Плосконос М.В.

ГбОУ ВПО "Астраханская государственная медицинская академия"

Терентьев А.А.

ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, Москва

Зульбалаева Д.Ф.

ГБУЗ Астраханской области «Центр охраны здоровья семьи и репродукции», Астрахань, Россия, 414010

Бондаренко С.К.

ГБУЗ Астраханской области «Центр охраны здоровья семьи и репродукции», Астрахань, Россия, 414010

Оценка способности сперматозоидов человека к апоптозу после криоконсервации спермы

Авторы:

Плосконос М.В., Терентьев А.А., Зульбалаева Д.Ф., Бондаренко С.К.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2017;23(3): 90‑94

Просмотров: 1888

Загрузок: 36


Как цитировать:

Плосконос М.В., Терентьев А.А., Зульбалаева Д.Ф., Бондаренко С.К. Оценка способности сперматозоидов человека к апоптозу после криоконсервации спермы. Проблемы репродукции. 2017;23(3):90‑94.
Ploskonos MV, Terent'ev AA, Zulbalaeva DF, Bondarenko SK. The assessment of the ability of human spermatozoa to apoptosis after cryopreservation of sperm. Russian Journal of Human Reproduction. 2017;23(3):90‑94. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro201723390-94

Рекомендуем статьи по данной теме:
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы раз­ви­тия ат­ро­фии зри­тель­но­го нер­ва при ток­си­чес­ком по­ра­же­нии ме­та­но­лом. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2):91-96
Ла­бо­ра­тор­ные ис­сле­до­ва­ния в су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­ти­зах по прес­туп­ле­ни­ям про­тив по­ло­вой неп­ри­кос­но­вен­нос­ти и по­ло­вой сво­бо­ды лич­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):10-13
Прог­но­зи­ро­ва­ние рис­ка сни­же­ния ова­ри­аль­но­го ре­зер­ва пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­ток с глу­бо­ким ин­фильтра­тив­ным эн­до­мет­ри­озом с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):92-102
Оцен­ка гис­то­ло­ги­чес­ких из­ме­не­ний лег­ких и экспрес­сии Bax и Bcl-2 в брон­хи­аль­ном эпи­те­лии, аль­ве­оло­ци­тах 1-го ти­па и ней­тро­фи­лах крыс при от­рав­ле­нии бак­ло­фе­ном. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):36-41
Мор­фо­ге­нез и мо­ле­ку­ляр­ная ре­гу­ля­ция по­ли­поз­но­го ри­но­си­ну­си­та. Ар­хив па­то­ло­гии. 2025;(1):68-76

Криоконсервация донорской спермы часто используется с целью ее хранения для дальнейшего использования при проведении искусственного оплодотворения в процедурах вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Достижения последних лет в лечении онкологических заболеваний приводят к тому, что пациенты успешно завершают лечение, но современные и эффективные схемы противоопухолевой терапии, к сожалению, обладают выраженной гонадотоксичностью. Высокодозная химиотерапия и лучевая терапия практически в 100% случаев приводят к бесплодию. Поэтому для сохранения фертильности сперматозоидов перед проведением химио- и лучевой терапии, а также других видов лечения, связанных с влиянием на сперматогенез, используют криоконсервацию [1].

Криоконсервация является методом заморозки биологического материала при помощи жидкого азота (при температуре –196 °C), который обеспечивает сохранение и жизнеспособность гамет после этапа разморозки [2, 3]. Такая низкая температура способствует приостановлению в половых клетках всех биохимических процессов, что позволяет хранить их длительное время, используя при этом специальную обработку замораживаемого материала криопротекторами — веществами, которые защищают клеточную мембрану и предотвращают чрезмерное охлаждение клеток, их повреждение при снижении температуры и обезвоживание, а также увеличивают вязкость среды, снижая образование кристаллов.

Однако в течение процедуры замораживания и размораживания мужские гаметы подвергаются сильнейшему стрессу, в результате чего может происходить изменение морфологии, уменьшение подвижности и жизнеспособности гамет и снижение способности к оплодотворению [4—6].

Важной и актуальной проблемой в современной репродуктивной медицине, связанной с необходимостью длительного хранения полноценной спермы для применения ее в процедурах ВРТ, таких как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) или интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида (ИКСИ), является восстановление и определение жизнеспособности и функциональных характеристик сперматозоидов после размораживания спермы [7—9].

Стресс, вызванный криоконсервацией, может привести к нарушению свойств мембраны сперматозоида, состояние которой очень важно для выживания сперматозоида после криоконсервации. Выражением таких биохимических изменений в мембране могут стать, в частности, изменения в динамике липидов [10, 11].

Одним из необходимых условий жизнедеятельности всех клеток, в том числе и половых, является поддержание асимметрии липидов клеточной мембраны: присутствие фосфатидилхолина и сфингомиелина в наружном слое мембраны, а фосфатидилсерина (ФС) — исключительно во внутреннем слое [11].

Одним из самых ранних биохимических изменений, происходящих в мембране клетки, подвергшейся гибели путем апоптоза, являются нарушение асимметрии липидов мембраны и экспрессия ФС на ее внешнюю сторону, детектировать которую возможно при помощи конъюгированного с флюорохромом белка аннексина-V (AnV-FITC), специфически связывающегося с ФС («аннексиновый» метод) [12, 13].

Изменения в клеточной мембране в ходе апоптоза также включают повышение ее проницаемости для небольших молекул, например катионного красителя йодида пропидия (PI). Однако в динамике развития апоптоза потеря мембранной асимметрии соответствует начальным этапам апоптоза (ранний апоптоз) и предшествует потере проницаемости мембраны для PI. На этой стадии апоптотические клетки связывают AnV, но, как и живые клетки, непроницаемы для PI и расцениваются как (AnV+/PI–) — сперматозоиды [14].

Поздняя фаза апоптоза сопровождается не только нарушением мембранной асимметрии, но и резким возрастанием проницаемости мембраны для PI. Клетки, находящиеся в позднем апоптозе, и частично некротические клетки связывают AnV и проницаемы для PI и расцениваются как (AnV+/PI+)-сперматозоиды. Некротические клетки не связывают AnV, но проницаемы для PI, их расценивают как (AnV–/PI+)-сперматозоиды. Живые клетки не связывают AnV и непроницаемы для PI — это (AnV–/PI–)-сперматозоиды [11, 12].

Данные литературы [1, 15, 16] о способности сперматозоидов человека к запуску процесса апоптоза после процедур замораживания/оттаивания и о влиянии криоконсервации на экспрессию ФС, как раннего маркера апоптоза, очень неоднозначны, что диктует необходимость расширения работы в этом направлении [1, 15, 16]. Отечественных работ, посвященных изучению данного вопроса, в доступной литературе не встречалось.

Цель настоящего исследования — оценка способности сперматозоидов человека к апоптозу в ответ на криоконсервацию.

Материал и методы

В исследовании использовали эякуляты 38 здоровых фертильных мужчин в возрасте от 22 до 40 лет, давших информативное согласие на проведение исследований. Сбор эякулятов проводился после 72 ч сексуального воздержания и осуществлялся в ГБУ здравоохранения Астраханской области «Центр охраны здоровья семьи и репродукции».

Образцы эякулятов после полного разжижения делили на две части: одна часть являлась контролем (до замораживания), а вторая часть эякулята подвергалась замораживанию и оттаиванию (опыт). До замораживания и сразу после оттаивания образцы эякулятов исследовались на морфофункциональные критерии качества, а также на наличие маркера апоптоза у сперматозоидов — экспрессию ФС [17].

Измерение морфофункциональных показателей спермограммы — концентрации, подвижности, жизнеспособности и морфологии сперматозоидов проводили в соответствии с рекомендациями и нормативами ВОЗ 5-го издания от 2010 г. [18]. Жизнеспособность клеток составила около 80% [19].

Для выявления перемещения ФС на внешнюю сторону мембраны сперматозоидов применяли «аннексиновый» метод, окрашивая AnV-FITC и PI (BD, Biosciences Pharmingen, США) предварительно отмытые клетки, согласно инструкции изготовителя. Мазки исследовали на флюоресцентном микроскопе МИКРОМЕД 3 ЛЮМ (Санкт-Петербург) под иммерсионным объективом ×100 [20, 21].

Замораживание/размораживание проводили по стандартной схеме. Образцы эякулятов хранились в жидком азоте при температуре –196 °C в течение 48—72 ч. В качестве криоконсервантов применяли стерильную среду для замораживания (Sperm Freeze, FertiPro NV, Бельгия), которую используют в практике ВРТ [1, 4, 22].

Статистическую обработку полученных данных выполняли с использованием программы EXСEL-2007. Данные представлены в виде М±m. Статистическую значимость различий сравниваемых величин оценивали с помощью t-критерия Стьюдента при значении р<0,05. Для оценки взаимосвязи исследуемых показателей использовали коэффициент корреляции (r) Пирсона.

Результаты

После криоконсервации эякулятов выявлено уменьшение количества активно подвижных сперматозоидов более чем в 1,5 раза по сравнению с контролем. Восстановление подвижности гамет после криоконсервации — индекс выживания сперматозоидов (в %), который рассчитывался как отношение количества активно подвижных гамет в опыте к количеству активно подвижных гамет в контроле, составил более 50%.

Также выявлено, что после криоконсервации снижалась жизнеспособность половых клеток по сравнению с контролем: после оттаивания эякулятов наблюдалось достоверное (р<0,001) уменьшение количества живых неокрашенных (AnV–/PI–)-сперматозоидов почти в 2 раза, а также живых, находящихся на стадии раннего апоптоза и экспрессирующих ФС на поверхность мембраны (AnV+/PI–)-клеток. Причем основная часть живых (AnV–/PI–)-сперматозоидов после криоконсервации погибает в результате некроза, о чем свидетельствует значительное увеличение доли мертвых, не связывающих AnV-FITC, (AnV–/PI+)-клеток (см. рисунок).

Изменение количества живых и мертвых сперматозоидов после криоконсервации эякулятов фертильных мужчин. *р<0,001 достоверно по сравнению с контролем (до замораживания).

В то же время выявлено увеличение количества окрашивающихся двумя красителями (АnV+/PI+)-сперматозоидов, вступивших в стадию позднего апоптоза.

Был рассчитан индекс апоптоза как отношение количества (AnV+/PI–)-сперматозоидов (в %) в опыте к количеству (AnV+/PI–)-сперматозоидов в контроле, который имел значение меньше 1, что свидетельствует об ингибировании процесса апоптоза у сперматозоидов после криоконсервации.

Поскольку утрата жизнеспособности и гибель мужских половых клеток сопровождаются потерей их подвижности, то из всех критериев качества гамет для выявления взаимосвязи с процентным содержанием жизнеспособных и нежизнеспособных сперматозоидов в эякулятах фертильных мужчин до и после криоконсервации была выбрана подвижность сперматозоидов.

Не выявлено корреляции между процентным содержанием живых и мертвых сперматозоидов в эякулятах до криоконсервации и подвижностью гамет. Однако выявлена положительная корреляция между количеством активно подвижных гамет и количеством живых неокрашенных (AnV–/PI–)-сперматозоидов в эякулятах после оттаивания (r=0,56; р<0,001), а также отрицательная корреляция с количеством (АnV+/PI+)-сперматозоидов, находящихся в позднем апоптозе (r= –0,52; р<0,001).

Обсуждение

Восстановление функциональных характеристик сперматозоидов после размораживания спермы зависит не только от начального качества образцов эякулятов, но и от правильного проведения самого процесса замораживания/оттаивания. Определение жизнеспособности мужских половых клеток после криоконсервации, несомненно, является важной проблемой в современной репродуктологии.

В проведенном нами исследовании изучено влияние криоконсервации на состояние сперматозоидов фертильных мужчин и выявлено, что после оттаивания эякулята происходит снижение не только подвижности и жизнеспособности гамет, но и содержания апоптотических сперматозоидов, экспрессирующих ФС на внешнюю сторону мембраны и связывающих AnV.

Выявленное нами после криоконсервации спермы уменьшение процентного содержания ранних апоптотических (AnV+/PI–)-клеток противоречит результатам некоторых исследований, проведенных другими авторами [15, 23], о том, что после процедуры замораживания/оттаивания наряду с уменьшением содержания живых (AnV–/PI–)-сперматозоидов количество (AnV+/PI–)-клеток либо оставалось неизмененным, либо увеличивалось.

Противоречивость результатов можно объяснить использованием различных подходов в исследовании: авторы использовали для криоконсервации не нативный эякулят, а предварительно отделенные от семенной плазмы методом градиентного центрифугирования или методом «swim-up» сперматозоиды. Также для выявления жизнеспособности клеток авторы использовали краситель 6-CFDA, но окраска клеток красителями 6-CFDA и PI является не эквивалентной [24].

Уменьшение количества живых, находящихся в раннем апоптозе (AnV+/PI–)-сперматозоидов и экспрессирующих ФС, произошло, скорее всего, из-за того, что эти гаметы погибли в процессе замораживания/оттаивания и приобрели двойное окрашивание, перейдя в стадию позднего апоптоза, став (АnV+/PI+)-клетками. Однако большая часть живых неокрашенных (AnV–/PI–)-клеток погибает путем некроза и становится (AnV–/PI+)-клетками, без экспрессии Ф.С. Такой переход количества живых (AnV–/PI–)-клеток в некротические (AnV–/PI+)-клетки без экспрессии ФС гораздо больше, чем переход живых окрашенных (AnV+/PI–)-клеток в мертвые (AnV+/PI+)-клетки, экспрессирующие ФС.

Выявленная нами коррелятивная связь между содержанием в эякулятах после криоконсервации поздних апоптотических (AnV+/PI+)-клеток и подвижностью сперматозоидов в соответствии с коэффициентом отрицательной корреляции подтверждает то, что на поздней стадии апоптоза вместе с изменениями в структурно-биохимическом состоянии мембран сперматозоидов, нарушением мембранной асимметрии фосфолипидного слоя и резким возрастанием проницаемости мембраны для катионного красителя PI происходит потеря подвижности гамет. Таким образом, качество спермы после криоконсервации затрагивается на последних стадиях апоптоза.

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение криоконсервации для хранения спермы не вызывает индукции апоптоза у сперматозоидов фертильных мужчин. Снижение функциональных характеристик и жизнеспособности гамет после процедуры размораживания происходит главным образом из-за некротической гибели клеток.

Определение экспрессии ФС на поверхность половых клеток при помощи AnV-FITC в комбинации с PI может служить в качестве нового маркера для выявления качества гамет с целью дальнейшего использования в программах ВРТ не только свежих сперматозоидов, но и сперматозоидов после криоконсервации, а также может дать дополнительную информацию при изучении влияния криоконсервации на жизнеспособность сперматозоидов для прогнозирования результатов криоконсервирования спермы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата подачи рукописи: 16.03.17.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.