Постоев В.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, Архангельск, Россия

Меньшикова Л.И.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, Архангельск, Россия;
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Усынина А.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, Архангельск, Россия

Гржибовский А.М.

Северный государственный медицинский университет, Архангельск, Россия

Одланд Й.О.

Арктический Университет Норвегии — Университет Тромсе, Тромсе, Норвегия;
ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Оценка приверженности к приему препаратов фолиевой кислоты среди беременных женщин Архангельской области

Авторы:

Постоев В.А., Меньшикова Л.И., Усынина А.А., Гржибовский А.М., Одланд Й.О.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1008 раз


Как цитировать:

Постоев В.А., Меньшикова Л.И., Усынина А.А., Гржибовский А.М., Одланд Й.О. Оценка приверженности к приему препаратов фолиевой кислоты среди беременных женщин Архангельской области. Профилактическая медицина. 2020;23(3):93‑97.
Postoev VA, Menshikova LI, Usynina AA, Grjibovski AM, Odland JO. A compliance of pregnant women to folic acid supplementation in Arkhangelsk Region. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(3):93‑97. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202303193

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Одним из важнейших и подтвержденных с позиций доказательной медицины методов профилактики врожденных пороков развития (ВПР) является периконцептуальный прием препаратов фолиевой кислоты (ФК).

По сравнению с мерами пренатальной диагностики, которые фактически можно отнести к способам вторичной профилактики, прием препаратов ФК является мерой первичной профилактики части ВПР [1]. Доказано, что периконцептуальный прием препаратов ФК снижает риск возникновения таких ВПР, как пороки нервной системы [2—5], редукционные пороки конечностей, некоторые челюстно-лицевые аномалии [6, 7].

По данным зарубежных исследований, 40—60% женщин принимают препараты ФК до беременности, 60—80% регулярно употребляют их в первые месяцы беременности, причем только 80% из них заявляли о ежедневном приеме препаратов ФК [8, 9]. В то же время в отечественной литературе данные о приверженности беременных женщин этой мере профилактики отсутствуют. При этом распространенность ВПР нервной системы остается на высоком уровне; так, в 2012—2014 гг. на территории Архангельской области она составила 1,9 на 1000 рождений [10].

Наличие на территории Архангельской области действующего популяционного медицинского регистра родов [11], содержащего информацию о приеме препаратов ФК до и во время беременности, позволяет использовать его как инструмент мониторинга и оценки эффективности данной профилактической меры.

Цель исследования — оценка приверженности приему препаратов ФК среди жительниц Архангельской области и изучение социально-демографических факторов, влияющих на приверженность данной мере профилактики.

Материал и методы

Проведено поперечное исследование [12] на основе данных Регистра родов Архангельской области (РРАО), который содержит информацию о всех исходах беременности со сроком гестации 22 нед и более с 2012 по 2015 г. Ведение РРАО регламентировано распоряжением Министерства здравоохранения Архангельской области. Данные в электронную базу регистра заносятся на основании карт, заполняемых сотрудниками родовспомогательных отделений/учреждений путем выкопировки данных из первичной медицинской документации.

Для реализации целей настоящего исследования была использована информация о приеме препаратов ФК до и во время беременности, а также данные о таких социально-демографических факторах, как возраст, образование, семейное положение женщины, а также данные акушерского анамнеза, а именно — порядковый номер беременности и родов и наличие самопроизвольных абортов и/или мертворождений в анамнезе.

Из 57 226 исходов беременности, зафиксированных в РРАО, информация о приеме препаратов ФК содержалась в регистрационных картах 57 084, а во время беременности — 57 087 женщин. Информация о изучаемых социально-демографических характеристиках отсутствовала в 3886 случаях, следовательно, в анализ факторов, оказывающих влияние на прием препаратов ФК, было включено 53 340 беременных.

Распространенность приема препаратов ФК до и во время беременности была рассчитана с 95% доверительными интервалами (95% ДИ), определенными по методу Уальда. Анализ временных трендов проводили с помощью χ2 теста для линейного тренда. Анализ факторов, ассоциированных с приверженностью приему препаратов ФК, осуществляли с помощью построения логистической регрессионной модели, где в качестве зависимой переменной был использован прием ФК, а в качестве независимых переменных — возможные детерминанты, указанные выше. Статистический анализ проведен с использованием пакета SPSS 23.0.

Результаты

Доля женщин, принимавших препараты ФК до и во время беременности, составила 1,3% (95% ДИ 1,2—1,4) и 55,8% (95% ДИ 54,6—56,4) соответственно (табл. 1). При анализе изменения этого показателя с течением времени отмечалось значимое повышение уровня приверженности приему ФК во время беременности (χ2 для тренда 431,2, p<0,001). В то же время приверженность приему препаратов ФК до беременности снижалась в динамике (χ2 для тренда 240,4, p<0,001), что может свидетельствовать о снижении доли планируемых беременностей.

Таблица 1. Доля беременных в Архангельской области, принимавших препараты ФК до и во время беременности в 2012—2015 гг.


Результаты анализа социально-демографических характеристик, связанных с приемом препаратов ФК, показал, что первородящие замужние женщины с более высоким уровнем образования в возрасте 30 лет и старше имели большие шансы принимать препараты ФК как до (табл. 2), так и во время беременности (табл. 3). Наиболее значимым фактором приверженности приему препаратов ФК являлись первые роды (повышали вероятность приема женщиной препаратов ФК до и во время беременности на 41 и 38% соответственно).

Таблица 2. Факторы, ассоциированные с приемом препаратов ФК до беременности (по результатам множественного логистического регрессионного анализа)


Примечание. 1 — скорректированное отношение шансов (ОШ) с коррекцией на все факторы, включенные в модель; 2 — 95% ДИ для ОШ.

Таблица 3. Факторы, ассоциированные с приемом препаратов ФК во время беременности (по результатам множественного логистического регрессионного анализа)


Примечание. 1 — скорректированное ОШ с коррекцией на все факторы, включенные в модель; 2 — 95% ДИ для ОШ.

При этом такие факторы, как незарегистрированный брак, низкий уровень образования, наличие медицинского аборта в анамнезе и первая беременность, отрицательно влияли на приверженность приему препаратов ФК как до, так и во время беременности.

Обсуждение

Приверженность беременных женщин приему препаратов ФК является одним из модифицируемых факторов возникновения ВПР. В отсутствие обязательного обогащения продуктов ФК, принятого в некоторых странах [6, 7, 13], регулярный прием препаратов ФК в периконцептуальный период является важнейшим методом снижения частоты ВПР нервной системы. Учитывая, что большинство данных пороков формируется на 3—5-й неделе гестации, когда женщина не знает о своей беременности, прием этих препаратов должен начинаться еще на этапе планирования беременности.

Результаты настоящего исследования показали, что в Архангельской области отмечается низкая приверженность этому способу профилактики: только 1,3% женщин принимали препараты ФК до наступления беременности и 55,8% — во время беременности. Учитывая, что доля женщин, встающих на учет в женской консультации в поздние сроки, остается достаточно высокой (11,5—14,5% в Архангельской области в 2012—2015 гг.), прием препаратов ФК нельзя считать периконцептуальным (или своевременным). Следовательно, его эффективность в профилактике развития ВПР будет сомнительна.

Полученные нами показатели приверженности значительно ниже, чем в европейских исследованиях [14], особенно в части, касающейся приема ФК до беременности. В то же время они соответствуют данным, полученным в странах со средним и низким уровнем дохода [15]. Единственное исследование [16], посвященное проблеме периконцептуального приема ФК в РФ, продемонстрировало более высокие по сравнению с результатами настоящего исследования уровни приверженности (от 20% у первородящих до 33% у повторнородящих до беременности и от 76% у первородящих до 83% у повторнородящих после беременности). Однако указанное исследование было проведено на сравнительно малой выборке (100 женщин).

При изучении факторов, ассоциированных с приемом ФК, было установлено, что возрастные первородящие женщины с большей вероятностью принимали препараты ФК как до, так и во время беременности, что согласуется с результатами ранее проведенных исследований [15]. В то же время наличие мертворождений в анамнезе не оказывало влияния на приверженность приему препаратов ФК, что противоречит данным, представленным A. Meselech и соавт. (2019) [15]. Было также установлено, что наличие медицинского аборта в анамнезе является фактором, снижающим приверженность приему препаратов ФК во время беременности, что может быть связано с меньшей вероятностью планирования беременности у таких женщин.

Учитывая низкую вероятность ошибки отбора и небольшую долю отсутствующих данных, результаты исследования обладают достаточно высокой внешней валидностью и, следовательно, могут быть экстраполированы на всю популяцию беременных женщин Архангельской области. Существующая возможность недифференциальной (случайной) мисклассификации по исходу (прием препаратов ФК) из-за неполного заполнения медицинских документов может приводить к недооценке приверженности и, как следствие, недооценке влияния изучаемых характеристик.

Одним из основных ограничений настоящей работы является то, что в ней не изучалась принимаемая дозировка ФК. Всемирная организация здравоохранения рекомендует ежедневный прием 400 мкг ФК ежедневно, основываясь на результатах проведенных исследований [17]. В то же время при исходном дефиците фолатов женщины, не принимавшие препараты ФК до зачатия, даже при раннем начале приема ФК могут попадать в группу повышенного риска развития ВПР нервной системы. Именно это послужило основанием для рекомендации приема 800—1000 мкг ФК при беременности рядом авторов [17, 18].

Заключение

Менее 1/2 беременных женщин следовали рекомендациям по периконцептуальному приему препаратов ФК, при этом на приверженность приему оказывали влияние такие факторы, как возраст, образование женщины, семейное положение, порядковый номер беременности и родов. Указанные факторы необходимо учитывать как при планировании индивидуальной и групповой первичной профилактики ВПР, так и при формировании групп риска по развитию этой патологии у плода.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — В.П., Л.М., Й.О.

Сбор и обработка материала — В.П., А.У.

Статистическая обработка — В.П., А.Г.

Написание текста — В.П.

Редактирование — Л.М., А.У., А.Г., Й.О.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Christianson A, Modell B. Medical genetics in developing countries. Annual Review of Genomics and Human Genetics. 2004;5:219-265. https://doi.org/10.1146/annurev.genom.5.061903.175935
  2. Nishigori H, Obara T, Nishigori T, Ishikuro M, Sakurai K, Hoshiai T, Saito M, Fujiwara I, Arima T, Nakai K, Kuriyama S, Mano N, Metoki H, Yaegashi N; Japan Environment & Children’s Study Group. Preconception folic acid supplementation use and the occurrence of neural tube defects in Japan: A nationwide birth cohort study of the Japan Environment and Children’s Study. Congenital anomalies. 2019;59(4):110-117. https://doi.org/10.1111/cga.12293
  3. Pei L, Wu J, Li J, Mi X, Zhang X, Li Z, Zhang Y. Effect of periconceptional folic acid supplementation on the risk of neural tube defects associated with a previous spontaneous abortion or maternal first-trimester fever. Human Reproduction. 2019;8(34):1587-1594. https://doi.org/10.1093/humrep/dez112
  4. Petersen JM, Parker SE, Benedum CM, Mitchell AA, Tinker SC, Werler MM. Periconceptional folic acid and risk for neural tube defects among higher risk pregnancies. Birth Defects Research Part A, Clinical and Molecular Teratology. 2019;111(19):1501-1512. https://doi.org/10.1002/bdr2.1579
  5. Van Gool JD, Hirche H, Lax H, De Schaepdrijver L. Folic acid and primary prevention of neural tube defects: A review. Reproductive toxicology. 2018; 80:73-84. https://doi.org/10.1016/j.reprotox.2018.05.004
  6. Canfield MA, Collins JS, Botto LD, Williams LJ, Mai CT, Kirby RS, Pearson K, Devine O, Mulinare J; National Birth Defects Preventin Network. Changes in the birth prevalence of selected birth defects after grain fortification with folic acid in the United States: findings from a multi-state population-based study. Birth defects research Part A, Clinical and Molecular Teratology. 2005;73(10):679-689. https://doi.org/10.1002/bdra.20210
  7. Yazdy MM, Honein MA, Xing J. Reduction in orofacial clefts following folic acid fortification of the U.S. grain supply. Birth defects research Part A, Clinical and Molecular Teratology. 2007;79(1):16-23. https://doi.org/10.1002/bdra.20319
  8. Jawad A, Patel D, Brima N, Stephenson J. Alcohol, smoking, folic acid and multivitamin use among women attending maternity care in London: A cross-sectional study. Sexual and Reproductive Healthcare. 2019;22:100461. https://doi.org/10.1016/j.srhc.2019.100461
  9. Li D, Huang L, Yang W, Qi C, Shang L, Xin J, Zeng L, Zhang M, Song H, Chun Chung M. Knowledge, attitude and practice level of women at the periconceptional period: a cross-sectional study in Shaanxi China. BMC Pregnancy and Childbirth. 2019;19(1):326. https://doi.org/10.1186/s12884-019-2481-6
  10. Постоев В.А, Меньшикова Л.И., Усынина А.А., Гржибовский А.М., Одланд Й.О. Оценка распространенности и структуры врожденных пороков развития в Архангельской области в 2012—2014 гг. по данным регистра родов Архангельской области. Якутский медицинский журнал. 2018;61(1):54-58. https://doi.org/10.25789/YMJ.2018.61.17
  11. Усынина А.А, Одланд Й.О., Пылаева Ж.А., Пастбина И.М., Гржибовский А.М. Регистр родов Архангельской области как важный информационный ресурс для науки и практического здравоохранения. Экология человека. 2017;2:58-64. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2017-2-58-64
  12. Холматова К.К., Горбатова М.А., Харькова О.А., Гржибовский А.М. Поперечные исследования: планирование, размер выборки, анализ данных. Экология человека. 2016;2:49-58. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2016-2-49-56
  13. Lopez-Camelo JS, Orioli IM, da Graca Dutra M, Nazer-Herrera J, Rivera N, Ojeda ME, Canessa A, Wettig E, Fontannaz AM, Mellado C, Castilla EE. Reduction of birth prevalence rates of neural tube defects after folic acid fortification in Chile. American Journal of Medical Genetics Part A. 2005; 135(2):120-125. https://doi.org/10.1002/ajmg.a.30651
  14. Ceulemans M, Van Calsteren K, Allegaert K, Foulon V. Health products’ and substance use among pregnant women visiting a tertiary hospital in Belgium: A cross-sectional study. Pharmacoepidemiololgy and Drug Safety. 2019; 28(9):1231-1238. https://doi.org/10.1002/pds.4862
  15. Meselech AD, Zeleke EG, Shimelash BW, Ayanaw WB. Folic acid usage and associated factors in the prevention of neural tube defects among pregnant women in Ethiopia: crosssectional study. BMC Pregnancy and Childbirth. 2019;17:313. https://doi.org/10.1186/s12884-017-1506-2
  16. Волков В.Г., Вольнягина А.С. Особенности прегравидарной подготовки в зависимости от паритета. Клиническая медицина и фармакология. 2019;5(2):12-15. https://doi.org/10.12737/article_5d6620b228b591.64214271
  17. Krawinkel MB, Strohm D, Weissenborn A, Watzl B, Eichholzer M, Barlocher K, Elmadfa I, Leschik-Bonnet E, Heseker H. Revised D-A-CH intake recommendations for folate: how much is needed? European Journal of Clinical Nutrition. 2014;68(6):719-723. https://doi.org/10.1038/ejcn.2014.45
  18. Bramswig S, Prinz-Langenohl R, Lamers Y, Tobolski O, Wintergerst E, Berthold HK, Pietrzik K. Supplementation with a multivitamin containing 800 microg of folic acid shortens the time to reach the preventive red blood cell folate concentration in healthy women. International Journal for Vitamin and Nutrition Research. 2009;79(2):61-70. https://doi.org/10.1024/0300-9831.79.2.61

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.