Одним из основных показаний для применения гипербарической оксигенации (ГБО) в акушерстве является плацентарная недостаточность (ПН). Это сложное дисфункциональное состояние плаценты, возникающее вследствие нарушения инвазии трофобласта, приводящее к метаболическим нарушениям в организме плода, снижению его компенсаторно-адаптационных реакций [7]. Широкое применение в акушерской практике ультразвуковой диагностики с допплерометрией позволило проводить диагностику и лечение данной патологии в более ранние сроки беременности [4, 8]. Эффективность и безопасность метода ГБО дали основание для широкого применения его в комплексной терапии ПН [3].
Нарушение кровообращения в плаценте сопровождается изменениями метаболизма, что способствует развитию ферментативной и гормональной недостаточности плаценты [12].
Плацента играет существенную роль в регуляции уровня перекисного окисления липидов (ПОЛ) в организме плода [1, 6]. При ПН значительно снижено содержание в плаценте общих липидов, свободного холестерина, триглицеридов. Одновременно с этим усилено ПОЛ на фоне снижения активности антиоксидантной системы. Накопление токсичных продуктов ПОЛ в клетках приводит к нарушению структуры и проницаемости биологических мембран. Усиление ПОЛ и изменение активности антиоксидантной системы играет роль в патогенезе гестоза, ПН и задержки внутриутробного развития плода.
Особую группу представляют беременные с метаболическим синдромом. Наряду с различными осложнениями беременности (гестоз, гестационный сахарный диабет и др.) [14] у данной группы пациенток отмечается ПН, проявляющаяся выраженными изменениями со стороны маточно-плацентарного, плодово-плацентарного кровотока. В этой связи изучение методов коррекции данной патологии является важной проблемой в акушерской практике [10, 11].
Цель настоящего исследования — оценка эффективности комплексного лечения ПН у беременных с метаболическим синдромом с применением ГБО.
Материал и методы
Для исследования были отобраны 148 беременных с метаболическим синдромом беременность которых осложнилась ПН. Возраст обследованных колебался от 21 года до 32 лет (средний возраст 26±1,8 года), средний индекс массы тела (ИМТ) составил 27±1,1 кг/м2. В группу контроля вошли 50 здоровых беременных с нормальной массой тела, средний ИМТ 21±1,6 кг/м2. Всем пациенткам проводили общеклиническое обследование (анамнез, оценка антропометических показателей), инструментальное (допплерометрическое исследование кровотока в маточных и спиральных артериях, в артерии пуповины и ее терминальных ветвях, аорте и средней мозговой артерии плода) и лабораторное исследование (определение содержания плацентарного лактогена — ПЛ, продуктов свободнорадикального окисления липидов: диеновые конъюгаты — ДК; малоновый диальдегид — МДА).
Статистическую обработку данных выполняли с использованием программы Statistica 5.0, достоверность получаемых различий оценивали по непараметрическим критериям Вилкоксона и Манна—Уитни. Достоверными считали различия при p<0,05.
Лечение ПН проводили в соответствии с рекомендациями Г.М. Савельевой (2008). В качестве традиционной терапии всем пациенткам назначали стандартные схемы β-адреномиметиков (гинипрал), вазоактивных препаратов (трентал), антигипоксантов (актовегин), гепатопротекторов (эссенциале форте) и витаминотерапии. В сроки беременности более 38 нед осуществлялась подготовка к родам, которая включала введение спазмолитиков и простагландинов.
Лечение гестозов проводилось путем комплексной инфузионной терапии, включая магнезиальную, а также антигипертензивную и седативную терапию. В случае неэффективности лечения гестоза производилось досрочное родоразрешение. При выявлении сопутствующей соматической патологии осуществляли ее коррекцию.
В дополнение к терапии назначался курс ГБО. Оксигенотерапия проводилась в барокамере ОКА-НТ и БЛ-301 в режиме 1,3 ата на изопрессии, в течение 40 мин со скоростью циркуляции кислорода 40 л/мин. Общая продолжительность сеанса с учетом компрессии и декомпрессии — 60 мин. Курс состоял из 8—10 сеансов, 1 раз в сутки.
Перед сеансом ГБО и после него обязательно измеряли частоту дыхания, пульса, артериальное давление и частоту сердцебиения плода.
Для оценки эффективности данной терапии пациентки были разделены на две группы: 1-я группа — 78 пациенток, которые получали в комплексе с основной терапией ГБО; 2-я группа (сравнения) — 70 пациенток, не получавших ГБО.
Результаты и обсуждение
Полученные данные (табл. 1)
Одно из главных проявлений ПН — нарушение гормональной функции плаценты, которое опережает клинические проявления на 2—3 нед [5, 15].
Таким образом, назначение ГБО в комплексном лечении ПН приводит к улучшению показателей гормонсинтезирующей функции плаценты.
На основании полученных результатов можно сделать заключение о возможности использования динамического определения гормона для оценки состояния плода, эффективности проводимого лечения и решения вопроса о тактике ведения беременности и родоразрешения, что согласуется с данными отечественных исследований [9].
В исследовании В.Н. Серова [12] выявлена достоверная закономерность изменения уровня ПЛ в крови беременных с поздним токсикозом в зависимости от степени его тяжести.
И.С. Сидоровой и соавт. [13] также показано, что хроническая ПН сопровождается уменьшением концентрации ПЛ пропорционально степени синдрома задержки развития плода.
В настоящем исследовании установлено, что при метаболическом синдроме имеет место усиление процессов свободнорадикального окисления липидов и ГБО непосредственно влияет на этот процесс (табл. 2).
Концентрация МДА и ДК до лечения у беременных с метаболическим синдромом была достоверно повышена по сравнению с контрольной группой пациенток. После лечения концентрация продуктов ПОЛ достоверно уменьшилась по сравнению с показателями до лечения, причем в 1-й группе пациенток в большей степени, чем в группе сравнения.
Полученные результаты согласуются с исследованием Г.Ц. Ароян [2], в котором показано, что при синдроме задержки развития плода наблюдается выраженное повышение уровня МДА, изменение концентрации свободных жирных кислот, снижение активности гормона роста.
При оценке допплерометрических показателей все беременные с метаболическим синдромом и ПН имели достоверно выраженные изменения. До лечения у этих больных систолодиастолическое отношение (СДО) и индекс резистентности (ИР) были достоверно выше по сравнению с контрольной группой. После комплексного лечения показатели СДО и ИР снизились, причем в группе беременных, получавших ГБО, в большей степени, чем в группе без ГБО (табл. 3),
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что комплексная терапия беременных с метаболическим синдромом и ПН с применением метода ГБО эффективна и способствует восстановлению нарушенного кровообращения, ликвидации гипоксии плода, оказывая положительное влияние на исход беременности и родов.