Введение
Актуальность многочисленных исследований в области влияния образа жизни студентов-медиков на качество жизни в процессе обучения объясняется возрастным разнообразием студенчества, которое относится к понятию «молодежь», а также большими возможностями проведения анализа их характеристик [1]. Своевременное выявление и исследование острых проблемных направлений в организации здоровьесберегающего поведения и здорового образа жизни молодежи является сложной и интегративной задачей, состоящей из множества кардинальных деталей [2]. Само понятие «студенчество» непосредственно связано с молодежью [3] и определяет учащихся как общественно-демографическую группу, которая имеет собственную половозрастную структуру, влияние и положение в социуме, уровень социализации (студенческий возраст), уникальные социально-психологические отличительные черты [4].
При анализе научной литературы становится ясно, что формирование здоровьесберегающего поведения и здорового образа жизни (ЗОЖ) в обществе является сложной проблемой. Сам термин «здоровый образ жизни» во многих отечественных исследованиях несет в себе не только исключительно общемедицинские и проблемные аспекты, но и социальные стороны, такие как физическая активность и состояние показателей физического здоровья, условия и место проживания, сбалансированное и правильное употребление пищи, уровень финансового благосостояния, отношения в социуме, наличие вредоносных привычек, рационализация труда и отдыха и пр. [5]. Поэтому одна из наиболее важных задач, с которой встречаются нынешние учреждения образования, это формирование концепции ЗОЖ у обучающихся [6].
Период студенчества является ключевым в жизни молодых людей, это период перехода к взрослению, которое характеризуется повышением социальной активности. Более того, жизненные привычки, приобретенные в этот период, оказывают влияние на будущую жизнь студентов медицинского профиля. Поэтому изучение детерминант состояния здоровья студентов-медиков представляется весьма актуальным [7]. Бытует мнение, что состояние здоровья обучающихся в учреждениях образования медицинского профиля, вероятнее всего, намного выше, чем у студентов иных, немедицинских, специальностей, что объясняется изучением медицинских дисциплин и формированием побуждения у студентов-медиков быть более внимательным по отношению к собственному здоровью [8].
Известно, что понятие «качество жизни» — это комплексная оценка состояния здоровья в контексте индивидуального восприятия благополучия. Оно является более обширным показателем по сравнению с выявлением конкретного состояния, заболевания или расстройства в целевой популяции [9]. Качество жизни может быть представлено как субъективное восприятие благополучия и чувство личного достижения в социальном и культурном контексте. Отмечено, что студенты-медики имеют худшее восприятие качества жизни и высокую распространенность психосоциальных неблагоприятных факторов по сравнению с другими категориями населения в целом [10]. Актуальность исследований в указанном направлении обусловлена еще и недостаточной изученностью данного вопроса, в частности влияния физической активности и продолжительности сна на качество жизни студентов-медиков.
На основании изложенного приоритетными выступают задачи разработки и совершенствования существующих подходов к формированию здоровьесберегающего мышления и поведения студентов-медиков, а также внедрения качественных, инновационных и теоретических основ и практических подходов к проблемам повышения активности и качества жизни студенческой молодежи в учреждении образования медицинского профиля.
Цель исследования — изучить влияние образа жизни студентов-медиков на их качество жизни в процессе обучения.
Материал и методы
На первом этапе проведен социологический опрос 1060 обучающихся Учреждения образования «Высший медицинский колледж «Авиценна» по специально разработанной анкете для исследования распространенности факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и оценки качества жизни в популяции студентов-медиков. Средний возраст респондентов составил 17,35±1,78 года, диапазон от 15 лет до 31 года. На втором этапе опрошены 1104 студента-медика того же учреждения образования медицинского профиля с использованием анкеты по методике Ю.В. Щербатых «Тест на учебный стресс»1. Второй этап анкетирования этих же студентов-медиков проводили через 6 мес во избежание появления искажений ответов в процессе социологического опроса. Отбор респондентов на всех этапах проводили в случайном порядке. Контингент Учреждения образования «Высший медицинский колледж «Авиценна» составляет около 2500 обучающихся, что позволяет считать выборки репрезентативными. Отказов от участия в процессе анкетирования со стороны студентов-медиков на всех этапах исследования не было. В данной работе статистический анализ выполняли с использованием программ StatTech v. 2.6.5 (разработчик — ООО «Статтех», Россия) и SPSS 22.0 версии. Количественные показатели оценивали на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Шапиро—Уилка при числе исследуемых менее 50 или критерия Колмогорова—Смирнова при числе исследуемых более 50. В случае отсутствия нормального распределения количественные данные описывали с помощью медианы (Me), нижнего и верхнего квартилей (Q1—Q3). Категориальные данные описывали с указанием абсолютных значений и процентных долей. Использовали вариационный анализ — нулевую гипотезу отвергали при уровне значимости p<0,05. Производили расчет ошибки показателя (%) для качественных данных и доверительного интервала для количественных и качественных переменных. Оценка связи между признаками среди качественных данных проведена с помощью коэффициента взаимной сопряженности Пирсона. Для качественных данных проводили расчет доверительного интервала для доли (%). Сравнение двух групп по количественному показателю, у которого распределение отличалось от нормального, выполняли с помощью U-критерия Манна—Уитни. Направление и тесноту корреляционной связи между двумя количественными показателями оценивали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (при распределении показателей, отличном от нормального). Прогностическая модель, характеризующая зависимость количественной переменной от факторов, разработана с помощью метода линейной регрессии. Сравнение трех групп и более по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполнено с помощью критерия Краскела—Уоллиса, апостериорные сравнения — с помощью критерия Данна с поправкой Холма.
Результаты
По результатам проведенного социологического сбора информации, медиана возраста обучающихся составила 17 [16; 18] лет (ДИ 95% 17 [17; 17] лет). Распределение респондентов по полу: 24,2±1,3% (ДИ 95% 24,2 [21,7; 26,7]%) — мужской пол и 75,8±1,3% (ДИ 95% 75,8 [73,2; 78,4]%) — женский пол. Доля респондентов 1-го курса составила 22,6±1,3% (ДИ 95% 22,6 [20,1; 25,1]%), 2-го курса — 30,3±1,3% (ДИ 95% 30,3 [27,8; 32,8]%), 3-го курса — 26,8±1,4% (ДИ 95% 26,8 [24,1; 29,5]%) и 4-го курса — 20,3±1,2% (ДИ 95% 20,3 [17,9; 22,7]%).
Респондентам предложили ответить на вопрос «Употребляете ли Вы ежедневно около 400 г фруктов и овощей?». Всего 52,1±1,5% (ДИ 95% 52,1 [49,1; 55,1]%) ответили «да», а 47,2±1,5% (ДИ 95% 47,2 [44,2; 50,2]%) — «нет». Далее студенты-медики отметили свою физическую активность. Так, 59,5±1,5% (ДИ 95% 59,5 [56,5; 62,5]%) респондентов тратят на ходьбу (включая дорогу до места учебы и обратно) 30 мин и более в день, а 40,5±1,5% (ДИ 95% 40,5 [37,5; 43,5]%) — менее 30 мин в день. Более того, при анализе оценки качества жизни респондентов в зависимости от физической активности нам не удалось выявить статистически значимых различий (p=0,209).
Что касается вредных привычек у респондентов, то выявлено, что 81,5±1,2% (ДИ 95% 81,5 [79,2; 83,8]%) опрошенных студентов-медиков никогда не курили, 9,8±0,9% (ДИ 95% 9,8 [8,0; 11,6]%) — курили, но потом прекратили курение и 8,7±0,9% (ДИ 95% 8,7 [7,0; 10,4]%) — курят. При этом доля курящих женщин составила 5,8±0,8% (ДИ 95% 5,8 [4,2; 7,4]%), а мужчин — 17,6±2,4% (ДИ 95% 17,6 [12,9; 22,3]%), что в 3 раза больше, чем у противоположного пола. Далее, 68,2±1,4% (ДИ 95% 68,2 [65,4; 71,0]%) опрошенных студентов-медиков никогда не употребляли спиртные напитки, 31,8±1,4% (ДИ 95% 31,8 [29,0; 34,6]%) — употребляли алкоголь. Из тех, кто употреблял спиртные напитки, 30,1±1,6% (ДИ 95% 30,1 [26,9; 33,3]%) — респонденты женского пола, а 37,1±3,0% (ДИ 95% 37,1 [31,2; 43,0]%) — мужского пола, что составляет почти равное соотношение.
Очень важным элементом в оценке качества жизни является оценка собственного здоровья в целом. Так, 17,0±1,2% (ДИ 95% 17,0 [14,7; 19,3]%) студентов-медиков отметили отличное состояние, 19,6±1,2% (ДИ 95% 19,6 [17,2; 22,0]%) — очень хорошее, 43,3±1,5% (ДИ 95% 43,3 [40,3; 46,3]%) — хорошее, 17,9±1,2% (ДИ 95% 17,9 [15,6; 19,9]%) — удовлетворительное, 2,2±0,5% (ДИ 95% 2,2 [1,3; 3,1]%) — плохое. Относительно показателей собственного здоровья следует отметить, что 62,7±1,5% (ДИ 95% 62,7 [59,8; 65,6]%) респондентов не знают об уровне своего артериального давления, а 37,3±1,5% (ДИ 95% 37,3 [34,4; 40,2]%) — знают. Кроме того, 91,4±0,9% (ДИ 95% 91,4 [89,7; 93,1]%) опрошенных студентов-медиков не знают об уровне холестерина, а 8,6±0,9% (ДИ 95% 8,6 [6,9; 10,3]%) — знают. Что касается удовлетворенности состоянием своего здоровья, то 24,6±1,3% (ДИ 95% 24,6 [22,0; 27,2]%) опрошенных «очень удовлетворены», 44,2±1,5% (ДИ 95% 44,2 [41,2; 47,2]%) — «удовлетворены», 19,1±1,2% (ДИ 95% 19,1 [16,7; 21,5]%) — «ни то, ни другое», 10,0±0,9% (ДИ 95% 10,0 [8,2; 11,8]%) — «не удовлетворены», 2,1±0,4% (ДИ 95% 2,1 [1,7; 2,5]%) — «очень не удовлетворены».
Обучающиеся определили уровень качества своей жизни. Так, 26,7±1,8% (ДИ 95% 26,7 [23,1; 30,3]%) студентов-медиков определили свое качество жизни как «очень хорошее», 48,7±1,5% (ДИ 95% 48,7 [45,8; 51,6]%) — «хорошее», 21,5±1,6% (ДИ 95% 21,5 [18,4; 24,6]%) — «ни хорошее, ни плохое», 1,7±0,4% (ДИ 95% 1,7 [0,9; 2,5]%) — «плохое», 1,4±0,1% (ДИ 95% 1,4 [1,1; 1,7]%) — «очень плохое». Причем у студентов-медиков наблюдается повышение уровня неудовлетворенности качеством жизни в основном на 2-м и 3-м курсах, после чего на выпускном, т.е. 4-м, курсе качество жизни относительно улучшается (p=0,025) (см. рисунок).
Оценка качества жизни студентов-медиков в зависимости от курса обучения.
Студентами-медиками определено, насколько здоровой является физическая среда (проводимые мероприятия и условия для занятий физической культурой). Так, всего лишь 7,9±0,7% (ДИ 95% 7,9 [6,6; 9,2]%) отметили, что физическая среда «вполне здоровая», 32,3±1,4% (ДИ 95% 32,3 [29,5; 35,1]%) — «в значительной степени», 45,0±1,5% (ДИ 95% 45,0 [42,0; 48,0]%) — «умеренная», 11,2±1,0% (ДИ 95% 11,2 [9,2; 13,2]%) — «немного» и 3,6±0,6% (ДИ 95% 3,6 [2,4; 4,8]%) — «отсутствие здоровой физической среды». В результате сравнения оценки состояния здоровья в целом у студентов-медиков в зависимости от уровня окружающей физической среды установлены существенные статистически значимые различия (p<0,001). Данный факт объясняется тем, что здоровая физическая среда может благоприятно влиять на состояние здоровья в целом.
Далее затронут вопрос об удовлетворенности условиями своего проживания. Так, «очень хорошую» удовлетворенность отметили 19,6±1,2% (ДИ 95% 19,6 [17,2; 22,0]%) студентов-медиков, 45,4±1,5% (ДИ 95% 45,4 [42,4; 48,4]%) — «удовлетворены», 22,5±1,3% (ДИ 95% 22,5 [20,0; 25,0]%) — «ни то, ни другое», 8,6±0,9% (ДИ 95% 8,6 [6,9; 10,3]%) — «не удовлетворены» и 3,9±0,6% (ДИ 95% 3,9 [2,7; 5,1]%) — «совершенно не удовлетворены». Рассмотрена финансовая удовлетворенность студентов-медиков. Так, 24,0±1,3% (ДИ 95% 24,0 [21,4; 26,6]%) респондентам «вполне достаточно» денег для удовлетворения своих потребностей, 19,2±1,2% (ДИ 95% 19,2 [16,8; 21,6]%) — «в основном удовлетворены», 37,5±1,5% (ДИ 95% 37,5 [34,9; 40,4]%) — «умеренно удовлетворены», 14,1±1,1% (ДИ 95% 14,1 [12,0; 16,2]%) — «немного удовлетворены» и 5,4±0,7% (ДИ 95% 5,4 [4,0; 6,8]%) — «не удовлетворены».
Нами выполнен корреляционный анализ взаимосвязи оценки качества жизни и удовлетворенности своим сном. Наблюдаемая зависимость описывается уравнением парной линейной регрессии (1):
YУровень удовлетворенности сном = 0,397×XОценка качества жизни +1,598 (1)
При увеличении показателя удовлетворенности своим сном на 1 балл следует ожидать увеличение оценки качества жизни на 0,397 балла. Недостаток сна в студенчестве играет немаловажную роль в оценке качества жизни. Так, 11,0±1,0% (ДИ 95% 11,0 [9,1; 12,9]%) опрошенных «очень удовлетворены» своим сном, 34,4±1,5% (ДИ 95% 34,4 [31,5; 37,3]%) — «удовлетворены», 26,8±1,4% (ДИ 95% 26,8 [24,1; 29,5]%) — «относительно», 16,5±1,1% (ДИ 95% 16,5 [14,3; 18,7]%) — «не удовлетворены», 11,2±1,0% (ДИ 95% 11,2 [9,3; 13,1]%) — «очень не удовлетворены» своим сном (табл. 1).
Таблица 1. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи оценки качества жизни и удовлетворенности своим сном
Показатель | Характеристика корреляционной связи | ||
ρ | Теснота связи по шкале Чеддока | p | |
Оценка качества жизни по категории Удовлетворенность своим сном | 0,323 | Умеренная | <0,001* |
Примечание. * — различия показателей статистически значимы (p<0,05).
Период студенчества известен своими отрицательными переживаниями в виде учебного и экзаменационного стресса. Так, нами проведен анализ уровня волнения студентов перед экзаменами в зависимости от пола с использованием анкеты по методике Ю.В. Щербатых «Тест на учебный стресс».
При оценке показателя уровня волнения перед экзаменами по 10-балльной шкале в зависимости от пола нами выявлены статистически значимые различия (p<0,001) (табл. 2). При оценке показателя уровня волнения перед экзаменами в зависимости от курса также установлены статистически значимые различия (p<0,001) (табл. 3). Апостериорный анализ с помощью критерия Геймса—Хауэлла показал, что уровень показателя волнения перед экзаменами у студентов-медиков 4-го курса был статистически значимо ниже, чем у студентов 1-го курса (p<0,001).
Таблица 2. Показатели уровня волнения перед экзаменами в зависимости от пола
Пол | Категория | p | ||
Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами? | ||||
Me | Q1—Q₃ | n | ||
Мужской | 5 | 4—8 | 237 | <0,001* |
Женский | 7 | 5—10 | 867 |
Примечание. * — различия показателей статистически значимы (p<0,05).
Таблица 3. Показатели уровня волнения студентов-медиков перед экзаменами в зависимости от курса обучения
Курс | Категория | p | ||
Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами? | ||||
Me | Q1—Q3 | n | ||
1 | 8 | 5—10 | 287 | <0,001* p4-й курс—1-й курс<0,001 |
2 | 7 | 5—10 | 378 | |
3 | 6 | 4—9 | 289 | |
4 | 4 | 4—6 | 150 |
Примечание. * — различия показателей статистически значимы (p<0,05).
В результате оценки зависимости уровня качества жизни от таких параметров, как финансовая удовлетворенность, удовлетворенность своим сном, удовлетворенность медицинским обслуживанием, удовлетворенность условиями проживания и наличие отрицательных переживаний (плохое настроение, отчаяние, тревога, депрессия), с отбором факторов методом исключения разработана прогностическая множественная регрессионная модель (2):
YКЖ = 3,018+0,074XФ+0,097XСОН+0,082XМО— 0,101XП+0,092XЖ (2),
где YКЖ — величина оценки качества жизни, XФ — уровень финансовой удовлетворенности (1 — вовсе нет, 2 — немного, 3 — умеренно, 4 — в основном, 5 — полностью), XСОН — уровень удовлетворенности своим сном (1 — совершенно не удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — ни то, ни другое, 4 — удовлетворен, 5 — очень удовлетворен), XМО — уровень удовлетворенности доступностью медицинского обслуживания (1 — совершенно не удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — ни то, ни другое, 4 — удовлетворен, 5 — очень удовлетворен), XП — частота отрицательных переживаний, например плохое настроение, отчаяние, тревога, депрессия (1 — никогда, 2 — изредка, 3 — довольно часто, 4 — очень часто, 5 — всегда), XЖ — уровень удовлетворенности условиями места проживания (1 — совершенно не удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — ни то, ни другое, 4 — удовлетворен, 5 — очень удовлетворен).
Полученная регрессионная модель характеризуется коэффициентом корреляции rxy=0,392, что соответствует умеренной тесноте связи по шкале Чеддока. Модель статистически значимая (p<0,001). Полученная модель объясняет 15,3% наблюдаемой дисперсии оценки качества жизни. При увеличении уровня финансовой удовлетворенности на 1 балл следует ожидать увеличения оценки качества жизни на 0,074 балла, при увеличении уровня удовлетворенности своим сном на 1 балл следует ожидать увеличения оценки качества жизни на 0,097 балла, при увеличении уровня удовлетворенности доступностью медицинского обслуживания на 1 балл следует ожидать увеличения оценки качества жизни на 0,082 балла, при увеличении частоты отрицательных переживаний (плохое настроение, отчаяние, тревога, депрессия) на 1 пункт следует ожидать уменьшения оценки качества жизни на 0,101 балла, при увеличении уровня удовлетворенности условиями места проживания на 1 балл следует ожидать увеличения оценки качества жизни на 0,092 балла.
Обсуждение
В настоящее время одна из самых острых проблем, с которыми встречаются учреждения образования медицинского (и не только) профиля, это пропаганда ЗОЖ среди студентов. Многочисленные публикации показали, что практика ЗОЖ снижает уровень заболеваемости и смертности от различных факторов, а такие факторы, как пол, возраст, положение в семье, финансовый достаток и наличие занятости, тесно взаимозависимы с образом жизни [11]. На основании проведенных научных исследований и образовательных источников понятно, что становление и развитие ЗОЖ представляет важную проблему [12]. На стремительное возникновение и развитие психосоматических заболеваний у студентов-медиков могут влиять следующие факторы: колоссальная эмоционально-психологическая нагрузка, осознание и обработка большого количества информации на фоне нехватки времени, отсутствие рационального баланса между интенсивностью труда и своевременностью отдыха, а также резкая смена обстановки, особенно в периоды экзаменационных сессий, и бесконтрольное использование современных гаджетов в образовательном процессе и в повседневной жизни.
Студенты-медики, находящиеся в настоящее время в состоянии финансового и социального кризиса, сталкиваются с существенными проблемами при решении каких-либо задач. Ниже представлены наиболее актуальные и первостепенные проблемы опрошенных студентов-медиков:
1. Трудная адаптация студентов, прибывших из других районов и городов. Будучи свободными от родительского попечения и контроля, они неохотно принимают все необходимые правила и требования учреждений образования. Соответственно, можно наблюдать появление таких нарушений, как неправильное питание, отсутствие гигиены, неравномерный сон, дефицит отдыха, нехватка дисциплины, а также неадекватность коммуникации [13].
2. Проблема необеспеченности жильем — самая острая студенческая проблема, так как многие нуждаются в общежитии. Вузы или колледжи не всегда предоставляют такую возможность, в этих случаях студентам приходится снимать жилье, что влечет за собой дополнительные затраты. Отсюда и вытекает следующая проблема — финансы. В нашем случае хорошая удовлетворенность условиями места проживания наблюдалась всего лишь у 65,0±1,5% (ДИ 95% 65,0 [62,1; 67,9]%) опрошенных студентов-медиков.
3. Экономический аспект. Небольшой размер получаемой стипендии (при ее наличии) не свидетельствует о полной самодостаточности студентов. Более того, если у студентов полностью отсутствует финансовая помощь, то они предпринимают всевозможные усилия для совмещения учебы с трудовой деятельностью, что крайне негативно отражается на уровне и качестве успеваемости. Так, в нашем исследовании выявлено, что всего лишь у 43,2±1,5% (ДИ 95% 43,2 [40,2; 46,2]%) студентов-медиков достаточно денег для удовлетворения потребностей, и они не испытывают никаких проблем с финансами. Более того, в нашем исследовании при оценке показателя уровня качества жизни в зависимости от достаточности финансов у студентов-медиков нами выявлены статистически значимые различия (p<0,001).
4. Состояние здоровья. Адаптация несформированного организма подростка к постоянно изменяющейся среде вначале приводит к мобилизации, после чего наступает физическое изнеможение. Затем появляются стойкое усугубление и хронизация заболеваний, а также возникновение новой патологии, которые препятствуют планомерному обучению и полноценной жизни. По результатам проведенного анкетирования по вопросам качества жизни студентов-медиков отмечено, что между удовлетворенностью состоянием собственного здоровья и оценкой качества жизни имеется умеренная статистически значимая прямая связь (V=0,33; p<0,001).
В связи с тем, что большинство студентов проживают в общежитии, вдали от родителей, это побуждает резко менять свой образ жизни. Наиболее трудная адаптация протекает, несомненно, у студентов 1-го и 2-го курсов, так как абитуриенты, сдав выпускные и вступительные экзамены, совершенно не восстановившись, сразу поступают в учреждение образования, встречаются с незнакомыми реалиями, что вызывает стресс на психологическом уровне [14]. Особенно это касается учреждений образования медицинского профиля, поскольку на начальных курсах предусмотрено освоение объемных образовательных программ, включающих сложные предметы, на фоне низкой адаптации к высокой нагрузке при обучении.
Доказано, что рост цен на сигареты значительно снижает частоту курения в разных возрастных группах, в том числе у подростков [15]. Продавать табак юридически запрещено подросткам до 18 лет, и все же почти каждый может купить сигареты, особенно в уличных ларьках. При этом стоимость пачки сигарет в России составляет около 20 центов, а в Казахстане — 90 центов. Для сравнения: в Германии — 10 долларов, в Норвегии — 15 [16]. В настоящее время число потребителей табака достигло такого уровня, что среди молодежи 16—22 лет это стало обычным явлением. ВОЗ приводит тревожные цифры — 30% молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет являются курильщиками [17]. Так, в нашем проведенном исследовании выявлен относительный рост числа курящих студентов-медиков с 1-го по 3-й курс, после чего на 4-м курсе этот показатель стабилизируется (p<0,001).
Прослеживается относительно стабильная направленность к смещению в худшую сторону физического и психического здоровья подростков (употребление алкоголя, психотропных и наркотических веществ), что является причиной отсутствия здоровьесберегающего поведения [18]. Более того, неоднократно доказано наличие причинно-следственной связи употребления алкогольных напитков и суицидального риска. Ученые В.А. Медик и А.М. Осипов на основании своих исследований здоровья студентов утверждали, что в вузовской системе употребление алкоголя укоренилось на протяжении многих лет в виде традиции [19]. Однако у большинства студентов, употребляющих алкоголь, существует некая искаженность в понимании и осознании вредности. Поэтому активное злоупотребление алкоголем приводит к появлению острых проблем медицинского, нравственного, общественного характера, а также к нарушению взаимоотношений в семье и в обществе в целом. Так, в нашем исследовании по результатам анкетирования учащихся выявлены предпочтения среди алкогольных напитков. На первом месте отмечено пиво (76,6±1,3%), на втором месте — шампанское и сухое вино (56,4±1,5%), на третьем месте — водка, коньяк и другие крепкие напитки (22,8±1,3%), на четвертом месте — крепленое вино (8,6±0,9%) и на пятом месте — домашние крепкие настойки (8,3±0,8%). Причем из числа употребляющих алкоголь студентов-медиков испытывают чувство вины всего лишь 14,5±1,9% (ДИ 95% 14,5 [10,7; 18,3]%). Более того, у 81,9±2,1% (ДИ 95% 81,9 [77,8; 86,0]%) не возникает чувство, побуждающее ограничить потребление спиртных напитков.
Проблема ожирения достигает глобальных масштабов — больше 300 млн жителей земли имеют этот недуг. ВОЗ признала ожирение заболеванием [20]. Ускоряющиеся темпы роста распространенности ожирения еще больше усугубляют риск, связанный с питанием, возникающий в подростковом возрасте [21]. Так, в нашем исследовании определено, что 45,0±1,5% (ДИ 95% 45,0 [42,0; 48,0]%) студентов-медиков потребляют много сладостей в день и 47,2±1,5% (ДИ 95% 47,2 [44,2; 50,2]%) — не употребляют ежедневно около 400 г фруктов и овощей. Кроме того, 70,9±1,4% (ДИ 95% 70,9 [68,2; 73,6]%) респондентов не акцентируют внимание на составе и количестве холестерина или жира в пищевых продуктах по время покупки. Более того, по вопросам объективных данных физикального обследования (уровень артериального давления, пульс на запястье, масса тела и окружность талии) выявлено, что студенты-медики не обращают внимание на изменения своих показателей, отражающих состояние здоровья. Так, 69,5±1,4% респондентов не знают данные своего артериального давления, 72,5±1,4% — показатели своего пульса, 60,7±1,5% — своей массы тела, 86,1±1,1% — длину окружности своей талии, 99,4±0,2% — уровень холестерина.
В целом, несмотря на растущее количество свидетельств негативного влияния вредных привычек на здоровье и благополучие студентов учреждения образования медицинского профиля, мало что известно о защитных факторах для сохранения здоровья и благополучия в процессе получения медицинского образования [22]. Первый курс — особенно напряженный период в жизни будущих медицинских работников. Низкая устойчивость к учебному и экзаменационному стрессу приводит к различным последствиям для здоровья. Так, у студентов-медиков наблюдаются высокая распространенность и интенсивность психосоциальных расстройств, таких как депрессия, тревога, синдром выгорания, суицидальные идеи и попытки, патологические нарушения сна, употребление алкоголя и наркотиков [10]. В нашем исследовании отмечается неудовлетворительная картина у студентов 1, 2 и 3-го курсов по распространенности отрицательных переживаний, таких как плохое настроение, отчаяние, тревога, депрессия (p=0,003). Лишь на 4-м курсе данная ситуация относительно меняется в благоприятную сторону.
Многие научные исследования подтверждают, что отсутствие или недостаток физической активности непосредственно приводят к появлению ряда стойких нарушений здоровья, в том числе в области контроля собственной массы тела. Более того, в последнее время в странах Европы практикуются стимулирование и поощрение в области физической активности, что является одним из главных приоритетов в общественном здравоохранении [23]. Отмечено, что недостаточная физическая активность или малоподвижный образ жизни могут привести к развитию многих заболеваний и увеличению общей смертности. Учитывая тот факт, что у студентов-медиков очень объемная нагрузка в плане длительных лекций, семинаров, практических занятий, вероятнее всего, обучающиеся испытывают колоссальную нехватку времени для физической активности. Так, в нашем исследовании выявлено, что чем старше курс, тем стремительнее падает физическая активность студентов-медиков, но при этом корреляции между курсом и физической активностью не обнаружено (p=0,412).
В настоящее время острой проблемой становится затрудненность переработки поступающей информации как в учебе, так и вне учебы. Так, исследования, проведенные в области изучения информационной перегрузки, обозначили такие последствия, как отсутствие адекватного восприятия информации из-за перегрузки головного мозга, что приводит к стойкому снижению творческого потенциала, притуплению умственных и эмоциональных возможностей [24]. Отмечено, что большая учебная нагрузка зачастую вызывает снижение концентрации внимания у обучающихся. В нашем исследовании выявлено, что 12,7±1,0% опрошенных студентов-медиков имеют проблемы с концентрацией внимания.
В целом здоровые медработники являются образцом для подражания при проведении пропаганды ЗОЖ пациентам, а также для общественности [25]. Очень важным элементом пропаганды ЗОЖ является обоснованная мотивация, полученная от здорового медицинского работника.
Заключение
В ходе проведенного исследования установлено, что образ жизни студентов-медиков в процессе обучения ухудшается и имеет непосредственное влияние на качество жизни. Установлены значимые факторы, которые негативно сказываются на качестве жизни обучающихся, такие как наличие вредных привычек, высокая учебная нагрузка, высокий уровень учебного и экзаменационного стресса, нерациональный режим дня, низкая физическая активность, финансовая неудовлетворенность, проблемы с жильем. Это подтверждает необходимость для учреждений образования и здравоохранения в осуществлении поэтапной коррекции образа жизни и физической активности студентов-медиков, определении эффективной мотивационной среды в развитии здорового образа жизни, разработке здоровьесберегающих мероприятий и программ, а также внедрении рационального и адекватного распределения учебной деятельности в рабочем учебном плане с учетом возрастной специфики.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистический анализ данных, написание и редактирование текста — М.П. Чукреев, Д.Е. Калинкин.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1Щербатых Ю.В. Тест на учебный стресс. Ссылка активна на 08.08.22. https://www.no-stress.ru/testy/stress.html