Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гамбарян М.Г.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Законодательное регулирование новых никотинсодержащих продуктов в мире: меры глобального правового контроля

Авторы:

Гамбарян М.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1079

Загрузок: 11


Как цитировать:

Гамбарян М.Г. Законодательное регулирование новых никотинсодержащих продуктов в мире: меры глобального правового контроля. Профилактическая медицина. 2022;25(9):24‑32.
Gambaryan MG. Legislative regulation of new nicotine-containing products in the world: measures of the global control. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(9):24‑32. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222509124

История вопроса

Электронные системы доставки никотина (ЭСДН) появились как новые формы потребления никотина и табака в ответ на достижения антитабачных политик в мире, когда курение и продвижение сигарет оказались вне закона, и потребление обычных табачных продуктов стало сокращаться во многих странах. Без должного законодательного регулирования ЭСДН позиционировались как менее вредные, чем обычные табачные продукты, а то и вовсе безвредные для самого потребителя и его некурящего окружения. Потребление этих продуктов разрешалось везде, где курение табачных изделий запрещалось по закону. Эти продукты предлагались даже в качестве лечебного средства, по эффективности сравнивались с сертифицированной никотинзаместительной терапией. Кроме того, их можно было безнаказанно рекламировать и распространять, продавать детям, подросткам и молодежи, что, собственно, и делалось табачными компаниями, которые в большинстве случаев сами являлись производителями ЭСДН. Концентрация никотина в жидкости для ЭСДН также не регулировалась, и производители не были обязаны раскрывать состав продукта при отсутствии соответствующего законодательного регулирования.

Выведение на рынок новых никотинсодержащих продуктов необходимо табачным компаниям «для сохранения конкурентоспособной прибыли на рынке сегодня и в будущем» и чтобы «удовлетворять неудовлетворенные потребности курильщиков с помощью новых или модифицированных продуктов» [1]. Их цель — «отвлечь потребителя от отказа от курения», и этой стратегии табачные компании придерживались всегда [1]. Привлечение подростков и молодых людей к потреблению ЭСДН — основная задача табачных компаний, и так было всегда, как свидетельствуют документы Imperial Tobacco 1970 г. «Молодые курильщики представляют главную целевую группу для табачной промышленности, мы должны поэтому определить их отношение к курению и здоровью и как это может меняться со временем» [1]. Новые никотинсодержащие продукты, будучи привлекательными для лиц молодого возраста, способны вызвать у них стойкую никотиновую зависимость и в конечном итоге приобщить к курению табачных изделий [2, 3].

Тема электронных никотинсодержащих продуктов и Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака

Тема ЭСДН глобально обсуждалась на 4-й [4], 5-й [5] и 6-й [6] сессиях Конференции Сторон (КС) Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ). Начиная с 2009 г. в докладах экспертов ВОЗ содержатся научные и нормативные рекомендации о применении ЭСДН, «электронных сигарет», а также новых продуктов — электронных систем нагревания табака (ЭСНТ), в которых используется табак вместо жидкости. На 6-й сессии КС, которая проходила в Российской Федерации (Москва) 13—18 октября 2014 г., представлен доклад экспертов ВОЗ, подготовленный для FCTC/COP/6/10 21 июля 2014 г. По оценкам экспертов ВОЗ, в 2014 г. в мире уже насчитывалось 466 брендов ЭСДН [7] и прогнозировалось, что к 2030 г. их продажи возрастут в 17 раз [8]. В настоящее время в странах Евросоюза (ЕС) продается более 30 000 брендов ЭСДН [9]. В 2014 г. глобальный объем продаж ЭСДН составил 2,76 млрд долл. США, а в 2019 г. он вырос до 15 млрд долл. США [10].

Информация о распространенности потребления ЭСДН скудная, далеко не все страны ее измеряют. Однако главным образом в Северной Америке, ЕС и Республике Корея с 2008 по 2012 г. использование ЭСДН среди как взрослых, так и подростков возросло, по крайней мере, в 2 раза [11]. В настоящее время распространенность регулярного потребления ЭСДН среди взрослых существенно различается в странах, которые ее отслеживают: от 0,2% в Уругвае (2016—2017 гг.) до 11% в Эстонии (2018 г.) [12]. В Великобритании распространенность использования ЭСДН взрослыми выросла до 7,1% в 2017 г. и снизилась до 6,3% в 2020 г. [13]. Что касается детей и подростков, то распространенность использовавшихся ЭСДН (когда-либо) среди этой группы в 50 странах из 67, предоставивших информацию, оценивается в среднем как 19,9%. Текущее использование ЭСДН (за предшествующие опросу 30 дней) в 60 странах составило 8,8% [14]. В США из-за угрожающего роста потребления электронных сигарет среди детей и подростков проблема официально признана эпидемией в 2019 г. [15]. Несмотря на то что в последнее время наметился некоторый спад потребления ЭСДН, тенденции динамики использования этих продуктов следует тщательно отслеживать [16]. Основными причинами потребления ЭСДН указаны желание сократить или прекратить курение [17] и возможность парения электронных сигарет в местах, в которых курение обычных табачных изделий запрещено.

Более полно и подробно вопросы относительно ЭСДН обсуждались в последующем докладе экспертов ВОЗ, подготовленном в августе 2016 г. для 7-й сессии Конференции сторон РКБТ ВОЗ 7—12 ноября 2016 г. в Нью-Дели [18]. Этот доклад был основополагающим для обозначения проблемы и определения основных направлений законодательного регулирования ЭСДН и ЭСНТ. На 8-й сессии КС РКБТ ВОЗ в 2018 г. ЭСНТ или продукты нагревания табака признаны табачными изделиями, и их законодательное регулирование сводилось к реализации положений РКБТ ВОЗ.

Новые никотинсодержащие продукты: угроза для здоровья потребителя и глобальной антитабачной политики

Все факты, приведенные в докладе экспертов ВОЗ, нашли подтверждение в последующих исследованиях, посвященных изучению ЭСДН, включая продукты нагревания табака. Доказано, что ЭСДН далеко не безвредны. Прежде всего, ЭСДН содержат никотин, вещество, вызывающее сильную зависимость, и потребление ЭСДН создает риск развития никотиновой зависимости, в особенности у детей и подростков, которые с большей вероятностью потом переходят на курение сигарет, как показывают исследования [19]. В ЭСДН часто используется синтетический никотин, содержание никотина в ЭСДН может варьировать от 0 до 66 мг/мл и более (по крайней мере, в 2 раза больше содержания никотина в стандартной сигарете) [20]. Кроме того, увеличение вольтажа в этих устройствах может увеличить потребление никотина и других токсических компонентов жидкости [21]. Разработанные недавно производителями ЭСДН составы с солями никотина также обеспечивают более высокий уровень содержания никотина для потребителя, маскируя его жесткость [22]. ЭСДН приводят к развитию никотиновой зависимости у подростков, молодые люди, которые экспериментируют с ЭСДН, в 2—3 раза чаще переходят к регулярному курению обычных сигарет, чем те, кто этого не делает [23].

ЭСДН представляют угрозу для здоровья потребителей [3, 24, 25] и их окружения [26—28], включая риск развития онкологических заболеваний [29], бронхолегочных, сердечно-сосудистых заболеваний [30], из-за воздействия на организм содержащихся в аэрозолях электронных сигарет токсических веществ: альдегидов, тяжелых металлов, ароматов и никотина [31, 32]. ЭСДН не помогают отказу от курения [33, 34]. Имеющиеся исследования либо умалчивают о том, что курильщики не отказываются от ЭСДН при отказе от курения [35, 36], либо свидетельствуют о том, что, если даже курильщики отказываются от табака, им чаще всего не удается отказаться от ЭСДН, и они либо просто переходят на ЭСДН, либо становятся двойными потребителями [37].

ЭСДН побуждают молодежь к употреблению никотина и курению, о чем свидетельствует быстрый рост регулярного потребления этих продуктов среди некурящей молодежи в США, Италии, Польше — в странах, в которых проводились соответствующие исследования [18, 38]. Эксперты указывают на бесспорную токсичность ЭСДН [39—41] и одновременно на трудности изучения состава аэрозолей ЭСДН и их воздействия на организм человека. Причины тому — огромное разнообразие этих продуктов, бесконтрольное манипулирование составом жидкости для заправки (в отсутствие законодательного регулирования), многообразие факторов, определяющих проникновение содержащихся в аэрозолях веществ в организм потребителя [42—44] и активное вмешательство табачных компаний в процесс исследования ЭСДН [18, 45]. Ароматизаторы и вкусовые добавки, содержащиеся в аэрозолях электронных сигарет, токсичны при вдыхании и вызывают поражение легких [44, 46]. Их используют для повышения привлекательности этих продуктов среди детей и подростков [47, 48]. На рынках ЭСДН доступно около 16 000 уникальных вкусов, многие из которых нравятся детям, они маскируют резкий вкус никотина, облегчают вдыхание аэрозолей, создают иллюзию безвредности продукта, вызывают любопытство у новых потребителей [49, 50]. Ароматизаторы играют важную роль в использовании электронных сигарет детьми и подростками: с 2011 г. использование электронных сигарет старшеклассниками в США выросло с 1,5 до 19,6% в 2020 г., с 2014 по 2020 г. доля текущих потребителей ЭСДН, использующих ароматизированные электронные сигареты, увеличилась с 65,1 до 84,7%; 70% потребителей ЭСДН признаются, что их привлекает вкус электронных сигарет [12].

В отсутствие должного законодательного регулирования табачные компании проводят целенаправленный маркетинг и продвижение ЭСДН, о чем говорят растущие расходы на рекламу ЭСДН [51, 52]. Имеющиеся данные показывают, что для рекламы и продвижения ЭСДН табачные компании используют все доступные каналы коммуникации: рекламу на пунктах продаж [53, 54], в аудиовизуальных и печатных средствах массовой информации и в Интернете [54]. Причем Интернет — площадка для прямой и скрытой рекламы: в 2014 г. продажи ЭСДН по Интернету занимали 1/3 мирового рынка, а трех регионах — Азиатско-Тихоокеанском, Австралазии и Латинской Америке — на продажи через Интернет приходилось 70, 85 и 94% доли рынка. Реклама использует вводящие в заблуждение заявления относительно безвредности ЭСДН для здоровья. Нацеленная в основном на молодежь [55, 56] реклама способствует поощрению курения табака и представляет серьезную угрозу для достижений антитабачной политики во всем мире [57], отвлекает от реализации антитабачных мер, необходимых для предотвращения 8 млн смертей в год [58]. Транснациональные табачные компании быстрыми темпами увеличивают свою долю этого, пока в целом нерегулируемого, рынка и будут дальше усиливать свое доминирующее положение на рынке, концентрируясь на крупнейшие из них — в США и ЕС [59, 60].

Требования к законодательному регулированию оборота электронных систем доставки никотина

Цели и задачи законодательного регулирования оборота ЭСДН сформулированы на 7-й сессии КС РКБТ ВОЗ. Предлагались варианты регулирования, которые стороны, не запретившие ввоз, продажу и оптовую торговлю ЭСДН, могли бы рассмотреть с учетом своего национального законодательства для достижения целей в отношении ЭСДН, изложенных в решении КС6 по ЭСДН.

Цели правового регулирования ЭСДН сводились к следующему.

Воспрепятствовать приобщению к ЭСДН некурящих и молодежи: запрет продажи и реализации ЭСДН несовершеннолетним и несовершеннолетними; запрет или ограничение рекламы, продвижения и спонсорства ЭСДН; налогообложение ЭСДН — повышение налогов, сохранение при этом высоких налогов на табачные изделия, чтобы ЭСДН по стоимости были недоступными для несовершеннолетних; запрет или ограничение использования ароматов, привлекательных для несовершеннолетних; регулирование точек и каналов продаж, а также их плотности; меры против незаконной торговли ЭСДН.

Предотвратить потенциально вредное воздействие продуктов ЭСДН на здоровье их потребителей и защитить тех, кто их не потребляет: тестирование и регулирование состава жидкости для ЭСДН в отношении содержания нагреваемых и вдыхаемых ароматизаторов, потенциально токсичных и вредных для здоровья; регулирование продуктов относительно максимальной чистоты разрешенных ингредиентов, а также стандартов электрической и пожарной безопасности устройств ЭСДН; регулирование раскрытия состава и маркировки устройств и жидкостей для заправки; требование к производителям о ведении мониторинга и сообщении о неблагоприятных эффектах продуктов, а также изъятие изделий, не отвечающих требованиям. Для защиты здоровья лиц, не потребляющих ЭСДН: запрет на использование ЭСДН в помещениях или в местах, где курение запрещено; введение предупреждений о потенциальном вреде для здоровья этих продуктов, в том числе о способности никотина в ЭСДН вызвать привыкание и зависимость; снижение риска случайной никотиновой интоксикации за счет: а) реализации требований к упаковке — обязательного наличия герметичных контейнеров для устройств и жидкостей для заправки, оборудованных защитой от вскрытия детьми; б) ограничения концентрации никотина и общего количества никотина в устройствах и жидкостях для заправки [18].

Предотвратить распространение любой необоснованной информации о пользе потребления ЭСДН: запрет неявных или явных утверждений об эффективности ЭСДН как подспорья для прекращении курения, если они не одобрены специализированным государственным органом; запрет неявных или явных утверждений о нетоксичности ЭСДН или о том, что ЭСДН не вызывают зависимость; запрет неявных или явных утверждений о сравнительной безопасности ЭСДН/ЭСНТ или их неаддитивного характера в отношении любого продукта, за исключением одобренных специализированным государственным органом [18];

Защитить государственную политику по борьбе против табака от любых коммерческих и иных корпоративных интересов, связанных с оборотом ЭСДН, в том числе интересов табачной индустрии (актуально также для стран, запретивших ввоз, продажу и оптовую торговлю ЭСДН): повышение осведомленности о возможном вмешательстве табачной индустрии в государственную политику по борьбе против табака; ограничение взаимодействия с индустрией и обеспечение прозрачности существующего взаимодействия; отказ от партнерств с индустрией; меры по предотвращению конфликта интересов у правительственных должностных лиц; требование прозрачности и точности информации, предоставляемой индустрией; запрет деятельности, представляемой как «социальная ответственность» индустрии, включая, в частности, деятельность, представляемую как «социальная ответственность корпораций»; отказ от предоставления индустрии льготного режима; предоставление государственной индустрии такого же режима, как и промышленности иных форм собственности.

Регулирование оборота электронных систем доставки никотина в мире. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии 2021 г.

Актуальность глобального правового контроля оборота ЭСДН стала темой 8-го доклада ВОЗ о глобальной табачной эпидемии 2021 г. В докладе особо подчеркнута необходимость законодательного регулирования оборота новых никотинсодержащих продуктов в мире для охраны общественного здоровья. Отдельно отмечено, что потребление ЭСДН детьми и подростками удваивает их шансы стать курильщиками сигарет.

Как показано в докладе, в настоящее время в 111 странах по всему миру приняты законы о регулировании оборота ЭСДН, в 32 странах введен полный запрет на продажу ЭСДН, еще в 79 государствах действуют различные ограничительные меры, такие как запрет на использование этих продуктов в общественных местах, на их рекламу, продвижение и спонсорство, требования к упаковке и маркировке — применение графических и текстовых предупреждений, запреты на продажи ЭСДН несовершеннолетним или установление возрастного ценза, запреты на использование ароматов и вкусовых добавок в этих продуктах. В то же время в 84 странах, в которых проживает 27% населения мира, отсутствуют какие-либо ограничения на ЭСДН. Это в основном страны со средне-низким или низким доходом [12]. Регулирование оборота ЭСДН в мире представлено на рисунке на цв. вклейке.

Меры по регулированию электронных систем доставки никотина в мире в 2020 г. [12].

В докладе ВОЗ отмечена актуальность регулирования оборота ЭСДН для предотвращения роста их распространенности. Показателен пример Финляндии. Финляндия одной из первых в 2016 г. принялась регулировать оборот электронных сигарет, запретив вкусовые добавки, установив возрастные ограничения продаж, ограничения по импорту этих продуктов, запретив потребление электронных сигарет в местах, в которых запрещено курение, и установив запреты на их маркетинг, продажи с открытой выкладкой и продажи через Интернет. Благодаря оперативным и жестким антитабачным мерам по регулированию табачных и никотинсодержащих продуктов, Финляндия добилась снижения распространенности курения с 15% в 2016 г. до 14% в 2018 г. без «параллельного» повышения частоты ежедневного потребления электронных сигарет. Страна стремится к амбициозной цели — сократить распространенность и курения, и потребления электронных сигарет ниже уровня 5% в следующем десятилетии. Запрет использования вкусовых добавок необходим, чтобы снизить привлекательность этих продуктов для молодежи.

Кроме стран, полностью запретивших продажи ЭСДН, запрет вкусовых добавок действует только в трех странах — в Финляндии, Венгрии и Черногории. Только в 42% стран приняты возрастные ограничения по продажам ЭСДН (в то время как в отношении табачных изделий возрастные ограничения действуют в 90% стран), причем в 6 странах минимальный возраст составляет 21 год. Очень важная мера — запрет рекламы и продвижения ЭНДС, особенно для защиты детей, подростков и молодежи от их потребления [61]. В 22 странах полностью запретили рекламу, продвижение и спонсорство устройств и жидкости/картриджей для заправки ЭСДН: в 15 странах — и тех и других, в 4 — только устройств и в 3 — жидкостей/картриджей для заправки. Еще 53 страны вводили частичные запреты на рекламу, продвижение и спонсорство ЭСДН. В 120 странах меры по ограничению/запрету рекламы, продвижения и спонсорства ЭСДН практически не применяются.

Нет согласованности и в налоговой политике в отношении ЭСДН. В 28 из 51 страны, предоставившей данные о налогообложении заправляемых ЭСДН, жидкости для заправки не облагаются налогом. В 25 из 44 стран, предоставивших данные о налогообложении незаправляемых ЭСДН (закрытых систем), они не облагаются налогом. В странах, в которых все же существует акциз на эти изделия, он, как правило, низкий, и только в 3 странах налог составляет 75% от стоимости самой дешевой марки жидкости для заправки (для заправляемых изделий) — в Португалии, Российской Федерации и Словении. Для закрытых систем ни в одной стране мира налог на картриджи не составляет 75% от цены самой дешевой марки незаправляемых ЭСДН.

Регулирование оборота электронных систем доставки никотина в ЕС: Директива ЕС о табачных изделиях

Директива о табачных изделиях (2014/40/ЕС) направлена на регулирование функционирования внутреннего рынка табачных изделий и сопутствующих товаров, обеспечивая высокий уровень защиты здоровья граждан Европы. Директива, которая основана на предложении Европейской комиссии, вступила в силу 19 мая 2014 г. и в странах — членах ЕС — только с 20 мая 2016 г.

В Директиве установлены определенные требования к безопасности, качеству, правилам упаковки и маркировки, а также к мониторингу и отчетности в вопросах, связанных с электронными сигаретами. Кроме того, определены максимальные допустимые концентрации никотина (20 мг/мл) и максимальные объемы для картриджей, емкостей и контейнеров для жидкости, содержащей никотин; ЭСДН должны быть оснащены предохранительным механизмом, исключающим протечку жидкости при заправке для защиты потребителей, снабжены защитой от детей; а ингредиенты жидкости для заправки должны быть высокой чистоты, устройства должны доставлять одинаковое количество никотина для затяжек одинаковой силы и продолжительности.

Упаковки ЭСДН должны в обязательном порядке содержать предупреждения о вреде потребления электронных сигарет, о том, что электронные сигареты содержат никотин и не должны быть использованы некурящими. Кроме того, на упаковке должны быть указаны все ингредиенты, входящие в продукт, содержание никотина в продукте; также необходима листовка с инструкцией об использовании продукта и информации о побочных его эффектах, о возможном риске привыкания и токсичности. Не допускается использование рекламных элементов на упаковке ЭСДН; запрещены международная реклама и продвижение электронных сигарет.

Мониторинг и отчетность о событиях, связанных с электронными сигаретами, должны осуществляться постоянно: так как ЭСДН — относительно новые продукты, с недостаточно полной доказательной базой, в директиве установлены требования к мониторингу и отчетности для производителей и импортеров, государств — членов ЕС и Еврокомиссии. Производители ЭСДН должны уведомлять государства — члены ЕС обо всех продуктах, которые они размещают на рынке, и ежегодно предоставлять информацию об объемах продаж, потребительских предпочтениях и тенденциях, а власти указанных государств должны контролировать рынок.

Применение мер MPOWER к электронным системам доставки никотина

Для снижения спроса на новые никотинсодержащие продукты, которыми являются все ЭСДН, включая продукты нагревания табака, ВОЗ рекомендует руководствоваться пакетом мер MPOWER применительно к ЭСДН при законодательном регулировании этих продуктов [12].

В частности:

— странам рекомендуется использовать существующие системы эпиднадзора и мониторинга табака для оценки динамики потребления ЭСДН и никотинсодержащих продуктов в разбивке по полу и возрасту (M);

— запретные меры в отношении курения табака в общественных местах в целях охраны здоровья некурящих должны в полной мере применяться также к ЭСДН для защиты окружающих от воздействия их аэрозолей (P);

— для оказания помощи курящим (и лицам, потребляющим никотинсодержащие продукты) в отказе от потребления табака и никотина, лечения табачной/никотиновой зависимости следует применять средства с доказанной эффективностью и зарегистрированные как лекарства для лечения табачной зависимости, которыми ЭСДН не являются. Дополнительно возникает необходимость оказания медицинской помощи для отказа от потребления электронных сигарет и продуктов нагревания табака [62] (O);

— все продукты ЭСДН, так же, как табачные изделия, должны быть снабжены четкими графическими и текстовыми предупреждениями о вреде этих продуктов для здоровья потребителя, включая способность развивать быструю никотиновую зависимость (W);

— реклама и продвижение ЭСДН — мощный стимул для инициирования потребления новых никотинсодержащих продуктов не только для взрослых курильщиков, но и для некурящих, а также детей и подростков. Поэтому любая форма маркетинга, рекламы, продвижения этих продуктов должна быть запрещена законом. ВОЗ сформулировала рекомендации по регулированию рекламы, продвижения и спонсорства ЭСДН в документе FCTC/COP/6/10 Rev.1 [6] (E);

— ЭСДН — продукты, вредные для здоровья, и они должны облагаться налогом как табачные продукты в соответствии с национальными стандартами для снижения их доступности, особенно для детей и подростков, и предотвращения распространения этих продуктов среди них [10] (R).

Разумеется, законодательные меры по регулированию оборота ЭСДН не должны ограничиваться лишь пакетом стратегий MPOWER. Например, запрет на использование ароматизаторов в ЭСДН будет способствовать снижению привлекательности этих продуктов, особенно для детей и подростков; запрет продажи и потребления этих продуктов несовершеннолетним и несовершеннолетними, как в случае с табачными продуктами, — необходимая мера для защиты здоровья детей от воздействия веществ, содержащихся в аэрозолях ЭСДН, и от коммерческих интересов их производителей.

Регулирование оборота электронных систем доставки никотина в российском законодательстве

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый в 2013 г., не содержал норм по регулированию новой никотинсодержащей продукции. Вскоре после начала успешной реализации законодательных мер по борьбе с табаком стало понятно, что необходимо также жесткое противостояние новым вызовам табачной индустрии: агрессивному проникновению на российский рынок новых никотинсодержащих продуктов — электронных сигарет, вейпов, продуктов нагревания табака. При отсутствии законодательного регулирования эти продукты широко рекламировались и продвигались по всем каналам информации, с особым акцентом на молодые возрастные группы. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака в России 2016 г. (GATS) [63], распространенность регулярного потребления ЭСДН среди взрослого населения России составляла 3,5%, а среди возрастных групп 15—24 лет — 9,7%. По данным исследования по изучению реализации мер антитабачной политики в России — выборочного опроса взрослого населения ЭПОХА-РФ, в 2017—2018 гг. 9,3% населения (11% мужчин и 7% женщин) когда-либо потребляли электронные сигареты, в том числе 3,3—4,2% мужчин и 2,2% женщин потребляли ЭСНТ, а 2,5—3,2% мужчин и 1,6% женщин являлись постоянными потребителями электронных сигарет [64]. При этом распространенность потребления электронных сигарет среди лиц 18—24 лет составляла 23,5%; в том числе потребления ЭСНТ — 7% и постоянного потребления электронных сигарет — 6,8%, что статистически значимо выше, чем среди взрослого населения в целом (p<0,001) [64]. По сравнению с 2017 г., в 2019 г. доля лиц возрастной группы 18—24 лет, когда-либо потреблявших электронные сигареты, выросла с 24 до 29%, а доля потребителей продуктов нагревания табака — с 5,7 до 10,3%. За 2 года выросла доля лиц, которые пассивно подвергались воздействию пара ЭСДН в общественных местах, с 59,8 до 62,3%.

Исследование показало, что вероятность потребления электронных сигарет наиболее высока в молодых возрастных группах — чем моложе возраст, тем больше вероятность: молодые люди в возрасте 18—24 лет в 7 раз больше подвержены риску периодического потребления и в 4 раза — постоянного потребления электронных сигарет по сравнению с лицами старших возрастных групп (ОШ 7,37 и 4,37 соответственно, p<0,001) [64]. Это же исследование показало, что молодые люди статистически значимо чаще, чем лица более старших возрастов, подвергаются воздействию рекламы электронных сигарет по всем источникам рекламы и продвижения этих продуктов: 32,6% — в интернете и социальных сетях (95% ДИ 32,3—36,8%) и 24,3% — в магазинах, в которых продают эти продукты. Для сравнения, доля лиц 55 лет и старше, наблюдавших рекламу электронных сигарет по интернету, составила 5,3% (95% ДИ 3,8—7,4%) [65]. При этом доказано, что реклама и продвижение ЭСДН в интернете способны повышать вероятность потребления ЭС в 2,8 раза (ОШ 2,77; p=0,000), реклама по телевизору — в 3,7 раза (ОШ 3,74; p=0,000), реклама в газетах и журналах — в 2,6 раза (ОШ 2,62; p=0,002). Вероятность потребления ЭСНТ возрастает примерно в 4 раза при приобщении к рекламе ЭСДН по телевизору (ОШ 3,67; p=0,000), в 3 раза — на спортивных мероприятиях (ОШ 3,04; p=0,046), в 2 раза — в барах и пабах (ОШ=2,19; p=0,049), на временных торговых объектах (ОШ 2,11; p=0,04) и почти в 5 раз — в магазинах, продающих табачные изделия (ОШ=4,69; p=0,000) [64].

Необходимость и пути законодательного регулирования оборота ЭСДН обозначены в новой «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иных никотинсодержащих продуктов на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу», принятой 18.11.19 (Концепция) [65], и в Плане мероприятий Концепции, принятом Распоряжением Правительства Российской Федерации 30 апреля 2021 г. №1151-р (План мероприятий) [66]. Предпосылки для регулирования ЭСДН в стране созданы на фоне правоприменения Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ. Как показало исследование ЭПОХА-РФ, большинство населения поддерживало необходимость законодательных инициатив по ограничению оборота и потребления ЭСДН, в том числе запрета потребления электронных сигарет в общественных местах (71,3%), запрета рекламы и продвижения электронных сигарет (76 и 74,6%), запрета потребления электронных сигарет детьми и подростками (83%) и продажи им электронных сигарет (68%), запрета ароматических добавок (57,3%) и ограничения допустимого количества никотина в электронных сигаретах (66,4%) [67].

Положения Концепции относительно регулирования оборота ЭСДН получили законодательную силу после принятия Федерального закона от 31.07.20 №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» [68], направленного на реализацию задач и выполнение Плана мероприятий. В Федеральном законе от 31.07.20 №303-ФЗ все никотинсодержащие продукты (электронные сигареты, вейпы, продукты нагревания табака) приравнены к обычной табачной продукции, регулируемой Федеральным законом от 23.02.13 №15-ФЗ, а в Плане мероприятий обозначен пакет программных действий, направленных на реализацию новой антитабачной Концепции в Российской Федерации [66].

Таким образом, все никотинсодержащие изделия, предназначенные для доставки никотина любым способом (за исключением лекарственных средств, запатентованных в Российской Федерации), включая продукты нагревания табака, будут регулироваться законом, как обычные табачные изделия. Это означает запрет потребления вейпов, айкосов и кальянов в общественных местах и в транспорте, запрет рекламы, продвижения, спонсорства этих продуктов, ежегодное повышение налога, ограничения торговли, запрет продажи несовершеннолетним и вовлечения несовершеннолетних в потребление этих продуктов. Запрещается розничная торговля средствами для доставки никотина, если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл. Предусматривается запрет на выпуск в обращение никотинсодержащей продукции, к которой не установлены обязательные требования, правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки соответствия [68].

Нарушение указанных правил может повлечь административную ответственность, что также оговорено законом, которым вносятся соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Крайне важно не только принятие закона, но и эффективное его правоприменение, которое необходимо контролировать путем регулярного мониторинга и оценки его исполнения в субъектах Российской Федерации. Положения о мониторинге и оценке реализации законодательных норм по регулированию табачной и иной никотинсодержащей продукции прописаны в 22 статье Федерального закона от 23.02.13 №15-ФЗ и в новой редакции.

В законодательном регулировании оборота новых никотинсодержащих продуктов в российском законодательстве остается ряд нерешенных задач.

— Вопреки положениям 8-й сессии КС РКБТ ВОЗ в 2018 г., нагреваемый табак отнесен к никотинсодержащей продукции, которая, согласно определению, не включает в себя табачные изделия. Это звучит нелогично, но это факт. Производители нагреваемого табака (что по названию и определению относится к табачной продукции) и раньше игнорировали эту норму закона. Теперь они и вовсе не обязаны будут размещать на упаковке нагреваемого табака ни предупреждения, размещаемые на упаковке сигарет, ни номер горячей линии по отказу от табака. Наоборот, ничто не помешает производителям наносить на упаковку заведомо ложную информацию, способную ввести потребителей в заблуждение, например относительно меньшего вреда такой продукции по сравнению с другими табачными изделиями.

— Наряду с запретом рекламы и продвижения новых никотинсодержащих продуктов не удалось запретить применение скидок с цены на устройства для их потребления, распространение купонов и талонов, что действующим законом запрещено в отношении табачной продукции.

— Запрет на открытую выкладку никотинсодержащей продукции в местах розничной торговли не распространяется на выкладку устройств для потребления никотинсодержащей продукции (электронных сигарет и систем нагревания табака). Это обеспечит производителям площадку для рекламы и продвижения табака и никотинсодержащих продуктов путем маркетинга дизайнерских, привлекательных для молодежи устройств в местах их продажи.

— Из оборота будут выведены некурительные никотинсодержащие продукты, ставшие причиной множества отравлений детей и подростков, однако все еще не введен запрет на продажи жевательного и нюхательного табака.

— Отдельные положения относительно производства и оборота табачной продукции регулируются на основе действующего на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014)» [69]. Однако Технический регламент ЕАЭС, который содержит обязательные требования к производству табачной продукции, принятый в 2014 г., на данный момент определяет ограничения только относительно сигарет, сигар и сигарилл, а также различные виды табака и другую подобную продукцию. Оборот вейпов, электронных сигарет и систем нагревания табака в нем не регулируется. Технический регламент ЕАЭС на никотиносодержащую продукцию, в котором будут прописаны обязательные требования к этим продуктам, разработают только к 4-му кварталу 2022 г. В связи с этим страны-участницы вводят ограничения самостоятельно, что нередко вызывает разногласия.

Заключение

Новые никотинсодержащие продукты, включая электронные системы доставки никотина и электронные системы нагревания табака, несут непосредственную угрозу не только для здоровья и благополучия их потребителей, но и для глобального антитабачного регулирования и национальной антитабачной политики разных стран. Распространение потребления этих продуктов грозит подрывом хрупких достижений многолетней глобальной борьбы против табака и возвращением моды на курение. Российская Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иных никотинсодержащих продуктов на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу в рамках Национального проекта «Демография» нацелена на снижение распространенности потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, рассмотрение поэтапного вывода этой продукции из гражданского оборота на территории Российской Федерации для максимального сокращения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака. Эти цели можно достичь только при жестком законодательном регулировании оборота табачной и иной никотинсодержащей продукции и эффективном контроле.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.