Алексеева Е.Г.

Фонд социального развития и охраны здоровья ФОКУС-МЕДИА, Москва;
Лаборатория "Психология здоровья" Московского государственного психолого-педагогического университета

Краснопольская И.И.

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ Высшей школы экономики

Скокова Ю.А.

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ Высшей школы экономики

Формирование здорового образа жизни и профилактика ВИЧ и СПИДа среди молодежи. Эффекты от участия в добровольческой программе dance4life

Авторы:

Алексеева Е.Г., Краснопольская И.И., Скокова Ю.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1834

Загрузок: 34


Как цитировать:

Алексеева Е.Г., Краснопольская И.И., Скокова Ю.А. Формирование здорового образа жизни и профилактика ВИЧ и СПИДа среди молодежи. Эффекты от участия в добровольческой программе dance4life. Профилактическая медицина. 2014;17(3):32‑39.
Alekseeva EG, Krasnopol'skaia II, Skokova IuA. The formation of healthy lifestyle and the prevention of HIV infection and AIDS among young people. Effects of participation in the voluntary dance4life program. Russian Journal of Preventive Medicine. 2014;17(3):32‑39. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Опыт ме­ди­цин­ских спе­ци­алис­тов нар­ко­ло­ги­чес­кой служ­бы по про­фи­лак­ти­ке пот­реб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ сре­ди под­рос­тков и мо­ло­де­жи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):62-68

Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи является важным по ряду причин.

В частности, в силу сокращающейся численности населения в целом и ухудшающихся показателей здоровья молодых россиян. По данным статистики, численность молодых людей в возрасте 15-29 лет, начиная с 2002 г., сокращается [1], а уровень заболеваемости подростков 15-17 лет, начиная с 1995 г., вырос практически в 2 раза [2]. Проблема «омоложения» социально значимых заболеваний продолжает вызывать высокую обеспокоенность среди чиновников, медицинских специалистов и всего общества. Согласно данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом «…в Российской Федерации ВИЧ-инфекция поражает преимущественно молодое население: за весь период наблюдения у 65,4% эта инфекция была диагностирована в возрасте до 30 лет» [3]. Кроме того, показатель абсолютного количества ВИЧ-инфицированных в России по состоянию на конец 2011 г., включая живущих с ВИЧ/СПИД и умерших по соответствующим причинам, свидетельствует о том, что в период 2006-2011 г. число россиян 15-30 лет, относящихся к этой статистической категории, выросло в 1,5 раза [3-6]. В то же время за последние 10 лет произошло сокращение числа впервые выявленных ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте 15-30 лет и выросло число впервые выявленных случаев среди россиян 30–50 лет [3, 7]. Такие данные говорят о недостаточном уровне профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции среди молодежи - все больше новых случаев заболевания выявляется на поздних стадиях ВИЧ-инфекции, т.е. эти люди, будучи зараженными ВИЧ в более молодом возрасте, продолжительное время являлись источником инфекции, диагноз им не был поставлен своевременно [8].

Такие показатели указывают на то, что государству и обществу стоит чаще обращать внимание на необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков и молодежи. Роль государства в здравоохранении подробно анализируется в ряде работ [9-11]. Значительно меньше в литературе опубликовано данных о деятельности некоммерческих организаций [12], и в данной статье представлен анализ деятельности именно такой организации, реализующей добровольческий проект, целью которого является решение обозначенных выше проблем - формирование ЗОЖ и профилактика ВИЧ/СПИД среди молодежи.

В статье представлены результаты социологического исследования проекта «Танцуй ради жизни» (dance4life), реализуемой некоммерческой организацией среди молодежи с целью профилактики и предотвращения распространения ВИЧ/СПИД, и отражены ответы на следующие вопросы: общее восприятие реализации программы «Танцуй ради жизни», основные эффекты от участия в проекте для молодых людей с точки зрения повышения информированности, развития навыков сохранения и укрепления здоровья и формирования толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИД.

О проекте «Танцуй ради жизни» (dance4life)

Проект «Танцуй ради жизни» (dance4life) является международной некоммерческой инициативой, направленной на профилактику распространения ВИЧ/СПИД, на пропаганду ЗОЖ среди молодежи различными средствами информирования. В России проект реализуется с 2005 г. Международным координатором проекта является не­коммерческая организация «Фонд dance4life» (dance4life Foundation, Голландия). Одной из целей проекта является создание к 2014 г. общественного движения молодежи, состоящего из одного миллиона «людей перемен» - молодых людей, ориентированных и готовых к добровольческой и социальной активности для решения задач по профилактике ВИЧ/СПИД и пропаганде ЗОЖ среди сверстников. Движение ставит цель информировать и просвещать молодых людей, школьников и более широких групп заинтересованных лиц - родителей учеников, представителей школ, органов власти - по вопросам ВИЧ/СПИД и ЗОЖ в целом.

Первичная целевая группа проекта - молодежь в возрасте 13-19 лет - группа населения, в силу ограниченного жизненного опыта и знаний уязвимая к негативному влиянию окружающей среды и рискованному поведению. Как свидетельствуют приведенные выше данные официальной статистики, проблема ВИЧ/СПИД довольна «молода» в плане возраста носителей инфекции. У данной возрастной группы происходит формирование поведенческих и идеологических установок относительно собственного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, поэтому исключительно важно подготовить для них адекватную информационную базу, которая может служить основой для ведения ЗОЖ и в определенной мере может предотвратить попадание молодых людей в группы риска по показателям здоровья.

Проект dance4life также ставит цель создать информационную базу, доступную для молодых людей, т.е. донести информацию в удобной для восприятия и усвоения форме. В силу значимых возрастных различий первичной целевой группы, информация на обучающем этапе предоставлялась в адаптированном виде, поэтому заметных затруднений с адекватностью восприятия зафиксировано не было.

Вторичная целевая группа включает тренеров и консультантов, участвующих в проекте (возраст 19-23 года), учителей, родителей детей, вовлеченных в программу, администрацию учебных заведений, местные органы власти, средства массовой информации и другие заинтересованные стороны.

Цель работы с данными группами - создание благоприятной среды для реализации проекта среди молодых людей, формирование положительного общественного мнения, пробуждение общественного внимания к вопросам ВИЧ/СПИД и ведению ЗОЖ в регионах проведения программы.

Проект dance4life состоит из четырех этапов, следующих друг за другом и направленных на рост осведомленности молодых людей в вопросах ВИЧ/СПИД и ЗОЖ, на сокращение воспроизводства социально опасного поведения для профилактики этого заболевания.

На I этапе, называемом «Тур, объединяющий сердца», молодых людей знакомят с проектом и стимулируют на получение дополнительной информации по вопросам сохранения здоровья. Заинтересовавшиеся объединяются в группу участников следующего этапа проекта - обучающей программы «Жизненные навыки», - в рамках которой проходит 8-часовое изучение тем взросления и взаимоотношения полов, репродуктивного и сексуального поведения, любви, верности, воздержания, семейных ценностей, строения репродуктивной системы, планирования беременности, контрацепции и инфекций, передающихся половым путем, а также ответственности за свои решения в данной сфере. Во время обучения особо акцентируют внимание на вопросах морали и нравственности, важности и значимости семьи, семейных ценностей, ответственного поведения и т.д. На II этапе молодые люди также в интерактивной форме получают информацию об инструментах, формах и методах проведения профилактических добровольческих мероприятий с целью привлечения внимания и распространения информации о проблеме. В рамках III этапа проекта «Действуй ради жизни» молодые люди под руководством менеджеров проводят различные добровольческие мероприятия, вносящие вклад в общее дело сохранения здоровья молодежи и таким образом получают практические навыки самостоятельной работы. Это может быть проведение информационных акций, конкурсов, дебатов, сбор средств и многое другое. В ходе III этапа проекта молодые люди, во-первых, через действие - планирование и организацию добровольческих мероприятий - усваивают полученную ранее информацию о профилактике ВИЧ/СПИД и ведению ЗОЖ; во-вторых, развивают собственные социальные навыки коммуникации и, наконец, в-третьих, в целом вовлекаются в культуру добровольчества. На IV этапе проекта - «Финальном мероприятии» - те участники, которые прошли все предыдущие этапы, торжественно получают статус «человека перемен». В дальнейшем «люди перемен» по желанию могут продолжать активно участвовать в программе dance4life в качестве волонтеров [13].

Участниками проекта, проходившими обучение и тренинги, были молодые люди из разных социальных групп: школьники общеобразовательных школ; дети, отдыхающие в летних лагерях или находящиеся в интернатных учреждениях; ребята с ограниченными возможностями здоровья; подростки из многодетных и малообеспеченных семей; воспитанники исправительных учреждений. Проект проводился в указанных учебных заведениях по согласованию с их администрацией. Молодые люди участвовали в программе с письменного согласия родителей, обучение проводилось в соответствии с возрастом участников (по классам) - например, для студентов первых курсов высших учебных заведений программа была модифицирована, чтобы соответствовать их возрасту.

Общее количество молодых людей, принявших участие в проекте за период 2009-2011 гг., составило 98 тыс. человек из 969 учебных заведений 37 регионов Российской Федерации. Возраст участников - от 13 до 19 лет, но большая часть участников находилась в возрасте 15-17 лет (учащиеся старших классов). В этапе «Жизненные навыки» приняли участие 24 тыс. молодых людей, 18 тыс. стали «людьми перемен». Более 1000 человек, прошедших программу полностью и получив дополнительное обучение методу «равный - равному», стали волонтерами проекта. В настоящее время они проводят обучение и оказывают информационную и организационную поддержку новым участникам проекта.

Материал и методы

В октябре 2010 г. центральным офисом dance4life в Амстердаме было принято решение оценить результаты проекта. Для проведения исследования были выбраны две страны - Россия и Уганда [14]. Центральное место в исследовательском процессе заняли исследователи в каждой из выбранных стран. В России исследование по оценке социального воздействия проекта было проведено Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 г. Сбор эмпирической информации проводили независимые исследовательские агентства при организационном содействии Фонда «Фокус–Медиа». Директор Фонда Е.Г. Алексеева принимала участие в разработке анкеты для опроса и руководств для проведения качественных исследований. Полевые исследования были проведены в 4 городах России: Ижевске, Томске, Челябинске, Твери.

Были использованы как качественные методы (глубинные экспертные интервью, фокус-группы), так и количественные (индивидуальное интервью с помощью структурированной анкеты). В качественном исследовании приняли участие представители различных целевых групп: участники проекта в возрасте 13-19 лет (20 интервью, 6 фокус-групп), учителя образовательных учреждений, где был реализован проект (8 интервью), члены волонтерской команды, принимающие участие в реализации проекта (8), менеджеры проекта в различных регионах (5).

Целевой группой количественного исследования являлись юноши и девушки, прошедшие все три этапа проекта и проживающие в 4 городах, где проводилось исследование. Выборка охватила 105 респондентов, среди которых 48% принадлежали возрастной группе 13-16 лет, 44% - 17-19 лет, 8% - 20-23 года. Молодые люди старше заявленных в программе возрастных границ были опрошены как уже закончившие программу, прошедшие все этапы и до сих пор вовлеченные в добровольческую деятельность. Изменения в знаниях, отношении и поведении участников проекта оценивали координаторы проекта на качественном уровне в баллах по специальной анкете, заполняемой участниками перед и после участия в нем. Анкеты собирали в течение всего периода работы программы. Сбор осуществляли менеджеры проекта на местах, в каждом отдельном городе и образовательном учреждении.

Далее обратимся к освещению и анализу основных результатов в контексте восприятия проекта и эффектов участия для молодых людей.

Результаты

Общее восприятие проекта. Молодые люди (участники программы) декларируют положительное отношение к ней. Участие в I и II этапах проекта вызывает среди молодых людей в основном заинтересованность, любопытство и удивление. Во многом это связано с тем, что зачастую до участия в проекте ни учителя, ни родители не разговаривали с молодыми людьми на тему инфекций, передающихся половым путем, о контрацепции и репродуктивном здоровье. По оценкам участников, данные темы были ранее им не известны или уровень знаний был довольно низким - они были фрагментарными и отсутствовала общая логическая картина.

Восприятие участниками проекта III этапа «Действуй ради жизни» в целом характеризуется высоким энтузиазмом по поводу возможности реализовать собственные идеи, попробовать себя в роли организатора. Именно здесь в ходе планирования и проведения добровольческого мероприятия молодые люди могут на практике применить все полученные на двух предыдущих этапах знания по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД и ведения ЗОЖ, развить социальные навыки, усвоить нормы культуры добровольчества и благотворительности.

Из отзывов участников программы: «Мои лично ощущения от тура, они еще присутствуют во мне. Это очень задевает за душу, ты чувствуешь, что что-то не так, что нужно что-то делать, нужно как-то помогать. Что можно что-то исправить, что эту статистику ужасающую можно как-то исправить. И тут тебе показывается, как же эту статистику можно исправить …» (фокус-группа, девушка, 17 лет, Ижевск).

Кроме того, молодые люди, принимающие участие в проекте, заявляют об активном распространении информации о нем среди своего социального окружения - друзей, в том числе из других школ, родителей, учителей.

В ряде случаев информация о проекте распространялась и незнакомым людям, например в ходе специального добровольческого мероприятия. Об этом свидетельствуют как качественные, так и количественные данные. Юноши и девушки стремятся поделиться своими переживаниями, оповестить друзей о том, что они являются участниками проекта - так ответили 93% опрошенных. Приведенные данные свидетельствуют о социальной актуальности, уместности и привлекательности программы в молодежной среде. Быть участником проекта не является чем-то порицаемым или постыдным, а наоборот, приветствуется среди сверстников. По свидетельствам молодых людей, среди представителей второй целевой группы - учителей и родителей - пока не сформировано устойчивого отношения к проекту. С одной стороны, присутствует убеждение, что ученикам важно знать об инфекциях, передающихся половым путем, чтобы защитить себя и своих близких. С другой стороны, часть учителей считают, что такого рода информация негативно влияет на нравственное воспитание молодых людей, дает им знания избыточные и неактуальные для их повседневной жизни. По мнению части учителей, такая информированность не обезопасит их в будущем, а наоборот, будет стимулом - молодые люди из любопытства могут начать употреблять наркотики, курить, раньше начнут вести половую жизнь. Возникновение подобных социальных барьеров во многом является следствием существующих в обществе ограничений, социальных стигм и табу по отношению к ряду тем, в том числе по проблемам ВИЧ/СПИД и полового воспитания [15].

Из отзывов о проекте: «Существуют разные мнения, в том числе и негативные, что проект развращает молодежь, донося до них такую некрасивую и неприличную информацию. С ними говорят о сексе, такое слово вообще в школе произносить нельзя. Но замалчивание, оно же к чему-то приводит всегда. Специалисты нам рассказали, например, я не знала об этой ужасной статистике в городе, в области и вообще в России. Наверное, в какой-то степени вот это замалчивание и привело к тому, что люди не знают элементарных вещей, как себя защитить. Вот по­этому я думаю, что уже хватит об этом молчать, об этом просто нужно говорить, но говорить правильно...» (учитель истории, классный руководитель, женщина, 37 лет, Челябинск).

Таким образом, общее восприятие программы двумя основными группами ее участников (молодые люди, учителя и родители) в целом умеренно положительное. В основном заявленное негативное отношение к проекту среди учителей и родителей вызывала тема, им поднимаемая, а не он сам. В определенной мере можно объяснить подобную негативную оценку первичной реакцией на сенситивную тему. Как обозначено выше, уровень знания о ВИЧ/СПИД среди населения невысокий, что также не способствует положительным оценкам программы со стороны родителей и учителей.

Эффекты от участия в проекте

Информированность. Опрошенные региональные менеджеры программы оценивали уровень знаний молодых людей о ВИЧ и СПИДе до и после участия в проекте. Информированность молодых людей о ВИЧ/СПИД перед началом проекта оценивали как достаточно низкую. Имеющаяся у молодых людей информация зачастую была неконкретной и общего характера. Например, молодые люди могли знать, что можно заразиться через кровь, но не знать наверняка, можно ли целоваться с инфицированным человеком, здороваться с ним за руку и можно ли заразиться ВИЧ от укуса комара. Такие данные подтверждают факт наличия в обществе большого количества мифов и стереотипов вокруг темы ВИЧ/СПИД [16].

Социальные стереотипы, как показывают результаты настоящего исследования, широко распространены среди молодых людей. Практически каждый опрошенный декларировал уверенность в том, что проблема ВИЧ/СПИД никак не может затронуть его самого или кого-то из его окружения. Проблема во многом представлялась как некое обособленное социальное явление, которое касается преимущественно маргинальных групп - наркозависимых, бездомных, мужчин, практикующих секс с мужчинами.

Из отзывов о проекте: «Я вообще считаю, что все-таки мне стало легче жить. Потому что раньше я думал, что еду в автобусе и меня заразят ВИЧ-инфекцией. Я очень боялся в детстве комаров, думал, что могу заразиться ВИЧ.

А теперь мне стало жить легче, можно спокойно есть и целоваться…» (фокус-группа, юноша, 18 лет, Ижевск).

Среди тех, кто до участия в проекте знал о проблеме ВИЧ/СПИД, большинство получили информацию на школьных уроках основ безопасности жизнедеятельности, биологии или через интернет. Таким образом, общие знания на эту тему входят в обязательную школьную программу. Однако, по мнению опрошенных участников проекта, информация, которая предоставляется им формально в виде уроков, не заинтересовывает их и плохо усваивается.

Ни один участник проекта не говорил о том, что информацию о ВИЧ/СПИД, путях передачи вируса он получил от своих родителей. Тем не менее участники проекта стремятся к возможности откровенного диалога с родителями, в том числе и по вопросу о репродуктивном здоровье в целом, даже несмотря на то что многие опрошенные отмечают невысокую степень доверительности в отношениях с родителями и невозможность обсуждения с ними подобных сенситивных тем. Таким образом, программа dance4life как источник получения информации о репродуктивном и сексуальном поведении, о вопросах ВИЧ/СПИД может быть одной из возможных альтернатив семье.

Уровень знаний молодых людей о ВИЧ и СПИДе до участия в проекте региональные менеджеры оценили на 4 балла из 10 возможных, после участия - 8 из 10. В этом случае мнение самих участников программы, преподавателей и региональных менеджеров совпадает - все они отмечают повышение уровня знаний о ВИЧ/СПИД, путях его передачи, а также о репродуктивном здоровье. Сами молодые люди также отмечают, что многому научились благодаря участию в проекте (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что Вы узнали, чему научились благодаря участию в проекте dance4life?», (%).

Особо стоит отметить тот факт, что после участия в проекте снизилось доверие существующим стереотипам относительно ВИЧ-инфекции. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования молодых людей. Поскольку методология данного исследования подразумевала единовременные замеры, а пролонгация исследования была невозможна в силу ряда ограничений, то изменение установок участников носит оценочный характер. Необходимы дополнительные замеры, чтобы оценить масштабы изменения установок относительно стереотипов среди молодых людей.

Навыки и поведение. Большинство опрошенных молодых людей утверждают, что благодаря своему участию в проекте, а именно в III этапе «Действуй ради жизни», им удалось развить коммуникационные и организационные навыки. Они научились выстраивать взаимодействие с людьми разных возрастов, отметили в себе рост ответственности за свои действия и свой выбор (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Чем новым Вы начали заниматься (что нового обрели) с тех пор, как принимаете участие в проекте dance4life?» (%)
Важно, что учителя указали на ту же тенденцию. По их мнению, участники проекта развиваются по всем направлениям, в том числе и в учебе они становятся более успешными. Во многом это стало возможным благодаря участию молодых людей в организации и проведении добровольческих мероприятий, которые реализовывались их собственными силами под руководством менеджеров проекта. Молодые люди самостоятельно работали на каждой стадии реализации добровольческого или благотворительного мероприятия (разработка, презентация и защита проекта, переговоры с представителями школьной и городской администрации, с родителями, осуществление информационного сопровождения проекта, обеспечение местом проведения и технической поддержкой и так далее).

Результаты данного исследования показывают, что участие в III этапе проекта позволяет молодым людям обрести навыки, обучение которым отсутствует или в меньшей степени представлено в стандартной школьной программе. Получение соответствующего опыта можно оценивать как еще один положительный эффект проекта. Необходимо отметить, что самостоятельную работу по организации и презентации добровольческого или благотворительного мероприятия можно назвать уникальным опытом для молодых людей, особенно если речь идет об учащихся интернатных учреждениях или подростках, находящихся в трудной жизненной ситуации. Возможность самостоятельной инициативы, ощущение поддержки и осознание социальной значимости и востребованности вносит положительный вклад в социализацию и жизненный опыт.

Из отзывов о проекте: «Они готовы работать дальше с этой темой, они более ответственно говорят о каких-то вещах, с большим пониманием относятся к каким-то проблемам. То есть по их поведению, высказываниям можно сказать, что дети осознают, что перемены случились и перемены эти к лучшему…» (учитель географии, женщина, 39 лет, Ижевск).

Наряду с информацией о репродуктивном и сексуальном здоровье в проекте значительное внимание было уделено вопросам курения и употребления алкоголя. Как показали результаты исследования, участники проекта высоко оценивают полезность полученной информации: несмотря на то что ее новизна меньше, чем у информации по вопросам ВИЧ/СПИД, однако опрошенные проявляют повышенный интерес к данной теме. Часть школьников утверждает, что они стали чаще задумываться о своем здоровье в долгосрочной перспективе, думать о последствиях употребления алкоголя или курения, которые могут проявиться в зрелом возрасте.

Из отзывов о проекте: «Я знаю одного человека, который бросил курить после этих жизненных навыков. Второй перестал пить, перестал покупать пиво. То есть каждый раз на выходных он обязательно выпивал литр-полтора пива. Сейчас он может раз в полгода, если выпьет. Говорит: нет, не хочу…» («человек перемен», юноша, 16 лет, Челябинск)

Стигма и табу. Перечисленные выше эффекты от участия в программе включают изменение отношения к проблеме ВИЧ/СПИД среди участников. По мнению самих молодых людей, до участия в проекте они были менее толерантными и иногда говорили о своем предвзятом отношении к людям, живущим с ВИЧ/СПИД, к другим группам (например, к национальным и сексуальным меньшинствам). До участия в проекте молодые люди в большей степени разделяли позицию о социальной опасности болезни - в их высказываниях читалась обеспокоенность за свое собственное здоровье и безопасность в случае контакта с ВИЧ-инфицированными.

Из отзывов о проекте: «Раньше я думал, что их нужно сослать на один остров, чтобы там жили только они.

А проект изменил мое мнение. Теперь я знаю, что с ними можно жить, здороваться, обниматься, целоваться и все будет нормально…» (смешанная фокус-группа, юноша, 19 лет, Тверь).

Среди участников проекта, закончивших первые два этапа, отношение к проблеме ВИЧ/СПИД и к людям, живущим с этой инфекцией, оценивается как достаточно толерантное. После прохождения обучающих стадий подавляющее большинство опрошенных молодых людей не соглашаются с утверждениями о необходимости изоляции ВИЧ-положительных людей: так, 99% опрошенных молодых людей не разделяют точку зрения о том, что ВИЧ-положительные лица не должны учиться в школах или получать определенные услуги. Участники проекта также не разделяют точку зрения, что ВИЧ-инфицированный человек «получает то, что заслуживает», и не считают ВИЧ/СПИД результатом предшествующего заболеванию образа жизни, социального положения и других обстоятельств (95%).

Обсуждение

Логика и содержание проекта dance4life по-разному воспринимается представителями двух основных целевых групп проекта. В одну группу вошли участники, являющиеся в основном школьниками, во вторую - их родители и учителя школ, в которых проект реализуется. Однако в целом можно говорить о положительном к нему отношении со стороны школьников и неоднозначной позиции работников образовательных учреждений и родителей, что, скорее всего, связано с общей табуированностью ключевых тем проекта в обществе. Все опрошенные молодые люди заявляют о наличии тех или иных эффектов, полученных в ходе участия в программе. Во-первых, приобретение дополнительных знаний по проблеме ВИЧ/СПИД, о репродуктивном здоровье и навыках ведения ЗОЖ. Это особенно важно в свете широкой распространенности стереотипных представлений о ВИЧ/СПИД среди населения, а также отсутствия доступных и адекватных информационных каналов по данной проблематике. Во-вторых, участники декларируют наличие дополнительных социальных и личностных эффектов, затрагивающих установки и поведение участников. Например, практически все опрошенные молодые люди (96%) уверены, что в будущем не будут предвзято относиться к людям, живущим с ВИЧ/СПИД. В-третьих, большинство школьников демонстрируют большую компетентность в обсуждении сенситивной проблематики ВИЧ, сексуального поведения (87%), а также показывают наличие развитых навыков открытого обсуждения соответствующих тем (89%). В-четвертых, проект оказал положительное влияние и на практические навыки участников - так, больше половины опрошенных респондентов (68%) заявили о том, что получили опыт организации и проведения различных добровольческих мероприятий. Подобные навыки полезны молодым людям для личностного развития, обучения и для начала трудовой деятельности.

Результаты исследования дают основания предположить наличие положительных эффектов как в виде развития общих социальных навыков (организационных и коммуникационных), так и формирования практических навыков ведения ЗОЖ (отказ от употребления алкоголя и курения). Ниже рассмотрены положительные эффекты подробнее.

Общим результатом проекта в контексте развития социальных навыков является повышение уровня инициативности, формирование лидерских качеств и готовности к самоорганизации у школьников. Молодые люди, которым удалось в процессе участия в проекте успешно реализовать то или иное собственное добровольческое мероприятие, испытывают значительное повышение уверенности в своих силах, а также выражают готовность к решению различных задач в будущем. Вместе с тем масштаб подобных изменений сравнительно невелик. Только 20% участников проходят все этапы проекта полностью, а большинство молодых людей участвуют только в первых двух этапах. Организовывать или участвовать в организации добровольческой инициативы по проблематике проекта готовы только некоторые подростки. В целом молодые люди окружены достаточно дружественной атмосферой, которая комфортна для них и может выступать своеобразным стимулом к развитию потенциала участников. При анализе полученных данных стоит учитывать, что благодаря своему участию в проекте молодые люди становятся хорошо информированными о проблеме ВИЧ/СПИД и важности формирования толерантного отношения к людям, живущим с этим заболеванием, - это определяет более высокий порог терпимости и открытости к соответствующим темам среди опрошенных респондентов. Необходимо учитывать и искажения по причине социальной желательности ответов. Однако, несмотря на обозначенные ограничения, доля толерантно настроенных молодых людей все же остается высокой.

Удалось также зафиксировать положительные изменения в нескольких группах, непосредственно связанных с реализацией проекта. Так, например, опрошенными участниками проекта было отмечено, что их родители меняли свое отношение к нему с негативного на положительное, видя те изменения, которые происходят с детьми. Такие изменения зачастую сопровождались пересмотром взглядов в целом по отношению ко многим проблемам, в том числе к важности информирования молодых людей на тему репродуктивного здоровья. Помимо этого, положительный опыт запусков проекта способствует распространению его понимания среди широкого круга представителей городских и школьных администраций.

Выводы

В ходе исследования получены результаты, позволяющие предположить наличие значимых положительных эффектов для молодых людей от участия в проекте.

Во-первых, среди участников выявлен запрос на получение информации о репродуктивном здоровье и стремление к возможности откровенного диалога со значимыми взрослыми (родители, учителя) на эту тему. Зафиксирован рост общего уровня информированности о широком спектре тем - репродуктивное здоровье, способы контрацепции, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция. Полученные знания для значительной части участников оказались новыми, а если и были известны им ранее, то не вызывали практической заинтересованности в применении для сохранения и укрепления собственного здоровья. Последнее, а именно уверенность в применимости и актуальности обозначенной информации для сохранения и укрепления собственного здоровья, является важным результатом проекта.

Во-вторых, более ответственный подход к собственному сексуальному и репродуктивному здоровью. В результате исследования удалось зафиксировать изменение модели поведения участников проекта, часть из которых утверждают, что пересмотрели свои взгляды на употребление алкоголя, курение и начало (ведение) половой жизни.

В-третьих, участие в проекте способствовало развитию таких социальных навыков, как умение выстраивать коммуникацию с людьми разных возрастов и статусов, чувство ответственности за свои слова и действия. Участниками проекта также было заявлено повышение уровня инициативности по организации и участию в различных добровольческих мероприятиях. Подобные приобретенные навыки оказывают значимое положительное влияние на формирование среди молодых людей, вовлеченных в проект, культуры социального участия и добровольчества.

В-четвертых, изменилось восприятие инфекций, передающихся половым путем: если до участия в программе такие заболевания во многом воспринимались как социально отдаленные и не нуждающиеся в профилактике, то после - как те, которые могут коснуться каждого, даже если человек не ведет маргинальный образ жизни.

В связи с этим, пятым значимым эффектом от участия в проекте является развитие чувства толерантности не только к проблеме ВИЧ/СПИД, но и к людям, живущим с соответствующей инфекцией. В целом молодые люди, принявшие участие в программе, достаточно адекватно воспринимают наличие в обществе определенных социальных проблем, могут открыто их обсуждать, понимая при этом важность их решения и возможность собственного участия.

Социальные технологии, используемые в ходе реализации проекта, выгодно отличаются от традиционного способа информирования молодежи. Участие в программе является для молодых людей социально одобряемым со стороны большинства их сверстников и ближайшего окружения. Предоставляемая информация вызывает интерес и оценивается участниками как актуальная и полезная - молодые люди стремятся поделиться ею со своими друзьями. Особой спецификой проекта является его крат­косрочность, позволяющая легко тиражировать опыт информирования и обучения большого числа молодых людей, что не требует серьезных финансовых вложений. Действуя методом «снежного кома», проект вовлекает все большее число участников - с 2005 по 2011 г. было задействовано около 98 тыс. человек в возрасте от 13 до 23 лет из 969 учебных заведений 37 регионов страны. Выбранная модель имеет, очевидно, ряд недостатков, среди которых наиболее значимым является трудность формирования устойчивых знаний и навыков ведения ЗОЖ. Исследование также выявило трудность обеспечения мотивации участников для прохождения всех четырех этапов проекта. Тем не менее в условиях отсутствия подобной информации в образовательных учреждениях, при наличии у подростков барьеров обсуждения данных тем с родителями, при отсутствии системного подхода к профилактике ВИЧ/СПИД среди различных групп населения, краткосрочное информирование и обучение большого числа молодежи является крайне ценным и, до определенной степени, эффективным. Очевидно, что для более глубокого освоения знаний и формирования устойчивых навыков в данной сфере необходимы долгосрочные программы, реализуемые различными институтами - семьей, школой, гражданским обществом, государством. Сочетание разработанной государством системной стратегии действий по повышению информированности о способах заботы о репродуктивном здоровье и ее реализации школой, семьей и гражданским обществом является наиболее эффективным с точки зрения улучшения состояния здоровья как молодых россиян, так и в дальнейшем всего населения.

В целом участие молодежи в добровольческой деятельности, направленной на формирование ЗОЖ и профилактику ВИЧ/СПИД, представляет собой не только реальный механизм решения существующих социальных проблем, но и является фактором для дальнейшей интенсификации развития культуры добровольчества и благотворительности в стране в целом.

Благодарности: авторы выражают благодарность Королевскому тропическому институту Нидерландов, лично Анке ван дер Кваак и Карен Хуфт за помощь в планировании исследования, а также директору программы dance4life («Танцуй ради жизни») в России Т.В. Евлампиевой за консультации и предоставление статистической информации о российском этапе программы. Мы также выражаем благодарность программе Матра Посольства Королевства Нидерландов за финансовую поддержку исследования.

Информация о конфликте интересов: в ходе проведения исследования и написания статьи конфликта интересов между авторами и другими заинтересованными лицами не возникло.

Участие авторов:

Планирование и организация исследования, анализ полученных данных, написание текста статьи - Е.А.

Планирование исследования, анализ полученных данных, написание текста статьи - И.К.

Анализ полученных данных, написание текста статьи - Ю.С.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.