единства, качества и оперативности предоставляемой информации [9, 10].

Последнее десятилетие характеризуется поэтапными существенными структурными и содержательными изменениями в системе здравоохранения России, которые происходят в рамках реализации государственных программ Российской Федерации1.

С целью выделения ключевых направлений и определения основных этапов в развитии информационных технологий авторами проведена систематизация нормативно-правовых актов с 2012 по 2030 г. (табл. 1).

Таблица 1. Систематизация основных этапов развития информационных технологий (или стратегических ориентиров в сфере внедрения информационных технологий в здравоохранении)

Этап

Стратегические ориентиры в сфере внедрения информационных технологий

Источник

2012 г. (на период до 2022 г.)

В векторы развития национального здравоохранения включены в том числе задачи последующего развития информационных медицинских систем, баз данных с определением основных принципов их построения

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.12 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»2

2017 г.

Утверждена государственная программа Российской Федерации по развитию здравоохранения (далее — Госпрограмма). В Госпрограмму включен национальный проект «Здравоохранение», в состав которого в виде структурных элементов вошли 8 федеральных проектов, из них в 2 проектах «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» определены наиболее актуальные задачи по внедрению передовых инновационных технологий и объединению участников системы здравоохранения в единый цифровой контур

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 (ред. от 23.12.20) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»3

2018 г (на период до 2024 г.)

В основные направления развития оказания помощи гражданам Российской Федерации включены следующие задачи:

- объединение для взаимодействия всех медицинских организаций сферы здравоохранения в рамках единой цифровой государственной системы;

- преобразования в экономике и социальной сфере, включая здравоохранение, путем внедрения цифровых технологий и автоматизации информационных систем, автоматизированных платформ с целью решения функциональных и технологических задач

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.18 №204 (ред. от 21.07.20) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4.

2020 г. (на период до 2030 г.)

Определены основные национальные цели, в том числе:

- сохранение населения, здоровья и благополучия людей;

- реализация задач цифровой трансформации экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования и государственного управления.

Декомпонизация указанных целей (мероприятия и показатели на период с 2024 по 2030 г.) отражена в рамках единого плана, утвержденного Правительством Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.20 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»5.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 (ред. от 24.12.21) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»6

Примечание. Источник: таблица составлена авторами данной статьи.

Российский рынок программных продуктов для здравоохранения и медицины практически сформирован. При этом, учитывая структуру и динамику развития данного рынка, эксперты отмечают, что рынок программных продуктов для здравоохранения и медицины, как и объем информатизации здравоохранения, определяется в основном потребностями и возможностями государства [11]. В качестве достижений программы информатизации здравоохранения необходимо отметить:

— начало реализации основных процессов персонифицированного учета в государственных и частных медицинских организациях в электронном виде;

— появление большого количества медицинских информационных систем [12—14], включая информационные системы компьютерной поддержки деятельности врачей разных специальностей, информационные системы медицинских учреждений, медицинские информационные системы территориального уровня, административно-медицинские системы, в том числе систему обязательного медицинского страхования [15], системы для лабораторных и диагностических исследований, научно-исследовательские автоматизированные системы поиска медицинских научных публикаций и поддержки научных исследований;

— развитие телемедицины [16], медицинского интернета вещей [17], виртуальной и дополненной реальности для нужд сферы здравоохранения [18];

— развитие федерального интернет-портала по управлению непрерывным медицинским и фармацевтическим образованием Минздрава России и интернет-портала по экспорту медицинских услуг [19];

— создание базовой инфраструктуры, необходимой для осуществления унифицированной цифровой трансформации системы здравоохранения.

В настоящее время в рамках федеральных проектов формируется единая информационная система, объединяющая клинические, экономические, ресурсные и организационные компоненты данных от всех участников системы охраны здоровья без учета их форм собственности [20—22].

По данным ряда социологических исследований, к настоящему моменту в медицинских организациях Российской Федерации оборудовано уже более 1 млн автоматизированных рабочих мест, 72% учреждений подключены к региональным и федеральным системам высокоскоростного интернета, 80% медицинских организаций используют региональные государственные сервисы и информационные системы7. Цифровая трансформация и развитие информационно-аналитических технологий в здравоохранении приводят к тому, что подавляющая часть управленцев сферы здравоохранения и врачей должны в своей практической профессиональной деятельности уметь эффективно работать с информационно-аналитическими технологиями.

Успех введения любых новых технологий в системе здравоохранения непосредственно связан с готовностью и знаниями медицинского сообщества [23]. Возникают исследовательские вопросы как о степени информированности работников системы здравоохранения о возможностях использования информационно-аналитических технологий, так и о текущей практике применения их в профессиональной деятельности при наличии высокого спроса отрасли на такие технологии.

Цель исследования — изучить мнение врачей и экспертов сферы здравоохранения относительно вектора развития цифровых технологий, обеспечивающих максимально эффективное решение управленческих задач, а также акцентированного планирования для внедрения перспективных разработок и совершенствования используемых в настоящее время медицинских и информационно-аналитических систем.

Материал и методы

В рамках настоящего исследования в феврале—мае 2022 г. авторами проведен социологический опрос с целью анализа мнения врачей и специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, научных сотрудников, преподавателей медицинских вузов и сотрудников научно-исследовательских институтов относительно направления развития цифровых технологий в здравоохранении. Предполагалось также определить факторы формирования спроса на использование информационных технологий в системе охраны здоровья и основные барьеры внедрения информационных технологий в данную отрасль; выделить подгруппы респондентов, наиболее активно использующих цифровые технологии в своей профессиональной деятельности.

В количественных социологических исследованиях с применением электронного опросника приняли участие врачи и эксперты сферы здравоохранения Москвы и Московской области (всего 101 респондент), в том числе врачи — 23 (22,8%), руководители медицинских организаций и их заместители — 7 (6,9%), сотрудники органов управления здравоохранения — 21 (20,8%), научные работники, преподаватели медицинских вузов и сотрудники научно-исследовательских институтов — 41 (40,6%), работники фармакологических компаний — 9 (8,9%).

Характеристика респондентов представлена в табл. 2.

Таблица 2. Портрет респондентов, принявших участие в исследовании

Показатель

Характеристика

Значение, n (%)

Пол

Женщины

50 (49,5)

Мужчины

51 (50,5)

Возраст

До 30 (включительно)

19 (18,8)

31—45

44 (43,6)

46—60

33 (32,7)

61 и старше

5 (4,9)

Стаж работы

До 10

43 (42,6)

10—15

19 (18,8)

16—20

6 (5,9)

21—25

15 (14,9)

26—30

9 (8,9)

Более 30

9 (8,9)

Место работы

Поликлиника

14 (13,9)

Больница

20 (19,8)

Органы управления здравоохранением

14 (13,9)

НИИ Минздрава России, медицинский вуз

38 (37,6)

Страховые медицинские организации

6 (5,9)

Фармкомпании и аптечные организации

9 (8,9)

Опросник (табл. 3) разработан авторами настоящего исследования.

Таблица 3. Вопросы анкеты и ответы респондентов

Вопрос анкеты, ответы респондентов, n (%)

I. Степень информированности специалистов о наличии Федеральных проектов по вопросам информатизации/цифровизации здравоохранения:

1

Знаете ли Вы о Федеральном проекте «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ»?

Да — 72 (71,3)

Нет — 24 (23,8)

Затруднились ответить — 5 (4,9)

2

Знаете ли Вы о Федеральном проекте «Развитие сети национальных исследовательских центров и внедрение информационных медицинских технологий»?

Да — 59 (58,4)

Нет — 37 (36,6)

Затруднились ответить — 5 (5,0)

II. Оценка реального состояния вопроса применения инновационных медицинских технологий в здравоохранении:

3

Как Вы относитесь к внедрению инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов?

Низкий потенциал — 5 (5,0)

Средний потенциал — 31 (30,7)

Высокий потенциал — 44 (43,5)

Максимально высокий потенциал — 21 (20,8)

4

Каково Ваше мнение о текущем уровне использования IT-технологий при решении задач управления в здравоохранении?

Низкий уровень использования — 39 (38,6)

Средний уровень использования — 43 (42,6)

Высокий уровень использования — 17 (16,8)

Максимально высокий уровень использования — 2 (2,0)

5

Каковы факторы спроса на использование IT-технологий при решении задач управления в здравоохранении?

Удовлетворение высокого спроса населения на персонализированную медицину — 50 (49,5)

Стремление сократить и оптимизировать экономические издержки на оказание медицинской помощи — 72 (71,3)

Стремление сократить временную нагрузку на врачей — 55 (54,5)

Возможность использования в прогнозировании и предотвращении эпидемии — 40 (39,6)

Возможность использования в управлении работой медицинской организации — 64 (63,4)

Помощь в решении задач повышения качества диагностики пациентов (возможность ускорить постановку диагнозов и повысить их точность) — 60 (59,4)

Помощь в решении задач повышения качества организации лечения/медицинской помощи пациентам (возможность получения точных планов лечения и организации своевременного лечения) — 60 (59,4)

Возможность поставщикам лекарственных средств и медтехники оптимизировать свою деятельность и повысить уровень контроля над цепочкой поставок — 46 (45,5)

Помощь в решении задач управления в подготовке кадров в здравоохранении — 39 (38,6)

Помощь в управлении маршрутизацией и потоками пациентов —75 (74,3)

Помощь в получении оперативных данных о медицинской страховке пациента — 44 (43,6)

6

Согласны ли Вы с тем, что в настоящее время цифровизация выступает драйвером в формировании новых моделей организации медицинской помощи населению?

Категорически не согласен — 2 (2,0)

Не согласен — 11 (10,9)

Скорее согласен — 38 (37,6)

Согласен — 35 (34,7)

Полностью согласен — 15 (14,8)

7

Какие факторы, по Вашему мнению, препятствуют внедрению информационных технологий в систему здравоохранения?

Низкая компьютерная грамотность специалистов здравоохранения — 72 (71,3)

Отсутствие соответствующих ресурсов — 67 (66,3);

Неравномерность развития IT-технологий в регионах — 71 (70,3)

Низкая скорость интеграции территориальных информационных систем в ЕГИС — 55 (54,5)

Отсутствие обучения — 53 (52,5)

Другое — 1 (1)

8

На Ваш взгляд, какими наиболее важными видами деятельности в здравоохранении можно управлять с использованием информационных технологий?

III. Оценка перспектив развития информационных технологий в здравоохранении:

9

Каково Ваше мнение о потенциале использования IT-технологий при решении задач управления в здравоохранении в будущем?

Низкий потенциал — 2 (2,0%)

Средний потенциал — 19 (18,8%)

Высокий потенциал — 52 (51,5%)

Максимально высокий потенциал — 28 (27,7%)

10

Какие бы Вы внедрили информационные технологии в качестве вспомогательного инструментария работникам системы здравоохранения?

11

На Ваш взгляд, какими Вы видите информационные технологии будущего в системе здравоохранения с использованием портативных устройств?

IV. Степень применения информационных технологий специалистами в клинической практике:

12

Приходилось ли в Вашей деятельности осуществлять информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для пациентов?

Да — 39 (38,6)

Нет — 60 (59,4)

Затруднились ответить — 2 (2,0)

13

Приходилось ли Вам в своей работе применять электронный медицинский документооборот при взаимодействии медицинских организаций, органов управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии?

Да — 66 (65,3)

Нет — 33 (32,7)

Затруднились ответить — 2 (2,0)

14

Приходилось ли Вам в своей деятельности пользоваться электронной медицинской картой?

Да — 74 (73,3)

Нет — 24 (23,7)

Затруднились ответить — 3 (3,0)

15

Приходилось ли Вам в своей деятельности выписывать электронные рецепты?

Да — 29 (28,7)

Нет — 69 (68,3)

Затруднились ответить — 3 (3,0)

16

Приходилось ли Вам в своей деятельности применять телемедицину?

Да — 45 (44,6)

Нет — 50 (49,5)

Затруднились ответить — 6 (5,9)

17

Приходилось ли Вам в своей деятельности применять удаленный мониторинг состояния здоровья пациентов?

Да — 26 (25,7)

Нет — 66 (65,4)

Затруднились ответить — 9 (8,9)

18

Приходилось ли Вам в своей деятельности использовать IoT-технологии?

Да — 15 (14,9)

Нет — 56 (55,4)

Затруднились ответить — 30 (29,7)

19

Приходилось ли Вам в своей деятельности использовать блокчейн-технологии?

Да — 7 (6,9)

Нет — 69 (68,3)

Затруднились ответить — 25 (24,8)

20

Приходилось ли Вам в своей деятельности или образовании использовать AR-/VR-технологии (технологии виртуальной реальности)?

Да —15 (14,9)

Нет — 72 (71,3)

Затруднились ответить — 14 (13,8)

21

Приходилось ли Вам в своей деятельности использовать искусственный интеллект, машинное обучение?

Да — 19 (18,8)

Нет — 73 (72,3)

Затруднились ответить — 9 (8,9)

22

Приходилось ли Вам в своей врачебной деятельности использовать технологии RPA (программных роботов)?

Да — 3 (3,0)

Нет — 86 (85,1)

Затруднились ответить — 12 (11,9)

V. Степень применения информационных технологий специалистами в процессах управления и организации в здравоохранении:

23

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при решении задач организации и оказания медицинской помощи населению?

Да — 60 (59,4)

Нет — 34 (33,7)

Затруднились ответить — 7 (6,9)

24

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при решении задач управления дистанционным мониторингом состояния пациента?

Да — 29 (28,7)

Нет — 64 (63,4)

Затруднились ответить — 8 (7,9)

25

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при решении задач повышения качества диагностики пациентов?

Да — 31 (30,7)

Нет — 59 (58,4)

Затруднились ответить — 11 (10,9)

26

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при решении задач управления в повышении доступности медицинских услуг?

Да — 37 (36,6)

Нет — 50 (49,5)

Затруднились ответить — 14 (13,9)

27

Приходилось ли Вам в своей работе применять/сталкиваться с IT-технологиями при решении задач управления маршрутизацией и потоками пациентов?

Да — 47 (46,5)

Нет — 46 (45,5)

Затруднились ответить — 8 (8,0)

28

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при решении задач подготовки кадров в здравоохранении?

Да — 41 (40,6)

Нет — 55 (54,4)

Затруднились ответить — 5 (5,0)

29

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при оптимизации деятельности и повышения уровня контроля над цепочкой поставок лекарств или медоборудования?

Да — 14 (13,9)

Нет — 82 (81,1)

Затруднились ответить — 5 (5,0)

30

Приходилось ли Вам в своей работе применять IT-технологии при решении задач управления деятельностью медицинской организации?

Да — 28 (27,7)

Нет — 65 (64,4)

Затруднились ответить — 8 (7,9)

Анализ ответов респондентов осуществлялся с использованием методов описательной статистики в программе Statistica 10. При дополнительной количественной статистической обработке данных использован χ2 Пирсона, результаты считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

При оценке результатов настоящей работы выявлено, что 71,3% респондентов слышали о текущей реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» и 58,4% — Федерального проекта «Развитие сети национальных исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий».

По мнению 20,8% участников исследования, внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, имеет максимально высокий, 43,5% — высокий, 30,7% — средний и 5,0% — низкий потенциал (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к внедрению инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов?».

При этом 79,2% респондентов отметили, что в будущем применение информационных технологий будет иметь высокое и максимально высокое значение. Однако в текущий момент времени только 18,8% опрошенных отмечают высокий и максимально высокий уровень реального применения данных технологий при решении задач управления в здравоохранении (рис. 2, 3).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каково Ваше мнение о текущем уровне использования информационных технологий при решении задач управления в здравоохранении?».

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Каково Ваше мнение о потенциале использования IT технологий при решении задач управления в здравоохранении в будущем?».

Что касается применения информационных технологий в клинической практике, то лишь 59,4% респондентов отметили их использование при решении задач организации и оказания медицинской помощи населению, а именно: 28,7% указали на применение данных технологий в своей работе для управления дистанционным мониторингом состояния пациента, 30,7% — с целью повышения качества диагностики пациентов, 36,6% — при решении задач повышения доступности медицинских услуг, 46,5% — для управления маршрутизацией и потоками пациентов, 40,6% — с целью подготовки кадров в здравоохранении, 13,9% — для оптимизации деятельности и повышения уровня контроля над цепочкой поставок лекарств или медоборудования, 27,7% — при решении задач управления деятельностью медицинской организации.

Кроме того, 38,6% опрошенных указали на активное осуществление информационного взаимодействия с подсистемами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для пациентов, 65,3% — на наличие необходимости применения электронного документооборота при взаимодействии медицинских организаций, органов управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии. Большинство (73,3%) респондентов указали на регулярную работу с электронной медицинской картой, 28,7% — с электронными рецептами. Возможностями телемедицины пользуются 44,6% респондентов, а 25,7% — применяют данные технологии для удаленного мониторинга состояния здоровья пациента.

Использование в практической деятельности новых технологий, таких как IoT-технологии (интернет вещей), блокчейн-технологии, AR-/VR-технологии (виртуальной реальности), искусственный интеллект, технологии RPA (программных роботов) отметили весьма небольшое число респондентов — 14,9; 6,9; 14,9; 18,8 и 3,0% соответственно.

Значительная доля (87,1%) респондентов частично или полностью согласились с утверждением о том, что в настоящее время цифровизация выступает драйвером в формировании новых моделей организации медицинской помощи населению (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в настоящее время цифровизация выступает драйвером в формировании новых моделей организации медицинской помощи населению?».

Дополнительно проведен сравнительный статистический анализ частоты положительных ответов различных подгрупп респондентов на отдельные вопросы анкеты (табл. 4).

Таблица 4. Анализ положительных ответов респондентов исследуемых подгрупп на отдельные вопросы анкеты

Подгруппа

Доля положительных ответов на вопросы анкеты (%)

Вопрос анкеты

1

2

3

4

5

6

Женщины

50,8

43,4

29,1

29,7

39,2

53,3

Мужчины

49,2

56,6

70,9

70,3

60,8

46,7

Значение χ2 (p)

0,027 (p=0,801)

2,25 (p=0,134)

7,5 (p=0,007)

9,13 (p=0,037)

1,61 (p=0,205)

0,47 (p=0,490)

Респонденты в возрасте до 45 лет

61,0

63,3

61,2

62,1

50,0

68,8

Респонденты в возрасте от 46 лет

39,0

36,7

38,8

37,9

50,0

31,2

Значение χ2 (p)

0,43 (p=0,500)

0,006 (p=0,935)

0,1 (p=0,740)

2,27 (p=0,134)

3,13 (p=0,072)

0,15 (p=0,691)

Респонденты со стажем работы до 10 лет

40,6

38,3

32,2

35,1

28,5

37,7

Респонденты со стажем работы 10—20 лет

25,4

28,3

29,0

29,8

28,5

33,4

Респонденты со стажем работы >20 лет

34,0

33,4

38,8

35,1

43,0

28,9

Значение χ2 (p)

0,21 (p=0,902)

1,4 (p=0,490)

1,94 (p=0,303)

1,45 (p=0,481)

7,95 (p=0,010)

4,28 (p=0,116)

Сотрудники поликлиник

16,0

10,7

10,0

17,1

10,7

19,5

Сотрудники больниц

14,2

26,7

26,6

17,1

25,0

26,8

Представители органов управления здравоохранением

8,9

12,5

6,7

8,5

25,0

9,8

Сотрудники НИИ Минздрава России, медицинских вузов

44,6

37,5

46,7

48,5

35,7

31,8

Представители страховых медицинских организаций

10,7

5,3

10,0

5,7

7,0

7,4

Представители фармкомпаний и аптечных организаций

5,4

7,3

0,0

2,8

0,0

4,8

Значение χ2 (p)

8,16 (p=0,011)

8,5 (p=0,002)

9,02 (p>0,049)

5,43 (p=0,003)

7,17 (p=0,031)

5,87 (p=0,017)

При этом выявлено, что уровень информированности респондентов о разработке и реализации Федеральных проектов в сфере инновационных медицинских технологий, а также степень практического применения информационных технологий (в том числе телемедицинских) в своей профессиональной деятельности не имели статистически значимых различий среди представителей разного пола, возраста и стажа работы (p>0,05). Однако респонденты женского пола указали на более активное использование цифровых технологий с целью повышения доступности медицинских услуг (p=0,003) и качества диагностики (p=0,007) по сравнению со специалистами-мужчинами. Более активное применение инновационных медицинских технологий в управлении деятельностью медицинской организации продемонстрировали респонденты со стажем работы 20 лет и более (p=0,010). Следует отметить, что при ответе на вопросы анкеты сотрудники научно-исследовательских институтов и медицинских высших учебных заведений продемонстрировали статистически значимую разницу по сравнению с другими подгруппами по всем оцениваемым пунктам (p>0,05).

Дополнительно в рамках настоящего исследования выделены важнейшие факторы формирования спроса на использование информационных технологий в здравоохранении, основными из которых, по мнению респондентов, являются:

— удовлетворение высокого спроса населения на персонализированную медицину — 49,5% респондентов;

— стремление сократить и оптимизировать экономические издержки на оказание медицинской помощи — 71,3%;

— стремление сократить временную нагрузку на врачей — 54,5%;

— возможность использования в прогнозировании и предотвращении эпидемии — 39,6%;

— возможность использования в управлении работой медицинской организации — 63,4%;

— помощь в решении задач повышения качества диагностики пациентов (возможность ускорить установление диагнозов и повысить их точность) — 59,4%;

— помощь в решении задач повышения качества организации лечения/медицинской помощи пациентам (возможность получения точных планов лечения и организации своевременного лечения) — 59,4%;

— возможность поставщикам лекарственных средств и медтехники оптимизировать свою деятельность и повысить уровень контроля над цепочкой поставок — 45,5%;

— помощь в решении задач управления в подготовке кадров в здравоохранении — 38,6%;

— помощь в управлении маршрутизацией и потоками пациентов — 74,3%;

— помощь в получении оперативных данных о медицинской страховке пациента — 43,6%.

При этом основными препятствиями на пути внедрения информационных технологий в систему охраны здоровья Российской Федерации, согласно мнениям респондентов, являются:

— низкая компьютерная грамотность специалистов здравоохранения — указали 71,3% респондентов;

— отсутствие соответствующих ресурсов — 66,3%;

— неравномерность развития цифровых технологий в регионах — 70,3%;

— низкая скорость интеграции территориальных информационных систем в ЕГИС — 54,5%;

— отсутствие обучения специалистов — 52,5%.

На открытые вопросы анкеты получены следующие данные. При ответе на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, наиболее значимые виды деятельности в здравоохранении, управление которыми возможно с использованием информационных технологий?» мнение пациентов распределилось по следующим категориям: на важность обучения врачей пришлось 7%; на мониторинг состояния органов и систем организма — 14%; маршрутизацию пациента при оказании медицинской помощи как один из важнейших видов деятельности в данном случае отметили 10% участников исследования; 13% респондентов отнесли к такому виду деятельности электронный документооборот с целью экономии времени и ресурсов; подавляющее большинство (48%) опрошенных заявили, что всеми видами деятельности можно управлять с использованием информационно-аналитических технологий; а 8% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

При ответе на вопрос: «Какие бы Вы внедрили информационные технологии в качестве вспомогательного инструментария для работников системы здравоохранения?» респонденты имели различную точку зрения и разделились на следующие группы: важность использования электронного клинического справочника на практике отметили 11% участвовавших в исследовании; большинство респондентов отметили, что системы поддержки принятия врачебных решений могут быть очень полезными в диагностике и лечении (32%), при этом на мониторинг состояния здоровья приходится 15%, на использование технологий искусственного интеллекта — 13%, AR-/VR-технологий — 3%, однако 26% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

При ответе на вопрос: «Какими Вы видите информационные технологии будущего в системе здравоохранения с использованием портативных устройств?» мнения респондентов разделились: на мониторинг состояния общественного здоровья пришлось 37%; на использование портативных вспомогательных устройств с целью диагностики и лечения — 28%; на применение VR-/IoT-технологий — 4%; при этом некоторые респонденты (21%) затруднились ответить на данный вопрос.

Обсуждение

Широкие возможности использования информационных технологий в современном здравоохранении, включая подходы к применению искусственного интеллекта и больших данных, описаны многими российскими и зарубежными авторами [24—28]. При этом следует отметить, что подавляющее большинство работ носит обзорный характер [29—31] либо содержит описание кейсов реализации пилотных проектов по информатизации здравоохранения [32—35] и не включает результаты проведения социологических замеров мнения врачей и экспертов здравоохранения относительно текущего влияния информационных технологий на решение задач управления в здравоохранении.

В настоящем исследовании продемонстрировано, что большая часть врачей и экспертов системы здравоохранения Москвы и Московской области в целом информированы о реализации Федеральных проектов, направленных на развитие информационных технологий как при решении задач управления сферой здравоохранения, так и непосредственно при оказании медицинских услуг. Несмотря на то, что в настоящее время только примерно 50% специалистов применяют цифровые технологии в клинической и организационной практике (в основном сотрудники научно-исследовательских институтов и медицинских высших учебных заведений), подавляющее число респондентов отметили высокие потенциал развития и важность данного направления для здравоохранения будущего, а именно для формирования новых моделей организации медицинской помощи населению. Отсюда можно сделать вывод об определенных ожиданиях со стороны большинства врачей и экспертов по поводу революционной роли, которую должны сыграть в будущем информационные технологии в решении задач управления сферой здравоохранения. Однако на основании результатов авторского исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время происходит постепенное внедрение информационных технологий в деятельность медицинских организаций. Соответственно общее влияние информационных технологий на текущее решение задач управления сферой здравоохранения пока носит скорее эволюционный, а не революционный характер, в умеренной степени улучшая управленческий процесс.

Аналогичные результаты получены в исследовании Е.А. Васюты и Т.В. Подольской (2022 г.), в котором показано, что в настоящее время только 21—43% медицинских организаций внедряют различные информационные технологии, а 20—26% — планируют применять их в будущем [31].

В качестве основных факторов, препятствующих внедрению информационных технологий в систему здравоохранения, которые необходимо преодолевать, респондентами выделены низкая компьютерная грамотность специалистов здравоохранения, неравномерность развития цифровых технологий в регионах и отсутствие соответствующих ресурсов ведомства. Следует отметить, что дефицит компетенций сотрудников системы охраны здоровья в области применения информационных технологий, географические и социальные факторы выделены рядом отечественных исследователей наряду с такими барьерами, как выраженная неоднородность данных в здравоохранении, высокая стоимость методик искусственного интеллекта, сложности с тестированием, валидацией и сертификацией цифровых инструментов [35, 36].

С целью популяризации применения информационно-аналитических технологий в здравоохранении авторы рекомендуют на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (https://edu.rosminzdrav.ru/) предусмотреть расширение линейки существующих специализированных курсов по данной тематике, расширить число и состав вебинаров по вопросам применения информационно-аналитических технологий в управлении системой здравоохранения, организации и оказании медицинских услуг, а также в обучении специалистов с высшим медицинским образованием и руководителей медицинских организаций.

Заключение

Данное исследование является одной из первых работ, оценивающих информированность врачей Москвы и Московской области, а также экспертов сферы здравоохранения о текущем состоянии и потенциале применения информационно-аналитических технологий для управления здравоохранением. Проблема рассматривалась в исследовании с позиций потенциальных инициаторов процесса применения информационно-аналитических технологий (руководителей медицинских организаций разных уровней г. Москвы и Московской области) и с позиций исполнителей процесса применения информационно-аналитических технологий при организации и оказании медицинских услуг (врачей). Ценность результатов исследования также заключается в том, что выявлены барьеры в применении информационно-аналитических технологий для управления здравоохранением, один из которых — низкая компьютерная грамотность и отсутствие глубокой информированности о потенциале использования информационных технологий специалистами системы здравоохранения. На основании опроса также можно сделать вывод о том, что пока общее влияние информационных технологий на решение управленческих задач в здравоохранении носит скорее эволюционный, а не революционный характер.

Потенциал использования информационно-аналитических технологий при решении задач управления в сфере здравоохранении в субъектах Российской Федерации и повышение производительности труда в здравоохранении, формирование с помощью информационно-аналитических технологий новых моделей организации медицинской помощи населению, определение наиболее важных видов деятельности, управление которыми является более эффективным с использованием указанных технологий, могут стать предметом дальнейших углубленных исследований.

Работа выполнена в ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России (Москва, Россия) в рамках плановой НИР.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — С.В. Русских, Е.А. Тарасенко; сбор и обработка материала — С.В. Русских, Е.А. Тарасенко, А.Б. Тимурзиева, М.Д. Васильев, Л.И. Москвичева; статистическая обработка данных — С.В. Русских, Е.А. Тарасенко, Е.В. Макарова; написание текста — С.В. Русских, А.Б. Тимурзиева, Е.А. Тарасенко, Л.И. Москвичева; редактирование — С.В. Русских, Е.А. Тарасенко.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 (ред. от 23.12.20) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ссылка активна на 22.01.23. https://base.garant.ru/71848440/?ysclid=ld7nni5rbf770190239


2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.12 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Ссылка активна на 22.01.23. https://base.garant.ru/70170948/?ysclid=ld7ns08t5a428955629

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 (ред. от 23.12.20) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ссылка активна на 22.01.23. https://base.garant.ru/71848440/?ysclid=ld7nni5rbf770190239

4 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.18 №204 (ред. от 21.07.20) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Ссылка активна на 22.01.23. https://base.garant.ru/71937200/?ysclid=ld7nysjwed920043595

5 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.20 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Ссылка активна на 22.01.23. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/?ysclid=ld7o546j24447308734

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 (ред. от 23.12.20) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ссылка активна на 22.01.23. https://base.garant.ru/71848440/?ysclid=ld7nni5rbf770190239

7 Круглый стол «Цифровые инновации здравоохранения», организованный Министерством здравоохранения Российской Федерации. 14.04.022. Ссылка активна на 08.08.22. https://www.youtube.com/watch?v=W2rqi4DF2gs

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.