Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Потупчик Т.В.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, Красноярск, Россия

Эверт Л.С.

ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», Красноярск

Мирошниченко Е.В.

ФГБОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева"

Паничева Е.С.

ГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава РФ

Характеристика и факторы риска дезадаптации и нервно-психических расстройств у детей первого года обучения в школе

Авторы:

Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Мирошниченко Е.В., Паничева Е.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1612 раз


Как цитировать:

Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Мирошниченко Е.В., Паничева Е.С. Характеристика и факторы риска дезадаптации и нервно-психических расстройств у детей первого года обучения в школе. Профилактическая медицина. 2014;17(6):45‑50.
Potupchik TV, Evert LS, Miroshnichenko EV, Panicheva ES. The characteristics and risk factors of maladaptation and neuropsychiatric disorders in first-year schoolchildren. Russian Journal of Preventive Medicine. 2014;17(6):45‑50. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ней­ро­наль­ные мо­де­ли на ос­но­ве кле­ток обо­ня­тель­но­го эпи­те­лия в изу­че­нии па­то­ге­не­за пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):20-25

Процесс роста и развития организма ребенка находится в сфере повышенного внимания педагогов, психологов, физиологов и медицинских работников. Среди причин прогрессирующего роста заболеваемости детей в процессе школьного обучения часто называют неблагоприятные условия внутришкольной среды, нерациональную организацию образовательного процесса, высокие умственные, психологические и учебно-воспитательные («дидактогенные») нагрузки [1]. При этом необходимо учитывать, что состояние здоровья детей обусловлено воздействием не только внешних, но и внутренних факторов, под которыми понимают все процессы, сопровождающие развитие детского организма и характеризующиеся напряжением адаптационных механизмов [2]. Несоответствие социальных требований и условий обучения детей соматофизическим возможностям растущего организма приводит к формированию невротических реакций [3].

Эмоциональные реакции являются одним из самых распространенных феноменов, возникающих при напряжении или срыве механизмов психической адаптации [4]. Значительное напряжение функциональных систем растущего организма и персистирующий повышенный психоэмоциональный фон могут привести к срыву существующих механизмов психофизиологической защиты и адаптации с последующим формированием функциональных расстройств, их тяжелым течением и развитием хронических заболеваний [5]. Особое значение имеет свое­временное выявление пограничных и личностных расстройств, которые могут стать источником дезадаптации и нервно-психических отклонений на ранних стадиях школьного обучения [6].

Большое влияние на психическое здоровье школьников оказывает неблагополучный социальный статус семьи, а сниженная мотивация к обучению вызывает систематическое психическое напряжение [7]. В неблагополучных семьях, в которых нарушены отношения между ребенком и родителями, сопровождающиеся ссорами, конфликтами, алкоголизмом или наркоманией, аморальным поведением родителей, чаще отмечаются нарушения в психике ребенка [8]. В настоящее время дети поглощают информацию, предлагаемую средствами массовой информации, в дозах, которые они не в состоянии обработать. При этом происходит чрезмерная стимуляция тех областей мозга, которые отвечают за зрительное и слуховое восприятие, а центры, отвечающие за осязательное, вкусовое, тактильное восприятие страдают от недостаточной их стимуляции. Это приводит к усилению отклонений в поведении, обучении и развитии первоклассников [9]. Совершенствование профилактики нервно-психических нарушений у детей требует их ранней диагностики в условиях современной школы [10]. Длительность формирования регуляторных систем в младшем школьном возрасте и их роль в организации когнитивной деятельности подтверждена в нейропсихологических и психометрических исследованиях [11-14].

Цель нашего исследования - выявить особенности социального статуса семьи, эмоционального состояния и поведенческих реакций у детей 1-го года обучения в зависимости от прогноза адаптации, оценить их диагностическую значимость в качестве критериев риска нарушений адаптации первоклассников к процессу школьного обучения.

Материал и методы

Обследован 271 школьник 1-го года обучения одной из гимназий Красноярска, условия обучения в которой характеризовались высоким уровнем информационных нагрузок. Относительно прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были разделены на три группы: 1-я группа - с благоприятным прогнозом адаптации, 2-я - со среднеблагоприятным и 3-я группа – с неблагоприятным прогнозом адаптации. Обследование детей в гимназии проводили дважды: в начале и в конце 1-го года обучения. Для определения особенностей биологического и социального анамнеза детей их родители были опрошены по анкете, включенной в методические рекомендации Минздрава РФ «Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы» (Москва, 2004). Учитывались факторы риска анамнеза:

- биологического - наличие у матери гестозов беременности, осложнений в родах, у ребенка - родовых травм, заболеваний, например пневмоний и кишечных инфекций, особенно перенесенных на 1-м году жизни, частых острых респираторных вирусных инфекций (4 раза и более за последний год до поступления в школу);

- социального - наличие вредных привычек у родителей (табакокурение, алкоголизм, наркомания), недостаток внимания к ребенку в семье.

Выявление психоэмоционального состояния ребенка в условиях депривации проводилось с помощью личностного опросника и методики проективной техники PARY (Е.С. Шафер и Р.К. Белл, адаптированной Т.В. Нещерет). Для определения мотивационной готовности к школьному обучению использовалась методика Д.В. Солдатова «Мотивационные предпочтения» (МП). Для оценки эмоционального статуса детей использовалась «Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе». Оценка наличия расстройств моторики, реакций протеста, фобий и навязчивых движений проводилась по данным анкеты для выявления невротических расстройств, заполняемой родителями.

Функциональное состояние организма первоклассников в процессе адаптации к школе (вегетативный баланс, степень напряжения регуляторных систем) оценивалось в состоянии покоя и в условиях выполнения ортостатической пробы по показателям кардиоритмографии (КРГ), проведенной с применением компьютерно-программного реокардиографического комплекса Мицар-РЕО (Россия). Исследования проводились в первой половине дня. ЭКГ-сигнал регистрировали во втором стандартном отведении в разных положениях тела: в течение 5 мин в положении ребенка лежа, в течение последующих 5 мин - в положении стоя, далее - в исходном положении лежа (восстановительный период). По данным КРГ оценивали нижеследующие показатели.

1. Соотношение отделов вегетативной нервной системы (ВНС):

- индекс напряжения (ИН, усл. ед.); ИН менее 30 свидетельствовал о преобладании парасимпатического отдела ВНС, ИН более 90 - о преобладании симпатического отдела;

- амплитуда моды (AMО, %); чем больше показатели АМО, тем более выраженно преобладает симпатическое звено регуляции, сниженные показатели АМО свидетельствуют о преобладании парасимпатического отдела ВНС;

- вариационный размах (&Dgr;X, мс); чем выше показатели &Dgr;X, тем более значимо преобладает парасимпатическое звено регуляции, сниженные показатели &Dgr;X свидетельствуют о преобладании симпатического отдела ВНС.

2. Реактивность симпатической нервной системы (чем выше были значения, тем выше активность симпатического звена вегетативной регуляции):

- VLF (мс–2) - средний уровень активности симпатического звена вегетативной регуляции;

- LF (мс–2) - средний абсолютный уровень активности вазомоторного центра;

- LF/HF - относительная активность подкоркового симпатического нервного центра.

3. Реактивность парасимпатической нервной системы (чем выше значения, тем выше активность парасимпатического звена вегетативной регуляции):

- RMSSD (мс) - показатель активности парасимпатического звена вегетативной регуляции;

- HF (мс–2) - мощность спектра высокочастотного компонента ВСР, характеризует средний абсолютный уровень активности парасимпатического звена регуляции;

Оценивались также показатели SDNN, мс (стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов) и Total, мс–2 (суммарная мощность спектра), которые свидетельствовали о суммарном эффекте вегетативной регуляции кровообращения.

С целью повышения объективности при прогнозе адаптации детей к школе был применен анализ вариабельности сердечного ритма, который был запатентован нами в 2012 г. (Патент РФ на изобретение №2452369 от 10.06.12 «Способ прогноза адаптации детей к школе»).

Полученные данные были статистически обработаны на персональном компьютере с применением ППП Statistika 5.5 for Windows. Результаты анализа качественных (бинарных) признаков представлены в формате р (процентная доля). Статистическую значимость различий для качественных признаков оценивали по критерию &khgr;2 Пирсона. Значимость различий количественных признаков для несвязанных групп оценивали по критерим Манна-Уитни (в случае попарного сравнения) и Крускала-Уоллиса (в случае множественного сравнения); для связанных групп (в проспективных исследованиях) использовали соответственно критерии Вилкоксона и Фридмана (О.Ю. Реброва, 2003).

Для выявления диагностически значимых критериев, ассоциированных с определенным видом прогноза адаптации (среднеблагоприятным и неблагоприятным) применялся один из методов регрессионного анализа - метод логистической регрессии, который позволил выявить признаки (факторы), ассоциированные с конкретным видом нарушения адаптации, их весовые коэффициенты, отношение шансов (ОШ) и рассчитать значения диагностического коэффициента (ДК) для каждого из этих факторов. Значения ДК определяли по методу С. Кульбака (1967) в соответствии с величиной ОШ для каждого признака. Степень (величина) риска определенного вида нарушения адаптации оценивалась величиной ДК по следующим критериям: низкий риск - ДК=1,0-1,9; средний - ДК=2,0-2,9; высокий - 3,0-3,9 и очень высокий риск - ДК≥4,0.

Результаты и обсуждение

Проведенный нами анализ анамнестических данных выявил зависимость между течением процесса адаптации ребенка к школе и частотой встречаемости исследуемых анамнестических характеристик. Так, наличие вредных привычек у родителей чаще встречалось в 1-й группе детей с неблагоприятным (65,4%) и во 2-й со среднеблагоприятным (44,1%) прогнозом адаптации, реже - в 3-й группе детей с благоприятным прогнозом адаптации (14,1%). Различия между сравниваемыми группами были статистически значимыми (p1-2<0,0001; p1-3<0,000; p2-3 = 0,0595).

Известно, что развитие ребенка во многом определяется характером его ближайшего окружения. На развитии ребенка сказываются воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжелая болезнь или смерть родителей. Большое влияние на развитие оказывает депривация в семье - утрата или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка. Депривация в благополучной семье - подмена заботы и внимания к ребенку другими лицами (гувернерами, нянями, бабушками и дедушками). Дефицит внимания к ребенку в семье, когда даже ухоженный, вовремя накормленный и заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела, также может сказываться на психическом здоровье школьников [15]. По данным нашего исследования, депривация в семье встречалась у 6,5% детей 3-й группы, у 10,3% детей 2-й группы и у 22,2% детей 1-й группы (p1-2=0,2914; p1-3=0,0145; p2-3=0,1111). Дефицит внимания к ребенку в семье чаще встречался в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации (15,4%), реже - со среднеблагоприятным (9,9%) и совсем редко - с благоприятным прогнозом адаптации (0,7%). Значимость различий в сравниваемых группах составила: p1-2=0,0008; p1-3=0,0002; p2-3=0,4590.

Младший школьный возраст - начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста. Ряд авторов [16, 17] отмечают, что сниженная мотивация к обучению вызывает систе­матическое пребывание детей в состоянии психического напряжения, лежащего в основе глубоких психических и физиологических нарушений. В нашем исследовании отсутствие мотивации к школьному обучению значительно чаще встречалось у детей 1-й группы с неблагоприятным прогнозом адаптации (22,2%), чем у детей 2-й (7,9%) и 3-й (2,1%) групп (p1-2=0,0324; p1-3<0,0001; p2-3=0,0390). Полученные данные свидетельствуют, что неблагоприятный прогноз адаптации у первоклассников чаще ассоциируется с неблагополучным социальным анамнезом (рис. 1).

Рисунок 1. Социальный анамнез у детей с различным прогнозом адаптации. I - вредные привычки у родителей; II - депривация в семье; III - дефицит внимания к ребенку в семье; IV - отсутствие мотивации к школьному обучению.

Оценка эмоционального профиля включала анализ проявлений эмоциональной лабильности (частые колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность), выявленные у меньшего числа детей 3-й группы с благоприятным прогнозом адаптации (19,8%) и значительно чаще - в 1-й (52,4%; р=0,0015) и 2-й (36,0%; р=0,0130) группах. По результатам обследования первоклассников в I четверти (в острый период адаптации, когда нарушения эмоционального состояния наиболее выражены) количество детей с неблагоприятным эмоциональным профилем было больше во 2-й (p2-3=0,0628) и 1-й группах (p1-2=0,1278).

Физиологические и гигиенические исследования последних лет показывают, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно-функциональной организацией мозга [18, 19]. Развитие внутреннего торможения у младших школьников находится на начальном этапе становления - оно отличается недостаточной гибкостью и прочностью, в связи с чем нервная система детей не готова выдерживать длительные психоэмоциональные нагрузки и напряжение. Результатом этого является формирование невротических реакций, расстройств моторики в виде гипердинамического синдрома, реакций активного протеста или фобических проявлений, частота которых зависит от функциональной зрелости организма ребенка и состояния его здоровья. У обследованных нами детей проведен анализ наличия расстройств моторики, реакций протеста, фобий и навязчивых движений, свидетельствующих о проявлениях у них синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В 3-й группе (с благоприятным прогнозом адаптации) расстройства моторики и дефицита внимания (заметная двигательная расторможенность, неусидчивость, «лишние» движения, неспособность сидеть спокойно даже при чтении, просмотре телепередач, невнимательность, неспособность к концентрации внимания) встречались у 16,8% детей в 1-м полугодии, а во 2-м полугодии данный показатель оставался стабильным (17,0%). Во 2-й группе (со среднеблагоприятным прогнозом адаптации) расстройства моторики и дефицит внимания наблюдались у 19,2% детей в 1-м полугодии, несколько снижаясь к концу учебного года (11,5%). В 1-й группе (с неблагоприятным прогнозом адаптации) расстройства моторики и дефицит внимания регистрировались чаще, и их величина была сопоставимой в 1-м и 2-м полугодиях (по 31,6%). Во 2-м полугодии число таких детей было значительно больше в 1-й группе по сравнению со 2-й (р2-3=0,0303) (рис. 2).

Рисунок 2. Расстройства моторики и дефицит внимания у детей с различным прогнозом адаптации в динамике наблюдения. Здесь и на рис. 3, 4, 5: I - благоприятный прогноз; II - среднеблагоприятный прогноз; III - неблагоприятный прогноз адаптации.

В группе с благоприятным прогнозом течения адаптации реакции протеста (стремление к непослушанию, грубость в ответ на замечание, стремление сделать назло, отказ разговаривать, уход в ответ на замечание) встречались у 15,0% детей в 1-м полугодии и у 10,4% детей - во 2-м. Во 2-й группе реакции протеста отмечались у 21,8% детей в 1-м полугодии и у 12,8% - во 2-м. В 1-й группе реакции протеста регистрировались у 26,3% детей в 1-м полугодии. Во 2-м полугодии детей с реакциями протеста было зарегистрировано значительно больше в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации в сравнении с благоприятным (р1-3<0,0001) (рис. 3).

Рисунок 3. Реакции протеста у детей с различным прогнозом адаптации в динамике наблюдения.

В группе с благоприятным прогнозом адаптации фобии (беспричинные страхи темноты, одиночества, животных, ночные страхи, страх перед школой, боязнь учителя, страх получить плохую отметку, отвечать, страх нового) встречались у 13,0% детей в 1-м полугодии и у 12,1% - во 2-м. У детей со среднеблагоприятным прогнозом адаптации фобии встречались у 7,7% обследованных в 1-м полугодии и у 5,1% детей во 2-м. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации отличались более частой встречаемостью данных нарушений, регистрировавшихся у 26,3% детей в 1-м и 2-м полугодиях. Количество детей с фобиями в 1-м (р=0,0217) и 2-м полугодиях было больше в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации по сравнению со среднеблагоприятным (р<0,0001) (рис. 4).

Рисунок 4. Фобии у детей с различным прогнозом адаптации в динамике наблюдения.

Дети с благоприятным прогнозом адаптации характеризовались меньшей частотой встречаемости навязчивых движений (мигание, наморщивание лба, носа, движения головой в сторону, облизывание губ, хмыканье, покашливание, сосание пальца, кусание ногтей), данные нарушения встречались у 12,1% учащихся в 1-м полугодии и у 10,4% - во 2-м. В группе со среднеблагоприятным прогнозом адаптации число детей с навязчивыми движениями в целом было больше, чем в группе с благоприятным прогнозом, при этом значимых различий числа таких детей в 1-м и 2-м полугодии не отмечалось (соответственно 21,8 и 20,5%). Частота встречаемости навязчивых движений у детей со среднеблагоприятным и неблагоприятным прогнозом адаптации в 1-м полугодии были сопоставимы: 21,8 и 21,1% (рис. 5).

Рисунок 5. Навязчивые движения у детей с различным прогнозом адаптации в динамике наблюдения.

Исследованиями отечественных и зарубежных авторов последних лет доказано, что изучение процесса адаптации учащихся к учебной деятельности является важным звеном в охране здоровья школьников [20-22]. Однако следует подчеркнуть разрозненность данных о прогнозировании адаптации и наличие множества существующих в настоящее время критериев, характеризующих особенности функционального состояния организма в процессе адаптации детей к школе. В то же время в литературе недостаточно данных об исследовании количественных параметров вегетативного статуса в комплексе адаптационных показателей у первоклассников. Вместе с тем известно, что показатели вариабельности сердечного ритма позволяют выявить различную степень напряжения регуляторных систем и характеризовать разную степень адаптации ко всей совокупности факторов, влияющих на организм.

По данным нашего исследования, среди первоклассников с неблагоприятным прогнозом адаптации выявлено преобладание симпатического отдела ВНС на регуляцию сердечного ритма, что подтверждалось различиями средних значений показателя моды в анализируемых группах - 0,60 мс у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации против 0,62 мс у детей из группы с благоприятным и 0,63 мс - со среднеблагоприятным прогнозом адаптации (р1-2=0,0431, р2-3=0,0431) и показателя LF/HF - 2,13 в группе с благоприятным прогнозом адаптации, 2,74 - со среднеблагоприятным прогнозом (р1-2=0,3452) и 4,67 - с неблагоприятным прогнозом (р1-3=0,2249, р2-3= 0,0431). Напряженное функционирование ВНС у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации подтверждалось более высокими значениями интегрального показателя - индекса напряжения: 636,2 усл. ед. у детей с неблагоприятным и 229,9 усл. ед. - со среднеблагоприятным прогнозом адаптации (р1-2=0,0277).

Диагностика патологических синдромов и состояний, обусловленных нарушением процессов адаптации детей к школе, должна базироваться на точном знании состоянии организма каждого индивидуума. Особое место в профилактике дезадаптационных нарушений состояния здоровья школьников должна занимать донозологическая диагностика, направленная на выявление начальных признаков патологии со стороны ведущих систем организма с учетом критериев нарушения адаптации и степени их участия. Возникновению функциональных и органических изменений предшествуют пограничные состояния, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма к изменяющимся условиям среды обитания. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии, не выявляемом обычными методами исследования [23, 24]. В связи с этим первостепенную важность приобретает поиск информативных критериев, позволяющих выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой дифференцированной коррекции.

Использование регрессионного анализа (метода логистической регрессии) позволило нам выявить признаки (факторы), ассоциированные с определенным видом прогноза адаптации и их сочетания и определить величину ОШ и значения ДК для каждого из этих факторов. Установлено, что наиболее значимыми критериями оценки риска неблагоприятного прогноза адаптации у младших школьников являются изменение показателя мощности в диапазоне медленных волн - LF (мощность спектра низкочастотного компонента ВСР, характеризующего средний абсолютный уровень активности вазомоторного центра) в период восстановления ортопробы (ДК=12, ОШ=292,54), осложненное течение родов (ДК=10, ОШ=105,86), дефицит внимания к ребенку в семье (ДК=7, ОШ=25,64), отсутствие мотивации к школьному обучению у ребенка (ДК=6, ОШ=13,24), вредные привычки у родителей (ДК=5, ОШ=11,52) депривация в семье (ДК=3, ОШ=4,13), гиперкинетический синдром (ДК=3, ОШ=4,04) и эмоциональная лабильность (ДК=3, ОШ=4,45).

Заключение

Таким образом, проведенные нами исследования во многом подтвердили имеющиеся к настоящему времени сведения об основных клинических проявлениях нарушения адаптации первоклассников к процессу обучения в школе, их взаимосвязи с комплексом анамнестических, клинико-функциональных и регуляторных показателей. Нами установлено, что у детей, обучающихся в 1-м классе, благоприятный прогноз адаптации чаще ассоциирован с благополучным социальным статусом семьи. Средне-благоприятный прогноз адаптации характеризуется наличием значительной частоты вредных привычек у родителей (44,1%), высокой плотностью депривации (10,3%) и дефицита внимания к ребенку в семье (9,9%). Неблагоприятный прогноз адаптации сопряжен с наличием неблагополучного социального статуса семьи: 65,4% родителей имели вредные привычки, 22,2% - депривацию в семье, у 15,4% наблюдаемых был выявлен дефицит внимания к ребенку. Проявления СДВГ у детей (расстройства моторики, реакции протеста, фобии, навязчивые движения) чаще встречались у детей с неблагоприятным прогнозом адаптации и реже - у детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом адаптации. Во 2-м полугодии частота данных нарушений у детей чаще оставалась без изменений, тогда как в группе детей с благоприятным и среднеблагоприятным прогнозом адаптации наблюдалась их положительная динамика. Нарушения эмоционального состояния наиболее выражены у детей в группе со среднеблагоприятным и неблагоприятным прогнозом адаптации.

У первоклассников с неблагоприятным прогнозом адаптации выявлено преобладание симпатического отдела ВНС на регуляцию сердечного ритма. Дети с благоприятным прогнозом адаптации характеризовались более высокими значениями показателей, свидетельствующих о преобладании парасимпатических влияний на деятельность системы кровообращения и менее значимыми влияниями симпатического отдела ВНС.

В перечень критериев риска нарушений адаптации первоклассников к обучению в школе входят: изменение показателя мощности в диапазоне медленных волн (LF) в период восстановления ортопробы, осложненное течение родов, дефицит внимания к ребенку в семье, отсутствие мотивации к школьному обучению у ребенка, вредные привычки у родителей, депривация в семье, гиперкинетический синдром и эмоциональная лабильность.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования, написание текста - Т.П., Л.Э.

Сбор и обработка материала - Т.П., Е.М., Е.П.

Статистическая обработка - Л.Э.

Редактирование - Т.П.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.