Городская клиническая больница №15 им. О.М. Филатова — это многопрофильный городской стационар на 1310 коек, в состав которого входит роддом, в котором получают помощь роженицы с кардиологическими проблемами. До начала пандемии COVID-19 в ГКБ №15 пациенты получали помощь по профилю кардиология, кардиохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, акушерство-гинекология, урология, сосудистая неврология, нефрология, ревматология, офтальмология. Больница входила в «инфарктную» и «инсультную сеть» Москвы.
После выхода приказа Департамента здравоохранения Москвы от 27.03.20 №302 «Об организации отделения в ГБУЗ «ГКБ №15 им. О.М. Филатова ДЗМ» для госпитализации больных и контактных, прибывших с территорий стран, в которых зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19», было принято решение при перепрофилировании сохранить многопрофильность больницы, и на стационар была ориентирована госпитализация пациентов с вирусными пневмониями в сочетании с острой хирургической патологией, пациентов, находящиеся на хроническом гемодиализе, а также с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения.
Коечный фонд инфекционного госпиталя составил 1610 коек, реанимационного отделения — 130, акушерского — 130. Предполагалось, что среднее число поступающих в сутки составит 150—200 больных. С учетом прогнозов в приемном отделении больницы был выполнен ряд изменений. Работа велась в следующих направлениях:
— обучение медперсонала;
— разработка и внедрение маршрутизации пациента с учетом эпидемиологического статуса (рис. 1);
— соблюдение эпидемиологической безопасности.
Рис. 1. Маршрутизация пациентов, поступающих из приемного отделения с учетом эпидстатуса.
Весь персонал прошел подготовку по работе в инфекционном стационаре. Сотрудники при работе в «грязной» зоне должны были использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ): противочумный костюм 1-го типа, включающий комбинезон, респиратор, защитные очки, бахилы, перчатки. Все сотрудники были обучены правилам работы в «красной» зоне, правилам использования СИЗ. Особое внимание уделялось порядку снятия костюма и других средств защиты при выходе из «грязной» зоны, поскольку при этом имется высокий риск инфицирования персонала. Регулярно акцентировался запрет на прием воды и пищи, снятие СИЗ в «красной зоне», посещение санитарной комнаты и т.д.
Для понимания четкой логистики в приемном отделении была разработана маршрутизация пациентов (рис. 2): в смотровых отделениях обозначен прием пациентов с вирусными пневмониями, не имеющих лабораторного подтверждения COVID, организованы изоляторы с двойными дверями и тамбуром для COVID-позитивных больных. Кроме того, были предусмотрены изоляторы для пациентов с подозрением на туберкулез и отдельно — с подозрением на кишечные инфекции.
Рис. 2. Маршрутизация пациентов, поступающих в приемное отделение.
В работе сохранялся принцип «врач к пациенту», поэтому такие манипуляции, как термометрия, пульсоксиметрия, взятие образцов для ПЦР-диагностики, крови для общего и биохимического анализа, электрокардиограмма, ультразвуковые исследования выполнялись «у кровати» пациента в смотровом помещении. Вызов лаборантов, врачей-консультантов к кровати больного осуществлялся при помощи пейджероов.
Транспортировка пациента выполнялась только для проведения мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ).
В смотровых помещениях были организованы рабочие места врачей и среднего медицинского персонала таким образом, что на расстоянии вытянутой руки им были доступны дозаторы с дезинфицирующими средствами, баки для сбора отходов класса В.
Ведение медицинской документации осуществляли 2 регистратора на распределительном посту, там же происходила сортировка больных по статусу COVID-19 и тяжести состояния врачом-диспетчером.
Медицинская карта стационарного больного велась в электронном виде с помощью Единой медицинской информационно-аналитической системы, позволяющей видеть выполненные исследования на амбулаторном этапе, результаты анализов и КТ, что исключает «задвоенность» выполнения исследований и сокращает время нахождения пациента в приемном отделении.
Были сохранены функционирование перевязочной, гипсовой, смотровой гинеколога, перевязочной в смотровой гнойного хирурга, многопрофильность в целом (все востребовано и задействовано в круглосуточном режиме).
Суммарно в приемном отделении организовали 35 смотровых мест для пациентов и 13 мест для врачебного персонала. Заполнение смотровых помещений проводили по наличию свободных кроватей-каталок, а не по профилю сочетанной патологии. Если пациенту требовалась консультация хирурга, травматолога либо другого профильного специалиста, его приглашали как консультанта.
Имел место как 24-часовой, так и 12-часовой режим работы сотрудников. Перерыв с выходом в «зеленую зону» для отдыха и приемы пищи проводили через 6 ч после начала работы с полным снятием СИЗ.
Для сотрудников скорой медицинской помощи организовали места для обработки и снятия СИЗ, а также место для дезинфекции транспортных средств.
В 1- месяц работы в стационар были приняты 4863 пациента (рис. 3). Как видно из представленной ниже диаграммы, приемное отделение с первых дней испытывало интенсивную нагрузку. В среднем в сутки в больницу поступали 162 больных. В отдельные дни персонал приемного отделения принимал 290 пациентов. При этом, если оценивать хронометраж нахождения пациента в приемном отделении — четко прослеживается связь между временем нахождения больного в приемном отделении и наличием данных догоспитального обследования. Так, при госпитализации пациента наличие результатов КТ, проведенной на догоспитальном этапе, сокращало время пребывания пациента в приемном отделении до 15 мин, требующихся на заполнение медицинской документации и взятие анализов.
Рис. 3. Динамика поступления пациентов в первый месяц работы.
За первые 30 сут работы через приемное отделение были госпитализированы 170 пациентов, у которых помимо коронавирусной инфекции или вирусной пневмонии имела место установленная хирургическая проблема (см. таблицу).
Таблица. Распределение сочетанной хирургической нозологии у больных с вирусной пневмонией
Название нозологии | Апрель 2020 |
Острый аппендицит | 28 |
Острый холецистит | 16 |
Деструктивный панкреатит | 12 |
Острая кишечная непроходимость | 9 |
Ущемленная грыжа | 3 |
Перфоративная язва | 3 |
Язвенная болезнь желудка/двенадцатиперстной кишки, осложненная кровотечением | 34 |
Спонтанный разрыв селезенки | 2 |
Мезентериальный тромбоз | 8 |
Гангрена пальцев, голени, бедра | 14 |
Механическая желтуха | 6 |
Флегмона мягких тканей | 14 |
Тромбоз артерии | 12 |
Разрыв аорты | 1 |
Перелом костей, потребовавших остеосинтеза | 8 |
Всего | 170 |
Таким образом, несмотря на короткие сроки, отведенные на перепрофилирование многопрофильного стационара в инфекционный госпиталь, благодаря предварительно отработанной маршрутизации, тренировочным мероприятиям по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима, в приемном отделении удалось сохранить основные принципы сортировки по инфекционному статусу, тяжести состояния, а также профильности сопутствующей патологии с учетом противоэпидемиологических норм.
В организации мероприятий по перепрофилированию работы стационара были использованы методические материалы ВОЗ [1-4], данные европейских исследований [5,6] и методические рекомендации Роспотребнадзора и Российских Федеральных служб по санэпиднадзору [7—9].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.