Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Муканеева Д.К.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Анциферова А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Rippin H.

Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними

Wickramasinghe K.

Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Исследование маркировки и продвижения готовых продуктов питания для детей до 3 лет в Российской Федерации

Авторы:

Муканеева Д.К., Концевая А.В., Анциферова А.А., Rippin H., Wickramasinghe K., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 15645

Загрузок: 220


Как цитировать:

Муканеева Д.К., Концевая А.В., Анциферова А.А., Rippin H., Wickramasinghe K., Драпкина О.М. Исследование маркировки и продвижения готовых продуктов питания для детей до 3 лет в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2022;25(1):54‑62.
Mukaneeva DK, Kontsevaya AV, Antsiferova AA, Rippin H, Wickramasinghe K, Drapkina OM. Research on the labeling and promotion of finished food products for children under 3 years of age in the Russian Federation. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(1):54‑62. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222501154

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пер­вич­ная или ас­сор­ти­мен­тная иден­ти­фи­ка­ция ми­не­раль­ных вод. Ме­то­ды про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ний. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):37-41

Введение

Ожирение является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний в мире [1]. За последние 40 лет число людей с ожирением во всем мире выросло втрое [2]. Особо тревожит частота избыточной массы тела и ожирения среди детского населения. По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в странах Европейского региона в среднем 28,7% мальчиков и 26,5% девочек в возрасте 6—9 лет имеют избыточную массу тела и ожирение, для России этот показатель составляет 27,0 и 22,4% соответственно [3]. В связи с высокой медико-социальной значимостью проблемы профилактику ожирения целесообразно начинать в раннем возрасте.

Рациональное питание в грудном и раннем возрасте является важным фактором обеспечения оптимального роста и развития, а также достижения высоких показателей здоровья на последующих этапах жизни [4]. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни с дальнейшим введением в рацион оптимального по составу и качеству прикорма [4]. Кроме того, пищевые привычки закладываются в раннем возрасте, и первые 3 года жизни являются «окном возможностей» для формирования здорового пищевого поведения [5, 6].

В последние годы продажи продуктов детского питания стремительно растут, и рынок европейских стран, включая Россию, является одним из крупнейших в мире [7]. Вместе с тем нарастает обеспокоенность, что ненадлежащее продвижение сбыта продуктов питания для детей грудного и раннего возраста может препятствовать оптимальному питанию и здоровью детей этой возрастной группы.

В 2016 г. ВОЗ утвердила Рекомендации по прекращению ненадлежащих форм продвижения сбыта продуктов детского питания [8]. Документ направлен на защиту грудного вскармливания, профилактику ожирения и хронических заболеваний, популяризацию здорового питания, а также на обеспечение ясности и точности информации, предоставляемой в отношении пищевых продуктов и питания детей грудного и раннего возраста. Рекомендации призваны усилить существующие правила в отношении маркетинга заменителей грудного молока, утвержденные в 1981 г. в виде Международного свода правил сбыта заменителей грудного молока [9].

Кроме того, в 2019 г. Европейское региональное бюро ВОЗ разработало проект Модели профилей питательных веществ [10] для использования и адаптации государствами-членами Европейского региона ВОЗ при разработке мер по ограничению маркетинга продуктов питания, направленного на детей.

В России ранее не проводились исследования по изучению мркировки готовых продуктов питания для детей грудного и раннего возраста на предмет соответствия рекомендациям ВОЗ.

Цель исследования — оценить доступность и состав готовых продуктов питания для детей грудного и раннего возраста (6—36 месяцев) в России в соответствии с рекомендациями ВОЗ и национальными рекомендациями по питанию детей этой возрастной группы.

Материал и методы

Исследование проведено на основе международного протокола «Ending inappropriate promotion of commercially available complementary foods for infants and young children between 6 and 36 months in Europe (ВОЗ, 2019)» [10], адаптированного для выполнения на территории России командой исследователей совместно с экспертами Европейского регионального бюро ВОЗ.

Дизайн исследования. Перекрестное исследование готовых продуктов питания для детей до 3 лет.

Критерии включения/невключения в исследование. Готовые продукты питания, предназначенные для детей грудного и раннего возраста до 36 мес, определяются как: а) имеющие в маркировке слова «младенцы», «дети грудного возраста», «малыши», «дети раннего возраста»; б) маркированные как предназначенные или рекомендованные для введения в рацион детей в возрасте до 36 мес; в) имеющие на маркировке изображение ребенка, которому на вид менее 36 мес, или ребенка, который ест из бутылочки; г) любым иным образом преподносящиеся как пригодные для питания детей в возрасте до 36 мес.

К числу продуктов, не подпадающих под приведенное выше определение и исключенных из настоящего исследования, относятся следующие: а) заменители грудного молока — продукция, содержащая любое молоко (или продукты, которые могут быть использованы для его замены, например, обогащенное соевое молоко) в жидкой и порошковой форме, специально маркированной для кормления младенцев и детей до 3 лет (включая последующие смеси и молочные продукты); б) продукты, не продающиеся как предназначенные для детей в возрасте до 36 мес; в) витаминно-минеральные добавки к пище.

Выборка. В России продукты детского питания представлены в продаже в разных торговых точках, включая интернет-магазины. Последние стали особо популярны с 2020 г. в связи с ограничениями по причине пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом ассортимент предлагаемой продукции одинаков как в интернет-магазинах, так и в обычных супермаркетах.

Выделены крупнейшие компании, специализирующиеся на продаже товаров для детей и имеющие известные сайты интернет-магазинов в России — «Детский мир» (www.detmir.ru), «Кораблик» (www.korablik.ru), «Утконос» (www.utkonos.ru). Кроме того, отобраны продукты детского питания, доступные в популярных среди населения сетях супермаркетов «Пятерочка» (www.5ka.ru) и «Магнит» (www.magnit.ru).

Анализ данных веб-сайтов позволил выявить наиболее часто покупаемые продукты детского питания следующих торговых брендов: «ФрутоНяня», «Агуша», «Hipp», «Gerber», «Nestle», «Heinz», «Тема», «Fleur Alpine», «Бубушкино лукошко», «Умница», «Semper». Из представленного ассортимента каждого бренда выбраны продукты детского питания, соответствующие критериям включения. Из выборки исключены продукты торговых брендов «Nutrilon» и «NAN», так как эти продукты питания относятся к категории «заменители грудного молока». Основная информация о составе и маркировке продуктов питания собрана на основании данных, представленных в интернет-магазинах.

Кодирование. Продукты закодированы по следующим показателям: источник информации (упаковка или веб-сайт); наименование продукта на лицевой стороне упаковки; торговая марка продукта (торговый бренд); размер упаковки продукта; наименование компании изготовителя; категория продуктов питания; состав пищевой продукции; показатели пищевой ценности продукта; информация о маркировке.

В соответствии с проектом «Модель профилей питательных веществ» Европейского регионального бюро ВОЗ (2019) [10] исследуемые продукты питания и напитки распределены по категориям и подкатегориям, представленным в табл. 1.

Таблица 1. Категории продуктов питания и напитков

Категория

Подкатегория

1. Сухие, порошковые и быстрорастворимые зерновые/крахмалистые продукты

1.1 Сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты

2. Готовые к употреблению продукты или полуфабрикаты, которые можно есть с ложечки

2.1 Десерты на молочной основе и зерновые продукты.

2.2 Фруктовое пюре с добавлением овощей, круп и молока или без них.

2.3 Овощное пюре.

2.4 Пюре из овощей с добавлением круп.

2.5 Пюре с сыром, не содержащее мясо или рыбу.

2.6 Пюре из мяса или рыбы, упомянутых в названии продукта первыми.

2.7 Пюре из мяса или рыбы, НЕ упомянутых в названии продукта первыми.

2.8 Пюре, состоящее только из мяса, рыбы или сыра

3. Блюда с крупными кусочками для детей грудного и раннего возраста

3.1 Мясные, рыбные или сырные блюда с крупными кусочками.

3.2 Блюдо на овощной основе с кусочками

4. Сухие закуски и снеки

4.1 Кондитерские изделия, сладкие пасты и фруктовые жевательные изделия.

4.2 Фрукты (свежие или сушеные целые фрукты или кусочки).

4.3 Другие закуски и снеки

5. Соки и другие напитки

5.1 Однокомпонентные или смешанные фруктовые, овощные соки или другие напитки без смесей.

5.2 Коровье молоко и заменители молока с добавлением сахара или подсластителя.

Информация о пищевой ценности продукта. Согласно рекомендациям ВОЗ, маркетинг продукта может быть разрешен, если содержание соответствующих веществ не превышает пороговых значений, установленных на 100 г/мл для этой категории продуктов [11].

Содержание нутриентов в продукте питания фиксировалось на основании информации, размещенной на этикетках, включая энергетическую ценность в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж), содержание белков, углеводов, жиров, в том числе насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, сахара, соли и/или натрия. Кроме того, фиксировалось наличие добавленного сахара, концентрированного фруктового сока и других подсластителей в перечне ингредиентов. Показатель количественного содержания соли в продукте питания был преобразован в натрий (1 г соли = 0,4 г натрия), и все значения выражены в мг. Из анализа не исключали никакие продукты, даже если показатели содержавшихся в них нутриентов относились к числу значений с сильными отклонениями. Тем не менее все самые высокие или самые низкие значения проверены, а также проверена точность категоризации продуктов.

Рассчитано количество нутриентов в граммах в пересчете на 100 ккал. Необходимость такого расчета обусловлена тем, что некоторые продукты продаются в сухом или порошкообразном виде и требуют разведения водой или молоком. На этикетках содержание нутриентов иногда указано на основе сухого вещества, а иногда — для продукта, готового к употреблению, и сопоставить такие величины (т.е. сухой и готовый к употреблению продукты) в граммах проблематично. Более целесообразно сравнивать содержание нутриентов в таких продуктах, пересчитывая их содержание в граммы на калорию (или 100 ккал).

Статистическую обработку данных проводили в программе Microsoft Excel 2016. Для количественных переменных рассчитаны медиана, минимальное и максимальное значения, а также первый и третий квартили, что графически представлено в диаграммах box-plot в разделе «Результаты».

Результаты

В общей сложности собраны и проанализированы данные о 227 готовых продуктах, предназначенных для питания детей до 3 лет. Большую часть выборки составили продукты из категорий: «готовые к употреблению продукты», включая фруктовые (n=42, 18,5%) и овощные (n=29, 12,8%) пюре, пюре из мяса, рыбы или сыра (n=26, 11,5%); «сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты» (n=27, 11,9%), включая преимущественно сухие каши, «соки и другие напитки» (n=26, 11,5%) (рис. 1). Исследователи не обнаружили на российском рынке продукты питания для детей возрастной группы 6—36 мес нескольких категорий: «пюре из овощей с добавлением круп» (2.4), «пюре с сыром, не содержащее мясо или рыбу» (2.5), «блюдо на овощной основе с кусочками» (3.2) «свежие или сушеные целые фрукты» (4.2).

Рис. 1. Распределение продуктов питания и напитков по категориям в соответствии с Моделью ВОЗ.

Рис. 1—5: Категории питания см. табл. 1.

На этикетке каждого продукта зафиксирован минимальный целевой возраст, для которого продукт рекомендован к употреблению производителем (табл. 2). Значительная часть исследуемых продуктов питания (n=89, около 40% всей выборки) маркирована как подходящая для детей в возрасте до 6 мес. Наиболее распространенными категориями таких продуктов являются овощные (n=29) и фруктовые (n=24) пюре, сухие каши и хлопья (n=18), соки и другие напитки (n=14) (см. табл. 2).

Таблица 2. Распределение продуктов питания и напитков по возрастным категориям

Код

Категория продуктов питания

Возрастная категория, месяцы

Количество

до 6

6—8

9—11

12 и старше

1

Сухие, порошковые и быстрорастворимые зерновые/крахмалистые продукты, n (%)

27

18 (66,7)

8 (29,6)

1 (3,7)

1.1

Сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты, n (%)

27

18 (66,7)

8 (29,6)

1 (3,7)

2

Готовые к употреблению продукты или полуфабрикаты, которые можно есть с ложечки, n (%)

138

54 (39,1)

75 (54,4)

4 (2,9)

5 (3,6)

2.1

Десерты на молочной основе и зерновые продукты, n (%)

10

1 (0,7)

9 (6,5)

2.2

Фруктовое пюре с добавлением овощей, круп и молока или без них, n (%)

42

24 (17,4)

17 (12,3)

1 (0,7)

2.3

Овощное пюре, n (%)

29

29 (21)

2.4

Пюре из овощей с добавлением круп, n (%)

0

2.5

Пюре с сыром, не содержащее мясо или рыбу, n (%)

0

2.6

Пюре из мяса или рыбы, упомянутых в названии продукта первыми, n (%)

17

15 (10,9)

1 (0,7)

1 (0,7)

2.7

Пюре из мяса или рыбы, НЕ упомянутых в названии продукта первыми, n (%)

14

8 (5,8)

3 (2,2)

3 (2,2)

2.8

Пюре, состоящее только из мяса, рыбы или сыра, n (%)

26

26 (18,9)

3

Блюда с крупными кусочками для детей грудного и раннего возраста

8

7 (87,5)

1 (12,5)

3.1

Мясные, рыбные или сырные блюда с крупными кусочками, n (%)

8

7 (87,5)

1 (12,5)

3.2

Блюда на овощной основе с кусочками, n (%)

0

4

Сухие закуски и снеки

27

3 (11,1)

5 (18,5)

4 (14,9)

15 (55,5)

4.1

Кондитерские изделия, сладкие пасты и фруктовые жевательные изделия, n (%)

7

7 (25,9)

4.2

Фрукты (свежие или сушеные целые фрукты или кусочки), n (%)

0

4.3

Другие закуски и снеки, n (%)

20

3 (11,1)

5 (18,5)

4 (14,9)

8 (29,6)

5

Соки и другие напитки, n (%)

27

14 (51,9)

12 (44,4)

1 (3,7)

5.1

Однокомпонентные или смешанные фруктовые, овощные соки или другие напитки без смесей, n (%)

26

14 (51,9)

11 (40,7)

1 (3,7)

5.2

Коровье молоко и заменители молока с добавлением сахара или подсластителя, n (%)

1

1 (3,7)

Всего

227

89

107

9

22

Пищевая ценность продуктов питания

Энергетическая ценность

Детям грудного и раннего возраста необходимы продукты питания и напитки с высокой энергетической ценностью. Согласно Модели профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) [10] и стандартов Кодекса Алиментариус [12], энергетическая ценность продуктов питания для детей этой возрастной группы должна составлять не менее 60 ккал на 100 г для категории «готовые к употреблению продукты» и не менее 400 ккал на 100 г для категории «сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты».

Энергетическая ценность (ккал на 100 г) исследуемых продуктов (рис. 2) варьировалась от 13 ккал на 100 г (овощное пюре) до 462 ккал на 100 г (сухие каши). Однако 44% (n=12) сухих каш и хлопьев содержали менее рекомендованных 400 ккал на 100 г сухого веса, 62% (n=26) фруктовых пюре — менее 60 ккал на 100 г. Печенье, батончики и другие снеки (категория 4), являясь по своей природе высококалорийными, имели очень высокую энергетическую ценность: более 50% продуктов содержали свыше 390 ккал на 100 г. Продукты, в составе которых указан сахар или другие подсластители, отличались более высокой энергетической плотностью.

Рис. 2. Энергетическая ценность продуктов питания и напитков по категориям.

Содержание белка

Для детей раннего возраста важно достаточное поступление с пищей белка животного и растительного происхождения. Стандарты Кодекса Алиментариус [12] устанавливают минимальный уровень содержания белка от 3 до 7 г на 100 ккал для некоторых категорий пищевых продуктов (мясные и рыбные блюда, крупы, некоторые молочные продукты). Модель профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) устанавливает пороговый уровень содержания белка, равный 3 г на 100 ккал для продуктов, готовых к употреблению, и менее 5 г на 100 ккал для продуктов из категории «сухие или быстрорастворимые хлопья/крахмалистые продукты» [10].

Содержание белка в исследуемых продуктах варьировалось от 0,2 г до 16,3 г на 100 ккал (рис. 3). Диапазон значений для блюд на мясной и рыбной основе составил от 3,1 г до 12,9 г на 100 ккал, для фруктовых и овощных пюре — от 0,2 г до 10 г на 100 ккал с максимальным значением для пюре из брокколи; 37% сухих каш содержали менее рекомендованных 3 г белка на 100 ккал.

Рис. 3. Содержание белка в продуктах питания по категориям.

Содержание жиров

Важно, чтобы рацион питания детей грудного и раннего возраста включал достаточное количество жира, который обеспечивает поступление в организм необходимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов, а также способствует увеличению энергетической ценности. В то же время избыточное потребление жиров может способствовать избыточному потреблению энергии и повышать риск детского ожирения и алиментарных хронических неинфекционных заболеваний в более позднем возрасте [13].

Стандарты Кодекса Алиментариус устанавливают верхние пороговые значения для содержания общего жира в продуктах детского питания от 3 г до 6 г на 100 ккал [12]. Модель профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) устанавливает максимальные уровни содержания общего жира от 4,5 г до 6 г на 100 ккал в зависимости от категории продуктов питания [10].

Содержание общего жира в исследуемых продуктах варьировалось от 0,1 г до 8,6 г на 100 ккал (рис. 4). Диапазон значений для сухих каш составил от 0,1 г до 3,9 г на 100 ккал (пороговый уровень 4,5 г на 100 ккал), для фруктовых/овощных пюре от 0,1 г до 5,5 г на 100 ккал (пороговый уровень 4,5 г на 100 ккал), пюре из мяса или рыбы — от 2,9 г до 8,6 г на 100 ккал (пороговый уровень 4,5—6 г на 100 ккал).

Рис. 4. Содержание общего жира в продуктах питания по категориям.

Насыщенные жиры и трансизомеры жирных кислот

Стандарты Кодекса Алиментариус [12] и Модель профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) [10] не устанавливают пороговых значений содержания насыщенных жиров в продуктах питания. Однако по рекомендации ВОЗ, общее потребление насыщенных жиров для детей старше 2 лет и взрослых не должно превышать 10% от суточной калорийности рациона. Кроме того, продукты питания для детей грудного и раннего возраста не должны содержать трансжирных кислот промышленного производства.

Содержание насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот в исследуемых продуктах не оценивали, так как информация о количественном содержании этих нутриентов отсутствует на этикетке, а ее указание не является обязательным требованием в соответствии с российским законодательством о маркировке.

Соль/натрий

Дети грудного возраста не должны получать пищевые продукты с добавлением соли [14]. Начиная с 2-летнего возраста, по рекомендации ВОЗ необходимо ограничивать максимальное потребление натрия до 2 г в день (что эквивалентно 5 г соли в день). Согласно национальным рекомендациям, при приготовлении пищи для детей 1—3 лет обычно достаточно до 3 г соли в сутки (1/2 чайной ложки) [15]. Досаливание продуктов промышленного производства для детей 1—3 лет запрещено.

Стандарты Кодекса Алиментариус включают ряд пороговых значений для содержания натрия в некоторых категориях продуктов питания [12]. Согласно Модели профилей питательных веществ, пороговый уровень содержания натрия составляет 50 мг на 100 ккал [10].

На этикетках большинства исследуемых продуктов (78%, n=177) отсутствовала информация о количественном содержании соли или натрия. Тем не менее содержание натрия/соли в 36% (n=18) продуктов из категорий пюре из мяса или рыбы (2.6, 2.7), а также мясные, рыбные или сырные блюда (3.1) значительно превышало рекомендуемый уровень (рис. 5).

Рис. 5. Содержание натрия в продуктах питания по категориям.

Добавленный сахар

Согласно рекомендациям ВОЗ, продукты питания всех категорий, разрешенных к маркетингу для детей 6—36 мес, не должны содержать добавленный сахар или подсластители [10]. Как показало настоящее исследование, 41% (n=94) продуктов содержали сахар или подсластители в составе, а на этикетке 95% продуктов не указано количество добавленного сахара.

Обсуждение

В Европейском регионе ВОЗ по-прежнему широко распространено ненадлежащее продвижение готовых продуктов питания для детей грудного и раннего возраста, несмотря на глобальные обязательства по решению этой проблемы. В Европе от 28 до 60% продуктов детского питания продаются как подходящие для детей в возрасте до 6 мес, что нарушает Международный Свод правил по сбыту заменителей грудного молока [9] и рекомендации ВОЗ [8]. Важно отметить, что даже в тех случаях, когда действующее в стране законодательство разрешает маркетинг продуктов питания для детей в возрасте до 6 мес, как Свод, так и рекомендации ВОЗ призывают производителей соблюдать принципы, закрепленные в этих документах.

Данное исследование стало первым в России и странах СНГ по оценке доступности и состава готовых продуктов питания для детей до 3 лет. Подобные работы по единому международному протоколу проведены ранее в ряде стран Европейского региона (Австрия, Болгария, Венгрия, Дания, Израиль, Польша) [16, 17].

Значительная доля исследуемых продуктов питания (около 40%) в России маркирована как подходящая для детей в возрасте до 6 мес. Результат во многом сопоставим с практикой в других странах. Так, в Польше этот показатель составил 43%, в Австрии — 44% и в Венгрии — 53%, в Болгарии доля таких продуктов оказалась выше — 60%, а в Израиле ниже — 28% [16, 17].

Российское исследование не позволило в полной мере отнести исследуемые продукты к категории разрешенных к маркетингу детям в возрастной группе 6—36 мес согласно Модели профилей питательных веществ (ВОЗ, 2019) [10]. Выявлена высокая доля отсутствующей информации о количественном содержании добавленного сахара, соли, насыщенных жиров на этикетке большей части продуктов питания. В частности, 95% (n=219) продуктов питания не имели информации о содержании добавленного сахара, 78% (n=180) — о содержании соли или натрия, а 95% (n=218) продуктов — насыщенных жиров. Для сравнения, в других странах (Польша, Австрия, Венгрия, Болгария, Израиль) такая информация присутствует на этикетке от 96% до 100% продуктов [16, 17].

Результаты исследования выявили важную проблему — необходимость совершенствования требований к информации, содержащейся на этикетках продуктов питания, в нашей стране. Маркировка продуктов питания в России осуществляется в соответствии с нормами и требованиями Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национальными нормативными актами. Требования к маркировке в странах — членах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Киргизия) в целом согласованы для продуктов, ввозимых на территорию, в соответствии с Техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС) для каждой категории продуктов [18—22]. В соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [18] в общих требованиях к указанию в маркировке пищевой ценности продуктов питания является обязательным обозначение энергетической ценности, количества белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Однако ни в ТР ТС 022/2011, ни в ГОСТе Р51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» [23], ГОСТе 53598-2009 «Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированию» [24] не прописана обязанность производителя пищевой продукции детализировать информацию о количестве добавленного сахара, соли и насыщенных жиров.

Результаты настоящего исследования подтверждают выводы предыдущего российского исследования [25] по изучению маркетинга продуктов питания и напитков на телевизионных каналах с детской аудиторией в России, о необходимости более строгого законодательного регулирования в отношении предоставления информации о продукте для потребителя. Необходимы более строгие меры для улучшения маркировки пищевых продуктов, чтобы обеспечить родителям возможность делать осознанный и более правильный выбор для своих детей.

Заключение

Это первое исследование в России, оценившее маркировку и продвижение готовых продуктов питания для детей до 3 лет. Показано, что высокая доля продуктов питания маркирована как подходящая для детей в возрасте до 6 месяцев. На этикетке большинства продуктов питания отсутствует информация о количественном содержании соли, добавленного сахара и насыщенных жиров. Больше ресурсов следует направить на разработку национальной политики для регулирования рынка детского питания в России с целью сохранения и поддержания здоровья детского населения.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Концевая, H. Rippin, K. Wickramasinghe; сбор и обработка материала — Д.К. Муканеева, А.А. Анциферова, H. Rippin; статистический анализ данных — Д.К. Муканеева; написание текста — Д.К. Муканеева, А.В. Концевая; редактирование — А.В. Концевая, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors declare no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.