Введение
Компьютеры, смартфоны и Интернет стали неотъемлемой частью и одной из потребностей жизни значительной части населения. Поиск медицинской и фармацевтической информации является третьей по частоте причиной использования сети Интернет в России (данные ВЦИОМ, декабрь 2019). Практически неограниченные возможности распространения и поиска информации в глобальном киберпространстве создают для системы охраны здоровья населения как принципиально новые возможности, так и серьезные угрозы, в том числе связанные с практической невозможностью контроля за распространением, содержанием, достоверностью и актуальностью публикуемой информации и гарантированного удаления заведомо ложной или устаревшей информации [1—6]. Сегодня Интернет представляет собой, по мнению многих, так называемую «всемирную информационную помойку» [6].
В то же время, как показали исследования, 65% населения в США и Европейском союзе (ЕС) используют Интернет для «самодиагностики» (появилось даже такое понятие, как Dr. Google), 57% пациентов приходят к врачу со «своим диагнозом», 35% просят выписать определенное лекарство (данные Rambler, ноябрь 2019). В нашей стране 44% жителей занимаются самолечением [7, 8], из них 27% используют информацию из сети Интернет, 83% сами назначают себе лекарственные препараты [9], 48% пациентов перепроверяют назначения, сделанные врачом (данные ВЦИОМ, декабрь 2019).
Таким образом, в условиях современного информационного общества и повышения доступности Интернета необходимо создание эффективных правовых и организационных механизмов защиты населения от недостоверной, заведомо ложной и иной вредоносной информации, использование которой может представлять угрозу для жизни и здоровья граждан [2, 6]. К сожалению, в федеральных законах от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] (далее — закон №323-ФЗ) и от 27.07.06 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [11] (далее — закон №149-ФЗ) отсутствуют нормы, регламентирующие требования к качеству медицинской информации для населения, распространяемой в Российской Федерации через СМИ и Интернет. Заметим, что в ЕС еще в 2002 г. была принята директива eEurope 2002: Quality Criteria for Health related websites, в которой определены требования к такого рода информации и сайтам, через которые она распространяется [1, 4, 5].
Цель настоящего исследования — разработка предложений по совершенствованию нормативного регулирования распространения медицинской информации в российском сегменте сети Интернет (Рунет) для снижения рисков ее возможного негативного влияния на здоровьесохраняющее поведение разных категорий населения.
Материал и методы
Под медицинской информацией для населения в статье подразумеваются любые сведения медицинского и фармацевтического характера (о заболеваниях, методах и средствах диагностики, лечения, реабилитации, профилактики, ведения здорового образа жизни и т.д.), в том числе представленные в форме изображений, аудио- и видеозаписей, а также в виде облачных сервисов, специальных информационно-поисковых систем и баз данных, приложений для персональных компьютеров и смартфонов, включая компьютерные игры, находящиеся в открытом (публичном) или коммерческом (за плату) доступе в сети Интернет.
Объект исследования — общедоступная информация медицинского и фармацевтического характера, размещенная в Рунете. Предмет исследования — система нормативного регулирования распространения указанной информации в российском сегменте сети Интернет. В процессе исследования были проведены систематизация и формально-правовой анализ нормативных актов, регламентирующих распространение медицинской информации в Рунете.
Результаты
В результате исследования разработаны предложения по нормативному регулированию распространения медицинской информации для населения в российском сегменте сети Интернет для снижения рисков ее возможного негативного влияния на здоровьесохраняющее поведение разных категорий населения, а также определены направления дальнейших исследований.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке органами власти и управления здравоохранением, профессиональными некоммерческими врачебными организациями и общественными объединениями пациентов нормативных, организационно-распорядительных и методических документов, которые обеспечивают решение задач, необходимое для достижения целей, указанных в «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [20], в условиях цифровой трансформации отрасли.
Обсуждение
Распространение медицинской информации и предоставление публичного доступа к медицинским ИТ-сервисам (интерпретация клинических данных и симптомов, рекомендации по лечению и т.д.) через сеть Интернет становятся серьезными факторами, оказывающими влияние:
— на уровень медико-санитарной грамотности населения (Health Literacy) [12];
— на эффективность коммуникации, взаимоотношения, доверие и сотрудничество в информационно несимметричной системе «врач — пациент» (Dr. Google перед и после визита к врачу) [7, 8];
— на последствия, связанные с самолечением (Dr. Google вместо визита к врачу) [8, 13, 14].
В целях снижения рисков возможного негативного влияния публикуемой в Рунете медицинской информации на здоровьесохраняющее поведение разных категорий населения представляется целесообразным разработать и утвердить обязательные требования к качеству медицинской информации для населения, критерии верификации и процедуры валидации Интернет-ресурсов, продуцирующих и распространяющих указанную информацию, а также ввести административную и уголовную ответственность за нарушение установленных требований к качеству распространяемой медицинской информации — по аналогии с тем, как это сделано во многих зарубежных странах, население которых активно использует Интернет для решения проблем, связанных со здоровьем.
Требования к медицинской информации для населения, публикуемой в сети Интернет, в общем случае определяются:
— содержанием информации: медицинская информация общего характера, научная информация в популярной форме; описание симптомов заболевания, методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации; описание лекарственных препаратов, медицинских изделий и их действия; рекомендации по профилактике заболеваний, правильному питанию, здоровому образу жизни; реклама медицинских услуг, медицинских изделий и фармацевтической продукции; новостная информация и т.д.;
— целью и типичной ситуацией использования информации: поиск и выбор медицинской организации или врача, поиск лекарств и медицинских изделий, поиск информации о заболевании (симптомы, лечение) и т.д.;
— целевой аудиторией: предполагаемым уровнем медико-санитарной грамотности и возрастной категорией потребителей этой информации;
— формой представления: текст, схемы, таблицы, диаграммы, медицинские изображения, аудио- и видеозаписи, инфографика, интерактивные и игровые продукты, облачные сервисы, информационно-поисковые системы и базы данных, приложения для персональных компьютеров и смартфонов и т.д.;
— режимом получения (активный поиск или пассивное получение) информации и каналом (формой) ее распространения: публикация в СМИ, на специальном сайте, на сайте медицинской организации, на сайте аптеки, магазина медицинских изделий, на сайте медицинских образовательных учреждений и НИИ; на сайтах издательств и специальных журналов; на сайтах профессиональных некоммерческих врачебных организаций и общественных объединений пациентов; в социальных сетях и на форумах (модерируемых и немодерируемых); в авторском блоге; рассылки по электронной почте и через мессенджеры (коммуникаторы); интернет-магазины и маркетплейсы; новостные и информационные агрегаторы, публикующие в том числе рекламу товаров и услуг; порталы государственных и муниципальных услуг; порталы государственных органов и органов местного самоуправления; веб-сервисы для отзывов и рейтингов (оценка потребителем); поисковые системы и др.
Основной проблемой, на решение которой должна быть направлена регламентация сферы обращения медицинской информации для населения в Рунете, являются самолечение, связанный с ним возможный вред здоровью и иные негативные последствия. Исходя из этого, ключевыми требованиями к распространяемой в Рунете медицинской информации для населения, являются:
— достоверность, полнота и достаточность информации, которые должны оцениваться с учетом научной обоснованности и уровня доказательности;
— актуальность информации — соответствие современной конвенциональной медицине и текущему уровню развития медицинской науки;
— понятность содержания получаемой информации для потребителя — доступность для понимания и однозначность толкования смысла получаемых сведений.
Разработку и формализацию указанных требований целесообразно осуществлять на основе ГОСТ Р 57486 [15], ГОСТ Р 56034 [16], ГОСТ Р 56044 [17], а также рекомендаций, подготовленных организациями Health On the Net Foundation (HON), International Patient Decision Aid Standards (IPDAS), Patient Information Forum (PIF) и DISCERN, — для требований и критериев понятности медицинской информации для различных категорий населения.
Распространение медицинской и фармацевтической информации в российском сегменте сети Интернет должно осуществляться в форме документированной информации с обязательным указанием метаданных, содержащих сведения о первоисточниках, назначении информации, целевой аудитории, уровне доказательности и т.д. Разработку требований к составу атрибутов метаданных указанной информации целесообразно осуществлять на основе ГОСТ Р ИСО 13119 [18].
Наиболее целесообразными с точки зрения общественных затрат и практической реализуемости представляются следующие меры, направленные на снижение рисков возможного негативного влияния публикуемой в Рунете медицинской и фармацевтической информации на здоровьесохраняющее поведение разных категорий населения:
— введение в законодательство Российской Федерации специальных категорий информации (понятий): «социально значимая информация» и «медицинская информация для населения» — в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» соответственно.
— введение института специальной добровольной аккредитации интернет-сайтов, публикующих медицинскую информацию для населения, с присвоением сайтам специального «знака доверия», подтверждающего прохождение процедуры валидации (сертификации) сайта и его аккредитацию, с включением сайта в единый национальный реестр аккредитованных интернет-сайтов, распространяющих медицинскую информацию для населения, с предоставлением открытого публичного доступа к сведениям в указанном реестре, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг.
— наделение Минздрава России полномочиями по установлению критериев отнесения информации к категории «медицинская информации для населения», определение требований к такой информации, процедурам валидации и аккредитации интернет-сайтов, распространяющих указанную информацию, ведению реестра аккредитованных сайтов и их мониторинга.
— включение в государственные образовательные стандарты общего, профессионального и дополнительного образования требований об обязательном изучении порядка и правил распространения медицинской информации для населения в Рунете, включая выработку навыков поиска и безопасного использования указанной информации в различных жизненных ситуациях.
— введение в законодательство Российской Федерации норм, предусматривающих административную и уголовную ответственность за распространение (публикацию), в том числе в сети Интернет, недостоверной, неполной и (или) непроверенной информации, использование которой может нанести вред здоровью и жизни граждан.
Ограничения и порядок распространения и использования определенной медицинской информации для населения, обусловленные ее отнесением к объектам интеллектуальной собственности (авторских и исключительных прав), регламентируются 4-й частью Гражданского кодекса РФ [19] и законом №149-ФЗ.
Целесообразно разработать специальные информационные материалы (памятки) для населения с описанием в понятной и доступной форме алгоритмов поиска и безопасного использования медицинской информации, публикуемой в Рунете, и перечнем аккредитованных интернет-сайтов.
Необходимо организовать распространение указанных материалов в виде печатной продукции, через СМИ, порталы государственных и муниципальных услуг, сайты медицинских, аптечных и образовательных организаций, фондов ОМС и страховых медицинских организаций, а также сайты профессиональных организаций врачей и общественных объединений пациентов.
Реализация предложений по совершенствованию системы нормативного регулирования в сфере обращения медицинской информации, по нашему мнению, будет способствовать сокращению разрыва между возможностями современных информационных и телекоммуникационных технологий и потребностями практики и, как следствие, повышению доступности, качества и эффективности медицинской помощи, укреплению и сохранению здоровья населения.
Заключение
В настоящее время в отечественной литературе практически нет публикаций по указанным выше темам. В частности, в открытом доступе нет сведений с результатами оценки уровня медико-санитарной грамотности разных категорий населения России, что, по нашему мнению, снижает эффективность мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке органами власти и управления здравоохранением, профессиональными некоммерческими врачебными организациями и общественными объединениями пациентов нормативных, организационно-распорядительных и методических документов, обеспечивающих решение задач, необходимое для достижения целей, указанных в «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [20], в условиях цифровой трансформации отрасли.
Основными направлениями дальнейших исследований по данной тематике могут являться:
— исследование и разработка методов оценки медико-санитарной грамотности населения с использованием сети Интернет;
— исследование проблем и разработка принципов безопасного самолечения в условиях все более активного использования информации, полученной из сети Интернет, в том числе разработка концепции ответственного самолечения в условиях перехода к партисипативной модели взаимоотношений «врач — пациент» и использования технологий m-Health.
Авторы выражают свою признательность коллегам из Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского университета д.м.н., проф. Р.А. Хальфину, д.м.н., проф. Какориной Е.П. и к.м.н., доценту И.И. Косаговской за полезные и конструктивные обсуждения, помощь при выполнении данного исследования.
Участие авторов: концепция и дизайн, редактирование — А.П. Столбов; написание текста — В.В. Мадьянова; сбор и обработка материала — О.В. Новикова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.